Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2012 в 05:56, курсовая работа
В настоящее время Россия уже ратифицировала Конвенцию ООН против коррупции и Конвенцию Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию, а также стала участницей объединения государств против коррупции.
Д.А. Медведев буквально с первых дней своего президентства объявил о национальном плане по противодействию коррупции в нашей стране, назвав коррупцию одной из самых острых проблем, главной угрозой для существования государства, поскольку «она разлагает деловую среду, снижает дееспособность страны, отражается на ее имидже, подрывает доверие граждан к власти».
Введение 3
1 Определение коррупции 6
2 Методы борьбы с коррупцией в Азиатско-тихоокеанском регионе,
коллективные усилия и программы антикоррупционной деятельности на
региональном уровне 10
3 Борьба с коррупцией в странах АТР 16
3.1 Опыт Соединенных Штатов Америки в борьбе с коррупцией 16
3.2 Антикоррупционная политика руководства Южной Кореи в условиях
демократических преобразований: основные этапы, проблемы и противоречия 25
3.3 Коррупция в современной Японии и методы борьбы с ней 28
3.4 Коррупция в КНР и борьба с ней 30
Заключение 38
Список использованной литературы 42
В чем же специфика данных методов в стране, которая и на словах и на деле показала себя самым решительным противником коррупции? В Китае не отрицают, что взяточничество существовало веками, однако это явление носило циклический характер. Именно коррупция способствовала угасанию и смене династий. И каждый новый этап в историческом развитии общества был ознаменован приходом нового правителя, способного объединить людей вокруг новой идеи, гарантировав тем самым поступательное развитие государства. Как правило, подобный период совпадал с усилением борьбы с коррупцией и последующим ослаблением ее влияния на общество. Действенность используемых Китаем методов в настоящее время обусловлена именно видением китайского руководства причин роста коррупции в стране, как результата капитализации социалистической экономики, внедрения рыночных механизмов, а также влияния западного образа жизни на менталитет китайцев. Это оригинальное видение позволяет сместить акценты на внешние причины, превращая человека не в виновника, а в жертву коррупции. Таким образом, освобождается психика китайского народа от груза неизбежности в случае определения коррупции как характерной черты человеческой натуры, и создаются необходимые условия для исправления.
Налицо
и конкретные результаты. Китай стал
одной из немногих стран, которым
досталась «похвала» «
Что же этому способствовало? Именно с приходом председателя КНР Ху Цзиньтао антикоррупционная кампания приобрела неслыханный размах и стала приносить существенные результаты. В своих многочисленных выступлениях Ху Цзиньтао неизменно уделяет большое внимание борьбе с коррупцией и мерам по ее предотвращению, указывая на то, что «необходимо искоренить почву, порождающую коррупцию, и решительно наказывать коррупционеров в соответствии с законом». Руководством страны сделан глубокий анализ состояния и причин, порождающих коррупцию в Китае. В китайских источниках официально указывается на то, что коррупция превратилась в серьезную угрозу в результате глубоких социально-экономических изменений, модернизации и реформ, проводимых в стране на протяжении последних десятилетий, а также сверхбыстрого экономического роста. Так, Дэн Сяопин еще четверть века назад указывал на то, что с момента начала модернизации страны некоторые чиновники погрязли в коррупции. «Кража государственной собственности, растраты и взяточничество сказываются на материальных и финансовых ресурсах страны. Если мы хотим положить этому конец, мы должны принять быстрые, жесткие и суровые меры». «Архитектор реформ» был потрясен тем фактом, что «появились небывалые воры — «большие тигры», расхитившие до десяти тысяч юаней»! А уже к концу 1990-х в Китае существенно увеличился размер самих взяток, а коррупция стала носить не индивидуальный, а «групповой» характер.
В этой связи Китайской академией наук был проведен сравнительный анализ основных характеристик коррупции среди госчиновников КНР в 1980-х и 1990-х, опубликованный в 2002 г. В частности, в 1990 гг. многие из чиновников, уличенные во взяточничестве однажды, спустя какое-то время были снова замешаны в коррупции. Кроме того, с момента их первой «осечки» они успели подняться по карьерной лестнице. Это ясно свидетельствует о том, что в Китае имели место серьезные просчеты при подборе и расстановке кадров.
