Генеральная прокуратура Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 18:57, реферат

Описание работы

Цель работы: отобразить главные аспекты такого понятия, как Государственная прокуратура. Показать роль и место прокурорского надзора в становлении правового государства. Но поскольку невозможно охватить все частности и детали в деятельности прокуратуры, то речь в реферате пойдет о наиболее важных моментах.
Задачи:
найти и проанализировать ряд материалов по теме «Генеральная прокуратура Российской Федерации».
изучить современные проблемы Генеральной прокуратуры Российской Федерации.
представить данные по изученным материалам.

Содержание

Введение
Глава 1. Основные исторические этапы развития российской прокуратуры
Глава 2. Общие положения в понятии Генеральной прокуратуры РФ
2.1 Структура Генеральной прокуратуры РФ
2.2 Кадры органов и учреждений прокуратуры
2.3 Принципы деятельности прокуратуры
2.4 Функции прокуратуры
2.5 Некоторые проблемы современной прокуратуры Российской Федерации
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Генеральная прокуратура РФ.docx

— 57.07 Кб (Скачать)

     Кроме того, принцип централизации прокурорского  надзора нуждается в переосмыслении; централизация должна служить одной  цели: быть гарантией в борьбе с  местным и ведомственным влиянием, бюрократизмом, произволом. Централизованный прокурорский надзор, одной из задач  которого является охрана единой законности, должен включаться там, где федеральные  органы, превышая свои полномочия, влияют на местные органы власти, либо местные  органы игнорируют центральную власть.

     Некоторые ученые высказывают мнение о необходимости  децентрализации прокуратуры. Однако именно централизм позволяет прокурору  в регионах защищать права граждан  от националистических посягательств  и дискриминации, когда эту задачу по тем или иным причинам не решают органы власти субъектов РФ. События  в кавказском регионе наглядно подтверждают актуальность такого вывода и убедительно  показывают, что связанному «двойной»  подчиненностью прокурору такая  роль не по силам.

     Особенностью  российской прокуратуры как прокуратуры  федеративного государства является то, что она выступает важнейшим  элементом сдержек и противовесов не только в системе разделения и  взаимодействия законодательной, исполнительной и судебной властей, но и между федеральными и органами власти субъектов Федерации. Нейтрализации местнических, сепаратистских тенденций средствами прокурорского надзора способствовало бы наделение прокуроров правом приостанавливать действие противоречащих закону правовых актов, а также актов органов местного самоуправления.

     В этой связи жизнь настоятельно требует  законодательного закрепления положения  об автоматическом приостановлении  действия опротестованного нормативного акта местного органа власти или должностного лица. Прокурорская практика свидетельствует, что число издаваемых незаконных правовых актов очень велико. В то же время 95% принесенных прокурорами протестов на такие правовые акты удовлетворяются органами власти и должностными лицами добровольно, без суда.

     Поэтому необходимо правило о том, что  отмененный по протесту прокурора незаконный нормативный акт лишается юридической  силы с момента его принятия (а  не отмены), поскольку его применение в течение даже короткого времени  может повлечь ущемление прав граждан, организаций (особенно это  касается актов местных органов  власти, устанавливающих платежи, сборы, штрафные санкции и т.п.).

     Кроме того, есть необходимость вернуть  право законодательной инициативы Генеральному прокурору РФ. По Конституции  СССР 1977 года, принятой на внеочередной седьмой сессии Верховного Совета СССР девятого созыва13 Генеральный прокурор обладал этим полномочием и лишился его с принятием нового Основного закона государства в 1993 году. Закон о прокуратуре предусматривает только «участие прокуроров в правотворческой деятельности» (ФЗ «О прокуратуре»), хотя в сравнении с другими субъектами законодательной инициативы именно прокуроры владеют наиболее полной информацией о недостатках законодательства.

     Совет Федерации Федерального Собрания РФ в постановлении о мерах по укреплению законности в стране уже  признавал необходимым при подготовке предложений о внесении поправок в Конституцию РФ предусмотреть  наделение Генерального прокурора  РФ правом законодательной инициативы. Неопределенность прокурорского статуса  в этом плане налицо: возлагая на прокуратуру надзор за соблюдением  Конституции РФ и за соответствием  ей принимаемых законов и нормативных  актов, законодатель в то же время  лишил прокуроров эффективного средства для устранения выявленных нарушений.

     Выход видится в следующем: поскольку  надзор за деятельностью высших органов  государственной власти не входит в  компетенцию Генерального прокурора  РФ, он должен обладать правом обращения  в Конституционный Суд с просьбой о проверке конституционности нормативных  актов Президента, Правительства  РФ. Это способствовало бы более  эффективной деятельности, как органов  прокуратуры, так и Конституционного Суда, а в конечном итоге - послужить  укреплению законности в государстве. Такое предложение высказывают как работники органов прокуратуры, так и судьи Конституционного суда Российской Федерации.

