Судебная власть
осуществляется посредством профессионального
и народного начал при осуществлении
правосудия. Народное начало проявляется
в привлечении к рассмотрению
и разрешению уголовных дел судом
присяжных заседателей. Основная задача
присяжных заседателей – вынесение
вердикта о виновности или невиновности
подсудимого. Для того, чтобы вердикт
был законным и объективным, закон
предоставляет присяжным заседателям
ряд прав и возлагает на них
обязанности (ст. 333 УПК).
Присяжные заседатели
наделены следующими правами: 1) участвовать
в исследовании всех обстоятельств
дела; 2) просить председательствующего
разъяснить нормы закона, относящиеся
к уголовному делу, содержание оглашенных
в суде документов и другие непонятные
для них вопросы и понятия;
3) вести собственные записи и
пользоваться ими при подготовке
ответов на поставленные вопросы
в совещательной комнате.
Одновременно, присяжные
должны исполнять следующие обязанности:
1) не покидать зал судебного заседания
во время рассмотрения уголовного дела;
2) не высказывать свое мнение по делу
до обсуждения вопросов при вынесении
вердикта; 3) не общаться с лицами, не
входящими в состав суда, по поводу
обстоятельств уголовного дела; 4) не
собирать сведения по делу вне судебного
разбирательства; 5) соблюдать тайну
совещания и голосования при
постановлении вердикта.
Подсудность. Подсудность
представляет собой юридическое
свойство уголовного дела, которое
определяет, в каком суде это дело
должно рассматриваться. Выделяются следующие
виды подсудности: предметная (родовая),
территориальная и персональная
(специальная).
Предметная подсудность
отвечает на вопрос, суд какого из звеньев
судебной системы правомочен рассматривать
данное дело. Предметная подсудность
устанавливается в зависимости
от тяжести преступлений, в которых
обвиняется лицо (правила предметной
подсудности установлены в ч. 1–3 ст.
31 УПК). Этот вид подсудности предполагает
отнесение уголовных дел к компетенции
областного и приравненного к нему суда,
районного суда, а также, мировых судей.
Областной и приравненный
к нему суд рассматривает преимущественно
дела о тяжких и особо тяжких преступлениях,
а также преступлениях, хотя и
не отнесенных уголовным законом
к тяжким, но причиняющих серьезный
ущерб складывающимся в государстве
общественным отношениям. Перечень дел,
подсудных судам субъектов федерации,
установлен в ч. 3 ст. 31 УПК. К подсудности
мирового судьи относятся в основном
дела о преступлениях, за которые
уголовным законом предусмотрена
санкция не более трех лет лишения
свободы. Исключения из этого правила
указаны в ч. 1 ст. 31 УПК. Районному
суду подсудны все остальные дела
(ч. 2 ст. 31 УПК). Если одно или несколько
лиц обвиняются в совершении преступлений,
дела о которых подсудны судам
разного уровня, то все дело должно
быть рассмотрено вышестоящим судом.
Территориальная подсудность
дает ответ на вопрос, к компетенции
какого суда одного уровня судебной системы
отнесено конкретное дело. Общее правило
территориальной подсудности заключается
в том, что уголовное дело должно
быть рассмотрено по месту совершения
преступления. С учетом тяжести и
характера последнего место судебного
разбирательства может ограничиваться
определенным судебным участком, районом,
городом, субъектом федерации.
В случае, когда преступление
является длящимся, т.е. началось в одном
месте, а завершилось в другом,
дело должно рассматриваться в суде
по месту окончания преступной деятельности
(ч. 2 ст. 32 УПК). Если несколько преступлений
совершены в разных местах, дело
должно рассматриваться в том
месте, где было совершено большинство
преступлений или совершено более
тяжкое из них (ч. 3 ст. 32 УПК).
Уголовно-процессуальный
закон предусматривает определенные
условия, при которых территориальная
подсудность может быть изменена
(ст. 35 УПК). Так, территориальная подсудность
может быть изменена по ходатайству
сторон, если был удовлетворен заявленный
стороной отвод всему составу
суда. По инициативе председателя суда,
где находится дело, либо по ходатайству
сторон территориальная подсудность
подлежит изменению: 1) если, все судьи
данного суда ранее уже участвовали
в производстве по делу и должны
быть отведены в силу указаний ст. 63,
64 УПК; 2) если, ряд участников процесса
проживает в иной местности, нежели
та, на которую распространяется юрисдикция
соответствующего суда, и все обвиняемые
согласны с изменением территориальной
подсудности дела. Вопрос об изменении
территориальной подсудности разрешается
до начала судебного разбирательства.
