Виды предварительного расследования

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 11:55, дипломная работа

Описание работы

В качестве правовой базы использовались положения Конституции РФ, законы РФ, ведомственные нормативные акты, регламентирующие деятельность службы дознания в её структуре, монографии, учебные пособия, лекции, научные статьи, доклады, тезисы, диссертации и другие опубликованные материалы и документы, имеющие отношения к рассматриваемым проблемам.
Объектом исследования является уголовно - процессуальная деятельность органов дознания, действующая в пределах установленной законом компетенцией.
Предметом исследования является действующее законодательство РФ о деятельности дознания, в том числе это нормы уголовно - процессуального законодательства РФ, нормативные акты и положения проекта УПК РФ.

Содержание

Введение…………………………………………………………………..………3
1.Понятие, значение и виды предварительного расследования……………….7
2. Понятие, формы и особенности дознания…………………………...……...11
2.1. Особенности производства дознания ……………………...……………...14
3. Возбуждение уголовного дела…………………………...……..……………20
3.1. Следственные действия……………………………………….……………31
3.2. Окончание следственных действий………………………………………..42
Заключение………………………………………………….…………..………..
46 Список использованных источников………………………..…………….……49

Работа содержит 1 файл

мой диплом.doc

— 246.00 Кб (Скачать)


53

 

Содержание

Введение…………………………………………………………………..………3

1.Понятие, значение и виды предварительного расследования……………….7

2. Понятие, формы и особенности дознания…………………………...……...11

2.1. Особенности производства дознания ……………………...……………...14

3. Возбуждение уголовного дела…………………………...……..……………20 3.1. Следственные действия……………………………………….……………31
3.2. Окончание следственных действий………………………………………..42
Заключение………………………………………………….…………..………..46 Список использованных источников………………………..…………….……49   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Данная тема дипломной работы актуальна тем, что с принятием в 2001 году нового Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации реформирование уголовно-процессуального законодательства, проводимое в рамках общей судебно-правовой реформы, оказалось несовершенным и незавершенным, толкование и применение его отдельных норм, институтов до сих пор вызывают у практических работников определенные трудности. В большей степени это имеет отношение к производству дознания, так как количество расследуемых уголовных дел, по которым проводится дознание, составляют немалую часть среди всех расследуемых уголовных дел.

Сказанное в полной мере относится к проблемам предварительного расследования преступлений в форме дознания. Правовая регламентация главы 32 УПК РФ до принятия Федерального, закона от 6 июня 2007 года № 90-ФЗ[1] не только не создавала условий для эффективного решения задач, направленных на выявление, раскрытие и расследование преступлений небольшой и средней тяжести, но и создавала дополнительные трудности.

Предполагалось, что отнесение к компетенции органов дознания значительного числа преступлений небольшой и средней тяжести освободит органы предварительного следствия от расследования ими несвойственных категорий преступление и создаст возможность сосредоточить свои силы на расследование тяжких и особо тяжких преступлений. Вместе с тем положение ч. 2 и ч. 3 ст. 223 УПК РФ, касающиеся сроков дознания и возбуждения уголовного дела только в отношении конкретного лица, тормозили усиление борьбы с преступностью, так как механизм реализации этих условий приводил к дублированию одноименной работы дознавателей и следователей, что влекло за собой распыленность сил органов предварительного расследования, материальных ресурсов, усложняло процесс доказывания при раскрытии и расследовании преступлений.

Назревшая обстановка настоятельно требовала принятия конструктивных решений в области нормативно-правового регулирования при расследовании преступлений в форме дознания, тем более что количество расследуемых уголовных дел, по которым проводится дознание, составляют большую часть среди всех расследуемых уголовных дел

В июне 2007 года указанным Федеральным законом, в порядок производства предварительного расследования в форме дознания были внесены изменения. В частности были увеличены сроки дознания до 30 суток с возможностью продления их прокурором еще на 30 суток. При этом, в необходимых и исключительных случаях указанный срок может быть продлен до 6 и 12 месяцев. Из производства расследования в форме дознания исключаются уголовные дела о преступлениях, предусмотренных ч. 2 ст. 158 УК РФ (квалифицированная кража). Указанные уголовные дела передаются в подследственность следователям органов внутренних дел РФ.

