Генеральная прокуратура Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 18:57, реферат

Описание работы

Цель работы: отобразить главные аспекты такого понятия, как Государственная прокуратура. Показать роль и место прокурорского надзора в становлении правового государства. Но поскольку невозможно охватить все частности и детали в деятельности прокуратуры, то речь в реферате пойдет о наиболее важных моментах.
Задачи:
найти и проанализировать ряд материалов по теме «Генеральная прокуратура Российской Федерации».
изучить современные проблемы Генеральной прокуратуры Российской Федерации.
представить данные по изученным материалам.

Содержание

Введение
Глава 1. Основные исторические этапы развития российской прокуратуры
Глава 2. Общие положения в понятии Генеральной прокуратуры РФ
2.1 Структура Генеральной прокуратуры РФ
2.2 Кадры органов и учреждений прокуратуры
2.3 Принципы деятельности прокуратуры
2.4 Функции прокуратуры
2.5 Некоторые проблемы современной прокуратуры Российской Федерации
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Генеральная прокуратура РФ.docx

— 57.07 Кб (Скачать)

     Структура Генеральной прокуратуры, иных прокуратур динамична. Она изменяется в соответствии с изменениями задач, функций  прокуратуры, приоритетов в ее деятельности.

     В результате ряда преобразований структуры  Генеральной прокуратуры РФ в  ней создано Управление по надзору  за соблюдением федерального законодательства, в которое входят:

     отдел по надзору за соблюдением федерального законодательства, прав и свобод граждан;

     отдел по надзору за исполнением законов  в экологической сфере, на транспорте и в оборонном комплексе;

     отдел по надзору за исполнением таможенного  законодательства;

     отдел по надзору за исполнением налогового законодательства и законодательства в сфере предпринимательства.

     В Главное следственное управление Генеральной  прокуратуры входят: управление по надзору за следствием, дознанием, оперативно-розыскной  и процессуальной деятельностью  в органах внутренних дел и  юстиции и управление по надзору  за расследованием преступлений органами прокуратуры, в которое, в свою очередь, входят зональные отделы, управление по надзору за процессуальной деятельностью  органов безопасности, а также  управление по расследованию особо  важных дел, организационно-методическое управление, отдел по надзору за расследованием особо важных дел, управление криминалистического обеспечения. Главное следственное управление возглавляет  заместитель Генерального прокурора  РФ. Кроме того, в состав Генеральной  прокуратуры РФ в 2000г. входили такие  подразделения, как: управление криминалистического  обеспечения; управление кадров; управление по надзору за исполнением законов  и законностью правовых актов; управление организации работы, статистики и  делопроизводства; управление по надзору  за исполнением налогового законодательства; управление по надзору за законностью  судебных постановлений по уголовным  делам; управление за законностью постановлений  судов по гражданским делам; управление по обеспечению участия прокуроров в рассмотрении уголовных дел; управление по обеспечению участия прокуроров в гражданском процессе; управление по обеспечению участия прокуроров в арбитражном процессе; управление по надзору за исполнением законов  на транспорте и в таможенных органах; управление по делам несовершеннолетних и молодежи; управление правового  обеспечения, в состав которого входят отдел по работе с законопроектами  и отдел систематизации законодательства; организационное управление, состоящее  из секретариата Генерального прокурора  РФ; второе управление (организация  и осуществление надзора на объектах оборонного комплекса и специализированных военно-строительных и иных формирований), международно-правовое управление; управление по надзору за законностью исполнения уголовных наказаний, управление по надзору за исполнением законов о федеральной безопасности; управление по надзору за исполнением налогового законодательства; отдел реабилитации жертв политических репрессий.

     В состав Генеральной прокуратуры  РФ входит на правах структурного подразделения  Главная военная прокуратура, возглавляемая  заместителем Генерального прокурора  РФ — Главным военным прокурором.

     В состав Генеральной прокуратуры  входило Главное управление по надзору  за исполнением законов о федеральной  безопасности и межнациональных  отношениях на Северном Кавказе. Возглавлял это Главное управление заместитель  Генерального прокурора РФ.