Персональная (специальная)
подсудность определяет, каким судом
должно разбираться дело, исходя из
должностного положения и психического
состояния подсудимого. Персональная
подсудность установлена в отношении
военнослужащих (к ним приравнены
граждане, проходящие военные сборы),
судей федеральных судов, членов
Совета Федерации и депутатов
Государственной Думы Федерального Собрания
России, а также в отношении психически
больных лиц.
Большинство уголовных
дел о преступлениях, совершенных
военнослужащими и лицами, проходящими
военные сборы, рассматривает гарнизонный
военный суд. Его подсудность
объединяет в себе подсудность мирового
судьи и подсудность районного
суда общей юрисдикции. Окружной, флотский
военный суд разбирает дела, подсудность
которых применительно к судам
общей юрисдикции тождественна подсудности
судов субъектов федерации (областному,
краевому суду и т. д.).
Если в совершении
преступления обвиняется несколько
лиц, одни из которых являются военнослужащими,
а другие нет, то дело при отсутствии
возражений со стороны гражданских
лиц, будет рассматриваться военным
судом. При наличии возражений со
стороны гражданских лиц относительно
рассмотрения дела военным судом
дело в отношении этих лиц выделяется
и передается затем в суд общей
юрисдикции. Когда же выделение дела
в отношении гражданских лиц
невозможно по фактическим обстоятельствам,
то все дело должен рассматривать
суд общей юрисдикции.
Военным судам, находящимся
за пределами Российской Федерации,
подсудны дела о преступлениях, совершенных
военнослужащими и гражданскими
лицами, если эти преступления совершены
на территории, подпадающей под юрисдикцию
Российской Федерации, либо совершены
лицами при исполнении служебных
обязанностей, либо посягают на интересы
Российской Федерации (ч.8 ст. 31 УПК).
Верховному Суду
РФ подсудны дела о преступлениях, совершенных
членами Совета Федерации, депутатами
Государственной Думы, а также
судьями федеральных судов. Необходимым
условием для рассмотрения Верховным
Судом дел в отношении названных
лиц служит их ходатайство, заявленное
до начала судебного разбирательства
(ст. 452 УПК).
Изменение территориальной
подсудности производится председателем
вышестоящего суда или его
заместителем в судебном заседании,
проводимом по правилам предварительного
слушания дела (глава 34 УПК). Решение,
принятое судьями по данному
вопросу, должно быть отражено
в соответствующем постановлении.
По вопросам подсудности
споры между судами не допускаются
(ст. 36 УПК). Дело, переданное из одного
в другой суд в порядке, предусмотренном
законом, должно быть безусловно рассмотрено
судом, которому оно передано.
§ 3. Участники уголовного
судопроизводства со стороны обвинения
1. Прокурор. Прокурор
как участник уголовного судопроизводства
является должностным лицом, на
которого законом возложено выполнение
функции уголовного преследования
и решение задач по осуществлению
прокурорского надзора.
В качестве прокурора
в уголовном судопроизводстве правомочны
выступать Генеральный прокурор
РФ, прокуроры субъектов РФ, прокуроры
городов и районов, приравненные
к ним прокуроры, их заместители
и помощники, осуществляющие процессуальную
деятельность, направленную на изобличение
подозреваемых и обвиняемых в
совершении преступлений, а также
надзор за исполнением законов органами,
осуществляющими дознание и предварительное
следствие. Каждый прокурор действует
в пределах своей компетенции, определяемых
местом соответствующей прокуратуры
в системе органов прокуратуры
Российской Федерации, предметной и
территориальной подследственностью
и подсудностью уголовных дел. В
силу централизованного характера
системы органов прокуратуры
вышестоящие прокуроры вправе выполнять
действия, отнесенные к компетенции
нижестоящих.
