Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 19:20, контрольная работа
ВОПРОС 1. Изучив рекомендованные правовые и нормативные акты и литературу, объясните, в чем, на Ваш взгляд, состоит различие понятий уголовно-исполнительное и исправительно-трудовое право. Ответ обоснуйте.
2. Проведите сравнительный анализ общего правового статуса граждан и специального правового статуса осужденных. Какой из них имеет определяющее значение для понимания правового положения лиц, отбывающих наказания?
Административно – правовой статус человека и гражданина является составной частью общего правового статуса личности и урегулирован нормами конституционного и административного права.
Многие права и обязанности человека и гражданина в административно – правовых отношениях производны от их конституционных прав и обязанностей. И находят свое конкретное выражение в законах и подзаконных административно – правовых актах, в актах органов местного самоуправления. Другие права и обязанности не регламентируются конституционными нормами, но, соответствуя духу Конституции РФ7, общей конституционной концепции положения личности в России, устанавливаются иными правовыми актами.
Гражданин как субъект административного права- это участник общественных отношений, выступающий в качестве носителя содержащихся в нормативных актах конкретных прав и обязанностей, которыми он наделен для реализации своих жизненных потребностей, участия в управлении делами общества и государства.
Права и обязанности гражданина образуют в своей совокупности его правовой статус. При этом административно – правовой статус гражданина обладает рядом особенностей.
Во – первых, он носит сложный комплексный характер и « пропитан» нормами конституционного, гражданского, финансового и других отраслей права. Во – вторых, по обязательности предписаний он содержит в себе либо только права (обжалование постановления постановление по делу об административном правонарушении - ст. 30.1 Кодекса об административных правонарушениях РФ) – ( КоАП РФ).8 В – третьих, правовой статус гражданина включает права и обязанности, общие для всех граждан, например обязанность соблюдать правила пожарной безопасности, права и обязанности, принадлежащие только какой – либо категории граждан, например водителям автомобильного транспорта, предпринимателям, охотникам, а так же права и обязанности конкретных индивидов, например лица, являющегося беженцем или вынужденным переселенцем (статьи 2.6, 12.10, 12.11, 12.12, 12.13, 12.14, 12.15, 12.18 КоАП РФ).
Административно – правовые отношения личности с другими субъектами административного права могут возникать как на основе реализации прав человека и гражданина или в связи с возложенными на них обязанностями в сфере управления, так и при защите прав и свобод личности или нарушении личностью своих обязанностей. В этой связи содержание административно – правового статуса кроме прав и обязанностей личности включаются гарантии соблюдения этих прав и реализации обязанностей, механизм их охраны и защиты со стороны органов государственной власти и местного самоуправления.
В систему административного права входит большое число различных норм, содержащихся в законах и других правовых актах, которые устанавливают обязанности граждан в конкретных сферах деятельности. Такие нормы регулируют многие правила поведения граждан и направлены
на защиту установленного порядка управления; охрану общественного порядка; защиту прав других граждан; охрану окружающей природной среды, памятников истории и культуры; предотвращение правонарушений на транспорте, в области дорожного, коммунального хозяйства и др. Соблюдение и исполнение всех этих норм является важнейшей обязанностью граждан как субъектов административного права.
Административно – правовой статус личности определяется, прежде всего, объемом и характером ее административной правосубъектности, которую образуют административная правоспособность и административная дееспособность.9 Административная правоспособность – это признаваемая за личностью возможность быть субъектом административного права, способность иметь права и обязанности административно – правового характера.
Основные права и свободы человека принадлежат ему от рождения, но ряд прав, особенно в сфере управления, лицо может приобрести и позже. В то же время некоторые права прекращаются еще до его смерти.
Административная правоспособность в ряде случаев зависит от возраста, состояния здоровья, образования, других факторов и обстоятельств, так как в административно – правовой сфере приобретение прав и осуществление соответствующих обязанностей нередко немыслимо без определенного уровня умственного, физического и психического развития
личности, наличия у нее необходимых знаний, жизненного и профессионального опыта, способности лица отдавать отчет о последствиях своих действий и др. Поэтому нет ничего особенного в том, что права человека могут быть ограничены до достижения им определенного возраста.
Конституция РФ допускает ограничение прав граждан в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ст. 55).
Например, правом на медицинскую помощь, жилище, образование и т. д. обладают все лица; закон не оговаривает возрастных или иных критериев возникновения этих прав. Административная правоспособность личности не может быть отчуждаема или передаваема, ее объем и содержание определяется и изменяется с помощью норм административного права.
Административная правоспособность служит основой административной дееспособности личности, которая является условием реализации правоспособности, субъективных прав и обязанностей человека и гражданина в конкретных административно – правовых отношениях.
Административная дееспособность – это способность лица своими личными действиями осуществлять права, выполнять обязанности, предусмотренные административно – правовыми нормами, и нести ответственность в соответствии с этими нормами.
