Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 09:29, шпаргалка
Работа содержит ответы на 51 вопрос по дисциплине "Уголовный процесс".
1) о назначении судебного заседания;
2) возвращении дела прокурору;
3) приостановлении производства;
4) направлении дела по подсудности;
5) прекращении уголовного дела или уголовного преследования (ст. 236 УПК).
Важнейшей судебной стадией является судебное разбирательство в суде первой инстанции, где происходит рассмотрение и разрешение дела по существу (гл. 35—39 УПК). Судебное разбирательство завершается постановлением оправдательного или обвинительного приговора, но в нем могут быть приняты и другие важные решения (о прекращении уголовного дела).
В судебном заседании рассматривается и решается вопрос о применении принудительных мер медицинского характера.
В УПК предусмотрен особый порядок судебного разбирательства и принятия судебного решения при согласии обвиняемого с предъявленным ему обвинением (гл. 40).
Производство в суде второй инстанции происходит в порядке апелляционного и кассационного обжалования судебных решений, не вступивших в законную силу (гл. 43 УПК).
Стадия исполнения приговора, определения и постановления суда, вступивших в законную силу, включает обращение судом к исполнению вступивших в законную силу приговора, определения, постановления суда и производство по рассмотрению и разрешению судом вопросов, связанных с исполнением приговора (гл. 46 УПК).
Пересмотр вступивших в законную силу приговоров, определений и постановлений суда возможен при производстве в надзорной инстанции и при возобновлении производства по уголовному делу ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств (гл. 48, 49 УПК).
7. Уголовно-процессуальное право. Соотношение уголовного и уголовно-процессуального права.
Уголовно-процессуальное право — это отрасль права, представляющая собой систему правовых норм и институтов, регулирующих деятельность органов предварительного расследования, прокуратуры и суда, а также других участников уголовного процесса, предназначенных для регламентации производства по уголовному делу.
Предметом уголовно-процессуального права являются общественные отношения, складывающиеся между государственными органами, осуществляющими уголовно-процессуальную деятельность, а также между ними и иными участниками уголовного процесса.
Близким к уголовно-процессуальному праву является уголовное право. В полном объеме нормы уголовного права может применить только суд; предпосылки, основания и условия применения норм УК РФ обеспечиваются уголовно-процессуальной деятельностью. Установить уголовно-правовое отношение и применить меры уголовной ответственности можно лишь в рамках уголовно-процессуальных отношений. Применить нормы уголовного права можно лишь одновременно с применением норм уголовно-процессуального права, причем сделать это вправе лишь субъекты уголовно-процессуальных отношений. Таким образом, без уголовного процесса уголовное право превращается в фикцию; без уголовного права существование уголовного процесса беспредметно и бессмысленно.
8. Источники уголовно-процессуального права.
Источником уголовно-процессуального правам является совокупность правовых актов, содержащих сведения о правилах, которые должны соблюдаться при производстве по уголовному делу.
К ним относят:
1) Конституцию РФ;
2) Уголовно-процессуальный кодекс РФ;
3) иные федеральные законы;
4) общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ;
5) Постановления Конституционного Суда РФ;
6) Указы Президента РФ.
Характеризуя структуру источников уголовно-процессуального права, следует сказать и о нормативных документах, которые не входят в зту систему, но широко используются в судопроизводстве.
Так, на уголовно-процессуальную деятельность значительное влияние оказывают разъяснения Пленума Верховного Суда РФ, которые способствуют правильному применению закона по вопросам судебной практики. В них формулируются не новые правила, восполняющие пробелы законодательства, а рекомендации по конкретным вопросам применения действующего закона при производстве по уголовным делам. Руководящие разъяснения высшего судебного органа обязательные для всех судов, органов, должностных лиц.
