Генеральная прокуратура Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 18:57, реферат

Описание работы

Цель работы: отобразить главные аспекты такого понятия, как Государственная прокуратура. Показать роль и место прокурорского надзора в становлении правового государства. Но поскольку невозможно охватить все частности и детали в деятельности прокуратуры, то речь в реферате пойдет о наиболее важных моментах.
Задачи:
найти и проанализировать ряд материалов по теме «Генеральная прокуратура Российской Федерации».
изучить современные проблемы Генеральной прокуратуры Российской Федерации.
представить данные по изученным материалам.

Содержание

Введение
Глава 1. Основные исторические этапы развития российской прокуратуры
Глава 2. Общие положения в понятии Генеральной прокуратуры РФ
2.1 Структура Генеральной прокуратуры РФ
2.2 Кадры органов и учреждений прокуратуры
2.3 Принципы деятельности прокуратуры
2.4 Функции прокуратуры
2.5 Некоторые проблемы современной прокуратуры Российской Федерации
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Генеральная прокуратура РФ.docx

— 57.07 Кб (Скачать)

     Содержание 

Введение

Глава 1. Основные исторические этапы развития российской прокуратуры

Глава 2. Общие положения в понятии Генеральной прокуратуры РФ

2.1 Структура Генеральной прокуратуры РФ

2.2 Кадры органов и учреждений прокуратуры

2.3 Принципы деятельности прокуратуры

2.4 Функции прокуратуры

2.5 Некоторые проблемы современной прокуратуры Российской Федерации

Заключение

Список литературы 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение 

     Прокурор… Как понимают жители Российской Федерации  статус, основные функции этого должностного лица? Первое, что приходит на ум жителям  России – «обвинитель» (или «государственный обвинитель»). Другие, немного подумав, отвечают – «законник», тогда напрашивается  вопрос: «А адвокат разве не законник?»

     Так кто же такой прокурор на самом  деле? Слова «прокурор», «прокуратура»  имеют своим корнем латинское  «procuro», что буквально означает: «забочусь», «управляю»1.

     В январе 1992г. был принят Федеральный  закон «О прокуратуре Российской Федерации» (далее ФЗ «О прокуратуре»).2 В соответствии с ним прокуратура - это единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за исполнением действующих на её территории законов, а так же исполняющая иные функции. Назначение прокуратуры – в обеспечении верховенства закона, укреплении законности, защите прав и свобод человека и гражданина, охране юридическими средствами интересов общества и государства.

     А в современных условиях функционирования прокуратуры все более актуальной становится проблема изучения вопросов прокурорского надзора в России. В реферате будет использоваться термин прокурорский надзор, поскольку  на данный момент во всех законодательных  актах используется именно он. В  частности, в законах Российской Федерации о прокуратуре РФ, в  приказах Генеральной прокуратуры  и других применен именно этот термин. Вопрос о прокурорском надзоре приобрел актуальность в связи с тем, что  прокуратура в системе правоохранительных органов занимает одно из важнейших  мест. Как орган высшего надзора  за точным и единообразным исполнением законов прокуратура направляет свою деятельность на всемерное укрепление законности и правопорядка, охрану прав и законных интересов граждан, на воспитание должностных лиц и граждан в духе добросовестного исполнения своих конституционных обязанностей. А произошедшие в конце XX века в стране политические и социально-экономические преобразования, реформирование государственного аппарата, качественные изменения общественной жизнедеятельности неминуемо затронули деятельность прокуратуры. Возникший в прокурорской практике целый комплекс проблемных вопросов, связанных с более четким определением специфики предмета и пределов прокурорского надзора, разработкой современных наиболее оптимальных и эффективных организационно-методических и тактических норм, обеспечивающих своевременное выявление, устранение и предупреждение правонарушений, вызвал острую необходимость глубокой теоретической разработки проблем прокурорского надзора за исполнением законов в деятельности органов государственного контроля. Решение указанных вопросов требует системного подхода в исследовании направлений прокурорской деятельности в их единстве, взаимосвязи, взаимозависимости и взаимодополняемости по различным направлениям. На современном этапе развития общества в свете задачи построения правового государства необходима широко исследованная и глубоко разработанная научная концепция дальнейшего реформирования органов и учреждений Российской прокуратуры в аспекте совершенствования ее надзорной функции.