Предусматривается, что дознание производится по уголовным делам независимо от того, возбуждены они в отношении конкретного лица или нет. Ранее действующая норма предусматривала возбуждение уголовных дел в рамках производства дознания только в отношении конкретных лиц.
Также, вводится новое понятие "начальник подразделения дознания". Изменения коснулись также ч. 2 ст. 223 УПК РФ: органы дознания получили право возбуждать уголовные дела о неочевидных преступлениях и др.

Ввиду изложенного, исследование задач и полномочий органов дознания представляет существенный интерес как объект научного исследования.

          Поэтому, поиск наиболее эффективного механизма расследования, который бы обеспечивал возможность быстро устанавливать все обстоятельства дела о менее сложных преступлениях и при этом не нарушал законные права и интересы всех участников уголовного процесса, является объективной необходимостью.

Указанные обстоятельства требуют комплексного изучения вопросов процессуальной регламентации дознания как формы расследования преступлений с учетом последних изменений действующего законодательства.

В качестве правовой базы использовались положения Конституции РФ, законы РФ, ведомственные нормативные акты, регламентирующие деятельность службы дознания в её структуре, монографии, учебные пособия, лекции, научные статьи, доклады, тезисы, диссертации и другие опубликованные материалы и документы, имеющие отношения к рассматриваемым проблемам.

Объектом исследования является уголовно - процессуальная деятельность органов дознания, действующая в пределах установленной законом компетенцией.

Предметом исследования является действующее законодательство РФ о деятельности дознания, в том числе это нормы уголовно - процессуального законодательства РФ, нормативные акты и положения проекта УПК РФ.

Теоретическая база исследования основана на работах авторов в области уголовного процесса, уголовного права, и других наук: Е.Н. Арестова «Органы дознания: понятие, виды, содержание», Н.Е.Павлов «Органы предварительного расследования», В. Балакшин «Неполное определение органов дознания». Заметный вклад в исследование института дознания внесли Ю.Н. Белозеров, С.В. Болотин, С.В. Бородин, Н.А. Власова, Р.М. Готлиб, С.И. Гирько, Ю.А. Гончан, И. Я Фойницкий, B.В. Шимановский, С.П. Щерба, Б.А. Лукичев, Г.Д. Луковников, С.Л. Масленков, Д.В. Осипов, А.Б. Сергеев, М.В. Цукрук, Ж.В. Эстерлейн и др. После принятия УПК РФ разработка проблем дознания продолжилась в том числе учеными как С.Н. Бурцев, Е.В. Горкина, А.В. Ковтун, М.М. Кузенбаева, В.М. Лукин, С.Л. Маслёнков, Н.И. Скударева, М.В. Цукрук. В указанных работах авторами были предприняты попытки поиска наиболее оптимальных подходов к установлению эффективной процедуры уголовно-процессуальной деятельности органов дознания, в том числе пути совершенствования самого института дознания.

Целью исследования является комплексное изучение и исследование проблем деятельности органа дознания в уголовном процессе России.

Поставленная цель определила разрешение следующих основных задач:

определить понятие и сущность дознания, его роли и места в системе органов внутренних дел;

раскрыть и изучить полномочия органа дознания;

рассмотреть дознание в процессе предварительного расследования;

раскрыть особенности уголовно - процессуальной деятельности органа дознания в современных условиях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Понятие, значение и виды предварительного расследования

Предварительное расследование - стадия уголовного судопроизводства, заключающаяся в правоотношениях и деятельности ее участников при определяющей роли органа дознания, дознавателя, следователя и прокурора при ограниченном контроле со стороны суда по установлению наличия или отсутствия фактических и юридических оснований для привлечения конкретных лиц в качестве обвиняемых и направления дела в суд.

Предварительное расследование в уголовном судопроизводстве РФ - это урегулированная законом деятельность органов дознания, предварительного следствия и прокуратуры по раскрытию преступлений, изобличению виновных, обоснованному привлечению их в качестве обвиняемых, по установлению всех обстоятельств уголовного дела и решения других задач уголовного процесса[2]. Деятельность этих органов направлена также на выяснение характера и размера ущерба, причиненного преступлением, обеспечение гражданского иска или возможной конфискации имущества, выявление причин и условий, способствующих совершению преступлений, и принятие мер к их устранению.

