Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2010 в 16:51, курсовая работа
Возбуждение уголовного дела является процессуальной основой дальнейшего
развития всего уголовного судопроизводства.
Важность задач, разрешаемых на указанном этапе уголовного процесса,
определяет его общественно-политическое значение. Своевременное и законное
разрешение вопроса о возбуждении уголовного дела надежно обеспечивает защиту
интересов граждан, общественных организаций от преступных посягательств. В
стадии возбуждения дела обеспечивается необходимое реагирование органов
власти на каждый преступный факт.
Введение ... 2
· Сущность и значение стадии возбуждения уголовного дела ... 4
· Поводы и основания к возбуждению уголовного дела ... 11
· Процессуальный порядок возбуждения или отказа в возбуждения уголовного
дела ...
20
· Охрана прав и законных интересов личности в стадии возбуждения
уголовного дела ... 23
· Список используемой литературы .. 29
резолютивной частей.
Во вводной части
постановления указывается
время, место и кем оно составлено, повод к возбуждению уголовного дела,
заявитель и дата поступления заявления, сообщения о преступлении. В
постановлении обычно отмечается: «рассмотрев материал по факту обнаружения
трупа», «по факту травмирования К.», «по факту недостачи товарно-материальных
ценностей в магазине №...» и т.д.
В описательной части постановления, определения излагаются фактические
данные, указывающие на признаки преступления. При этом необходимо избегать
двух крайностей: слишком пространно или узко описывать обстоятельства. Каждая
описательная часть должна содержать: изложение события, которое расценивается
как преступление, обозначение времени, места происшествия, общественно-
политическую и юридическую оценку. Все эти обстоятельства должны излагаться в
определенной логической последовательности, чтобы описательная часть
придавала постановлению, определению характер мотивированного решения.
Заключительная, резолютивная часть акта о возбуждении уголовного дела вытекает
из описательной части и содержит: сформулированное принятое решение;
юридическую квалификацию деяния с указанием на соответствующую статью
уголовного закона, по признакам которого оно возбуждается; указание на
дальнейшее направление дела, лицо которому поручается ведение расследования.
[22]
Копия постановления о возбуждении дела, вынесенного органом дознания или
следователем немедленно направляется прокурору.
В тех случаях, когда уголовное дело возбуждается тем должностным лицом,
которое будет вести расследование, выносится одно постановление - о
возбуждении уголовного дела и принятии его к своему производству. В течение
суток копия постановления о принятия дела к своему производству должна быть
направлена наблюдающему прокурору (ст.129 УПК). Орган дознания о начатом
расследовании уведомляет прокурора немедленно.
В случае отсутствия оснований к возбуждению уголовного дела, а равно при
наличии обстоятельств, исключающих производство по делу, прокурор,
следователь, орган дознания и судья отказывают в возбуждении уголовного дела
(ч.1 ст.113 УПК).
Об отказе в возбуждении уголовного дела выносится мотивированное
постановление, в котором особое внимание обращается на обоснование такого
решения. В постановлении должно быть указано, почему именно событие, о
котором сообщалось, признано не имевшим места или в нем отсутствуют признаки
преступления, либо приведены иные обстоятельства, исключающие производство по
делу.
В постановлении об отказе в возбуждении уголовного дела по поводу деяния, о
котором в сообщении или заявлении говорится как о преступлении, но оно
таковым не признается, должны быть приведены конкретные данные,
обосновывающие этот вывод.
Содержащаяся в постановлении аргументация, подтверждающая выводы лица,
вынесшего постановление, позволяет достаточно глубоко, объективно и
всесторонне проверить правильность этих выводов, а лицам и организациям, от
которых поступило заявление или сообщение, при несогласии с принятым решением
принести мотивированную жалобу.
Должностное лицо, вынесшее постановление об отказе в возбуждении уголовного
дела, обязано разъяснить заявителю его право на обжалование. Заявитель вправе
оспаривать как сам отказ, так и мотивы решения. На постановление об отказе в
возбуждении уголовного дела, вынесенное органом дознания или следователем,
жалоба приносится прокурору, осуществляющему надзор за производством дознания и
следствия. Постановление прокурора, отказавшего в возбуждении уголовного дела
может быть обжаловано вышестоящему прокурору.
[23]
На постановление судьи об отказе в возбуждении уголовного дела жалоба
приносится в вышестоящий суд.
Охрана прав и законных интересов личности в стадии возбуждения уголовного дела.
Особое значение эта проблема приобретает в уголовном праве в сфере уголовного
судопроизводства, где применение мер государственного принуждения возможно
вплоть до лишения свободы, а малейшее нарушение закона сопряжено с опасностью
причинить вред гражданину и обществу.
Как упоминалось выше, стадия возбуждения уголовного дела является начальной.
