Толкование уголовно-процессуального закона

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 12:07, дипломная работа

Описание работы

Цели и задачи исследования. При проведении настоящего исследования была поставлена цель изучить понятие уголовно-процессуального закона, его особенности и отличие от смежных институтов, таких как уголовно-процессуальное законодательство и уголовно-процессуальное право.
Задачи, поставленные нами, следующие:
1) изучение понятия уголовно-процессуального закона,
2) изучение понятия, видов и структуры уголовно-процессуальной нормы,
3) анализ источников уголовно-процессуального законодательства России,
4) построение структуры действующего УПК РФ,

Содержание

Введение …………………………………………………………………………..3
Глава 1. Действующее уголовно-процессуальное законодательство и его источники………………………………………………………………………….6
§1. Понятие уголовно-процессуального закона………………………………6
§2. Уголовно-процессуальная норма: понятие, виды и структура…………...10
§3. Источники уголовно-процессуального законодательства России………..16
§4. Характеристика УПК РФ и его структура…………………………………23
Глава 2. Действие уголовно-процессуального закона………………………...30
§1. Действие уголовно-процессуального закона во времени…………………30
§2. Действие уголовно-процессуального закона по кругу лиц……………….37
§3. Действие уголовно-процессуального закона в пространстве……………39
§4. Аналогия уголовно-процессуального закона………………………………41
Глава 3. Толкование уголовно-процессуального закона ……………………..46
Заключение ………………………………………………………………………59
Источники и литература………………………………………………………...63

Работа содержит 1 файл

Российский уголовно-процессуальный закон.doc

— 261.50 Кб (Скачать)

    24.06.1922 г., был принят Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР, в ст.2 которого содержалось правило: «Преступность и наказуемость деяния определяется уголовным законом, действовавшим в момент совершения преступления. Законы, устраняющие преступность совершенного деяния или смягчающие его наказуемость, имеют обратную силу»9.

    Любопытно отметить, что впервые на законодательном уровне правило об обратной силе уголовного закона было установлено именно в Уголовно-процессуальном, а не в Уголовном кодексе. Хотя бесспорным является то, что действие уголовного закона во времени должно регулироваться самим уголовным законом.

    Но  дальнейший ход исторического развития показал, что от принятия указанного правила и до его полного и неукоснительного соблюдения еще очень далеко.

    19.10.1922г. принимается Декрет ВЦИК, которым придается обратная сила статьям 114 и 114(а) УК РСФСР 1922 г., где была усилена уголовная ответственность за взяточничество.

    Президиум ЦИК СССР 21.11.1929г. принимает Постановление «Об объявлении вне закона должностных лиц - граждан Союза ССР за границей, перебежавших в лагерь врагов рабочего класса и крестьянства и отказывающихся вернуться в Союз ССР», в котором отказ вернуться в СССР квалифицировался как измена Родине (п. 1); лица, отказавшиеся вернуться, объявлялись вне закона (п. 2), что, в свою очередь, влекло конфискацию всего имущества и расстрел через 24 часа после удостоверения личности (п. 3). Пункт 6 данного Постановления содержал прямое указание: «Настоящий закон имеет обратную силу»10.

    Уникальным  в своем роде историческим фактом является распространение Уголовного кодекса РСФСР на территорию вошедших в состав СССР Литвы, Латвии, Эстонии и Уголовного кодекса Украинской ССР на территорию Бессарабии с приданием им обратной силы11.

    В конце июня 1940 г. мирно был разрешен конфликт между СССР и Румынией по поводу Бессарабии, захваченной Румынией еще в январе 1918г. Румынские власти вернули Бессарабию, которая к исходу 30 июня воссоединилась с Автономной Советской Республикой Молдавией, провозглашенной 2 августа 1940 г. Молдавской ССР.

    Произошедшие  события требовали решить вопрос о том, какое законодательство (включая уголовное) будет действовать на воссоединенных с СССР землях. Президиум Верховного Совета СССР 06.11.1940г. принимает Указ «О временном применении уголовного, гражданского и трудового законодательства РСФСР на территории Литовской, Латвийской и Эстонской Советских Социалистических Республик», в котором четко закреплялось, что впредь до издания общесоюзного кодекса на территории названных республик действует Уголовный кодекс РСФСР в редакции 1926 г. А также было предусмотрено, что УК РСФСР 1926 г. распространяется и на преступления, совершенные на территории Литвы, Латвии и Эстонии до установления в них Советской власти. При этом все приговоры по уголовным делам, вынесенные судами до установления Советской власти и не приведенные в исполнение, не подлежали исполнению. Их необходимо было пересмотреть в соответствии с Уголовным и Уголовно-процессуальным кодексами РСФСР12.

