Толкование уголовно-процессуального закона

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 12:07, дипломная работа

Описание работы

Цели и задачи исследования. При проведении настоящего исследования была поставлена цель изучить понятие уголовно-процессуального закона, его особенности и отличие от смежных институтов, таких как уголовно-процессуальное законодательство и уголовно-процессуальное право.
Задачи, поставленные нами, следующие:
1) изучение понятия уголовно-процессуального закона,
2) изучение понятия, видов и структуры уголовно-процессуальной нормы,
3) анализ источников уголовно-процессуального законодательства России,
4) построение структуры действующего УПК РФ,

Содержание

Введение …………………………………………………………………………..3
Глава 1. Действующее уголовно-процессуальное законодательство и его источники………………………………………………………………………….6
§1. Понятие уголовно-процессуального закона………………………………6
§2. Уголовно-процессуальная норма: понятие, виды и структура…………...10
§3. Источники уголовно-процессуального законодательства России………..16
§4. Характеристика УПК РФ и его структура…………………………………23
Глава 2. Действие уголовно-процессуального закона………………………...30
§1. Действие уголовно-процессуального закона во времени…………………30
§2. Действие уголовно-процессуального закона по кругу лиц……………….37
§3. Действие уголовно-процессуального закона в пространстве……………39
§4. Аналогия уголовно-процессуального закона………………………………41
Глава 3. Толкование уголовно-процессуального закона ……………………..46
Заключение ………………………………………………………………………59
Источники и литература………………………………………………………...63

Работа содержит 1 файл

Российский уголовно-процессуальный закон.doc

— 261.50 Кб (Скачать)

    Изложенное  выше позволяет дать следующее определение:

    уголовно-процессуальный закон - это обладающий высшей юридической силой нормативный акт, принятый представительным законодательным органом государства, регулирующий общественные отношения в сфере уголовного судопроизводства.

    При этом, необходимо отметить, что следует  различать такие смежные понятия, как «уголовно-процессуальный закон», «уголовно-процессуальное законодательство» и «уголовно-процессуальное право».

    Между всеми этими понятиями существует тесная взаимосвязь и раздельное функционирование каждого из них невозможно.

    Уголовно-процессуальный закон, как указано выше, речь идёт о кодифицированной системе норм и правил, регулирующей общественные отношения в сфере уголовного процесса.

    Уголовно-процессуальное законодательство – это весь комплекс нормативных актов, регулирующих уголовное судопроизводство, важнейшим из которых является закон.

    Уголовно-процессуальное право определяется как совокупность установленных и охраняемых государством норм, регулирующих деятельность субъектов  уголовного процесса, вступающих в  уголовно-процессуальные отношения. Эти нормы содержатся в различных правовых источниках, которыми являются действующие нормативные акты (части, пункты, статьи УПК, отдельные законодательные акты).

    Таким образом, общим в этой взаимосвязи  является уголовно-процессуальное право, которое включает в себя и уголовно-процессуальный закон и уголовно-процессуальное законодательство, в свою очередь, уголовно-процессуальное законодательство и уголовно-процессуальный закон соотносятся как общее и часть, соответственно.

    §2. Уголовно-процессуальная норма: понятие, виды и структура.

    Нормы уголовно-процессуального права (уголовно-процессуальные нормы) – это установленные государством и обеспечиваемые его принудительной силой правила поведения участников уголовно-процессуальных отношений, направленные на эффективное осуществление уголовного судопроизводства.

    Уголовно-процессуальные нормы устанавливаются уголовно-процессуальным законом, реализуются через посредство уголовно-процессуальных отношений. Уголовно-процессуальный закон воплощает в свои нормы исторически сложившийся положительный опыт деятельности по возбуждению, расследованию, рассмотрению и разрешению уголовных дел.

    В законе сформулированы назначение и  принципы уголовного судопроизводства, отражено содержание и целевое назначение его отдельных стадий; регламентированы права и обязанности всех участников уголовно-процессуальной деятельности, условия возникновения, изменения и прекращения правоотношений. Следовательно, уголовно-процессуальное право, выраженное в уголовно-процессуальных законах, – это нормы процессуального характера, они определяют порядок расследования и порядок разбирательства уголовных дел в суде. Целесообразно размещенные в структуре узаконенной уголовно-процессуальной процедуры, нормативно-правовые средства, взаимодействуя друг с другом, определяют содержание уголовного процесса.

