Генеральная прокуратура Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 18:57, реферат

Описание работы

Цель работы: отобразить главные аспекты такого понятия, как Государственная прокуратура. Показать роль и место прокурорского надзора в становлении правового государства. Но поскольку невозможно охватить все частности и детали в деятельности прокуратуры, то речь в реферате пойдет о наиболее важных моментах.
Задачи:
найти и проанализировать ряд материалов по теме «Генеральная прокуратура Российской Федерации».
изучить современные проблемы Генеральной прокуратуры Российской Федерации.
представить данные по изученным материалам.

Содержание

Введение
Глава 1. Основные исторические этапы развития российской прокуратуры
Глава 2. Общие положения в понятии Генеральной прокуратуры РФ
2.1 Структура Генеральной прокуратуры РФ
2.2 Кадры органов и учреждений прокуратуры
2.3 Принципы деятельности прокуратуры
2.4 Функции прокуратуры
2.5 Некоторые проблемы современной прокуратуры Российской Федерации
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Генеральная прокуратура РФ.docx

— 57.07 Кб (Скачать)

     Гласность в деятельности прокуратуры означает, что прокуратура, как и другие правоохранительные органы, осуществляет свои функции не изолированно от общественности, от граждан. Закон говорит о том, что органы прокуратуры действуют  гласно в той мере, в какой это  не противоречит требованиям закона об охране прав и свобод граждан, а  равно государственной и иной охраняемой законом тайны.

     Помимо  этого в ранг принципа деятельности прокуратуры возведена ее обязанность  информировать федеральные органы государственной власти, органы государственной  власти субъектов Федерации и  местного самоуправления, а также  население о состоянии законности. Согласно Федеральному закону «О прокуратуре  Российской Федерации» органы прокуратуры  обязаны информировать население  о состоянии законности. В этих же целях в составе Генеральной  прокуратуры создано самостоятельное  структурное подразделение —  Центр информации и общественных связей — в обязанности которого входит информировать через средства массовой информации (печать, радио  и телевидение) граждан, широкую  общественность о состоянии законности в стране и в отдельных регионах и о принимаемых мерах по борьбе с преступностью и нарушениями  законности

     Кроме этого нельзя, конечно же, забывать и о принципе законности, сформулированном в ст.15 Конституции РФ. В соответствии с ним законы и приравненные к  ним акты должны неуклонно исполняться  всеми государственными и иными  организациями, должностными лицами и  гражданами. При осуществлении своих  полномочий по надзору за исполнением  законов органы прокуратуры действуют  в соответствии с Конституцией РФ, конституциями республик, Законом  о прокуратуре, законодательными актами, действующими на территории Российской Федерации, международными договорами (соглашениями). 

     2.4 Функции прокуратуры 

     Место и роль прокуратуры в государственном  механизме находят свою реализацию в ее функциях. Федеральный закон  «О прокуратуре Российской Федерации» п. 2 ст. 1 содержит перечень основных функций  прокуратуры, которые в методологическом плане могут быть разделены на две группы: надзор за исполнением  законов и иные направления деятельности.

     Надзор  за исполнением законов. Это главное  направление деятельности прокуратуры. С его помощью решается широкий  круг задач прокурорской деятельности: соблюдение Конституции РФ, исполнение действующих на территории страны законов, обеспечение единства и укрепления законности, прав и свобод человека и гражданина, охраняемых законом  интересов личности, общества и государства. В зависимости от субъектов и  характера общественных отношений, в сфере которых осуществляется надзор прокуратурой за исполнением  законов, можно выделить определенные отрасли прокурорского надзора.

     1. Надзор за исполнением закона  органами государственной власти  и управления, органами местного  самоуправления и иными органами, негосударственными структурами  (общий надзор).

     Предмет надзора — исполнение законов  федеральными министерствами и ведомствами, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов  РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а  также соответствие законам издаваемых ими правовых актов.

     Актами  прокурорского реагирования на нарушение  закона служат протест, представление, предостережение и постановление.