    Немногим  позже разрешился вопрос и с Бессарабией. Принятым Президиумом Верховного Совета СССР 14.12. 1940 г. Указом «О временном применении кодексов Украинской ССР на территории Молдавской ССР» были предусмотрены аналогичные правила по распространению уголовного и уголовно-процессуального законодательства Украинской ССР на территорию Бессарабии13.

    §2. Действие уголовно-процессуального закона по кругу лиц.

    Вопрос  о пределах действия уголовно-процессуального  закона в отношении конкретных категорий  лиц решён следующим образом: российские органы, ведущие производство по уголовным делам, вправе осуществлять процессуальные действия в отношении всех, кто находится на территории Российской Федерации.

    Однако  из этого общего правила сделаны  и некоторые исключения:

    1) в отношении лиц, пользующихся правом дипломатической неприкосновенности. В соответствии с ч.2 ст.3 УПК РФ процессуальные действия, касающиеся таких лиц, производятся лишь по их просьбе или с их согласия, которое должно испрашиваться через Министерство иностранных дел РФ.

    В отношении лиц, обладающих дипломатической  неприкосновенностью (послы, военные  атташе и др.), независимо от того, в каком процессуальном качестве они выступают, процессуальные действия могут совершаться лишь по их просьбе или с их согласия.

    Следует, однако, иметь в виду, что дипломатический  иммунитет является не только правом отдельных категорий дипломатических и консульских служащих, но и определенной гарантией интересов государства. Поэтому некоторые действия (задержание, осуждение и т. п.) не могут производиться, даже если сами эти служащие против них не возражают. Связано это, в частности, с тем, что согласно п. 1 ст. 32 Венской конвенции о дипломатических сношениях и ст. 45 Венской конвенции о консульских сношениях отказ от привилегий и иммунитетов является прерогативой того государства, которое соответствующий служащий представляет.

    2) в отношении российских граждан, о которых имеются специальные оговорки в действующем законодательстве. Данные нормы содержатся в главе 52 УПК РФ, которая называется «Особенности производства по уголовным делам в отношении отдельных категорий лиц». В этой главе, в статье 447, перечислены категории лиц, в отношении которых уголовно-процессуальное законодательство России предусматривает особый порядок возбуждения уголовного дела (ст.448 УПК РФ), задержания (ст.449 УПК РФ), избрания меры пресечения и производства отдельных следственных действий (ст.450 УПК РФ) и т.д.

    К указанным категориям относятся  следующие лица:

    1) члены Совета Федерации и депутаты  Государственной Думы, депутаты  законодательного (представительного)  органа государственной власти  субъекта Российской Федерации, депутаты, члены выборного органа местного самоуправления, выборные должностные лица органа местного самоуправления;

    2) судьи Конституционного Суда  Российской Федерации, судьи федерального  суда общей юрисдикции или  федерального арбитражного суда, мировые судьи и судьи конституционного (уставного) суда субъекта Российской Федерации, присяжные или арбитражные заседателя в период осуществления ими правосудия;

    3) Председатель Счетной палаты  Российской Федерации, его заместитель  и аудиторы Счетной палаты  Российской Федерации;

    4) Уполномоченный по правам человека  в Российской Федерации;

    5) Президент Российской Федерации,  прекративший исполнение своих  полномочий, а также кандидат  в Президенты Российской Федерации;

    6) прокурор;

    7) следователь;

    8) адвокат;

    9) член избирательной комиссии, комиссии референдума с правом решающего голоса.

    В ст.447 УПК РФ также указано, что  порядок производства по уголовным  делам в отношении лиц, перечисленных  в этой статье, является общим, т.е. тот, который установлен для всех граждан, однако, с изъятиями, предусмотренными главой 52 УПК РФ.

    §3. Действие уголовно-процессуального закона в пространстве.

