Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 11:55, дипломная работа
В качестве правовой базы использовались положения Конституции РФ, законы РФ, ведомственные нормативные акты, регламентирующие деятельность службы дознания в её структуре, монографии, учебные пособия, лекции, научные статьи, доклады, тезисы, диссертации и другие опубликованные материалы и документы, имеющие отношения к рассматриваемым проблемам.
Объектом исследования является уголовно - процессуальная деятельность органов дознания, действующая в пределах установленной законом компетенцией.
Предметом исследования является действующее законодательство РФ о деятельности дознания, в том числе это нормы уголовно - процессуального законодательства РФ, нормативные акты и положения проекта УПК РФ.
Введение…………………………………………………………………..………3
1.Понятие, значение и виды предварительного расследования……………….7
2. Понятие, формы и особенности дознания…………………………...……...11
2.1. Особенности производства дознания ……………………...……………...14
3. Возбуждение уголовного дела…………………………...……..……………20
3.1. Следственные действия……………………………………….……………31
3.2. Окончание следственных действий………………………………………..42
Заключение………………………………………………….…………..………..
46 Список использованных источников………………………..…………….……49
Если прокурор при рассмотрении уголовного дела с обвинительным актом обнаружит неполноту обстоятельств, подлежащих доказыванию, либо иные нарушения закона, он принимает решение о направлении дела для производства предварительного следствия со своими письменными указаниями об их устранении, о чем выносит мотивированное постановление. При утверждении обвинительного акта прокурор вправе также своим постановлением исключить отдельные пункты (эпизоды) обвинения либо переквалифицировать деяние обвиняемого на менее тяжкое в случаях, если он:
· исключает часть обвинения без изменения квалификации;
· исключает часть обвинения и изменяет квалификацию на более мягкую статью;
· исключает отдельные квалифицирующие признаки деяния, но при этом не переквалифицирует обвинение на менее тяжкое;
· квалифицирует деяние по новому уголовному закону без изменения объема обвинения, но улучшающему иным путем положение обвиняемого.
Копия обвинительного акта с приложениями вручается обвиняемому, его защитнику и потерпевшему. В случаях, предусмотренных в законе, копия обвинительного акта переводится на родной язык обвиняемого или на язык, которым он владеет. Если в ходе производства дознания по уголовному делу выявлены обстоятельства, способствовавшие совершению преступления, дознаватель в соответствии с общими правилами может внести в организацию или соответствующему должностному лицу представление о принятии мер по устранению указанных обстоятельств, а также других нарушений закона. Данное представление подлежит рассмотрению с обязательным уведомлением дознавателя о принятых мерах не позднее одного месяца со дня его вынесения.
3. Возбуждение уголовного дела
Возбуждение уголовного дела - первоначальная стадия уголовного процесса, в которой уполномоченные должностные лица должны устанавливать при наличии повода, имеются или отсутствуют основания для производства по делу.
Рассматриваемая стадия уголовного процесса служит разрешению вопроса о возбуждении уголовного дела, способствуя решению общих задач уголовного судопроизводства: защите прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от преступлений; защите личности от незаконного и необоснованного обвинения, осуждения, ограничения прав и свобод.
Сущность стадии возбуждения уголовного дела заключается в установлении наличия либо отсутствия: материальных и формальных предпосылок расследования.
Материальные предпосылки включают: фактические и правовые.
Фактическими предпосылками к возбуждению уголовного дела являются данные, подтверждающие то обстоятельство, что противоправное деяние имело место в действительности.
Правовые предпосылки означают, что указанное деяние предусмотрено уголовным законом в качестве преступления.
Формальные (процессуальные) предпосылки состоят в том, что возбуждение уголовного дела есть часть уголовного процесса, его первый этап. Это означает, что законодатель определил основание начала процессуального производства, полномочия участников уголовного производства, полномочия, способы получения доказательств и виды решений, участников уголовного судопроизводства.[11]
Что касается возбуждения уголовного дела публичного обвинения в пределах своей компетенции, то вправе и в соответствии с принципом публичности обязаны:
руководитель следственной группы;
следователь;
начальник подразделения дознания;
дознаватель;
орган дознания - также в случае необходимости производства неотложных следственных действий.
