Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2011 в 22:55, дипломная работа
Цели и задачи исследования. Автор исследования выделяет следующие цели и задачи работы. Цель исследования заключается в изучении характеристик протокольной формы досудебной подготовки материалов, дознания и института дознания, производимого по материалам, собранным в протокольной форме, в частности, в определении специфики последнего и перспектив его развития. Задачи дипломного исследования заключаются в следующем:
Дознание по протокольной
Цель дознания по материалам, собранным в протокольной форме состоит во всестороннем, полном и объективном исследовании обстоятельств преступления, что следует, по мнению автора, из положений ч. 1 ст. 20 УПК РСФСР. Задачи же дознания по протокольной форме, как и задачи всего уголовного судопроизводства, предусмотрены в ст. 2 УПК РСФСР. Можно сказать, что указанная статья содержит общие задачи всех форм расследования преступлений. Однако у дознания, осуществляемого по материалам в протокольной форме, есть и частные задачи. Попробуем сформулировать их на основе анализа оснований для производства дознания по материалам, собранным в протокольной форме, которые предусмотрены в ч. 1 ст. 416 УПК РСФСР. Они состоят в установлении обстоятельств, имеющих значение для расследования преступления (получение необходимых материалов, установление места нахождения правонарушителя и обстоятельств, входящих в предмет доказывания) и позволяющих достичь общих задач уголовного судопроизводства.
Достижение задач дознания по протокольной форме связано со знанием субъектами этой деятельности действующих законов и подзаконных актов, что также является основой законной деятельности любого учреждения, в том числе органов дознания. Однако условия соблюдения законности в деятельности органов дознания значительно шире. Так, наличие пробелов в законодательстве, возможность альтернативного восприятия правоприменителем одной и той же нормы влекут разнообразную практику применения положений закона. Отсюда, задача законодателя создавать оптимальные, эффективные и бесспорные по толкованию нормы закона, позволяющие достигать органом дознания поставленных перед ним целей.
Протокольная форма и связанное с ней дознание, производимое по материалам, собранным в протокольной форме, претерпели за время их существования много изменений. Тем не менее наблюдается отсутствие должного внимания к рассматриваемому институту, как со стороны законодателя, так и со стороны ученых. Данная ситуация, в свою очередь, влечет возникновение неразрешенных вопросов у практиков. Причины ее видятся в отсутствии актов, разъясняющих положения ст. 416 УПК РСФСР, регламентирующей производство дознания по протокольной форме, в наличии решений Конституционного Суда РФ, направленных на регламентацию рассматриваемого института, которые опережают законодателя и создают законодательные пробелы, а также в отсутствии разработок, предложений, рекомендаций ученых – процессуалистов по данному виду деятельности. Указанные обстоятельства не могут не сказаться на содержании деятельности органов дознания при производстве дознания по протокольной форме в целом и на содержании данного параграфа в части анализа правовой основы организации и деятельности органов дознания.
Правовое регулирование дознания по протокольной форме базируется на совокупности источников организации и производства дознания. В частности, правовая основа дознания по протокольной форме – это совокупность законов и подзаконных актов, содержащих правила производства дознания. При этом важно отметить, что тема дипломного исследования позволяет отнести к правовой основе как акты, регулирующие производство дознания в виде протокольной формы в соответствии со ст. 416 УПК РСФСР, так и производство дознания, предусмотренного ст. 120 УПК РСФСР.
К правовой основе организации дознания по протокольной форме можно отнести следующие основные источники.
п. 2 ч. 1 ст. 416 основание для производства дознания применяется судом и рассчитано, по существу, на те случаи, которые указаны в ст. 232 и связаны с обстоятельствами возвращения дела на дополнительное расследование».39 К числу указанных решений относится, например, постановление Конституционного Суда РФ № 7 от 20 апреля 1999 года по делу о проверке конституционности положений п. 1 и 3 ч. 1 ст. 232,ч.4 ст. 248и ч. 1 ст. 258 УПК РСФСР в связи с запросами Иркутского районного суда Иркутской области и Советского районного суда города Нижний Новгород.
