Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 12:46, курсовая работа
Целью курсовой работы является исследование особенностей становления и развития суда присяжных.
В соответствии с целью исследования были поставлены следующие задачи:
- рассмотреть историю возникновения и становления института присяжных за рубежом и в России;
- проанализировать понятие и определить место суда присяжных в российском уголовном судопроизводстве;
- провести сравнительно-правовой анализ института присяжных в России и за рубежом;
- выявить современные проблемы суда присяжных и предложить рекомендации по их разрешению.
Введение……………………………………………………………………………..3
Глава 1. Суд присяжных: мировой и исторический опыт………………………...5
1.1. Исторические аспекты развития суда присяжных в России………..9
Глава 2. Особенности рассмотрения дел с участием присяжных заседателей…22
2.1. Понятие суда присяжных……………………………………………...22
2.2. Предварительное слушание и отбор присяжных заседателей………23
2.3. Особенности разбирательства дела в суде присяжных………………25
Глава 3. Современное состояние суда присяжных за рубежом и в России……30
Заключение………………………………………………………………………….38
Библиография……………………………………………………………………….43
Сущность производства с участием шеффенов заключается в том, что они высказывают мнение об обстоятельствах совершенного преступления, а правовые аспекты преступления регулируются судьями профессионалами.
Современная Франция также
имеет свою собственную модель суда
присяжных. Здесь в компетенцию
суда присяжных входит рассмотрение
уголовных дел о тяжких преступлениях.
В состав суда входят трое профессиональных
судей и девять присяжных заседателей,
призываемых к отправлению этих
обязанностей по департаментскому списку
избирателей путем жребия после
отбора специальными комиссиями. Они
принимают решение вместе с профессиональными
судьями по всем вопросам, существенным
для приговора, в том числе
и о наказании. Решение суда присяжных
принимается большинством голосов,
однако неблагоприятное для
Определенный интерес вызывает функционирование суда присяжных в Италии. Здесь суд присяжных рассматривает дела о наиболее серьезных уголовных преступлениях. В их состав входят два профессиональных судьи (один из них председательствующий) и шесть заседателей, назначаемых «народными судьями». Все они составляют единую коллегию, и приговоры выносятся ими на совместном совещании. Жалобы на приговоры этих судов разбираются апелляционными судами присяжных, которые создаются по одному или по два в каждом из судебных округов апелляционных судов. В их состав входят наряду с шестью «народными судьями» по два профессиональных судьи, один из которых — судья кассационного суда (председательствующий), а другой — член апелляционного суда.
Таким образом, анализ различных
форм институтов представителей общественности
в осуществлении позволяет
1) суд с участием присяжных заседателей, где присяжные заседатели без участия профессионального судьи решают вопросы факт доказанности или недоказанности обвинения (США, Великобритания, Испания);
2) суд с участием присяжных заседателей или расширенная коллегия, где все вопросы применения уголовного права решаются присяжными заседателями вместе с профессиональным судьей или судьями (Франция, Италия, Германия и др.);
3) суд с участием народных заседателей (сохранен в Узбекистане).
В какой бы форме не существовало участие представителей общественности в отправлении правосудия, несомненно, одно — правосудие, отправляемое «судом равных», в демократическом обществе расценивается как жизненно необходимая социально-политическая подсистема, ибо с ее помощью реализуются основные права и обязанности граждан страны, поддерживается их вера в торжество справедливости. На протяжении вот уже сотен лет суд с участием присяжных заседателей играет свою созидательную и цивилизаторскую роль в жизни человечества15.
Для того чтобы суд присяжных заседателей прижился и полноценно работал в России, необходимо, черпая положительный опыт функционирования данного института в странах «общего» и континентального права, с учетом обычаев, исторических традиций и особенностей нашей страны, создать собственную модель судопроизводства с участием присяжных заседателей.
На опыте европейских
государств можно создать не громоздкую
модель, а компетентный, профессиональный
суд с участием присяжных заседателей,
где последние совместно с
профессиональными судьями
Для обеспечения правильного и объективного решения вопроса об установлении факта совершения преступления число присяжных заседателей в составе коллегии должно быть больше, чем профессиональных судей. Если дела будут рассматриваться судом с участием присяжных, то в составе суда должно быть два или три профессиональных судьи и до пяти или семи присяжных заседателей. Такой состав суда, на мой взгляд, будет достаточным для принятия объективного решения по делу.
Должна быть тщательно проверена личность кандидата в присяжные заседатели при составлении списков присяжных. Необходимо изучить несколько вариантов их составления.
Списки кандидатур присяжных заседателей могут быть предложены политическими партиями и общественными объединениями. Они должны быть направлены в местные исполнительные органы, которые, проверив кандидатуры и на предмет судимости, составляют общие списки и направляют председателям районных (городских) судов.
Потребуется законодательное закрепление самой процедуры проведения предварительного слушания дела и главного судебного разбирательства дела, рассматриваемого с участием присяжных заседателей. Должен быть определен точный круг вопросов, которые не должны решаться и быть известными присяжным заседателям (относимость и допустимость доказательств, данные о прежних судимостях подсудимого, вопросы законности предварительного следствия, вопросы процессуальных прав и обязанностей сторон).