Аналогичное значение имеют также и адресованные органам дознания, предварительного следствия и прокуратуры ведомственные акты: приказы и указания Генерального прокурора, министра внутренних дел, которые могут касаться организации следственной работы, розыска обвиняемых, использования криминалистической техники, кадровых вопросов, а также содержать разъяснения закона, регламентирующего порядок производства по делу. Главная их особенность состоит в том, что они не должны противоречить закону или корректировать его и издаются руководителями министерств (служб) в пределах предоставленных им полномочий.
9. Общая характеристика УПК. Его содержание и структура.
Уголовно-процессуальный кодекс РФ как систематизированный свод правовых норм, во взаимосвязи и содержательном единстве регулирующих уголовное судопроизводство в целом и отдельные его части, этапы, стадии, институты — с учетом их общих свойств, черт и проявлений, — призван обеспечить единообразие и согласованность нормативно-правовых установлений и складывающейся на их основе правоприменительной практики, чем и обусловливается значение данного Кодекса в качестве закона, регулирующего производство по уголовным делам.
Уголовно-процессуальный кодекс состоит из шести частей: «Ощие положения», «Досудебное производство», «Судебное производство», «Особый порядок уголовного судопроизводства», «Международное сотрудничество в сфере уголовного судопроизводства», «Бланки процессуальных документов», 19 разделов, 56 глав, 474 статей.
При применении норм, регулирующих полномочия, права, производство, в отдельных стадиях необходимо обращение к «Общим положениям» (часть первая), которые в сочетании с конкретными нормами должны обеспечивать соответствие правоприменительной деятельности закону. При изучении и применении УПК следует учитывать раскрытие содержащихся в нем важнейших понятий в ст. 5 УПК.
10. Действие уголовно-процессуального закона во времени, пространстве и по кругу лиц.
Производство по уголовным делам на территории России независимо от места совершения преступления во всех случаях ведется в соответствии с УПК, если международным договором Российской Федерации не установлено иное (ч. 1 ст. 2 УПК).
Производство по уголовным делам о преступлениях, совершенных на воздушном, морском или речном судне (корабле), находящемся вне пределов Российской Федерации под флагом или с опознавательным знаком Российской Федерации, если судно приписано к порту в Российской Федерации, осуществляется в соответствии с уголовным и уголовно-процессуальным законодательством РФ (ч. 2 ст. 2 УПК).
При производстве по уголовному делу применятся уголовно-процессуальный закон, действующий во время производства соответствующего процессуального действия или принятия процессуального решения, если иное не установлено УПК (ст. 4 УПК). В силу нового УПК, все действия и решения, принятые до этого момента, сохраняют свою силу, а дальнейшее производство со дня введения в действие УПК (или какой-либо его нормы) производится в соответствии с новым УПК (см. ст. 4 УПК).
Производство по уголовным делам о преступлениях, совершенных иностранными гражданами или лицами без гражданства на территории Российской Федерации, ведется по правилам УПК. В случае совершения преступления на территории России иностранным гражданином, впоследствии оказавшимся за ее пределами, вопрос о его выдаче для уголовного преследования или осуществления уголовного преследования в иностранном государстве решается по правилам международного сотрудничества в сфере уголовного судопроизводства (ст. 458 УПК).
Процессуальные действия в отношении лиц, обладающих дипломатической неприкосновенностью, производятся лишь по просьбе указанных лиц или с их согласия, которое испрашивается через Министерство иностранных дел РФ. Конкретные условия производства следственных действий в отношении лиц, обладающих дипломатическим иммунитетом и привилегиями, а также в помещениях и на территории частных и дипломатических резиденций регулируются международными договорами.
11. Уголовно-процессуальные правовые нормы, их виды и структура.
Уголовно-процессуальные нормы — это установленные государством и выраженные в законе общеобязательные правила поведения участников уголовного судопроизводства. Они содержатся в законах, международных договорах и других источниках уголовно-процессуального права. Эти нормы формируются в соответствующих статьях.