    Подавляющее большинство уголовно-процессуальных норм сосредоточено в уголовно-процессуальном законе. Назначение уголовно-процессуального  закона как основного источника  уголовно-процессуального права состоит в том, что он наделяет юридической силой нормы, которые вследствие этого становятся общеобязательными для субъектов, вовлеченных в сферу уголовного процесса.

    Содержанием уголовно-процессуальных норм являются правила поведения субъектов уголовно-процессуального права. Субъект уголовно-процессуального права, реализуя права и обязанности, содержащиеся в нормах права, вступает в уголовно-процессуальные отношения. Тем самым субъект уголовно-процессуального права становится субъектом конкретного правоотношения по конкретному уголовному делу.

    Общетеоретические положения о нормах права в  значительной степени распространяются на уголовно-процессуальные нормы. Они  установлены государством, имеют  общий и общеобязательный характер. Их применение обеспечено механизмом государственного принуждения. Они направлены, в конечном счете, на достижение задач уголовно-процессуального права, частицей которого они являются. Это, однако, не лишает их некоторой специфики.

    Нормы уголовно-процессуального права  выполняют регулятивные (правоустанавливающие) функции, направленные на установление уголовно-правовых отношений и породивших их юридических фактов (совершение преступлений), от чего, в свою очередь, зависит приведение в действие механизма применения уголовной ответственности. А это означает выполнение нормами уголовно-процессуального права и регулируемыми ими отношениями охранительных функций. Таким образом, хотя формирование в уголовно-процессуальном праве регулятивных норм в конечном итоге обусловлено необходимостью обеспечения реализации правоохранительных функций уголовного права, эффективность их действия на практике отражает выполнение уголовно-процессуальным правом в целом и его нормами, как составными элементами этого целого, правоохранительных задач, установленных УПК РФ.

    Вне зависимости от формы изложения  содержания нормы уголовно-процессуального  права (дозволения или запрета) она  непременно содержит указания на то, как  должен или может вести себя (то есть. действовать или воздержаться от действия) субъект уголовно-процессуальных отношений. При этом субъективные права и обязанности взаимосвязаны, так как не существует субъективного процессуального права, реализация которого не означала бы выполнения соответствующей обязанности. Поэтому процессуальные нормы носят двусторонний, представительно-обязывающий характер.

    Общепризнанным  является взгляд на трехчленную структуру  нормы уголовно-процессуального  права, в которой усматривается  наличие таких составных элементов, как гипотеза, диспозиция и санкция.

    Гипотеза - это условие, при наличии которого действует правило, содержащееся в правовой норме.

    Гипотеза  может быть:

    - абсолютно определенной,

    - относительно определенной 

    - смешанной. 

    Так, устанавливая, что суд присяжных  в краевом, областном, городском  суде рассматривает дела о преступлениях, по ходатайству обвиняемого, законодатель тем самым указывает абсолютно определенное условие - наличие четко выраженной воли обвиняемого.

    Предусматривая  возможность соединения в одном  производстве лишь дела по обвинению  нескольких лиц в соучастии в  совершении одного или нескольких преступлений, законодатель устанавливает относительно определенное условие.

    Однако  в нормах уголовно-процессуального права гипотеза иногда формулируется на основе сочетания двух указанных подходов к построению гипотезы. Так, законом установлено, что «...гражданский иск предъявляется после возбуждения уголовного дела, но до окончания предварительного расследования» (ч.2 ст. 44 УПК РФ). Тем самым законодатель предписал, что гражданский иск в уголовном деле может быть рассмотрен при условии его предъявления от начала производства по уголовному делу (которого до его возбуждения не существует) до завершения стадии расследования. Иными словами, ст 44 УПК РФ содержит относительно определенное условие, согласно которому иск может быть предъявлен: на начальном этапе расследования или после появления в процессе такого субъекта, как подозреваемый, или после привлечения лица в качестве обвиняемого, или при окончании расследования. В указанных рамках лицо, которому причинен материальный ущерб преступлением, имеет право выбора момента предъявления иска.

    Но  гипотеза в рассматриваемом случае - сложная: законодатель ввел в норму  не только относительно определенное, но и абсолютно определенное условие. Последнее усматривается в установлении жесткого положения: иск может быть рассмотрен только в том случае, если он предъявлен до начала судебного следствия. Видимо, такую гипотезу было бы правильно назвать смешанной.