    Действие  уголовно-процессуального закона в  пространстве означает, что производство по уголовным делам на территории Российской Федерации ведется в соответствии с законом, действующим на данной территории, независимо от места совершения преступления, если международным договором Российской Федерации не установлено иное (ч.1 ст.2 УПК РФ). Кроме того, в ч.2 этой же статьи имеется специальное упоминание о том, что «правила настоящего кодекса, применяются также при производстве по уголовному делу о преступлении, совершенном на воздушном, морском или речном судне, находящемся вне пределов Российской Федерации под флагом Российской Федерации, если названное судно приписано к порту Российской Федерации».

    Таким образом, законодателем, во избежание  неправильного толкования, отдельно выделено в статье второй то, что  суда Российской Федерации за пределами  территории государства российского, как водные, так и воздушные, являются территорией нашего государства с вытекающими из этого положения всеми последствиями, в том числе и применением законов.

    Определяющим  в регламентации действия уголовно-процессуального  закона в пространстве является принцип  государственного суверенитета, исключающий на территории независимого и суверенного государства деятельность (в том числе уголовно-процессуальную) представителей власти другого государства и применение законодательства другого государства.

    При этом надо иметь в виду, что понятие «территория Российской Федерации» четко раскрывается в ч.ч.1,2 ст.67 Конституции РФ, согласно которой территория Российской Федерации включает в себя территорию ее субъектов, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними.

    Российская  Федерация обладает суверенными  правами и осуществляет юрисдикцию на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации в порядке, определяемом федеральным законом и нормами международного права.

    Вместе  с тем, из общего правила, в соответствии с которым уголовно-процессуальный закон Российской Федерации действует на ее территории, могут быть установлены и изъятия. Обычно они предусматриваются международными соглашениями, например, для случаев, когда речь идет о необходимости выполнения процессуальных действий в связи с совершением преступлений на иностранных торговых судах во время их нахождения в российских портах, а также для случаев, касающихся преступлений, совершаемых военнослужащими и некоторыми другими лицами на территории других государств. Подобные договоры могут быть как многосторонними (в частности, Конвенция о защите прав человека и основных свобод и протоколы к ней, Международный пакт о гражданских и политических правах), так и двусторонними (в основном это договоры об оказании помощи по гражданским, семейным и уголовным делам). Согласно ч. 4 ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы, а если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

    В соответствии с УПК РФ должны осуществляться также отдельные следственные и  судебные действия, выполнение которых вытекает из международных договоров Российской Федерации и принятых в их развитие поручений компетентных правоприменительных органов других стран.

    §4. Аналогия уголовно-процессуального  закона.

    Заслуживает внимания вопрос о возможности применения уголовно-процессуальных норм по аналогии к процессуальным ситуациям, отношениям, не предусмотренным этими нормами. В уголовно-процессуальном законодательстве он не нашел своего разрешения. В теории уголовного процесса проблема аналогии спорна. Исходя из признания неустранимой пробельности любой отрасли права, многие ученые считают, что обойтись без аналогии в сфере уголовно-процессуального регулирования невозможно14. Интересно заметить, что неизбежной признается аналогия закона при определенных условиях и в уголовном праве15.                                        

    Иного мнения придерживается В.И. Каминская. Она считает, что в уголовно-процессуальном праве нет пробелов, поскольку «законодатель, учитывая потребности практики и новые, выдвинутые жизнью вопросы, может с необходимой полнотой регулировать процессуальную деятельность и не допускать пробелов в законодательстве...»16.

    Но  пробел, очевидно, следует признать явлением нормальным для любой отрасли  права, так как всегда имеется  какая-то часть общественных отношений, жизненных ситуаций и обстоятельства, которые, находясь в сфере правового регулирования, не регламентированы конкретными нормами права17. Не составляет исключения в этом отношении, по нашему мнению, и уголовно-процессуальное право. Обращаясь к аналогии уголовно-процессуального закона, правоприменитель должен учитывать, что иногда при совершении предусмотрено уголовно-процессуальным законом следственного или судебного действия возникают затруднения, вызванные недостаточной правовой урегулированностью порядка его совершения, пробелом в законе. Для устранения подобного затруднения уместно использовать по аналогии уголовно-процессуальную норму, предусматривающую сходный случай. Здесь аналогия не восполняет пробел закона, он продолжает сохраняться. Ее значение заключается в обеспечении единого правового подхода к разрешению однородных, сходных процессуальных ситуаций. Своеобразие рассматриваемой аналогии проявляется в том, что она может применяться по поводу процессуального действия, предусмотренного законом (хотя и недостаточно урегулированного) и тем самым способствует исполнению этого закона.

Информация о работе Толкование уголовно-процессуального закона