     Отметим, что законодательство некоторых  республик в составе РФ (Бурятии, Дагестана, Карелии и др.) наделяет прокуроров этих субъектов федерации  правом обращения в конституционные  суды республик с просьбой о проверке соответствия законов и иных нормативных актов субъектов РФ их конституциям.

     В числе других проблем прокурорского  надзора остается вопрос о функциях прокуратуры. В настоящее время  прокуратура наделена рядом функций, несвойственных ей, как органу надзора: к примеру, расследование дел  «прокурорской» подследственности, координация  деятельности правоохранительных органов  по борьбе с преступностью. Не секрет, что, осуществляя координационную  деятельность, прокурор фактически приобретает  властно-распорядительные полномочия в отношении руководителей правоохранительных органов. Координация немыслима  без конкретных организационно-властных действий прокурора, она по существу заключаются в руководстве правоохранительными  органами. Наделение прокурора такими полномочиями автоматически накладывает  на него ответственность за положение  с раскрываемостью преступлений, за состояние и динамику преступности и т.п. То есть, вопреки ее предназначению как органа надзора, прокуратуре  вменяется в обязанность борьба с преступностью и ответственность  за ее результаты. Учитывая, что одним  из направлений прокурорского надзора  является надзор за исполнением законов  органами, осуществляющими оперативно-розыскную  деятельность, дознание и предварительное  следствие (правоохранительными органами), возникает парадокс: прокурор обязан координировать (направлять) их деятельность и в то же время надзирать за ее законностью. При таком положении  практически невозможно качественно  и объективно осуществлять надзор, так как задача повышения эффективности  борьбы с преступностью зачастую вступает в противоречие с законностью  форм и методов таковой. Поэтому  представляется необходимым исключить  из закона о прокуратуре такое  направление как координация  деятельности по борьбе с преступностью  и обозначить основной функцией прокуратуры  надзор за соблюдением Конституции  РФ и действующих на ее территории законов. Непосредственное же руководство  и координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью  следует возложить на другой орган  власти (например, на действующие в  центре и на местах Советы безопасности), сохранив надзорные полномочия прокурора и его участие в координации, основной целью которой должна быть согласованность действий прокуратуры и других правоохранительных органов.

     Подчеркивая еще раз, что с правовой точки  зрения единственной функцией прокурора  является надзор за соблюдением законности, хотелось бы обратить внимание и на психологический аспект проблемы. Поддерживая  обвинение, прокурор должен быть уверен в виновности обвиняемого. Но ведь при  наличии такой уверенности трудно требовать от прокурора объективного надзора за соблюдением прав и  свобод человека при разрешении уголовного дела в суде. Об этом говорил еще  Н.В. Муравьев, который указывал на несовместимость  обвинительного начала, объективности  и беспристрастности в процессе расследования преступлений. Для поддержания государственного обвинения необходимо учредить особую службу государственных обвинителей (состоящих при судах).

     Еще одна проблема: в соответствии со ст. 21 закона "О прокуратуре РФ"14 предметом прокурорского надзора является исполнение законов. Вместе с тем в последние годы получила широкое распространение практика издания указов Президента РФ, по своему значению приближающиеся к законам. Однако аппарат Президента РФ не в состоянии повсеместно и постоянно контролировать их исполнение. Сказанное дает основание предложить включить в предмет прокурорского надзора исполнение не только законов, но и указов Президента РФ общенормативного характера. Кроме того, в соответствии с законом при реализации своих полномочий прокурор вправе опротестовывать только незаконные акты. Однако жизнь показывает, что часто права граждан и юридических лиц нарушаются путем незаконных действий, которые не всегда облекаются в документальную форму. Поэтому есть необходимость предоставить прокурору возможность опротестования и незаконных действий (подобным полномочием прокуроры обладали в 1920-40-х годах).

     В заключение отмечу, что одной из нерешенных проблем в области  прокурорского надзора является отсутствие надлежащей кодификации  прокурорско-надзорного права. Большое  количество нормативных актов, в  которых находятся нормы, регулирующие отношения в сфере прокурорского  надзора, порой их несоответствие друг другу (из-за постоянного редактирования) создает проблемы при пользовании  нормативным материалом, ведет к возникновению коллизий и пробелов правового регулирования в прокурорско-надзорных правоотношениях. Представляется, что законодательство в области прокурорско-надзорного права должно идти по пути создания стройной и последовательной системы образующих его правовых норм и институтов. Есть необходимость сгруппировать их в едином федеральном конституционном законе «О прокуратуре РФ», состоящем из общей и особенной частей. В общей части должны быть объединены нормы и институты, определяющие понятие, сущность, назначение, функции, цели и задачи прокурорского надзора, его объект, предмет и пределы, направления, принципы организации и деятельности прокуратуры, поводы и основания прокурорского надзора, сроки, правовые средства и акты прокурорского надзора, полномочия прокуроров и т.д. Особенная часть должна содержать правовые нормы, определяющие функциональную сторону прокурорского надзора, применительно к каждой из отраслей надзора, их специфику.