     Структура аппарата Генеральной прокуратуры  РФ непосредственно связана с  изменениями в системе федерального управления на территории Российской Федерации. Указом Президента РФ от 13 мая 2000г. № 849 «О полномочном представителе  Президента Российской Федерации в  федеральном округе»8 образованы на территории страны семь федеральных округов. Федеральные органы образовали в этих округах соответствующие структуры с центрами в Москве, Санкт-Петербурге, Ростове, Нижнем Новгороде, Екатеринбурге, Новосибирске и Хабаровске. Приказом Генерального прокурора РФ от 5 июня 2000г. образованы управления Генеральной прокуратуры РФ в федеральных округах.9 Эти управления расположены непосредственно в центрах федеральных округов. На них возложено: координация деятельности всех правоохранительных органов, находящихся в пределах федерального округа, по борьбе с преступностью; надзор за исполнением законов федеральными органами: находящимися в пределах федерального округа, органами контроля, их должностными лицами; надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными органами, органами контроля, их должностными лицами; надзор за исполнением законов федеральными органами в округах, осуществляющими предварительное следствие, дознание и оперативно-розыскную деятельность, а также региональными управлениями по борьбе с организованной преступностью, региональными отделами следственного комитета при МВД РФ; расследование уголовных дел о наиболее опасных и общественно значимых преступлениях.

     В состав Генеральной прокуратуры  РФ входит ряд подразделений обеспечивающего  характера. К ним относится: управление по рассмотрению писем и приему граждан; секретариат; управление делами; центр  информации и общественных связей; финансово-хозяйственное управление; управление по делам гражданской  обороны, чрезвычайным ситуациям и  безопасности; мобилизационной работе; управление делами; первый отдел.

     В Генеральной прокуратуре РФ действует  научно-консультативный совет для  рассмотрения вопросов, связанных с  организацией и деятельностью органов  прокуратуры. Организационная структура  Генеральной прокуратуры РФ в  максимальной мере приближена к целям  выполнения возложенных на прокурорскую систему функций. С одной стороны, Генеральный прокурор РФ и подчиненный  ему центральный аппарат прокуратуры  выполняют все возложенные на прокуратуру функции, на федеральном  уровне (надзор за исполнением законов  федеральными министерствами и ведомствами  и др.). Генеральная прокуратура  вправе осуществлять надзор за исполнением  законов представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов  Российской Федерации. С другой стороны, Генеральная прокуратура реально  осуществляет по поручениям Генерального прокурора, решениям коллегии руководство  деятельностью единой централизованной прокурорской системой: В этих целях  изучается надзорная и следственная практика, оперативно отслеживается  информация о состоянии законности в регионах, деятельности органов  прокуратуры по ее укреплению. На основе полученных данных издаются приказы, указания, распоряжения, инструкции Генерального прокурора РФ, обязательные для исполнения всеми органами прокуратуры.

     Аппарат Генеральной прокуратуры РФ является интегрированным руководителем  прокурорской системы. Его подразделения  осуществляют оперативное руководство  и контроль, в пределах своей компетенции, за деятельностью прокуратур субъектов  Федерации, приравненных к ним специализированных прокуратур, а также иных нижестоящих  органов прокуратуры. Полномочия прокуроров различных уровней в сфере  предварительного следствия и в  судопроизводстве регламентируются Федеральным  законом о прокуратуре РФ (ФЗ «О прокуратуре»), а также соответствующим  отраслевым законодательством.

     При Генеральной прокуратуре РФ состоят  научные и образовательные учреждения: Научно-исследовательский институт проблем укрепления законности и  правопорядка, Институт повышения квалификации руководящих кадров органов прокуратуры (г. Москва), Институт повышения квалификации прокурорских работников (г. Иркутск), Юридический институт прокуратуры  РФ (г. Санкт-Петербург).

     Генеральный прокурор РФ назначает на должность  и освобождает от должности директоров (ректоров) научных и образовательных  учреждений системы прокуратуры  РФ и их заместителей. Научные и  образовательные учреждения системы  прокуратуры действуют в соответствии с положениями (уставами) о них, утверждаемыми  Генеральным прокурором РФ.

     Структура Генеральной прокуратуры РФ регулярно  приводится в соответствие с изменениями, происходящими в политической, экономической, социальной и иных сферах деятельности в Российской Федерации, и регулирующим эти изменения законодательством. 

     2.2 Кадры органов  и учреждений прокуратуры 

     Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации» установлены требования к лицам, назначаемым на должности  прокуроров и следователей, условия  порядок их приема на службу.

     Прокурорами и следователями могут быть граждане Российской Федерации, имеющие высшее юридическое образование, обладающие необходимыми профессиональными и  моральными качествами, способные по состоянию здоровья исполнять возлагае-на них служебные обязанности.