Особым образом регламентирует УПК РФ деятельность органов предварительного расследования, а также мирового судьи по возбуждению уголовных дел частно - публичного и частного обвинения.[12]
Так, прокурор, а так же следователь и дознаватель с согласия прокурора, по собственной инициативе не обязаны, а вправе возбудить соответствующие уголовные дела при наличии условий, указанных в ч.4 ст.20 УПК РФ.
Так же в новом УПК РФ определено, что уголовные дела частного обвинения возбуждаются не мировым судьей, а фактором подачи заявления потерпевшим (законным представителем). Таким образом, суд в настоящее время вообще не является субъектом возбуждения уголовных дел.
После принятия основания для возбуждения уголовного дела к уполномоченному на рассмотрение лицу, следует решение о возбуждении уголовного дела или отказе. Такая стадия может длиться не более трех суток, а в исключительных случаях не более десяти суток, а при необходимости проведения документальных проверок или ревизий руководитель следственного органа по ходатайству следователя, а прокурор по ходатайству дознавателя вправе продлить срок до 30 суток.
В таком случае подлежат выяснению обстоятельства, как влекущие за собой возбуждение уголовного дела, так и исключающие производство по делу, то есть отказ. Принимаются также меры к предупреждению или пресечению преступления, а равно к закреплению следов преступления. Закон требует, чтобы по каждому заявлению или сообщению было принято решение либо о возбуждении, либо об отказе в возбуждении уголовного дела.
Своевременное возбуждение уголовного дела способствует успешному расследованию, тем более, когда совершается по горячим следам. И напротив, запоздалое реагирование на сигнал, о совершенном или готовящемся преступлении может привести к утрате доказательств и потому серьезно затруднить расследование либо обречь на неудачу.
Если речь идет о возбуждении уголовного дела по факту или же в отношении лица, не обладающего уголовно - процессуальной неприкосновенностью, указанные лица (органы) ни у кого согласия на возбуждение уголовного дела спрашивать не обязаны, лишь должны сразу после вынесения постановления о возбуждении уголовного дела копию такого незамедлительно направить надзирающему прокурору.
Если же уголовное дело возбуждено капитаном морского или речного судна, находящегося в дальнем плавании, руководителем геолого - разведческой партии или зимовки, удаленных от мест расположения органов дознания, главой дипломатического представительства или консульского учреждения РФ, последние незамедлительно уведомляют о начатом расследовании прокурора. В таком случае постановление о возбуждении уголовно дела должно быть передано такому прокурору незамедлительно при появлении для этого реальной возможности.
Стоит также заметить, что у некоторых категорий дознавателей, кроме того, их подведомственность ограничена определенным кругом преступлений. Поэтому они вправе возбуждать уголовные дела только по таким преступлениям. К примеру, главы дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации могут возбудить уголовное дело о преступлениях, совершенных в пределах территорий данных представительств и учреждений.
Итак, уголовный процесс, а также деятельность, осуществляемая на стадии возбуждения уголовного дела, возникают лишь при наличии повода и основания для начала уголовного процесса.
Повод для возбуждения дела - первый источник осведомленности дознавателя (следователя и других органов) о готовящемся, совершаемом либо совершенном деянии (последствиях такового), содержащем уголовно - процессуально значимые признаки объективной стороны состава любого преступления.[13]
В ст.140 УПК РФ определено, что поводами для возбуждения уголовного дела служат:
1.Заявление о преступлении - как повод для возбуждения уголовного дела представляет собой адресованное органам, правомочным осуществлять уголовно - процессуальную деятельность (в том числе возбуждать уголовные дела) по исковому факту, устное или письменное сообщение о совершенном, совершаемом или подготавливаемом преступлении.
В ст.141 УПК РФ определено, что заявление о преступлении может быть сделано в устной или письменной форме. Письменное заявление должно быть подписано заявителем. Устное заносится в протокол, который подписывается заявителем и лицом, принявшим заявление. Протокол содержит сведения о заявителе и о документах удостоверяющее его личность. Заявителю разъясняется ответственность за заведомо ложный донос.[14] О чем протоколе делается отметка, которая удостоверяется подписью заявителя. Анонимные сообщения не являются поводом для возбуждения уголовного дела.
2. Явка с повинной - добровольное личное обращение к дознавателю (следователю и другим органам) гражданина с заявлением о совершенном им преступлении.[15]
Заявление может быть и о готовящемся преступном деянии (приготовлении или покушении), основные результаты которого еще не наступили. Явка с повинной не может осуществляться по телефону или иным средствам связи. При явке с повинной устанавливается личность явившегося и составляется протокол, который подписывается явившимся и должностным лицом, к которому обратился.