Все вопросы, связанные с назначением рассмотрения дела судом с участием присяжных заседателей, должны быть решены в предварительном слушании дела. В предварительном слушании, судья единолично с участием стороны обвинения и защиты, обвиняемого решает вопросы о ходатайстве обвиняемого о рассмотрении дела с участием присяжных заседателей, о ходатайстве, об исключении недопустимых доказательств, о числе присяжных заседателей, подлежащих приглашению по делу.
Данные о личности подсудимого не должны быть заранее известны присяжным заседателям. Вопросы о личности должны быть исследованы без участия присяжных заседателей.
Судебные прения в суде с участием присяжных заседателей должны состоять из двух частей. В первой части судебного прения стороны должны изложить о доказанности или не доказанности предъявленного обвинения, не касаясь личности подсудимого. Во второй части стороны должны изложить свои доводы о личности подсудимого и по поводу назначения наказания.
В связи с тем, что вопросы факта совершения преступления должны быть оценены, в первую очередь, присяжными заседателями в совещательной комнате, заседатели первыми должны высказать мнение по этим вопросам, только после них — судьи. В совещательной комнате присяжные заседатели и судьи должны голосовать с отражением итогов в письменном виде.
Заключение.
Сегодня в обществе вновь заговорили о недостатках правосудия в России, о невысокой квалификации судей, о коррупционной составляющей в судах и других подобных проблемах. Как сделать российский суд менее предвзятым, более эффективным, а порой – более милосердным? Здесь самое время вспомнить о таком институте, как присяжные заседатели. Одно время этот институт даже хотели отменить, но Дмитрий Медведев высказался за то, чтобы присяжные в России все-таки остались, правда, рассматривать им дела о коррупции так и не разрешил. Давайте попробуем обсудить, чего больше приносят присяжные в российских судах - пользы или вреда.
Суд одного или многих – вот главный вопрос. В большинстве российских судебных процессов сегодня используется устаревшая система отправления правосудия – единоличное принятие решений вынесения приговора судьёй. Страшно подумать, но принципы единоличного суда описаны ещё в самых первых известных письменных источниках 4 тысячелетия до нашей эры. Неужели с тех пор мы так и не ушли от этой модели?
У того правосудия, что есть сегодня,
есть две основные проблемы. Во-первых,
судьба решения и приговора находится
в руках одного человека (судьи),
и насколько всё последующее
из произнесённого «Именем Российской
Федерации…» будет
Во-вторых, в имеющихся нормах, согласно
которым действует суд
О милосердии говорить даже не стоит – его в наших судах сейчас немного. Объём оправдательных приговоров по РФ сегодня настолько невелик, что даже стыдно говорить об этих 0,2% – сама цифра не так уж далеко ушла от абсолютного нуля. Только официально система называется «правоохранительной» – всё чаще неофициально ее называют в традициях права СССР – «карательной». Исходя из вышеприведенной цифры, создается впечатление, что суды сегодня в меньшей степени защищают права, нежели концентрируют свои усилия на наказании и возмездии.
Есть и третье направление проблемы – «Государство должно монополизировать в своих руках право мести и возмездия, забрав его у индивидуума»16. Как-то выпало из этой цели общество, хотя основная часть преступлений является опасной именно для общества, преступлений против государства совершается намного меньше.
Главный довод противников
В случае же с двенадцатью присяжными нужно понимать, что они оперируют не «мертвыми» кодексами, а собственным жизненным опытом; принципами, которые были сформированы за долгую жизнь; всем комплексом накопленных ошибок, промахов, побед и достижений. Но важно не только это. Важно то, что это не один человек – а целая, пусть и небольшая, ячейка общества, у которой в любом случае будет больше объективности, чем у одного, пусть даже профессионального судьи. В любом случае, отдельно взятый человек субъективен.
Кстати, в сегодняшнем российском
процессуальном законодательстве вообще
таится одна серьезная ошибка: часть
статей имеет содержание: «Судья имеет
право…». Как правило, это относится
к праву самостоятельной
В случае с присяжными заседателями есть ещё одна немаловажная проблема, которая и становится причиной неэффективности их работы, о которой однажды сказал даже Владимир Путин. Присяжные сегодня, по сути беззащитны, на них могут надавить со стороны, так как их личные данные сегодня находятся в открытом доступе.
К сожалению, сегодня институт присяжных
заседателей находится в
Нельзя спорить, может быть, были какие-то недоработки на местах. Но все же были и достижения. Так, возьмем в качестве примера Оренбургскую область – один из регионов, включённый в эксперимент по производству правосудия через суды присяжных. Полтора года назад суды присяжных действовали там очень активно, был даже момент, когда лица, совершившие преступления с особой жестокостью, прекратили подавать ходатайства о рассмотрении своего дела присяжными – из-за того, что вердикты выносились без снисхождения, по всей строгости закона, предоставляя судье возможность назначать максимальные сроки заключения. Присяжные демонстрировали, что общество уже не имеет желания и возможности мириться с крайней жестокостью и попиранием человеческих норм существования. Присяжные слишком хорошо понимали, что они – часть этого общества, а, следовательно, могут стать следующей жертвой преступника. Потому и судили серьезно.