В соответствии с Конституцией РФ гражданин может самостоятельно реализовывать в полном объеме свои права и обязанности с 18 лет (ст. 60), но отдельные права в административно – правовой сфере- и в более раннем возрасте. Например, значительно раньше, чем в 18 лет, лицо может реализовывать свое право на образование. С 16 лет наступает ответственность за совершение административных правонарушений. Естественно, что те права, которые появляются у граждан позже, чем в 18 лет, осуществляются ими с момента их получения.
Основаниями ограничения административной дееспособности личности служат критерии, установленные как общими нормами, касающимися прав и свобод граждан (что, безусловно, применимо и в административно – правовой сфере), так и специальными нормами, регулирующими конкретные административно – правовые отношения.
На
основе административной правоспособности
лица, обладающие соответствующей
Административно – правовой статус граждан РФ определяется Конституцией РФ, Федеральным Законом от 31 мая 2002 года № 62 – ФЗ «О гражданстве Российской Федерации», другими федеральными законами, иными правовыми актами.
Как уже отмечалось в предыдущем вопросе, административно – правовой статус гражданина является составной частью общего правового статуса личности.
Статья 57 Конституции РФ: «Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют».
Статья 58 Конституции РФ: «Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам».
Ч. 1 ст. 59 Конституции РФ: «Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина РФ».
Важнейшей предпосылкой обязанности государства защищать в полном объеме права и свободы личности является гражданство.
Лица,
попадающие в сферу
Правовое положение
лиц, отбывающих
наказания, в самом
общем виде можно
определить как
основанное на
общем статусе
граждан России
и устанавливаемое
с помощью правовых
норм положение осужденных
во время отбывания
уголовного наказания. Однако приведенная
формула нуждается в научном толковании,
позволяющем раскрыть специфику правового
положения осужденных. Общепринято выделение
трех видов правовых статусов личности.
Это общий правовой статус граждан, специальный
правовой статус какой-либо категории
граждан и индивидуальное правовом положение
гражданина. Правовое положение осужденных
представляет собой разновидность специального
правового статуса, в свою очередь подразделяемого
на правовые статусы лиц, отбывающих различные
виды наказаний (лишение свободы, исправительные
работы и т.д.). Отличительной
чертой специального
правового статуса осужденных
является то, что он
базируется на общем
правовом статусе граждан
России, так как осуждение
лица к уголовному наказанию
не влечет лишения гражданства
России и соответственно
общего правового статуса
граждан нашей страны. В статье 6 Конституции
прямо указывается на то, что гражданин
Российской Федерации не может быть лишен
своего гражданства или права изменить
его. Исходя из этого, в Законе Российской
Федерации «О гражданстве Российской
Федерации» от 28 ноября 1991 года не предусмотрено
лишение гражданства по мотивам осуждения
к уголовному наказанию. Более того, согласно
статье 23 этого закона отбывание уголовного
наказания служит препятствием для выхода
из гражданства России по желанию осужденного.
Сохранение гражданства Российского государства
по отношению к лицам, совершившим преступления,
соответствует международным актам, закрепляющим
принципы обращения с осужденными, служит
ярким примером реализации принципов
демократизма и гуманизма в сфере исполнения
уголовных наказаний. Кроме того, его значение
выражается в том, что оно, во-первых, способствует
обеспечению законности при исполнении
наказания, ибо нарушения последней в
любых формах их появления неизбежно связана
с ущемлением прав, законных интересов
осужденных, в том числе принадлежащих
им как гражданам государства. Конкретное
выражение рассматриваемого положения
находится в требовании исчерпывающего
закрепления законом ограничений общегражданских
прав осужденных. В результате этого осужденным
гарантируется пользование правами граждан,
не подвергшихся ограничению, в противном
случае (в случае их ограничения) - теми
правами и законными интересами, которые
сохранились у осужденных в остаточном
объеме. Во-вторых, сохраняя за осужденными
гражданство, государство преследует
цель повышения воспитательного потенциала
наказания, так как это позволяет не формально,
а по существу обращаться к гражданским
чувствам осужденных, что усиливает воспитательную
функцию наказания. В-третьих, сохранение
гражданства означает
то, что осужденный к
уголовному наказанию
пользуется общегражданскими
правами, а также несет
обязанности, возложенные
на граждан Российской
Федерации.
Так, осужденные к лишению
свободы пользуется
без каких-либо существенных
ограничений правами
в сфере наследственных,
брачно-семейных, трудовых
и иных отношений. Осужденные - субъекты
как общих, гражданских, так и специальных,
присущих только условиям отбывания наказания,
отношений. В результате этого появляются
специальные права, законные интересы
и обязанности осужденных. Механизм их
появления обусловлен назначением осужденному
уголовного наказания - своеобразного
средства самозащиты общества против
нарушений условий его существования.