Полученные сведения, сообщенные лицом, явившегося с повинной, подлежат тщательной проверке. От явки с повинной следует отличать чистосердечное раскаяние, а также показания, сделанные подозреваемым на допросах после задержания в порядке ст.92 УПК РФ, в которых признал свою вину.
3. Сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников.
К таким можно отнести любые письменные сообщения от любых предприятий, учреждений, организаций, опубликованные в печати статьи, заметки и письма о готовящемся, совершаемом или совершенном преступлении, а также факты непосредственного обнаружения дознавателем (следователем и другими органами) уголовно - процессуально значимых признаков объективной стороны состава преступления. Информация, полученная из указанных источников, дает основание предположить о наличии уголовно-наказуемого деяния и побуждает должностных лиц провести проверку, чтобы установить действительное событие. Сообщение оформляется рапортом об обнаружении признаков преступления. Рапорт подписывается лицом, его составившим. Оформления сообщения, о котором указано в рапорте, закон не требует. Однако, если таковое имело место, может быть приобщено к материалам проверки сообщения о преступлении.
Существует три вида проверки заявления (сообщения) о преступлении:[16]
1) Прямо закрепленные в уголовно - процессуальном законе средства сбора достаточных данных, указывающих на признаки преступления;
2)Выработанные практикой и широко применяемые органами предварительного расследования;
3) Предусмотренные иными, не уголовно - процессуальными, нормативными актами.
Итак, по поступившему заявлению (сообщению) о преступлении в первую очередь решается вопрос о подведомственности. То есть перед государственным органом или должностным лицом, осуществляющим уголовный процесс, ставится задача выяснить, вправе ли он возбудить по данному факту уголовное дело. К примеру, в отношении судей уголовное дело может быть возбуждено только Председателем Следственного комитета при прокуратуре РФ. Соответственно, возбуждение такого уголовного дела выходит за пределы компетенции любого дознавателя (следователя и других органов), прокурора и судьи.
Процессуальное решение о направлении заявления (сообщения) по подведомственности должно быть письменно оформлено в виде постановления. Это промежуточная стадия возбуждения уголовного дела, которая завершается решением о возбуждении или об отказе уголовного дела.
При наличии повода и достаточных данных, указывающих на уголовно - процессуально значимые признаки объективной стороны состава преступления, - фактических оснований для возбуждения уголовного дела - дознаватель (следователь и другие органы) обязан в пределах компетенции возбудить уголовное дело.
О возбуждении уголовного дела дознаватель (следователь и другой орган) выносит постановление, копия которого немедленно направляется прокурору.
Решение об отказе в возбуждении уголовного дела может быть вынесено из-за отсутствия оснований возбуждения уголовного дела или в связи с наличием оснований отказа в возбуждении уголовного дела. Данное решение оформляется постановлением.
Если в течение предоставленных законодателем 10 (а при определенных обстоятельствах 30) суток рассмотрения и разрешения заявления (сообщения) о преступлении невозможно собрать достаточные данные о наличии либо об отсутствии признаков объективной стороны состава преступления, то налицо отсутствие оснований для возбуждения уголовного дела.
Примером такого основания может служить следующая ситуация:[17] гражданин А. освободился из мест лишения свободы и приехал к родителям. Прожив у них неделю, вышел из дома, и ночевать не вернулся. Родители испугались, что их сына убили. Однако в результате тщательной проверки поступившего от них заявления не обнаружено данных, свидетельствующих о совершенном в отношении гражданина А. преступлении. А гражданин А. так и не вернулся домой, поэтому нет оснований отказать в возбуждении уголовного дела в связи с отсутствием события преступления или наличием иного обстоятельства, исключающего производство по делу. По окончании 10 - дневного (30 суточного) срока предварительной проверки заявления о преступлении должно быть вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела по ч.1 ст.148 УПК РФ, без ссылки на какой - либо пункт ч.1 ст.24 УПК РФ.
Заявителю и прокурору в течение 24 часов с момента вынесения дознавателем (следователем и другими органами) постановления об отказе в возбуждении уголовного дела направляется копия. Заявителю, кроме того, разъясняются право обжаловать данное постановление дознавателя - прокурору, а также в районный суд административно - территориального деления, где принято данное решение (в военный суд), и порядок обжалования; следователя - руководителю следственного органа.