Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2012 в 05:56, курсовая работа
В настоящее время Россия уже ратифицировала Конвенцию ООН против коррупции и Конвенцию Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию, а также стала участницей объединения государств против коррупции.
Д.А. Медведев буквально с первых дней своего президентства объявил о национальном плане по противодействию коррупции в нашей стране, назвав коррупцию одной из самых острых проблем, главной угрозой для существования государства, поскольку «она разлагает деловую среду, снижает дееспособность страны, отражается на ее имидже, подрывает доверие граждан к власти».
Введение 3
1 Определение коррупции 6
2 Методы борьбы с коррупцией в Азиатско-тихоокеанском регионе,
коллективные усилия и программы антикоррупционной деятельности на
региональном уровне 10
3 Борьба с коррупцией в странах АТР 16
3.1 Опыт Соединенных Штатов Америки в борьбе с коррупцией 16
3.2 Антикоррупционная политика руководства Южной Кореи в условиях
демократических преобразований: основные этапы, проблемы и противоречия 25
3.3 Коррупция в современной Японии и методы борьбы с ней 28
3.4 Коррупция в КНР и борьба с ней 30
Заключение 38
Список использованной литературы 42
Содержание
Введение
1 Определение
коррупции
2 Методы борьбы с коррупцией в Азиатско-тихоокеанском регионе,
коллективные усилия и программы антикоррупционной деятельности на
региональном
уровне
3 Борьба с
коррупцией в странах АТР
3.1
Опыт Соединенных
Штатов Америки
в борьбе с коррупцией
3.2 Антикоррупционная политика руководства Южной Кореи в условиях
демократических преобразований: основные этапы, проблемы и противоречия 25
3.3
Коррупция в современной
Японии и методы
борьбы с ней
3.4
Коррупция в КНР
и борьба с ней
Заключение
Список использованной
литературы
Коррупция
– поистине универсальное
явление! Сегодня
она стала одной
из приоритетных тем
обсуждения
во всех странах мира.
Какую страну ни возьми,
борьба с коррупцией
непременно является
одним из пунктов политической
программы практически
каждой партии. Более
того, коррупция неизменно
на повестке дня заседаний
правительств, парламентов,
она постоянно обсуждается
в средствах массовой
информации, о ней много
говорят политики, ученые,
предприниматели и общественные
деятели. Даже само упоминание
о готовности побороть
в стране коррупцию
мигом поднимает рейтинг
любого политика.
Елена Подолько, кандидат политических наук |
В настоящее время Россия уже ратифицировала Конвенцию ООН против коррупции и Конвенцию Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию, а также стала участницей объединения государств против коррупции.
Д.А. Медведев буквально с первых дней своего президентства объявил о национальном плане по противодействию коррупции в нашей стране, назвав коррупцию одной из самых острых проблем, главной угрозой для существования государства, поскольку «она разлагает деловую среду, снижает дееспособность страны, отражается на ее имидже, подрывает доверие граждан к власти». По мнению главы государства, к решению проблемы коррупции необходимо подходить системно. Антикоррупционный план включает в себя целый ряд системных мер. Это, прежде всего юридические меры. То есть подготовка ряда специальных законов, в том числе и отдельного закона о противодействии коррупции. Во-вторых, это экономические институты, которые должны блокировать коррупционные проявления, это создание экономической мотивации у должностных лиц к тому, чтобы не совершать коррупционных преступлений. И, наконец, третье – это правосознание, выработка у людей так называемой антикоррупционной модели поведения, то есть стереотипа к правильному, законопослушному поведению.
Масштабная антикоррупционная кампания в России только запущена, в то время как уровень коррупции в нашей стране остается крайне высоким. В 2007 г., по официальной статистике, расследовано более 10,5 тыс. дел в этой сфере, однако эти показатели, как отметил президент России Д.А. Медведев, являются лишь «вершиной айсберга».
Проблемы коррупции в системе управления носят всеобъемлющий характер и их пагубное влияние ощущается во всем мире. В настоящее время ни у кого не вызывает сомнений, что это опаснейшее криминальное явление, которое подтачивает основы власти дискредитирует и подрывает ее авторитет в глазах населения, непосредственно затрагивает законные права и интересы граждан. С коррупцией пытаются бороться с большей или меньшей степенью настойчивости в ведущих индустриальных странах и наименее экономически развитых государствах, в международных и региональных организациях, в органах законодательной и исполнительной власти, в правоохранительных и армейских структурах, но, к сожалению, пока без видимых успехов. Складывается впечатление, что до окончательной победы, если это в принципе возможно, еще очень далеко.