    Диспозиция  утоловно-процессуальной нормы представляет собою правило поведения субъекта или субъектов уголовного процесса.

    Санкция - указание на последствия нарушения, неисполнения или ненадлежащего  исполнения диспозиции нормы (или ряда норм), в том числе и на возможность применения меры воздействия к субъекту.

    Уголовно-процессуальным кодексом предусмотрены санкции  следующего характера:

    а) процессуально-принудительные, предусматривающие  возможность применения мер принуждения

    б) процессуально-штрафные, устанавливающие возможность применения штрафа, денежного взыскания, а также обращения внесенного залога в доход государства;

    в) процессуально-восстановительные, предусматривающие:

    отмену  принятого процессуального решения;

    изменение принятого решения;

    возвращение уголовного дела для дополнительного  расследования;

    г) процессуально-предупредительные:

    отвод судьи, прокурора, следователя, дознавателя, переводчика, специалиста, эксперта, защитника, представителя, секретаря судебного  заседания; отстранение присяжного заседателя, изъятие прокурором дела от органа дознания и передача его следователю и т.д.

    В уголовно-процессуальном праве встречаются  нормы, все элементы которых выражены в одной статье закона (например, ст.75, 118 и др. УПК РФ), а также нормы, элементы которых выражены в нескольких статьях закона (ст.103, 105, 135 и др. УПК РФ). Таким образом, норма уголовно-процессуального права может совпадать и не совпадать с отдельной статьей уголовно-процессуального закона. Иногда одна уголовно-процессуальная норма может быть выражена не в одной, а в нескольких статьях закона и, наоборот, в одной статье закона могут быть выражены несколько процессуальных норм. Может быть и так, что в одной статье закона выражена такая общая норма, которая конкретизируется в нескольких менее общих, более конкретных нормах, содержащихся в нескольких статьях закона (например, ст.6 УПК РФ конкретизируется в ст. 133-139, 146-148, 156-158 и др. УПК РФ).

    §3. Источники уголовно-процессуального законодательства России.

    Внешней формой выражения уголовно-процессуального  права являются нормативные акты, закрепляющие государственные волеизъявления в сфере уголовного судопроизводства.

    Вопрос об источниках уголовно-процессуального права имеет свою специфику, отличающую его от других отраслей права (например, административного, трудового, финансового и др.). В большинстве отраслей права в силу указаний самого закона источниками права являются не только законы, но и нормативные акты ведомств, администрации учреждений, а также исполнительных и распорядительных органов. В уголовно-процессуальном праве основным источником является федеральный закон, то есть принимаемый высшим законодательным органом РФ нормативно-правовой акт. Он содержит положения, регулирующие порядок судопроизводства по уголовным делам и возникающие при этом отношения. Это обусловлено тем, что в данной сфере деятельности государства могут быть ограничены либо затронуты действиями или решениями соответствующих должностных лиц конституционные права и свободы граждан.

    В отличие от ряда других отраслей права, источниками уголовно-процессуального  права являются только законы. Никакие  иные нормативные акты не могут регулировать уголовно-процессуальные отношения. При этом в соответствии с п."о" ст.71 Конституции РФ вопросы уголовно-процессуального права могут регулировать только федеральные законы. Субъекты Федерации принимать уголовно-процессуальные законы не вправе. Поэтому основания и пределы возможного ограничения или лишения этих прав регламентируются только законом, а не ведомственным или иным актом органов управления.

    Совокупность (систему) правовых актов, являющихся источниками  уголовно-процессуального права, составляют следующие федеральные законы:

    1. Конституция Российской Федерации. 

    Основной  закон страны имеет высшую юридическую силу, прямое действие, применяется на всей территории России, служит юридической базой для любого отечественного законодательства. Все иные законы и правовые акты не должны ей противоречить.

    Конституционные положения, которые касаются уголовного судопроизводства, преимущественно сосредоточены в гл. 2 и 7, где получили свое закрепление права и свободы человека и гражданина, а также компетенция судебной власти. Эти предписания содержат базисные институты, лежащие в основе уголовного процесса в целом: равенство всех перед законом и судом; неприкосновенность личности, частной жизни, жилища; охрана тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений; презумпция невиновности и т. д.

Информация о работе Толкование уголовно-процессуального закона