Любая уголовно-процессуальная норма включает три элемента:
1. гипотезу (условия, при которых следует или возможно поступать определенным образом);
2. диспозицию (само правило поведения, предписание);
3. санкцию (те неблагоприятные последствия, которые наступают в случае неисполнения нормативного предписания).
Особенностью норм уголовно-процессуального права является то, что санкции таковых чаще всего выражены в самостоятельных статьях уголовно-процессуального закона.
Все уголовно-процессуальные нормы условно можно разделить на четыре группы:
1) Управомочивающие норны (нормы дозволения) — это такие нормы, которые предоставляют всем участникам уголовного процесса реализацию установленных в законе прав (гл. 25, 26, 27 и др. УПК РФ).
2) Обязывающее норны (норны предписания). Эти нормы адресованы, главным образом, должностным лицам и органам, осуществляющим уголовное преследование (ст.ст. 21, 11, 51, 196, 144 УПК РФ и др.).
3) Запрещающие норны. Эти нормы в основном содержатся в системе процессуальных гарантий личности (ст.ст. 8, 14, 9, 10 УПК РФ и др.). Аналогичные нормы содержатся и в Конституции РФ в гл. 2 «Права и свободы человека и гражданина».
4) Представительно-обязываюшие норны — это такие нормы, когда на совершение какого-либо процессуального действия требуется разрешение (согласие). Например, ст. 165 УПК РФ регламентирует порядок получения решения на производство следственных действий, которые допускаются только по судебному решению.
12. Судебная реформа и основные направления ее реализации в уголовно-процессуальном законодательстве.
Идеи радикальных изменений уголовного процесса, его принципов, форм в сторону демократизации и гуманизации были выражены в Концепции судебной реформы в Российской федерации, разработанной группой экспертов и одобренной Верховным Советом РСФСР. Предложения по судебной ре-форме были обсуждены и на Съезде судей Российской Федерации.
В постановлении Верховного Совета РСФСР от 24 октября 1991 г. «О Концепции судебной реформы в РСФСР» сказано:
1. Считать проведение судебной реформы необходимым условием функционирования РСФСР как демократического правового государства и одним из приоритетных направлений законодательной деятельности.
2. Признать главными задачами судебной реформы в Россииской Федерации:
утверждение судебной власти в государственном механизме как самостоятельной влиятельной силы, не зависимой в своей деятельности от властей законодательной и исполнительной;
защиту и неуклонное соблюдение основных прав и свобод человека, конституционных прав граждан в судопроизводстве;
закрепление в нормах уголовного процесса, в соответствующих законодательных актах демократических принципов организации и деятельности правоохранительных органов, положений, отвечающих рекомендациям юридической науки;
достижение уровня материально-технического обеспечения судов, органов юстиции, прокуратуры, внутренних дел, следственных подразделений, а также материального, бытового и социального обеспечения работников правоохранительных органов;
обеспечение достоверности и повышение доступности информации о деятельности правоохранительных органов, судебноправовой статистики.
3. Рассматривать в качестве важнейших направлений судебной реформы:
создание федеральной судебной системы;
признание права каждого лица на разбирательство его дела судом присяжных в случаях, установленных законом;
расширение возможностей обжалования в суде неправомерных действий должностных лиц, установление судебного контроля за законностью применения мер пресечения и других мер процессуального принуждения;
организацию судопроизводства на принципах состязательности, равноправия сторон, презумпции невиновности подсудимого;
дифференциацию форм судопроизводства;
совершенствование системы гарантий независимости судей и подчинения их только закону, закрепление принципа их несменяемости.
4. В новом законодательстве должны быть исключены все рудименты обвинительной роли суда, имевшиеся в УПК РСФСР, а именно:
право суда (судьи) возбуждать уголовные дела;
обязанность суда, а не прокурора-обвинителя, направлять подсудимому копию обвинительного заключения;
обязанность суда восполнять пробелы предварительного расследования за счет самостоятельного поиска доказательств;
оглашение судом обвинительного заключения;
право суда вести первым допрос подсудимого и других участников судебного разбирательства;