Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2010 в 16:51, курсовая работа
Возбуждение уголовного дела является процессуальной основой дальнейшего
развития всего уголовного судопроизводства.
Важность задач, разрешаемых на указанном этапе уголовного процесса,
определяет его общественно-политическое значение. Своевременное и законное
разрешение вопроса о возбуждении уголовного дела надежно обеспечивает защиту
интересов граждан, общественных организаций от преступных посягательств. В
стадии возбуждения дела обеспечивается необходимое реагирование органов
власти на каждый преступный факт.
Введение ... 2
· Сущность и значение стадии возбуждения уголовного дела ... 4
· Поводы и основания к возбуждению уголовного дела ... 11
· Процессуальный порядок возбуждения или отказа в возбуждения уголовного
дела ...
20
· Охрана прав и законных интересов личности в стадии возбуждения
уголовного дела ... 23
· Список используемой литературы .. 29
уголовного дела) обеспечивает реагирование органов власти на каждое
преступление в целях установления истины и привлечения виновного к
ответственности и тем самым - неотвратимости наказания каждого лица,
совершившего преступление.
Уголовно-процессуальное значение стадии возбуждения уголовного дела
заключается и в том, что только после принятия в установленном законом
порядке решения о возбуждении уголовного дела допускается производство всех
следственных действий, применение принудительных мер предусмотренных
уголовно-процессуальным законом (ст. ст. 109; 120;129 УПК РСФСР). Так,
например, в прокуратуру Октябрьского района города Москвы поступило сообщение
о злоупотреблениях кассиров Московского аэропорта «Внуково». К сообщению были
приобщены пассажирские ведомости с признаками подлога и несколько поддельных
авиабилетов на сумму 860 рублей.
Не возбудив уголовного дела, прокурор назначил бухгалтерскую ревизию, которая
длилась несколько месяцев. Лишь по окончании ревизии было возбуждено уголовное
дело.[5]
Возбуждение уголовного дела имеет и уголовно-правовое значение. По делам о
преступлениях, требующих предварительного расследования, до вынесения
постановления о предъявлении обвинения нет иного документа, кроме
постановления, определения о возбуждении уголовного дела, в котором бы
излагались обстоятельства общественно-опасного деяния и давалась квалификация
преступления.
Именно процессуальный акт о возбуждении дела определяет, хотя и
предварительно, какое преступление совершено и подлежит расследованию, чем
дает направление производству по делу на первых этапах следствия и
одновременно определяет предметную (родовую) подследственность.
Осуществление задач в стадии возбуждения уголовного дела достигается путем
совершения определенных процессуальных действий, сопровождающихся
возникновением
и развитием уголовно-
являющимися участниками этой стадии уголовного судопроизводства.
Уголовно-процессуальная деятельность в стадии возбуждения уголовного дела, как и
в любой другой стадии, ограничена своими пределами. Она включает в себя:
«...поводы к возбуждению уголовного дела (ст. ст. 27; 108 УПК РСФСР); принятие
и процессуальное оформление заявлений, сообщений о преступлении (ст. ст. 110;
111 УПК РСФСР); рассмотрение
и изучение заявлений и
(ч.1 ст. 109 УПК РСФСР); принятие мер к предотвращению или пресечению
преступления, производство следственных действий (ч.4 ст.112; ст.114; ст.122;
ч.2 ст.178 УПК РСФСР); истребование необходимых материалов и получение
объяснений (ч.2 ст.109; УПК РСФСР); уголовно-процессуальную и уголовно-правовую
оценку собранных материалов (ст.71 УПК РСФСР); принятие решения по поступившему
заявлению или сообщению с процессуальным оформлением принятого решения (ст.10;
ст.27; ч.3 ст.109; ч.1, 2 ст.112; ст.113; ст. 114 УПК РСФСР); меры принимаемые
судьей к примирению потерпевшего с лицом, на которое была подана жалоба, а
иногда и объединение судьей в одном производстве этой жалобы с жалобой
потерпевшего (ч.4 ст.109 УПК РСФСР) и др. ...»
[6]. Уголовно процессуальная деятельность начинается с появления повода к
возбуждению дела и завершается вынесением постановления или определения о
возбуждении уголовного дела или отказе в этом. В случае обжалования или
опротестования этих актов, стадия возбуждения уголовного дела заканчивается
решением компетентного органа по соответствующей жалобе или протесту.
В стадии возбуждения по уголовному делу могут участвовать: заявитель о
преступлении, пострадавший, подозреваемый, представители пострадавших и
подозреваемых, коллективы трудящихся и должностные лица, органы и лица,
наделенные правом возбуждать уголовные дела (суд, судья, прокурор, следователь,
начальник следственного отдела и органы дознания), очевидцы происшествия,
специалист и граждане в роли понятых, переводчик, лица в помещении которых
производился досмотр, прокурор как орган надзора за точным исполнением законов
и вышестоящие суды как органы контроля за судебной деятельностью в стадии
возбуждения уголовного дела и некоторые другие лица
[7]. Фактическое, основанное на законе поведение лиц, участвующих в стадии
возбуждения уголовного дела, порождает между ними определенные
уголовно-процессуальные отношения.