     Не  может быть принято на службу лицо, если оно: имело или имеет судимость, имеет заболевание, препятствующее исполнению служебных обязанностей; состоит в близком родстве  или свойстве с работником прокуратуры, если их служба связана с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью; отказывается от прохождения процедуры  оформления допуска к сведениям, составляющим государственную тайну.

     Устанавливается определенный возрастной и профессиональный ценз. Для должности прокурора  города или района: возраст - не моложе 25 лет и стаж работы в органах прокуратуры — не менее трех лет; для прокуроров субъекта Российской Федерации и приравненных к ним возраст — 30 лет, стаж работа — не менее пяти лет стажа работы в прокуратуре.

     Прокуроры субъектов РФ назначаются на должность  Генеральным прокурором по согласованию с органами государственной власти субъекта Федерации без указания срока их полномочий. Освободить от должности их может только Генеральный  прокурор. Все остальные руководители прокуратур (районных, городских и  приравненных к ним военных и  специализированных прокуратур, а также  руководители военных прокуратур округов, иных специализированных прокуратур областного звена) назначаются и освобождаются  от должности Генеральным прокурором. Срок их полномочий не устанавливается.

     Прокурорскому работнику выдается служебное удостоверение, подтверждающее его личность, классный чин и должность, а также право  на ношение и хранение боевого  ручного стрелкового оружия.

     Установлены следующие классные чины и соответствующие  им воинские звания:

     младший юрист, младший лейтенант юстиции;

     юрист 3-го класса, лейтенант юстиции;

     юрист 2-го класса, старший лейтенант юстиции;

     юрист 1-го класса, капитан юстиции;

     младший советник юстиции, майор юстиции;

     советник  юстиции, подполковник юстиции;

     старший советник юстиции, полковник юстиции;

     государственный советник юстиции 3-го класса, генерал-майор  юстиции;

     государственный советник юстиции 2-го класса, генерал-лейтенант  юстиции;

     государственный советник юстиции 1-го класса, генерал-полковник  юстиции;

     действительный  государственный советник юстиции.

     Важное  условие обеспечения независимости  прокуроров и следователей при осуществлении  ими своих полномочий — наделение  их служебным иммунитетом: не допускаются  задержание, привод, личный досмотр  прокурора и следователя, досмотр  их вещей и используемого ими  транспорта. Любая проверка сообщения  о факте совершенного ими правонарушения, возбуждение уголовного дела и производство расследования — исключительная компетенция органов прокуратуры.

     Законом о прокуратуре предусматривается  система мер материального и  социального обеспечения работников прокуратуры и меры государственной  защиты в соответствии с Федеральным  законом от 20 апреля 1995г. «О государственной  защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов»10 

     2.3 Принципы деятельности  прокуратуры 

     Принципы - это основополагающие начала, определяющие сущность и предназначение организации  и деятельности какой-либо публичной  структуры.

     Принципы  организации и деятельность прокуратуры  — это закрепленные в законе основополагающие положения, в которых отражено государственное  назначение прокуратуры, установлены  полномочия, характер правовых средств  и методов надзора за исполнением  закона; указывается на место прокуратуры  в системе публично-правовых структур государства.

     В соответствии со ст.129 Конституции РФ11 и Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации» устанавливаются следующие основные принципы организации и деятельности прокуратуры: принцип единства прокурорской системы, ее централизации, независимости, законности и гласности.

     Единство  и централизация органов прокуратуры  состоят том, что эти органы представляют собой единую систему, возглавляемую  Генеральным прокурором РФ. Этот принцип  означает единство целей и задач, стоящих перед прокуратурами  всех звеньев и определяется общностью  форм и методов, способов осуществления  надзора за исполнением законов, единством средств прокурорского  реагирования на выявленные нарушения  закона, а также принятия мер по предупреждению нарушений закона. Принцип  единства определяет положение, по которому вышестоящий прокурор вправе передать свои полномочия нижестоящему прокурору, а также принять на себя полномочия нижестоящих прокуроров.

     Принцип независимости прокуратуры от федеральных  органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов  местного самоуправления, общественных объединений означает осуществление надзора за правильным и единообразным применением законов, несмотря ни на какие местные различия и вопреки каким бы то ни было местным влияниям. В деятельности по надзору за исполнением законов приоритет отдается законам Российской Федерации, а также единообразному их пониманию и толкованию.

Информация о работе Генеральная прокуратура Российской Федерации