Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 10:19, курсовая работа
Несовершеннолетние - очень неустойчивая категория, на мой взгляд, это дети, которые с нормальной точки зрения вообще не должны совершать преступления, в демократическом, социально - устойчивом государстве. Конечно, очень много факторов влияет на несовершеннолетних, это и воспитание, надлежащее внимание родителей, в первую очередь, также государства со стороны компетентных органов. Окружение подростка и его общение со сверстниками или лицами старше его очень сильно влияет на его формирование, особенно в переходный период, когда как физиологически, так и психологически формируется личность.
Введение…………………………………………………………………………………...1-2
Глава 1. Общая характеристика производства по уголовным делам в отношении несовершеннолетних.
1.1 Понятие несовершеннолетнего. Особенности возрастных и психофизических изменений…………………………………………………………………………………....3-5 1.2 Правовое регулирование статуса несовершеннолетних……………………………...5-8
Глава 2. Особенности производства дел по уголовным делам в отношении несовершеннолетних в части досудебного производства.
2.1 Формы предварительного расследования дел о преступлениях несовершеннолетних. Подследственность и подсудность………………………………………………………...9-10 2.2 Предмет доказывания по уголовным делам в отношении несовершеннолетних.2.3 2.3Выделение уголовного дела в отношении несовершеннолетнего в отдельное производство………………………………………………………………………………13-15
2.4 Задержание несовершеннолетнего подозреваемого. Избрание меры пресечения..15-16
2.5 Допрос несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого……………………..16-19
2.6 Предъявление несовершеннолетнему обвинения…………………………………...19-21
2.7 Особенности применения мер пресечения в отношении несовершеннолетнего....21-25
Глава3. Участие несовершеннолетнего на судебной стадии уголовного судопроизводства
3.1 Обязательное участие защитника в производстве по уголовным делам в отношении несовершеннолетних……………………………………………………………………...26-27
3.2 Обязательное участие законных представителей в производстве по уголовным делам в отношении несовершеннолетних……………………………………………………....27-29
3.3Прекращение уголовного дела и уголовного преследования в отношении несовершеннолетнего с применением принудительной меры воспитательного воздействия……………………………………………………………………………….29-32
Заключение…………………………………………………………………………….33-34
Список использованной литературы………………
О
задержании, заключении под стражу
или продлении срока содержания
под стражей
2.5 Допрос несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого
На мой взгляд, допрос – это одно из основных следственных действий, которое предопределяет весь дальнейший ход следствия. Именно на допросе выявляются основные моменты, выявляющие мотив совершения преступления, когда было совершено, кто являлся соучастниками, если они были и т.д., то есть основным блоком расследования преступления, совершённым несовершеннолетним, является допрос. Это один из наиболее ответственных этапов следствия, требующий от следователя тщательной подготовки, целеустремлённости и профессионального мастерства22.
Надо
иметь ввиду, что первоначальная
позиция несовершеннолетнего
В
УПК подробно регламентируется участие
законного представителя
В
законе закреплён порядок проведения
допроса несовершеннолетнего: допрос
несовершеннолетнего
Гуковская Н.И. отмечает, что приглашение педагога не должно быть общим правилом. Чем шире круг присутствующих, тем в большей мере подросток, давая показания стесняется. В тех же случаях, когда особенности психологии конкретного подростка приводят следователя к выводу о целесообразности участия педагога (замкнутость обвиняемого, «детскость» его поведения и т.п.), нецелесообразен вызов в этом качестве классного руководителя, так как в присутствии последнего подростки обострённо испытывают чувство стыда и ещё потому, что его обычно надо допрашивать в качестве свидетеля.
Что
касается участия родителей (законные
представители) то оно законом не
предусматривается и
Иногда
целесообразно предварительно провести
беседу с лицами, которые будут
участвовать в допросе. В ходе
беседы напоминается недопустимость постановки
вопросов без разрешения следователя,
необходимость чётко
Допрос
несовершеннолетних – это не только
способ получения доказательств, но
и метод воспитательного
Формулировки обвинения часто содержат юридические и иные термины, малопонятные несовершеннолетнему. Обвиняемому эти формулировки разъясняются в понятной для него форме, с тем чтобы сущность предъявляемого обвинения стала для него ясной в полной мере. Формулировка обвинения должна совершенно чётко указывать, что именно, какие конкретные преступные действия совершил каждый несовершеннолетний при подготовке, совершении, сокрытии следов преступления.
После ознакомления с обвинением подростку разъясняются процессуальные права обвиняемого.
Не
следует злоупотреблять неоднократными
допросами несовершеннолетних, однако
в принципе они допустимы. Обычно
необходимость в повторных
Желательно,
чтобы несовершеннолетний обвиняемый
лично прочитал протокол. Лично прочитывается
протокол также защитником и другими
участниками допроса. При наличии
возможности показания
Можно сказать что, почти все тактические приёмы допроса взрослых могут применяться и по отношению к подросткам, но, разумеется, с учётом психологических (возрастных и индивидуальных) особенностей несовершеннолетнего.
2.6 Предъявление несовершеннолетнему обвинения
Своевременное и обоснованное предъявление обвинения является важным этапом в исправлении и перевоспитании несовершеннолетнего правонарушителя.
Преждевременное
предъявление обвинения, когда нет
на то, достаточных оснований, вызывает
у несовершеннолетнего чувство
несправедливости. Вместе с тем, запоздалое
привлечение к уголовной
Как
справедливо отмечается в литературе,
своевременное появление в
По мнению, Рахунова Р.Д., момент предъявления обвинения определен уголовно-процессуальным законом. В этом случае ни о каких тактических соображениях речи быть не может.
Роша А.Н. считает, что выбор момента для привлечения к уголовной ответственности и, следовательно, для допроса обвиняемого зависит от усмотрения следователя, являясь вопросом тактическим26.
Порубов Н.И. отмечает, что момент предъявления обвинения определяется в зависимости от обстоятельств дела. Он пишет: «Здесь различаются два аспекта - процессуальный и тактический. В рамках сроков, предусмотренных уголовно-процессуальным законом, следователь выбирает наиболее удачный с точки зрения тактики момент предъявления обвинения и допроса обвиняемого. Как правило, допрос его производится тогда, когда следователь собрал материалы, достаточные для предъявления обвинения, и такие, которые бы своей доказательственностью заставили обвиняемого сознаться в содеянном»27.
Хочется отметить, что во – первых, закон не во всех случаях определяет сроки предъявления обвинения, а правильнее будет сказать – только в одном случае, когда к подозреваемому применяется мера пресечения до предъявления обвинения. Во-вторых, законом определен момент вынесения следователем постановления о привлечении лица в качестве обвиняемого. Это – момент появления в уголовном деле достаточной совокупности доказательств, дающих основание для обвинения лица в совершении преступления ( ч. 1 ст. 171 УПК). Следователь осуществляет оценку доказательств. Оценка доказательств- это этап процесса доказывания, основывающийся на принципе свободной оценки доказательств, где на первый план выходит внутреннее убеждение субъекта оценки ( ч.1 ст. 17 УПК). Но, несмотря на субъективность этой оценки, следователь обязан предъявлять обвинение своевременно, т.е. в тот момент, когда собрана достаточная совокупность уличающих доказательств.
К
сожалению, в наши дни практика показывает,
что несвоевременное
В соответствии с УПК обвинение должно быть предъявлено несовершеннолетнему не позднее трёх суток со дня вынесения постановления о привлечении его в качестве обвиняемого ( ч. 1 ст. 172 УПК). При этом обязательно участие защитника ( п.2 ч.1 ст.51 УПК). Правом присутствовать при предъявлении обвинения УПК впервые наделил и законного представителя несовершеннолетнего. Поэтому у следователя появилась обязанность разъяснять законным представителям данное право и уведомлять их о дне предъявления обвинения. На практике в предъявлении несовершеннолетнему обвинения нередко участвует и педагог. Обязательного его участия в этом процессуальном действии закон не предусматривает. Однако некоторые авторы считают такое участие необходимым. Это особенно целесообразно в тех случаях, когда в силу определенных обстоятельств в допросе обвиняемого будет участвовать педагог, не знающий несовершеннолетнего, для того чтобы получить более или менее полное представление о личности подростка, его возрастных особенностях. Не исключена в такой ситуации и беседа сведущего лица с обвиняемым до его первого допроса.
Процессуальным действием, завершающим этап привлечения несовершеннолетнего в качестве обвиняемого, является его допрос. Согласно ч. 1 ст. 173 УПК следователь обязан допросить несовершеннолетнего немедленно после предъявления ему обвинения с соблюдением положений закона, а именно: о праве обвиняемого иметь свидания с защитником наедине и конфиденциально, в том числе до первого допроса в качестве обвиняемого, без ограничения их числа и продолжительности (п. 9 ч. 4 ст. 47 УПК); о том, что в случае неявки приглашённого защитника в течение пяти суток со дня заявления ходатайства о приглашении защитника, следователь вправе предложить обвиняемому пригласить другого защитника, а в случае его отказа принять меры по назначению защитника.
Следователь должен уведомлять защитника несовершеннолетнего о дне предъявления обвинения заблаговременно – как минимум за пять дней, чтобы с одной стороны, не нарушить трёхсуточный срок, а с другой, чтобы не откладывать предъявление обвинения и допрос несовершеннолетнего обвиняемого по причине неявки участвующего в деле защитника, а если и не откладывать, то не привлекать к участию в деле другого защитника и одновременно не затягивать предъявление обвинения.
Хочется сказать по поводу
предъявления обвинения то, что
это является одним из
Информация о работе Производство по уголовным делам в отношении несовершеннолетних