     Протест приносится на противоречащий закону правовой акт в орган или должностному лицу, которые издали этот акт, либо в вышестоящий орган, либо путем  обращения с заявлением в суд. Протест подлежит обязательному  рассмотрению в 10-дневный срок. О  результате рассмотрения прокурор уведомляется в письменной форме.

     Представление об устранении нарушений закона вносится прокурором в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить  допущенные нарушения и принять  меры, исключающие их повторение. Срок рассмотрения представления — 1 мес., о результатах должно быть сообщено прокурору в письменной форме.

     Предостережение объявляется прокурором в письменном виде должностному лицу в целях предупреждения правонарушения при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях. В случае неисполнения требований, изложенных в предостережении, должностное  лицо может быть привлечено к ответственности  в установленном законом порядке.

     Постановление о возбуждении уголовного дела или  производства об административном правонарушении выносится прокурором, исходя из характера  нарушения закона должностным лицом, и рассматривается уполномоченным на то органом (должностным лицом) в  установленном законом порядке.

     2. Надзор за исполнением законов  органами, осуществляющими оперативно-розыскную  деятельность, дознание и предварительное  следствие, направлен на соблюдение  прав и свобод человека и  гражданина, установленного порядка  разрешения заявлений и сообщений  о совершенных и готовящихся  преступлениях, выполнения оперативно-розыскных  мероприятий и проведения расследования,  а также законность решений,  принимаемых органами, осуществляющими  оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие.

     Полномочия  прокурора по надзору за исполнением  законов органами дознания и предварительного следствия устанавливаются уголовно-процессуальным законодательством. Эти полномочия можно разделить на обязанность  выявлять полноту регистрации уголовных  правонарушений и обеспечение законности при проведении дознания и предварительного следствия.

     Надзирая  за законностью деятельности органов, осуществляющих дознание и предварительное  следствие, прокурор вправе давать обязательные для исполнения указания; отменять любые незаконные постановления  дознавателей и следователей, возвращать дела для дополнительного расследования, отстранять от дальнейшей работы по делу следователей или дознавателей, допустивших  нарушение закона.

     3. Надзор за исполнением законов  администрацией органов и учреждений, исполняющих наказание и назначаемые  судом меры принудительного характера,  и администрацией мест содержаниязадержанных  и заключенных под стражу направлено  на решение двух задач:

     законность  нахождения лиц в местах содержания задержанных, предварительного заключения, исправительных и иных органах и  учреждениях, исполняющих наказание  и меры принудительного характера, назначаемые судом;

     соблюдение  установленных законодательством  Российской Федерации прав и обязанностей задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам  принудительного характера, порядка  и условий их содержания.

     Реализуя  свои полномочия, прокурор вправе в  любое время посещать места содержания задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам  принудительного характера, знакомиться  с документами, на основании которых  они помещены в соответствующие  учреждения; требовать объяснения от должностных лиц, вносить протесты и представления, возбуждать уголовные  дела или производства об административных правонарушениях (до рассмотрения протеста действие опротестованного акта администрацией учреждения приостанавливается); отменять дисциплинарные взыскания, наложенные в нарушение закона на лиц, заключенных  под стражу и осужденных, немедленно освобождать их своим постановлением из штрафного изолятора, помещения  камерного типа, карцера, одиночной  камеры, дисциплинарного изолятора.

     Особо следует остановиться на надзоре  прокуратуры за обеспечением прав и  свобод человека.

     При осуществлении возложенных на него функций прокурор:

     рассматривает и проверяет заявления, жалобы и  иные сообщения о нарушении прав и свобод человека и гражданина;

     разъясняет  пострадавшим порядок защиты их прав и свобод;

     принимает меры по предупреждению и пресечению нарушений прав и свобод человека и гражданина, привлечению к ответственности  лиц, нарушивших закон, и возмещению причиненного ущерба;

     использует  иные полномочия, предусмотренные при  осуществлении общего надзора.

     При наличии оснований полагать, что  нарушение прав и свобод человека и гражданина носит характер преступления, прокурор возбуждает уголовное дело и принимает меры к тому, чтобы  лица, его совершившие, были подвергнуты  уголовному преследованию в соответствии с законом.