     Объектом  работы является комплекс правоотношений, лежащих в основе реализации полномочий прокурора при осуществлении  надзора за исполнением законов  в Российской Федерации, а также  совокупность проблемных ситуаций при  реализации прокурорского надзора, требующих разрешения.

     Предметом - роль прокуратуры в сфере обеспечения  законности и направления совершенствования  организации прокурорского надзора  за исполнением законов.

     Цель  работы: отобразить главные аспекты  такого понятия, как Государственная  прокуратура. Показать роль и место  прокурорского надзора в становлении  правового государства. Но поскольку  невозможно охватить все частности  и детали в деятельности прокуратуры, то речь в реферате пойдет о наиболее важных моментах.

     Задачи:

     найти и проанализировать ряд материалов по теме «Генеральная прокуратура Российской Федерации».

     изучить современные проблемы Генеральной  прокуратуры Российской Федерации.

     представить данные по изученным материалам. 

 

      Глава 1. Основные исторические этапы развития российской прокуратуры 

     Фундамент современной российской прокуратуры  закладывался Петром I, который учредил  прокуратуру в России 12 января 1722 года. В Именном Высочайшем Указе  Петра Правительствующему Сенату отмечалось: «Надлежит быть при Сенате Генерал-Прокурору  и Обер-Прокурору, а также во всякой Коллегии по Прокурору, которые должны будут рапортовать Генерал-прокурору». Спустя несколько дней, были введены  должности прокуроров и при надворных  судах. При создании прокуратуры  Петром I перед ней ставилась задача «уничтожить или ослабить зло, проистекающее  из беспорядков в делах, неправосудия, взяточничества и беззакония».3

     18 января император Петр I назначил  графа Павла Ивановича Ягужинского  первым Генерал-прокурором Сената. Представляя сенаторам Генерал-прокурора,  Петр I сказал: «Вот око мое, коим  я буду все видеть». Эта же  мысль нашла свое отражение  и в Указе от 27 апреля 1722 года  «О должности Генерал-прокурора»: «И понеже сей чин - яко око  наше и стряпчий о делах  государственных». Указ устанавливал  основные обязанности и полномочия  Генерал-прокурора по надзору  за Сенатом и руководству подчиненными  органами прокуратуры.

     Екатерина II придавала должности генерал-прокурора  исключительно важное значение. В 1764 году, при вступлении в должность  генерал-прокурора, князь Александр  Алексеевич Вяземский получил от императрицы собственноручно написанное ею «секретнейшее наставление», в  котором не очерчивались какие-либо границы его служебных обязанностей, а давались принципиальные установки  его взаимоотношений с Сенатом  и сенаторами, обращалось внимание на те вопросы, которым он должен был  уделить внимание в первую очередь. Так, например, императрица предложила тщательно следить за «циркуляцией денег» в государстве, досконально  вникнуть в дело о «выписывании серебра», продумать вопрос об ограничении  кормчества, в котором, по её словам, столько виноватых, что пришлось бы наказать целые провинции.

     В отдельные периоды российской истории  генерал-прокурор выступал не только как  блюститель законов, но и как министр  финансов, внутренних дел. Особенно наглядно это проявилось во времена царствований Екатерины II и Павла I. Начиная же с 1802 года, генерал-прокурор стал одновременно и министром юстиции. Судебная реформа 1864 года установила «Основные начала судебных преобразований», которые в части, касающейся судоустройства, определяли, что «при судебных местах необходимы особые прокуроры, которые по множеству и трудности возлагаемых на них занятий, должны иметь товарищей», а так же констатировали, что «власть обвинительная отделяется от судебной».

     24 ноября 1917 года высшим органом  власти в стране - Советом Народных  Комиссаров был принят Декрет  о суде №1, согласно которому  были упразднены существовавшие  до Октябрьской революции суды, институты судебных следователей, прокурорского надзора, а также  присяжной и частной адвокатуры. 4 Их функции взяли на себя вновь созданные народные суды, а также революционные трибуналы. Для производства предварительного следствия были образованы особые следственные коммиссии.