И от того, насколько своевременно и правильно решен вопрос о возбуждении
дела, во многом зависит соблюдение прав граждан, успешность расследования и
судебного разбирательства.
В стадии возбуждения уголовного дела можно выделить три этапа:
1. Принятие и
процессуальное оформление
или готовящемся преступлении;
2. Предварительная
проверка заявлений и
3. Принятие решения о возбуждении или отказе в возбуждении уголовного дела.
Рассмотрим каждый из этих этапов с точки зрения прав личности.
Прокурор, следователь, орган дознания и судья в соответствии со ст.109 УПК,
обязаны принимать сообщения о любом готовящемся или совершенном преступлении.
Они не вправе отказываться от приема заявлений по мотиву неполноты сообщаемых
сведений, из-за обращения граждан не по принадлежности или по каким либо
другим незаконным основаниям, что иногда случается на практике.
Дежурный по отделению милиции в Первомайском районе города Москвы не принял
заявление гражданина Н. Об избиении его двумя неизвестными лицами ввиду
отсутствия следов побоев на лице потерпевшего. Через несколько дней этими же
лицами было совершено более тяжкое преступление.
[24]
Важной гарантией прав граждан в стадии возбуждения уголовного дела является
строгая система
регистрации заявлений и
заявителю талона-уведомления о принятом решении.
При регистрации заявления должна быть соблюдена процессуальная форма (ст.110
УПК). На практике же соответствующие должностные лица иной раз вместо
заявления о совершенном преступлении предлагают заявителю написать
«объяснение» или составляют протокол допроса. Такое противоречащее закону
оформление поступающих
заявлений может нанести
граждан. Например,
неправильно оформленное
явившегося с повинной, может породить при расследовании и в суде сомнение в
добровольной подаче заявления и повлечь лишение взяткодателя права на
освобождение от уголовной ответственности, а лица явившегося с повинной - на
смягчение ему
наказания при вынесении
Все заявления и сообщения о преступлениях, поступающие в органы милиции (а
именно в эти органы поступает большинство сигналов о преступлениях), должны
регистрироваться в единой книге учета происшествий с указанием порядкового
номера и даты регистрации. Начальники городских и районных органов милиции
обязаны ежедневно рассматривать все поступившие сообщения, лично принимать по
ним решения и давать письменные указания исполнителям.
После того, как
заявление или сообщение
законом порядке, по нему могут быть истребованы необходимые материалы и
получены объяснения (ст.109 УПК), т.е. следующим этапом является проверка
поступивших заявлений и сообщений.
Очень важно отмечает Савицкий В.М., чтобы проверка проводилась быстро и крайне
осторожно, иначе из средства, способствующего борьбе с преступлениями, она
может превратиться в свою противоположность.
[25] Цель этой проверки - установить, имеются ли достаточные данные,
указывающие на признаки преступления. В ходе ее должно быть выяснено, нет ли
обстоятельств, влекущих отказ в возбуждении уголовного дела, и установлен ли
минимум данных о преступлении. Определение же виновных, форм вины, мотива,
способа и других обстоятельств совершения преступления - предмет следующей
процессуальной стадии - расследования.
Одним из способов проверки заявлений (сообщений) является, как было отмечено,
получение объяснений и круг лиц у которых они могут быть получены, то
предложение Кузнецова Н.П. о закреплении такого порядка в законе, я считаю
очень полезным
Объяснение не является следственным действием и лицо, дающее объяснение не
предупреждается об уголовной ответственности за отказ от дачи показаний и за
дачу заведомо ложных показаний (в отличие от допрашиваемого). И по утверждению
Степанова В.В. «в случае неявки гражданина для дачи объяснений или нежелание
его сообщить сведения, имеющие значение для установления факта преступления,
лицо, осуществляющее проверку должно ограничиваться разъяснением необходимости
получения объяснений и их значения для решения вопроса о возбуждении дела.»
[26]
В стадии возбуждения уголовного дела, когда только возникают
уголовно-процессуальные отношения между гражданином с одной стороны, и
компетентным органом или лицом с другой, важно проявить к гражданину чуткость,
внимание и уважение. От того, насколько правильно сложится контакт между
сторонами, во многом зависит дальнейший ход расследования. «Особое внимание
необходимо уделить нравственно-этическому аспекту работы следователей и
прокуроров. Процессуальная и надзорная деятельность - это постоянное общение с
людьми. Каждое действие, каждый поступок работника прокуратуры должны быть
нравственно безупречны, должны воспитывать уважение к закону», отмечал в своей
статье Генеральный прокурор СССР А.М. Рекунков.
[27]
Другой способ получения фактических данных для решения вопроса о возбуждении
уголовного дела - требование необходимых материалов. К таким материалам могут
быть отнесены справки о состоянии здоровья, возрасте, телесных повреждениях,
о трудоспособности и т.д., которые могут понадобиться для решения вопроса о