Таким образом, к источникам правовой регламентации дознания по протокольной форме относятся:
Рассмотрев правовую основу дознания по протокольной форме, полагаем правильным выяснить в ходе дальнейшего анализа иные характеристики дознания по протокольной форме (основания его производства, субъекты принятия соответствующего решения, порядок, сроки), что будет предпринято в следующем параграфе.
Под основаниями производства дознания по материалам, собранным в протокольной форме, понимаются фактические данные, позволяющие принять соответствующее решение, а также совокупность оформляемых при этом документов.
В соответствии с ч. 1 ст. 416 УПК РСФСР дознание по делам о преступлениях, перечисленных в статье 414 УПК РСФСР, производится органами дознания в следующих случаях:
Приведенная норма позволяет выделить две группы оснований для производства дознания по протокольной форме – фактические и процессуальные. Фактические основания – это совокупность фактических данных, позволяющих принять решение о производстве дознания в протокольной форме. Процессуальные основания – это процессуальные документы, фиксирующие решение о производстве дознания по протокольной форме при наличии установленных законом фактических данных.
К
числу фактических оснований
относится необходимость
Невозможность выяснения существенных обстоятельств совершенного преступления в десятидневный срок дает право начальнику органа дознания возбудить уголовное дело как к моменту истечения срока, установленного для протокольной формы подготовки материала, так и до окончания этого срока, когда ясно, что установить обстоятельства совершенного преступления и личность правонарушителя в определенный законом срок не представляется возможным.
Невозможность
выяснения существенных обстоятельств
совершения преступления, которая обуславливает
необходимость возбуждения
а) в отсутствии самого
б) в отсутствии данных, уличающих конкретное лицо в совершении преступления;
в) в необходимости применения к правонарушителю меры пресечения либо задержания;
г) в отсутствии достаточных данных для определения квалификации содеянного;
д) в необходимости установления очевидцев, в том числе и потерпевших, от совершенного преступления;
е) в уклонении правонарушителя от явки по вызовам.40
Ученые-процессуалисты Белозеров Ю., Рябоконь В. констатируют, что к существенным обстоятельствам относятся: неустановление либо отсутствие самого правонарушителя; необходимость производства следственных действий (за исключением осмотра места происшествия); необходимость применения к правонарушителю меры пресечения либо уголовно-процессуального задержания; отсутствие ясности правовой квалификации деяния; совершение преступления, по которому производится досудебная подготовка материалов в протокольной форме в совокупности с преступлением, подлежащим расследованию в форме дознания или предварительного следствия; совершение преступления несовершеннолетним либо лицом, которое в силу своих физических или психических недостатков не может самостоятельно осуществлять свое право на защиту. Существенные обстоятельства совершенного преступления определяются рамками ст. 68 УПК РСФСР.41
В. Дьяченко относит к существенным обстоятельствам: отсутствие данных, уличающих конкретное лицо в совершении преступления, наличие существенных противоречий в объяснениях участников; невозможность получения в десятидневный срок данных о правонарушителе.42
В соответствии с методическими рекомендациями МВД РСФСР материалы протокольного производства могут быть возвращены как прокурором, так и судом, в случаях, во-первых, указанных в ст. 416 УПК РСФСР, во-вторых, вытекающих из общих правил уголовного судопроизводства, предусмотренных, в частности, ст. 232 УПК РСФСР:
В соответствии с Постановлением Пленума Верховного суда РСФСР № 8 от 24 декабря 1985 года «О судебной практике рассмотрения уголовных дел с протокольной формой досудебной подготовки материалов» судам следует иметь в виду, что существенные нарушения уголовно-процессуального закона, допущенные при протокольной форме досудебной подготовки материалов являются основанием к возвращению судом материалов для производства дознания или предварительного следствия. Под такими нарушениями следует понимать: