Шпаргалка по "Уголовному процессу"

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 09:29, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на 51 вопрос по дисциплине "Уголовный процесс".

Работа содержит 1 файл

Уголовный процесс (экзамен).doc

— 408.00 Кб (Скачать)


 

1.       Понятие и сущность уголовного процесса.

Уголовный процесс (вид социально-правовой деятельности) – это осуществляемая в пределах и порядке, установленных законом и отвечающая своему назначению деятельность наделенных соответствующими полномочиями госорганов, а также возникающие в связи с этой деятельности правоотношения.

Уголовный процесс - один из видов реализации государственной вла­сти, специфика которой обусловлена особенностью задач, осуществляемых в сфере борьбы с преступностью. Она регулируется нормами уголовно-про­цессуального права, осуществляется с момента получения информации о преступлении и на протяжении всего производства по уголовному делу, а в ряде случаев - даже и после его завершения (в стадии исполнения пригово­ра).

Сущность уголовного процесса – это совокупность и система уголовно-процессуальных отно­шений.

 

2.       Предмет и метод уголовного процесса.

Предмет уголовного процесса - правоотношения, складывающиеся при производстве по уголовным делам под воздействием норм уголовно-процессуального права.

Характер этого воздействия определяется методами правового регулирования. Понятие метода правового регулирования отвечает на вопросы: как, по какому принципу строятся правоотношения, составляющие предмет той или иной отрасли права.

В уголовно-процессуальном праве широко используется императивный метод правового регулирования (от лат. impero — приказывать, предписывать). При использовании императивного метода организации правоотношений право или обязанность субъекта на совершение определенных процессуальных действий возникает не по его свободному усмотрению и не из договоренности с другими субъектами, а по властному велению закона, т.е. в силу публичной обязанности перед государством. Так, право следователя возбудить уголовное дело при наличии для того необходимых оснований и условий одновременно есть и его публичная обязанность. Просьба обвиняемого об обеспечении ему помощи защитника императивно порождает соответствующую обязанность органов предварительного расследования или суда, причем подобная обязанность возникает у них не только перед обвиняемым, но и перед государством, которое в лице законодателя устанавливает определенные санкции за ее неисполнение (признание недопустимыми полученных при этом доказательств, возвращение дела прокурором на дополнительное расследование и т.д.). Императивный метод предполагает обязательное участие в правоотношении помимо прочих субъектов государственного органа или должностного лица, действующих в силу служебного долга, ex officio (лат.).

Другой метод правового регулирования, используемый в уголовном судопроизводстве, — диспозитивный (от лат. dispositio — свободное распоряжение, усмотрение). Это такой способ построения правоотношений, когда субъект реализует свое право или по собственному, единоличному усмотрению, или по добровольному соглашению с другими субъектами. Реализация процессуальных прав и обязанностей при этом не диктуется публичной обязанностью перед государством, а субъект никому не должен давать отчет в выборе того или иного варианта своего поведения. Например, обвиняемый по общему правилу вправе по своему усмотрению требовать допуска защитника к участию в уголовном деле либо отказаться от его помощи.

 

3.       Задачи уголовного процесса.

Уголовное судопроизводство (уголовный процесс) имеет своим назначением (имеет задачи):

1) защиту прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от преступлений;

2) защиту личности от незаконного и необоснованного обвинения, осуждения, ограничения ее прав и свобод;

3) уголовное преследование и назначение виновным справедливого наказания;

4) отказ от уголовного преследования невиновных, освобождение их от наказания, реабилитация каждого, кто необоснованно подвергся уголовному преследованию.

 

4.       Наука уголовного процесса, ее предмет и актуальные направления.

В науке уголовного судопроизводства (уголовного процесса) изучается история, задачи уголовного судопроизводства, его принципы, полномочия государственных органов и должностных лиц, осуществляющих производство по делу, положение личности в уголовном процессе, ее права и их гарантии, особенности процессуально-правовых отношений, процессуальные формы реализации правовых норм, основания и порядок совершения процессуальных действий и принятия решений на различных стадиях производства по уголовному делу.

Значительное место в науке уголовного судопроизводства всегда занимало и занимает учение о судебных доказательствах и доказывании, как средствах установления фактических обстоятельств дела и основаниях для решений о виновности лица или его непричастности к преступлению.

Предметом изучения данной науки являются не только нормы права, но и практика их применения, т. е. «право в действии». Это способствует выявлению того, как действует тот или иной правовой институт или конкретная норма, их положительное или негативное влияние на достижение поставленной цели, действия, решения.

В такого рода исследованиях выявляются пробелы, противоречия в праве, а также объективные и субъективные причины, которые приводят к неэффективности деятельности, нарушению прав и свобод человека.

Это дает возможность в научных исследованиях выявить причины и последствия нарушения закона в следственной и судебной практике и предлагать пути преодоления недостатков в правоприменении, а также противоречий, пробелов в правовом регулировании.

В науке уголовного судопроизводства используются формально-юридический, исторический, сравнительно-правовой, социологический методы исследования.

Признанными корифеями российской процессуальной науки в дореволюционный период являлись Л.Е. Владимиров («Учение об уголовных доказательствах»), В.Д. Спасович («О теории судебно уголовных доказательств»), И. Я. Фойницкий («Курс уголовного судопроизводства»), а также В. К. Случевский, Д. Г. Тальберг и др.

Учеными совместно с практиками было подготовлено несколько вариантов проектов нового УПК РФ, модельный УПК для СНГ. Ученые-процессуалисты участвовали в рабочих группах, созданных первоначально Министерством юстиции РФ, а затем Комитетом по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству Государственной Думы.

Авторами новых учебников, комментариев к УПК, других работ выступили ученые-процессуалисты МГУ, МГЮА, Санкт-Петербургского государственного университета, Самарского, Саратовского, Екатеринбургского, Воронежского госуниверситетов и др.

 

5.       Уголовный процесс как учебная дисциплина. Система учебного курса и источники изучения.

Уголовно-процессуальное право входит в перечень обязательных учебных дисциплин по специальности «Юриспруденция».

В данном курсе изучается нормативное регулирование уголовного судопроизводства, поэтому в учебных планах эта дисциплина именуется уголовно-процессуальным правом.

При изучении данного учебного курса студент должен использовать полученные ранее знания из курсов теории государства и права, всеобщей истории, истории России, конституционного права Российской Федерации, а также из курса «Правоохранительные органы Российской Федерации».

Для получения необходимых знаний по истории и правовому регулированию уголовного процесса в России студенту предлагается обращение к различным законодательным актам, а в учебной и иной литературе раскрываются социальные, идеологические и иные причины, объясняющие содержание правового акта, его назначение.

Особое внимание в изучении курса уделено Конституции РФ 1993 г., которая обусловила радикальное изменение назначения, принципов деятельности, полномочий государственных органов и должностных лиц в уголовном процессе, усиление гарантий физических и юридических лиц в уголовном процессе. На основе и в соответствии с Конституцией РФ в 2001 г. был принят УПК РФ, который является предметом глубокого изучения в данной учебной дисциплине, в соотнесении с другими законодательными актами, также являющимися источниками уголовно-процессуального права.

При изучении этого учебного курса студент должен не только усвоить нормативное регулирование того или иного процессуального института, основания и порядок совершения тех или иных процессуальных действий, условия принятия решений по делу в целом и по отдельным правовым вопросам, но и приобрести навыки применения норм Уголовно-процессуального кодекса, т. е. умение совершать процессуальные действия, принимать решения и закреплять эти действия и решения в соответствующих процессуально-правовых документах. Все необходимые знания, умения и навыки студент должен приобрести как при изучении теории данного курса, так и при прохождении ознакомительной и преддипломной практики.