Предварительное расследование - вторая стадия досудебного производства по уголовному делу, назначение которой состоит в подготовке уголовного дела для судебного разбирательства, а иногда - и для принятия здесь окончательного решения в виде прекращения уголовного дела или уголовного преследования. Однако в целом предварительное расследование играет в уголовном процессе подчиненную роль по отношению к судебным стадиям. Оно названо предварительным потому, что производится до суда и для суда. Этим объясняется, почему суд не ограничен подготовительным материалом расследования и не может принять "на веру" выводы следователя. Окончательное значение будет иметь судебное следствие, результаты которого составят непосредственную основу приговора или иного судебного решения.

Как и любая другая стадия процесса, предварительное расследование определяется четырьмя признаками:

·  непосредственными целями и задачами,

·  итоговыми решениями,

·  кругом участников,

·  процессуальной формой (процедурой).

Предварительное расследование преследует следующие цели:

·  раскрыть преступление;

·  изобличить виновного в совершении определенного преступления либо реабилитировать невиновного;

·  сформировать достаточную доказательственную базу для проведения судебного разбирательства;

·  обеспечить личное участие обвиняемого в суде;

·  гарантировать возможное решение суда о конфискации имущества или возмещении вреда, причиненного преступлением.

Для достижения этих целей перед данной стадией стоят определенные задачи:

·  поиск, собирание и исследование доказательств по делу;

·  обеспечение права обвиняемого (подозреваемого) на защиту;

·  применение (при необходимости) мер процессуального принуждения;

·  передача уголовного дела в суд либо прекращение уголовного дела или уголовного преследования.

В ходе предварительного расследования происходит определение предмета доказывания (того круга обстоятельств, которые надо установить для разрешения дела) и его предварительное исследование с тем, чтобы суд мог всесторонне и полно установить картину совершенного преступления и решить вопрос об уголовной ответственности и возмещении причиненного преступлением ущерба. Из этого следует, что, во-первых, в ходе предварительного расследования необходимо собрать как обвинительные (уличающие), так и оправдательные доказательства. Во-вторых, хотя все собранные здесь доказательства и называются судебными, но являются лишь исходным материалом для судебного следствия и подлежат всесторонней проверке и оценке.

Получение необходимых доказательств порой находится под угрозой их сокрытия или уничтожения, поэтому для того, чтобы гарантировать их собирание, иногда возникает необходимость применения правового принуждения. Кроме того, такое принуждение гарантирует и одно из главных условий уголовного судопроизводства - личное участие обвиняемого в деле, ибо уголовно-правовой спор имеет, прежде всего, личный, а не имущественный характер. Принудительные действия обеспечивают также возможность исполнения будущего приговора (например, наложение ареста на имущество, которое может быть взыскано по решению суда).

Однако, собрав необходимые доказательства и обеспечив участие в деле обвиняемого, предварительное расследование не может быть закончено, так как к судебному разбирательству нужно подготовить еще и стороны. Обвиняемый должен получить возможность заблаговременно реализовать свое право на защиту, а потерпевший - право на участие в уголовном преследовании. В силу особого публичного интереса эти права иногда даже осуществляются императивным методом (например, обязательное участие защитника в соответствие со ст. 51).

Предварительное расследование заканчивается либо передачей дела в суд, либо прекращением дела или уголовного преследования (ст. 212-214, 439). Передача дела в суд происходит через прокурора и оформляется тремя различными решениями:

·  обвинительным заключением (если по делу проводилось предварительное следствие - ст. 215-222),

·  обвинительным актом (если по делу производилось дознание - ст. 225-226),

·  постановлением о направлении дела в суд для принудительной меры медицинского характера (ст. 439).

При этом следует иметь в виду, что дознание может завершиться направлением дела для производства предварительного следствия (п. 4 ч. 1 ст. 226), однако, для стадии предварительного расследования - это промежуточное решение. Промежуточными решениями являются также передача дела по подследственности и приостановление дела.

Таким образом, стадия предварительного расследования начинается с момента возбуждения уголовного дела и заканчивается утверждением прокурором решения следователя или дознавателя о передаче дела в суд или прекращением уголовного дела или уголовного преследования. Основанием для такого вывода может служить включение гл. 31 УПК ("Действия и решения прокурора по уголовному делу, поступившему с обвинительным заключением") в состав раздела VIII Кодекса ("Предварительное расследование").

 

 

 

 

 

 

 

Информация о работе Виды предварительного расследования