     Таковы  лишь некоторые проблемы современной  прокуратуры и прокурорского  надзора на взгляд, подчеркнем, автора настоящего пособия, которые, безусловно, не могут быть бесспорными и претендующими  на истину в последней инстанции. Полагаем, что дискуссия по проблемам  деятельности прокуратуры только обогатит теорию прокурорского надзора, что, в свою очередь, послужит научной  базой повышения эффективности  и надзорного потенциала прокуратуры  России.

     генеральная прокуратура российская

 

     

     Заключение 

     В ходе работы были отображены главные  аспекты такого понятия, как Государственная  прокуратура: ее структура, кадры органов и учреждений прокуратуры, принципы и функции деятельности прокуратуры. Были показаны роль и место прокурорского надзора в становлении правового государства.

     К сожалению, нынешняя прокуратура еще  не стала такой, какой хотелось бы её видеть. Есть проблемы в кадровом, материально-техническом и ином обеспечении деятельности прокуратуры.

     Прослеживание эволюции прокурорского надзора, предпринятое в данном реферате, показало, что  российская прокуратура не всегда выступала  в качестве действенного института  защиты прав человека и гражданина, но традиционно занимала значительное место в системе контроля и  надзора за исполнением законодательства. Почти трехсотлетний период ее истории  свидетельствует, что поиск наиболее приемлемой и эффективной модели прокурорского надзора с точки  зрения права еще не закончен. Особую значимость деятельность прокуратуры  приобретает сегодня, в условиях построения правового государства  и гражданского общества, обозначенных Россией в качестве своих важнейших  приоритетов.

     Следует отметить, что роль прокуратуры в  защите законных прав и интересов  гражданина не только чрезвычайно высока, но и ответственна. При любых нарушениях закона гражданине должны быть уверены, что их права под надежной защитой. В современных условиях, когда  имеет место рост преступности, прокурорский надзор в рассматриваемой области  не должен быть формальным. Прокуроры  должны оперативно реагировать на нарушение  прав осужденных лиц и своевременно выявлять факты незаконных действий различных лиц и учреждений.

     В целом, роль и значение прокурорского  надзора в построении правового  государства в России не вызывает сомнений. Вместе с тем, процессы реформирования в стране наложили большой негативный отпечаток на эффективность прокурорского  надзора, поэтому здесь еще предстоит  большая и напряженная работа. 

 

     Список литературы 

Нормативно-правовые акты:

  1. Конституция Российской Федерации// Российская газета. - №23. - 25 декабря 1993 года.
  2. ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» от 17.11.1995 N 168-ФЗ// Собрание Законодательства Российской Федерации. - 1995. - N47. - ст.4472.
  3. ФЗ «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов» от 20.04.1995 N 45-ФЗ// Российская газета. - №82. - 26 апреля 1995 года.
  4. Указ Президента «О полномочном представителе Президента Российской Федерации в Федеральных округах» от 13.06.2000 № 849-УП// Собрание Законодательства Российской Федерации.- 2000.- №20.- ст. 2112.
  5. Приказ Генеральной прокуратуры Российской Федерации «Об образовании управлений Генеральной прокуратуры Российской Федерации в федеральных округах» от 5.06.2000 №98. (Документ опубликован не был.)
  6. Конституция Союза Советских Социалистических Республик. - 7 октября 1977г.
  7. Декреты Советской власти. Т.I. – М.: Гос.издательство полит.литературы, 1957г.
  8. Закон СССР «О прокуратуре СССР» от 30.11.1979 // ВВС СССР. - 1979. - № 49. - ст.843.
  9. Указ Президиума Верховного Совета СССР об утверждении «Положение о прокурорском надзоре в СССР» от 24.05.1955 // ВВС СССР. - 1955. - №9. - ст. 222.
  10. Постановление ЦИК и СНК СССР от 20.06.1933 // СЗ СССР. - 1933. - № 40. - ст. 239.
  11. Положение о прокурорском надзоре от 28.05.1922 // СУ РСФСР. - 1922. - № 36. - ст.424.

Монографии  и учебная литература.

  1. Авдонкин В.С., Карпов Е.А., Науменко А.Б.Правоохранительные органы. Сборник схем. – М.: Новый Юрист, 1998г.
  2. Алексеев А.И., Ястребов В.Б.Профессия – прокурор. – М.: Юристъ, 1998г.
  3. Григонис Э.П.Правоохранительные органы.- СПб.: Питер, 2002г.
  4. Дмитриев Ю.А., Шапкин М.А.Правоохранительные органы.- М.: Мастерство, 2002г.
  5. Звягинцев А.Г., Орлов Ю.Г. Око государево. Российские прокуроры. ХVIII век. - М.: Российская политическая энциклопедия, 1994г.
  6. Новиков С. Г. Прокурорская система в СССР. - М.: 1977г.
  7. Сухарева А.Я. Российский прокурорский надзор. Учебник для ВУЗов. – М.: Норма, 2002г.

Информация о работе Генеральная прокуратура Российской Федерации