В неразрывной связи с уголовно-процессуальным правом находится уголовное право, нормы которого реализуются не иначе как в уголовном судопроизводстве, поэтому в нормах УПК имеются множественные отсылочные нормы к УК, к которым следует обращаться при изучении данного курса.

По ряду институтов и норм УПК необходимо обращение к нормам Гражданского кодекса РФ1 и Гражданского процессуального кодекса РФ, в частности, при решении вопросов, связанных с правом потерпевшего на возмещение имущественного ущерба, причиненного преступлением или компенсации морального вреда.

При изучении уголовного судопроизводства и в практической деятельности по реализации норм УПК необходимо обращаться к достижениям различных отраслей знаний, поскольку эти знания используются при установлении фактических обстоятельств события, личности обвиняемого, исследовании доказательств и др. Научные знания, помогающие достижению__ назначения уголовного судопроизводства, составляют содержание науки и учебных дисциплин криминалистики, судебной экспертизы, судебной медицины, судебной психиатрии, юридической психологии и др.

Углубленному усвоению студентами программы данной учебной дисциплины способствуют практические (семинарские) занятия, где студент приобретает навыки устного и письменного (в процессуальных документах) обоснования и фиксации проведения тех или иных процессуальных действий и принятия решений по отдельному правовому вопросу или по делу в целом на различных стадиях уголовного судопроизводства.

 

6.       Стадии уголовного процесса.

Стадии уголовного процесса — это взаимосвязанные, но относительно самостоятельные части процесса, отделенные друг от друга итоговым процессуальным решением и характеризующиеся непосредственными задачами (вытекающими из назначения уголовного судопроизводства), органами и лицами, участвующими в производстве по делу, порядком (формой) процессуальной деятельности (процессуальной процедурой) и характером уголовно-процессуальных отношений.

В структуре УПК выделено «Досудебное производство» (часть вторая) и «Судебное производство» (часть третья).

Досудебное производство включает стадии возбуждения уголовного дела и предварительного расследования.

Возбуждение уголовного дела — первоначальная стадия процесса, в которой полномочные органы государства и должностные лица при наличии к тому повода (заявление, явка с повинной) устанавливают наличие или отсутствие оснований для начала производства по делу. Решение о возбуждении уголовного дела приводит процедуру уголовного процесса в движение, образует правовую основу для выполнения процессуальных действий в последующих стадиях и служит точкой отсчета сроков предварительного расследования. Возбуждение уголовного дела — стадия обязательная для дел публичного, частнопубличного и частного обвинения, но для каждого из видов обвинения она имеет свои особенности.

Предварительное расследование производится по возбужденному делу и проходит в форме следствия или дознания, где собираются, закрепляются, проверяются и оцениваются доказательства, чтобы установить наличие или отсутствие события преступления, лиц, виновных в его совершении, характер и размер ущерба, причиненного преступлением, и иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

Предварительное расследование — часть досудебного производства, и его выводы по всем обстоятельствам дела носят для суда предварительный характер. Они являются версией обвинения, выраженной в обвинительном заключении, которую суд должен проверить в условиях непосредственного исследования доказательств, на основе равноправия сторон и состязательности.

Предварительное расследование производится по подавляющему большинству уголовных дел. Лишь в случаях, точно указанных в законе, не требуется производства предварительного расследования (например, по делам частного обвинения).

Стадия предварительного расследования может заканчиваться прекращением уголовного дела и (или) уголовного преследования, направлением уголовного дела в суд с обвинительным заключением или обвинительным актом, направлением дела в суд для производства о применении принудительных мер медицинского характера.

Судебное производство включает несколько стадий: производство в суде первой инстанции, в вышестоящих судах, где проверяется законность и обоснованность, вынесенных судебных решений, а также действие и решение суда по исполнению приговора.

Производство в суде первой инстанции начинается с общего порядка подготовки к судебному заседанию (гл. 33 УПК) или предварительного слушания (гл. 34 УПК). На этой стадии судья может принять одно из следующих решений:

Информация о работе Шпаргалка по "Уголовному процессу"