Об усилении борьбы с коррупцией свидетельствуют следующие факты. Как в 1980-е, так и в 1990-е, число чиновников центральных и провинциальных ведомств, подозреваемых в коррупции, составляли немногим более 100 человек. А с 2002 по 2007 г. в Китае в коррупции были обвинены около 30 тыс. чиновников из 32 министерств и ведомств. И суммы взяток и незаконно присвоенных денег уже исчислялись миллионами. По сообщениям китайских источников, из 825 чиновников, обвиненных в коррупции в 2006 г., 9 были руководителями центрального и провинциального уровней. Под следствием оказалось еще 40 041 государственный чиновник, 2987 представителей судебной власти – под подозрением во взяточничестве и превышении должностных полномочий. Всего за несколько месяцев 2007 г. высокопоставленным чиновникам в Китае были вынесены весьма суровые приговоры: главному прокурору г. Тяньцзинь Ли Баоцзиню, члену Политбюро, секретарю горкома партии г. Шанхая Чэнь Лянюю, вице-мэру Пекина Лю Чжихуа, вице-губернатору провинции Аньхой Хэ Миньсю, мэру г. Циндао Ду Шаньдуну, министру КНР по продовольствию и лекарствам Чжэнь Сяоюю.
Сложившееся положение дел в вопросе борьбы с коррупцией и необходимость принятия еще более действенных мер по ее пресечению побудили руководство КНР к созданию в декабре 2007 г. национального всекитайского органа - Государственного управления по предупреждению коррупции, главой которого была назначена министр контроля Ма Вэнь. Данное ведомство наделено широчайшими полномочиями не только по выявлению коррупции, но и разработке целого комплекса антикоррупционных мер. Примечательно, что решение о создании данного органа разрабатывалось на протяжении последних четырех лет. Столь выверенный шаг не может не рассматриваться как серьезный прогресс на пути к построению «чистой» и неподкупной системы власти в стране.
Примечательно,
что в 2007 г. Центральная комиссия
по проверке дисциплины при ЦК КПК
выпустила указ, который предусматривал
«снисходительность» в
Китайские
эксперты признают тот факт, что
главные причины коррупции
В
связи с этим правительство и
Компартия Китая приняли и
реализуют целый ряд мер, направленных
на повышение ответственности
Одним из способов борьбы с коррупцией, на практике подтвердившим свою эффективность, является ротация кадров во всех органах власти. Так, по итогам ХVII съезда КПК в высшие органы партии вошло значительное число новых лиц. Завершена также масштабная перегруппировка руководящего состава на местах, вплоть до провинциального звена, укрепившая кадровую основу для проведения политики нынешнего руководства. В результате Центральный комитет и Политбюро обновлены на 51,5% и 36% соответственно в основном за счет молодых и перспективных руководителей министерского и провинциального уровня – кадрового резерва для формирования следующего поколения руководителей КНР. Состав Центральной комиссии по проверке дисциплины при ЦК КПК обновлен на 79,5%.
Также в рамках активизированной кампании по борьбе с коррупцией был усилен контроль за провинциальным звеном партийного и государственного аппарата, ограничена излишняя самостоятельность и политический вес провинциальных элит, которые были поставлены в более жесткие условия необходимости следовать линии центра. Особо следует подчеркнуть, что была произведена смена руководителей комиссий по проверке дисциплины в провинциях, которые ранее возглавлялись, в большинстве случаев ставленниками секретарей провинциальных и городских комитетов партии. Теперь во главе местных комиссий поставлены члены Центральной комиссии по проверки дисциплины ЦК КПК из Пекина, которые не имеют в этих провинциях ни родственных, ни служебных, ни каких-либо иных связей.
Результативности борьбы с коррупцией также способствуют непрекращающиеся усилия государства по совершенствованию руководящих функций партии, которые направлены на повышение эффективности механизмов работы ее органов и системы принятия решений. В частности, уточнены функции парторганов всех уровней, что концентрирует их на решении главных политических и социально-экономических задач, сократив текущее администрирование.