     Функции органов прокуратуры обеспечиваются не только путем надзора за исполнением  законов в сфере общего надзора, надзора за деятельностью органов, осуществляющих оперативно-розыскную  деятельность, дознание и следствие, а также надзора за законностью  задержания, ареста и содержания в  местах лишения свободы, но и во всех иных направлениях деятельности прокуратуры.

     Иные  направления деятельности прокуратуры.

     Участие прокурора в рассмотрении дел  судами – это деятельность, содержание которой претерпело существенное изменение. Главное состоит в том, что  прокурор не осуществляет надзор за судом, как это было в недалеком прошлом, а участвует как равноправная сторона в рассмотрении дел судами, которые обрели реальную независимость.

     Расследование преступлений следователями органов  прокуратуры – еще одно направление  деятельности прокуратура. Особенность  полномочий прокурора в этой сфере  состоит в том, что он может  поручить следователю прокуратуры  расследовать любое преступление, исходя из обшественной значимости дела, уровня квалификации соответствующих работников и иных обстоятельств

     Координация деятельности по борьбе с преступностью. Осуществляется Генеральным прокурором подчиненными ему прокурорами. В  этих целях прокурор соответствующего уровня созывает координационное совещание  руководителей органов внутренних дел, федеральной службы безопасности, налоговой полиции, таможенной службы и других правоохранительных органов. 

 

     2.5 Некоторые проблемы  современной прокуратуры Российской Федерации 

     Строительство правового государства, приоритетом  которого является решение всех вопросов общественной и государственной  жизни с позиций закона, создало  реальные предпосылки для детальной  правовой регламентации прокурорского  надзора. Поэтому развитие законодательства о прокурорском надзоре должно проходить  в соответствии с научными разработками теории прокурорского надзора. Совершенствование  прокурорского надзора заключается  в устранении проблем и противоречий, возникших вследствие отступления  законодателя в отдельных случаях  от принципов, разработанных наукой, исторических традиций, а также наделения  прокуратуры несвойственными для  нее, как органа надзора, функциями.

     Конституцией  РФ закреплены важнейшие принципы организации  и деятельности прокуратуры, в числе  которых принципы демократизма, единства и централизации. Первый заключается  в том, что Генеральный прокурор РФ назначается на должность и  освобождается от нее Советом  Федерации по представлению Президента РФ. Более правильным представляется назначение Генерального прокурора  и освобождение его от должности  Государственной Думой, так как  она, также являясь представительным органом государственной власти, формируется на иной основе.

     Конституция РФ предусматривает назначение прокуроров субъектов федерации Генеральным  прокурором РФ по согласованию с ее субъектами. В этой связи уместно  заметить, что прокуратура находится  в исключительном ведении РФ (п. «о»  ст.71 Конституции РФ). Конституционный  Суд РФ в постановлении по делу о толковании ч.4 ст.66 Конституции  РФ по данному вопросу выказался  вполне определенно: «что касается создания и деятельности федеральных органов  государственной власти, включая суд и прокуратуру, действующих в субъектах РФ, то эти вопросы отнесены к ведению РФ и не связаны с особенностями статуса субъекта РФ».12

     Обратим внимание еще на одну деталь, касающуюся принципа централизма (в том виде, в каком он закреплен в ч.1 ст.129 Конституции РФ). С точки зрения организации системы органов  прокуратуры, он возражений не вызывает: вся система прокуратуры сверху донизу организуется и действует  на основе единых принципов, руководствуется  единым законодательством, преследует единые цели и задачи.

     Но  в то же время подчинение нижестоящего прокурора вышестоящему, при осуществлении  надзорной деятельности, не всегда гарантирует исключение властного  вмешательства со стороны последнего. Поэтому целесообразно в законодательном  порядке закрепить положение  о том, что при осуществлении  надзорных полномочий прокуроры  руководствуются только Конституцией РФ и федеральным законом. Иерархическую  служебную соподчиненность прокуроров это предложение не отменяет, поскольку  речь идет, с одной стороны, о принципе деятельности, а с другой - о принципе организации. Но укреплению надзора, его  беспристрастности, оперативности, безусловно, послужит.

Информация о работе Генеральная прокуратура Российской Федерации