Для процессуальных отношений недостаточно наличия соответствующих норм
процессуального права и конкретных субъектов правоотношений. Иоффе О.С. и
Шаргородский М.Д. утверждают, что для этого необходимы еще и юридические факты,
которые сами по себе не создаются нормой права, а лишь признаются ею и
проявляются в реальной общественной жизни.[8]
Например, без заявления, сообщения о преступлении невозможно следователю
вступить в правоотношения с заявителем, а затем прокурору со следователем и
т.п.. И.С. Строгович пишет, что действия участников процесса являются прежде
всего юридическими фактами, вызывающими возникновение, развитие и прекращение
процессуальных отношений.[9]
Поводы и основания к возбуждению уголовного дела.
Поводы к возбуждению уголовного дела перечислены в законе, в ст.108 УПК
РСФСР. Это заявления и письма граждан; сообщения общественных организаций;
сообщения учреждений, предприятий, организаций и должностных лиц; статьи,
заметки и письма, опубликованные в печати; явка с повинной; непосредственное
обнаружение органом дознания, следователем, прокурором или судом признаков
преступления.
Сведения, необходимые для возбуждения уголовного дела, могут быть получены не
только из самих заявлений или сообщений, но и из документов, приложенных к ним
(акты ревизий,
ведомственных проверок и т.д.)
при проверке этих заявлений, сообщений о преступлении. Дополнительные материалы
к заявлению, сообщению закон не относит к поводам для возбуждения дела.
Источниками сведений о преступлении могут быть также оперативные данные,
телефонные сообщения неизвестных лиц, слухи и другие материалы, которые закон
не упоминает в числе поводов к возбуждению уголовного дела. Следовательно, «...
источник сведений о преступлении - понятие более широкое, нежели повод к
возбуждению дела.».[10]
Помимо этого, заявления, жалобы по делам частного обвинения, поступившие от
лиц, не пострадавших от этих преступлений, поводом к возбуждению дела не
являются, хотя служат источником информации об общественно-опасном,
противоправном деянии.
Для повода к возбуждению уголовного дела характерна тесная связь между
деятельностью заявителя и прокурорско-следственных или судебных органов, ибо
они обязаны принять заявление, сообщение о преступлении разрешить его по
существу. Указанные органы могут и сами обнаружить признаки преступления.
Правовое значение повода к возбуждению уголовного дела заключается в том, что
он вызывает публичную деятельность органов дознания, следователя, прокурора
или судьи, требует, чтобы эти органы соответствующим образом реагировали на
каждый сигнал о готовящемся или совершенном преступлении. Не будь повода к
возбуждению уголовного дела - общественно-опасные деяния оставались бы без
внимания. Именно повод к возбуждению дела вызывает осуществление и применение
уголовного закона. В этом плане повод является первым связующим звеном между
уголовным правом и процессом.
Итак, сущность повода к возбуждению уголовного дела определяют действия
граждан, общественных организаций, учреждений, предприятий, организаций или
должностных лиц по заявлению или сообщению о преступлении или же собственная
деятельность органов дознания, следователя, прокурора, судьи, приведшая к
непосредственному
обнаружению признаков
возбуждению уголовного дела всегда лежит активное начало как со стороны
заявителя, так и со стороны компетентных органов, которым адресуются сведения
о преступлении.
Рассмотрим характеристики
поводов к возбуждению
1. Заявления и письма граждан как повод к возбуждению уголовного дела (п.1
ст.108 УПК РСФСР) представляют собой деятельность отдельных физических лиц по
осведомлению прокуроско-
преступлении.
Заявления и письма граждан могут исходить как от одного человека, так и от
группы лиц, исключение составляет запрет для военнослужащих подавать групповые
жалобы, что вызвано
условиями несения военной
[11] Письма граждан в смысле ст.108 п.1 УПК РСФСР следует рассматривать, как
письменные заявления, полученные по почте. Сообщения о преступлениях в виде
заявлений, помимо письменной формы, могут быть устными, переданными по
телефону, телеграфу, радио, телевидению. Хочется отметить, что в Уставе
уголовного судопроизводства, изданного до революции, отмечалось, что «...
подача жалобы по телеграфу не может быть допущена, ибо это есть не жалоба, а
простая бумага, которая подлежит возвращению.».
[12] Сейчас с этим, конечно нельзя согласиться.
Закон не создает никаких трудностей для подачи заявления, сообщения о
преступлении. Заявления граждан могут быть как устными, так и письменными в
любой форме. От заявителя не требуется сообщения причин общественно-опасного
происшествия, его юридической оценки. Важно, чтобы было сообщено о самом
факте случившегося.
Устное заявление заносится в протокол, который подписывается заявителем и
лицом принявшим заявление. Заявителю должна быть разъяснена ответственность
за заведомо ложный донос, о чем делается отметка в протоколе заявления. Если
к заявлению прилагаются материалы, подтверждающие сведения, изложенные в нем,