В ходе досудебного
производства по делу прокурор уполномочен:
проверять исполнение требований федерального
закона при приеме, регистрации и
разрешении сообщений о преступлениях;
возбуждать уголовное дело и в
порядке, установленном УПК, поручать
его расследование дознавателю,
следователю, нижестоящему прокурору
либо принимать его к своему производству;
участвовать в производстве предварительного
расследования и в необходимых
случаях лично производить отдельные
следственные действия; давать согласие
дознавателю, следователю на возбуждение
уголовного дела в соответствии со
ст. 146 УПК; давать согласие дознавателю,
следователю на возбуждение перед
судом ходатайства об избрании, отмене
или изменении меры пресечения либо
о производстве иного процессуального
действия, которое допускается на
основании судебного решения; разрешать
отводы, заявленные нижестоящему прокурору,
следователю, дознавателю, а также
их самоотводы; отстранять дознавателя,
следователя от дальнейшего производства
расследования, если ими допущено нарушение
требований УПК при производстве
предварительного расследования; изымать
любое уголовное дело у органа
дознания и передавать его следователю,
передавать уголовное дело от одного
следователя другому с обязательным
указанием оснований такой передачи;
передавать уголовное дело от одного
органа предварительного расследования
другому с соблюдением правил
подследственности и с обязательным
указанием оснований такой передачи;
отменять незаконные и необоснованные
постановления нижестоящего прокурора,
следователя, дознавателя в порядке,
предусмотренном УПК; поручать органу
дознания производство следственных действий,
а также давать ему указания о
проведении оперативно-розыскных мероприятий;
продлевать срок предварительного расследования;
утверждать постановление дознавателя,
следователя о прекращении производства
по уголовному делу; утверждать обвинительное
заключение или обвинительный акт и направлять
уголовное дело в суд; возвращать уголовное
дело дознавателю, следователю со своими
указаниями о производстве дополнительного
расследования; приостанавливать или
прекращать производство по уголовному
делу; осуществлять иные полномочия, предусмотренные
УПК.
В ходе судебного
производства по уголовному делу прокурор
поддерживает государственное обвинение,
обеспечивая его законность и
обоснованность (ч. 4 ст. 37 УПК). Данный вид
деятельности прокурора является составной
частью функции уголовного преследования,
вытекающей из ст. 53 Федерального закона
"О прокуратуре Российской Федерации",
где сказано, что, осуществляя уголовное
преследование в суде, прокурор выступает
в качестве государственного обвинителя.
Являясь участником
уголовного судопроизводства со стороны
обвинения, прокурор, в отличие от
адвоката, который не вправе отказаться
от принятой на себя защиты подозреваемого,
обвиняемого, может отказаться от осуществления
уголовного преследования. Основания
и порядок отказа прокурора от
обвинения закреплены в ч. 7 ст. 246
УПК. По общему правилу, если государственный
обвинитель в ходе судебного разбирательства
придет к убеждению, что представленные
доказательства не подтверждают предъявленное
подсудимому обвинение, то он отказывается
от обвинения и излагает суду мотивы
отказа. Полный или частичный отказ
государственного обвинителя от обвинения
в ходе судебного разбирательства
влечет за собой прекращение уголовного
дела или уголовного преследования
полностью или в соответствующей
части по следующим основаниям: отсутствие
события преступления, отсутствие в
деянии состава преступления, непричастность
подозреваемого или обвиняемого
к совершению преступления, прекращение
уголовного преследования по основаниям,
указанных в п. 1–6 ч. 1 ст. 24 УПК.
Государственный обвинитель
до удаления суда в совещательную
комнату для постановления приговора
может также изменить обвинение
в сторону смягчения путем: 1) исключения
из юридической квалификации деяния
признаков преступления, отягчающих
наказание; 2) исключения из обвинения
ссылки на какую-либо норму УК РФ, если
деяние подсудимого предусматривается
другой нормой этого кодекса, нарушение
которой вменялось ему в обвинительном
заключении или обвинительном акте;
3) переквалификации деяния в соответствии
с нормой УК РФ, предусматривающей
более мягкое наказание (ч. 8 ст. 246 УПК).
В ходе судебного
разбирательства государственный
обвинитель представляет доказательства
и участвует в их исследовании,
излагает суду свое мнение по существу
обвинения, а также по другим вопросам,
возникающим в ходе судебного
разбирательства, высказывает суду
предложения о применении уголовного
закона и назначении подсудимому
наказания. Прокурор также предъявляет
или поддерживает предъявленный
по уголовному делу гражданский иск,
если этого требует охрана прав граждан,
общественных или государственных
интересов.
2. Следователь –
должностное лицо, уполномоченное
в пределах компетенции, предусмотренной
уголовно-процессуальным законодательством,
осуществлять предварительное следствие
по уголовному делу (ч. 1 ст. 38 УПК).
По действующему законодательству
предварительное следствие производится
следователями прокуратуры, следователями
органов внутренних дел, следователями
федеральной службы безопасности,
следователями федеральных органов
налоговой полиции (ст. 151 УПК). Объем
процессуальных полномочий и
процессуальное положение следователя
не зависят от его ведомственной
принадлежности; они одинаковы.