Ощутимые результаты в борьбе с коррупцией также приносит проводимая социальная политика, которая позволила сократить разрыв между богатыми и бедными частями населения КНР. Реальные доходы городских жителей за 9 месяцев 2007 г. увеличились на 13,2% до 1379 долл. США, сельских – на 14,8% до 443 долл. США. В том числе продолжен динамичный процесс укрепления среднего класса, насчитывающего, по разным оценкам, от 50 до 80 млн человек. Это создало объективные предпосылки для использования внутреннего потребительского спроса в качестве более важного фактора экономического роста, чем ранее. Более того, десятки миллионов человек без опасений вложили свои средства в рынок акций, который в Китае в настоящее время как раз и переживает своего рода бум.
Универсальных методов борьбы с коррупцией в мире пока не найдено. Каждая страна предпочитает идти своим путем, исходя из своих внутренних реалий. Однако положительный опыт по разработке наиболее действенных антикоррупционных мер можно и нужно изучать. Так, решительные действия китайского руководства позволили ощутимо переломить ситуацию по противодействию коррупции к лучшему. Упор сделан одновременно на две ветви власти – законодательную и судебную. По мудрому определению Дэн Сяопина, «мягкой рукой с преступностью не повоюешь и социальные уродства не выведешь». Уместно отметить, что сами китайцы часто объясняют необходимость принятия жестких мер в отношении коррупционеров, ссылаясь на известную притчу «резать курицу, чтобы устрашить обезьяну». Поскольку даже, казалось бы, незначительные финансовые преступления чиновников могут повлечь за собой существенные лишения для миллионов людей.
В первую очередь, помимо существующих ведомств по борьбе с коррупцией, а именно Центральной комиссии по проверке дисциплины ЦК КПК и Министерства контроля, создан новый орган – Государственное управление по противодействию коррупции. Таким образом, создание антикоррупционной системы в Китае началось с образования централизованной структуры по борьбе с коррупцией.
Далее, во всех органах власти КНР проводится ротация кадров, которая не дает возможности чиновникам использовать уже сложившиеся служебные, родственные, дружеские и иные связи для незаконных действий.
И, наконец, особое значение в Китае уделяется формированию у государственных служащих моральных и нравственных принципов, а также повышению чувства долга и ответственности. На сегодняшний день, разработанный Ху Цзиньтао «моральный кодекс из восьми принципов» поведения для граждан Китая находит все большее распространение и признание.
Особо следует подчеркнуть, что коррумпированные чиновники сурово наказываются, независимо от занимаемого положения и должности. Ярким примером непреклонной борьбы с коррупцией стал судебный процесс над министром КНР по продовольствию и лекарствам КНР Чжэнь Сяоюем, который завершился смертным приговором. Непосредственно перед исполнением приговора в официальном китайском печатном издании China Daily было опубликовано последнее обращение Чжэнь Сяоюя к гражданам КНР под названием «Письмо раскаяния». В своем письме министр утверждает, что из корыстных побуждений лучше не стремиться к большой власти. Потому что это не тот случай, когда «чем больше, тем лучше». Он советует любому чиновнику не гнаться за высокими постами, либо, если кто и решил стать руководителем высокого ранга, воспитывать в себе чувство ответственности, поскольку он сам являет наглядный пример того, к чему может привести безответственное обращение с властью.
Подводя
итог проанализированной ситуации, связанной
с антикоррупционными мерами китайского
руководства, необходимо отметить, что
в целом проведенные в Китае
за последние несколько лет весьма
эффективные реформы в
В Китае традиционно считают, что общество должно управляться не только властью закона, но и нормами, правилами поведения, нравственными убеждениями, силой примера. Глубоко почитаемый всеми в Китае Конфуций призывал: «Не беспокойся о том, что у тебя нет высокого чина. Беспокойся о том, достоин ли ты его».
В
целом в современном Китае
как и многих других странах, понятие
«коррупция» остается весьма уязвимым
с теоретической точки зрения, однако
непоколебимая решимость властей бороться
и покончить с преступлениями, совершаемыми
на этой почве, вызывает уважение и заслуживает
самого пристального внимания.