Под коррупцией понимают противоправные деяния с использованием служебного положение для извлечения выгоды в личных целях, т. е. такое поведение лиц, уполномоченных на выполнение функций в государственных органах, или лиц, приравненных к ним, которое ведет к нарушению ими своих обязанностей с использованием собственного статуса и связанных с ним возможностей и имеет целью незаконное получение любых имущественных и неимущественных благ и привилегий для себя и других.
Конечно,
данное определение – лишь одно
из возможных. Понятие «коррупция»
в мировом сообществе весьма расплывчато
и противоречиво. О ней постоянно говорят
и пишут, проводят международные конгрессы,
конференции и симпозиумы на самом высоком
уровне, принимают многочисленные декларации
и резолюции, но единый подход по-прежнему
отсутствует.
Как у всякого сложного социального явления, у коррупции не существует единственного канонического определения. Однако, начиная серьезный разговор о ней, нельзя обойти вопрос о том, что имеют в виду авторы, используя понятие «коррупция». Дело не в академизме, а в стремлении к взаимопониманию с читателями.
Коррупция существует постольку, поскольку должностное лицо может распоряжаться не принадлежащими ему ресурсами путем принятия или непринятия тех или иных решений. В число таких ресурсов могут входить бюджетные средства, государственная или муниципальная собственность, государственные заказы или льготы и т.п. Собирая штрафы, налоги или иные предусмотренные законом платежи, должностное лицо также распоряжается не принадлежащими ему ресурсами: если штраф (сбор) законен, то его собственник — государственная казна, если не законен — то это собственность того лица, которого пытается обобрать должностное лицо. Государственный служащий обязан принимать решения, исходя из целей, установленных правом (конституцией, законами и другими нормативными актами) и общественно одобряемых культурными и моральными нормами. Коррупция начинается тогда, когда эти цели подменяются корыстными интересами должностного лица, воплощенными в конкретных действиях. Этого условия достаточно, чтобы характеризовать такое явление как злоупотребление служебным положением в корыстных целях. Между этим явлением и коррупцией грань весьма размытая. Очень редко должностное лицо может извлечь незаконную выгоду из своего служебного положения, действуя изолированно, не вовлекая в свою противоправную деятельность других людей, как это бывает, например, при сокрытом от других присвоении не принадлежащих чиновнику средств (можно напомнить об использовавшемся ранее термине «казнокрадство»). В таких случаях обычно не говорят о коррупции.
Чаще бывает по-другому. Ниже приведено несколько примеров, которые можно отнести к ситуациям, обычно описываемым термином «коррупция».
Надо иметь в виду, что этим перечислением не исчерпывается феномен коррупции.
Полезно
различать верхушечную и
Часто обе заинтересованные в коррупционной сделке стороны принадлежат к одной государственной организации. Например, когда чиновник дает взятку своему начальнику за то, что последний покрывает коррупционные действия взяткодателя, — это также коррупция, которую обычно называют «вертикальной». Она, как правило, выступает в качестве моста между верхушечной и низовой коррупцией. Это особо опасно, поскольку свидетельствует о переходе коррупции из стадии разрозненных актов в стадию укореняющихся организованных форм.
Большинство специалистов, изучающих коррупцию, относит к ней и покупку голосов избирателей во время выборов. Здесь, действительно, есть все характерные признаки коррупции, за исключением того, что присутствовало выше — должностного лица. Избиратель обладает по конституции ресурсом, который называется «властные полномочия». Эти полномочия он делегирует избираемым лицам посредством специфического вида решения — голосования. Избиратель должен принимать это решение исходя из соображений передачи своих полномочий тому, кто, по его мнению, может представлять его интересы, что является общественно признанной нормой. В случае покупки голосов избиратель и кандидат вступают в сделку, в результате которой избиратель, нарушая упомянутую норму, получает деньги или иные блага, а кандидат, нарушая избирательное законодательство, надеется обрести властный ресурс. Понятно, что это не единственный тип коррупционных действий в политике.
Коррупция существует и в негосударственных организациях. Сотрудник организации (коммерческой или общественной) также может распоряжаться не принадлежащими ему ресурсами; он также обязан следовать уставным задачам своей организации; у него также есть возможность незаконного обогащения с помощью действий, нарушающих интересы организации, в пользу второй стороны, получающей от этого свои выгоды. Очевидный пример из российской жизни — кредиты, получаемые за взятки в коммерческих банках под проекты, цель которых — изъять деньги и исчезнуть.
Исследование подтвердило, что
коррупция в развивающихся