     Уже в 1922 году, 28 мая было принято Положение  о прокурорском надзоре,5 согласно которому в составе Народного комиссариата (наркомата) юстиции была учреждена Государственная Прокуратура. При этом на прокуратуру были возложены следующие функции:

     осуществление надзора от имени государства  за законностью действий всех органов  власти, хозяйственных учреждений, общественных, частных организаций  и частных лиц путем возбуждения  уголовного преследования против виновных и опротестования нарушающих закон  постановлений;

     непосредственное  наблюдение за деятельностью следственных органов дознания в области раскрытия  преступлений, а также за деятельностью  органов Государственного Политического  Управления;

     поддержание обвинения на суде;

     наблюдение  за правильностью содержания заключенных  под стражей.

     23 ноября 1923 года была образована  Прокуратура Верховного суда  Союза ССР. Прокурором Верховного  суда был назначен П.А.Красиков, которому были предоставлены  широкие права: законодательной  инициативы и совещательного  голоса в заседаниях высших  органов власти страны, а также  право приостанавливать решения  и приговоры коллегий Верховного  суда СССР.

     После учреждения Прокуратуры Верховного суда Союза ССР, в стране начали функционировать  две системы, организационно не связанные  между собой: названная прокуратура  и прокуратуры союзных республик  в системе наркоматов юстиции.

     20 июня 1933 года была образована  Прокуратура Союза ССР, на которую  возлагались:6

     надзор  за соответствием Конституциям и  Постановлениям Правительства Союза  ССР постановлений и распоряжений отдельных ведомств Союза ССР  и союзных республик и местных  органов власти;

     наблюдение  за правильным и единообразным применением  законов судебными учреждениями союзных республик с правом истребования любого дела в любой стадии производства, опротестования приговоров и решений  судов в вышестоящие судебные инстанции и приостановления  их исполнения;

     возбуждение уголовного преследования и поддержание  обвинения во всех судебных инстанциях на территории Союза ССР;

     надзор, на основе особого положения, за законностью  и правильностью действий ОГПУ, милиции, уголовного розыска, деятельности исполнительно-трудовых учреждений;

     общее руководство деятельностью органов  прокуратуры союзных республик.

     Таким образом, несмотря на то, что в союзных  республиках прокуратуры еще  три года оставались в системе  народных комиссариатов юстиции, все  прокурорские органы оказались объединены под единым оперативным руководством. Прокуратуру Верховного суда Союза  ССР упразднили.

     Законом, принятым Верховным Советом СССР 19 марта 1946г. Прокурору СССР присвоено  наименование Генеральный прокурор СССР (СЗ СССР от 19.03.1946, ст.113-117 Конституция  СССР 05.12.1936).

     28 декабря 1955 года было утверждено  Положение о прокурорском надзоре  в СССР, которое впервые четко  конкретизировало основные функции  высшего надзора по всем его  отраслям.7

     30 ноября 1979 года был принят Закон  о прокуратуре СССР, в котором  впервые законодательно закреплялось  то, что органы прокуратуры составляют  единую и централизованную систему - прокуратуру СССР, возглавляемую Генеральным прокурором СССР, с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим. 

     Глава 2. Общие положения в понятии  Генеральной прокуратуры РФ 

     2.1 Структура Генеральной  прокуратуры РФ 

     Генеральный прокурор Российской Федерации руководит  системой прокуратуры Российской Федерации. В этих целях действует возглавляемая  им Генеральная прокуратура РФ. Генеральный  прокурор имеет первого заместителя  и заместителей, назначаемых на должность  и освобождаемых от должности  Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по представлению  Генерального прокурора РФ.

     В Генеральной прокуратуре РФ образуется Коллегия в составе Генерального прокурора РФ (председатель), его  первого заместителя и заместителей (по должности), других прокурорских работников, назначаемых Генеральным прокурором.

     Структуру Генеральной прокуратуры составляют главные управления, управления и  отделы, возглавляемые начальниками — старшими помощниками Генерального прокурора РФ. В этих подразделениях работают старшие прокуроры и  прокуроры, старшие прокуроры-криминалисты и прокуроры-криминалисты, а также  старшие следователи по особо  важным делам - Генеральный прокурор РФ имеет также советников и помощников по особым поручениям. 

 

      Рис 1. Структура Генеральной прокуратуры  РФ.

       

     Генеральный прокурор РФ в пределах выделенной штатной численности и фонда  оплаты труда устанавливает штаты  и структуру Генеральной прокуратуры, определяет полномочия структурных  подразделений. Каждое из этих подразделений  действует в соответствии с положением о нем, утвержденным Генеральным  прокурором РФ.

Информация о работе Генеральная прокуратура Российской Федерации