Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 18:57, реферат
Цель работы: отобразить главные аспекты такого понятия, как Государственная прокуратура. Показать роль и место прокурорского надзора в становлении правового государства. Но поскольку невозможно охватить все частности и детали в деятельности прокуратуры, то речь в реферате пойдет о наиболее важных моментах.
Задачи:
найти и проанализировать ряд материалов по теме «Генеральная прокуратура Российской Федерации».
изучить современные проблемы Генеральной прокуратуры Российской Федерации.
представить данные по изученным материалам.
Введение
Глава 1. Основные исторические этапы развития российской прокуратуры
Глава 2. Общие положения в понятии Генеральной прокуратуры РФ
2.1 Структура Генеральной прокуратуры РФ
2.2 Кадры органов и учреждений прокуратуры
2.3 Принципы деятельности прокуратуры
2.4 Функции прокуратуры
2.5 Некоторые проблемы современной прокуратуры Российской Федерации
Заключение
Список литературы
Кроме
того, принцип централизации
Некоторые ученые высказывают мнение о необходимости децентрализации прокуратуры. Однако именно централизм позволяет прокурору в регионах защищать права граждан от националистических посягательств и дискриминации, когда эту задачу по тем или иным причинам не решают органы власти субъектов РФ. События в кавказском регионе наглядно подтверждают актуальность такого вывода и убедительно показывают, что связанному «двойной» подчиненностью прокурору такая роль не по силам.
Особенностью
российской прокуратуры как прокуратуры
федеративного государства
В этой связи жизнь настоятельно требует законодательного закрепления положения об автоматическом приостановлении действия опротестованного нормативного акта местного органа власти или должностного лица. Прокурорская практика свидетельствует, что число издаваемых незаконных правовых актов очень велико. В то же время 95% принесенных прокурорами протестов на такие правовые акты удовлетворяются органами власти и должностными лицами добровольно, без суда.
Поэтому необходимо правило о том, что отмененный по протесту прокурора незаконный нормативный акт лишается юридической силы с момента его принятия (а не отмены), поскольку его применение в течение даже короткого времени может повлечь ущемление прав граждан, организаций (особенно это касается актов местных органов власти, устанавливающих платежи, сборы, штрафные санкции и т.п.).
Кроме
того, есть необходимость вернуть
право законодательной
Совет
Федерации Федерального Собрания РФ
в постановлении о мерах по
укреплению законности в стране уже
признавал необходимым при
Выход
видится в следующем: поскольку
надзор за деятельностью высших органов
государственной власти не входит в
компетенцию Генерального прокурора
РФ, он должен обладать правом обращения
в Конституционный Суд с
Отметим, что законодательство некоторых республик в составе РФ (Бурятии, Дагестана, Карелии и др.) наделяет прокуроров этих субъектов федерации правом обращения в конституционные суды республик с просьбой о проверке соответствия законов и иных нормативных актов субъектов РФ их конституциям.
В
числе других проблем прокурорского
надзора остается вопрос о функциях
прокуратуры. В настоящее время
прокуратура наделена рядом функций,
несвойственных ей, как органу надзора:
к примеру, расследование дел
«прокурорской» подследственности, координация
деятельности правоохранительных органов
по борьбе с преступностью. Не секрет,
что, осуществляя координационную
деятельность, прокурор фактически приобретает
властно-распорядительные полномочия
в отношении руководителей
Подчеркивая
еще раз, что с правовой точки
зрения единственной функцией прокурора
является надзор за соблюдением законности,
хотелось бы обратить внимание и на
психологический аспект проблемы. Поддерживая
обвинение, прокурор должен быть уверен
в виновности обвиняемого. Но ведь при
наличии такой уверенности
Еще одна проблема: в соответствии со ст. 21 закона "О прокуратуре РФ"14 предметом прокурорского надзора является исполнение законов. Вместе с тем в последние годы получила широкое распространение практика издания указов Президента РФ, по своему значению приближающиеся к законам. Однако аппарат Президента РФ не в состоянии повсеместно и постоянно контролировать их исполнение. Сказанное дает основание предложить включить в предмет прокурорского надзора исполнение не только законов, но и указов Президента РФ общенормативного характера. Кроме того, в соответствии с законом при реализации своих полномочий прокурор вправе опротестовывать только незаконные акты. Однако жизнь показывает, что часто права граждан и юридических лиц нарушаются путем незаконных действий, которые не всегда облекаются в документальную форму. Поэтому есть необходимость предоставить прокурору возможность опротестования и незаконных действий (подобным полномочием прокуроры обладали в 1920-40-х годах).
В
заключение отмечу, что одной из
нерешенных проблем в области
прокурорского надзора является
отсутствие надлежащей кодификации
прокурорско-надзорного права. Большое
количество нормативных актов, в
которых находятся нормы, регулирующие
отношения в сфере
Таковы лишь некоторые проблемы современной прокуратуры и прокурорского надзора на взгляд, подчеркнем, автора настоящего пособия, которые, безусловно, не могут быть бесспорными и претендующими на истину в последней инстанции. Полагаем, что дискуссия по проблемам деятельности прокуратуры только обогатит теорию прокурорского надзора, что, в свою очередь, послужит научной базой повышения эффективности и надзорного потенциала прокуратуры России.
генеральная прокуратура российская
Заключение
В ходе работы были отображены главные аспекты такого понятия, как Государственная прокуратура: ее структура, кадры органов и учреждений прокуратуры, принципы и функции деятельности прокуратуры. Были показаны роль и место прокурорского надзора в становлении правового государства.
К сожалению, нынешняя прокуратура еще не стала такой, какой хотелось бы её видеть. Есть проблемы в кадровом, материально-техническом и ином обеспечении деятельности прокуратуры.
Прослеживание эволюции прокурорского надзора, предпринятое в данном реферате, показало, что российская прокуратура не всегда выступала в качестве действенного института защиты прав человека и гражданина, но традиционно занимала значительное место в системе контроля и надзора за исполнением законодательства. Почти трехсотлетний период ее истории свидетельствует, что поиск наиболее приемлемой и эффективной модели прокурорского надзора с точки зрения права еще не закончен. Особую значимость деятельность прокуратуры приобретает сегодня, в условиях построения правового государства и гражданского общества, обозначенных Россией в качестве своих важнейших приоритетов.
Следует отметить, что роль прокуратуры в защите законных прав и интересов гражданина не только чрезвычайно высока, но и ответственна. При любых нарушениях закона гражданине должны быть уверены, что их права под надежной защитой. В современных условиях, когда имеет место рост преступности, прокурорский надзор в рассматриваемой области не должен быть формальным. Прокуроры должны оперативно реагировать на нарушение прав осужденных лиц и своевременно выявлять факты незаконных действий различных лиц и учреждений.
В
целом, роль и значение прокурорского
надзора в построении правового
государства в России не вызывает
сомнений. Вместе с тем, процессы реформирования
в стране наложили большой негативный
отпечаток на эффективность прокурорского
надзора, поэтому здесь еще предстоит
большая и напряженная работа.
Список литературы
Нормативно-правовые акты:
Монографии и учебная литература.
Информация о работе Генеральная прокуратура Российской Федерации