Наказание, как разновидность государственного
принуждения применяется к лицу, признанному
виновным в совершении преступления, в
целях восстановления социальной справедливости,
а также в целях исправления осужденного
и предупреждения совершения новых преступлений
(статья 43 Уголовного кодекса). Кроме этого,
государственно-принудительный характер
имеют порядок и условия отбывания наказания,
а также применение к некоторым из осужденных
исправительного воздействия. В правовой
форме государственное принуждение выражается
в виде ограничений прав и свобод человека
и гражданина. Например, для осужденных
к лишению свободы устанавливаются ограничения
в свободе передвижения, выборе места
жительства и места пребывания. В условиях
отбывания наказания происходит не только
ограничение общих прав граждан, но и их
конкретизация и дополнение. Конкретизация
представляет собой детализацию прав,
свобод, обязанностей граждан в условиях
отбывания наказания. При этом конкретизация
может выражаться как в уточнении субъекта
прав, свобод и обязанностей, так и в детализации
их содержания. Примером могут быть права
и обязанности осужденных к лишению свободы,
возникающие в связи с получением общего
и профессионального образования. Дополнение
общих прав и свобод граждан применительно
к условиям отбывания наказания происходит
за счет регулирования законом специфических
отношений, не имеющих аналога в общественной
жизни и присущих только условиям отбывания
наказания того или иного вида.
По своему содержанию
правовой статус осужденных -
это совокупность юридических
средств, с помощью которых
закрепляется положение
осужденного во время
отбывания наказания.
Содержание правового
статуса складывается
из прав, законных интересов
и обязанностей осужденных. С учетом
изложенного правовой статус лиц, отбывающих
наказания, можно определить как закрепленное
нормами различных отраслей права и выраженное
через совокупность прав, законных интересов
и обязанностей положение осужденных
во время отбывания уголовного наказания
того или иного вида. Права, законные интересы
и обязанности осужденных - это самостоятельные
элементы содержания правового статуса,
которые могут быть охарактеризованы
с точки зрения их социального назначения,
сущности и содержания. Социально-правовое
значение прав осужденных заключается
в укреплении режима законности при исполнении
наказания, поскольку мера свободы осужденного
в свою очередь означает меру несвободы
государства по отношению к нему, придерживаться
которой - важнейшая обязанность его представителей,
в данном случае - персонала учреждений
и органов, исполняющих наказания. Права
осужденных, гарантированные материально,
политически, идеологически и организационно,
способствуют развитию личности осужденного,
а в конечном итоге - его исправлению. Права
осужденных, провозглашенные лишь формально,
углубляют существующий антагонизм между
ним и обществом, существенно отдаляют
выполнение поставленных перед наказанием
целей. Сущность прав осужденного заключается
в предоставлении управа моченному лицу
возможности определенного поведения
или пользования социальными благами.
В статье 45 Конституции РФ гарантируется
государственная защита прав и свобод
гражданина. Основываясь на указанном
принципе, защита прав осужденных обеспечивается
с помощью прокурорского надзора, международного,
судебного, ведомственного и общественного
контроля. Исходя из изложенного, субъективное
право осужденного можно определить как
закрепленную законом и гарантируемую
государством реальную возможность определенного
поведения осужденного или пользования
им социальными благами, обеспечиваемую
юридическими обязанностями должностных
лиц учреждений и органов, исполняющих
наказания, других субъектов возникающих
правоотношений. В качестве одного из
элементов правового статуса лиц, отбывающих
наказание, необходимо рассматривать
законные интересы осужденных. Социально-правовое
значение законных интересов заключается
в том, что они позволяют обеспечить дифференцированный
подход к осужденным, стимулировать их
исправление в процессе отбывания наказания.
ЗАДАЧА 3. Студенты А. и В. в состоянии сильного опьянения учинили дебош в студенческом кафе, выбили окна, двери и избили официантку, нанеся ей тяжкие телесные повреждения. Оба были осуждены по ч. 2 ст. 111 и ч. 1 ст. 213 УК РФ к пяти годам лишения свободы каждый.
В каком исправительном учреждении должен отбывать наказание каждый из них, если известно, что гражданин А. ранее отбывал наказание в виде лишения свободы по ст. 158 УК РФ, а гражданину В. еще не исполнилось 18 лет? Рассмотрите различные варианты. Дайте характеристику данным подразделениям.
Для ответа на указанный вопрос, необходимо обратиться к статьям, прежде всего, УК РФ и УИК РФ.
Студенты были осуждены, по условию задачи, по ст. 111 (ч.2) и 213 (ч.1). Рассмотрим в отдельности каждое преступление, затем в совокупности. На основании тяжести преступления, возраста субъектов преступления – определим подразделение содержания данных осужденных. Итак, умышленное причинение тяжкого вреда здоровью (ст. 111) – наиболее опасное преступление против здоровья человека. Согласно ст. 15 УК, оно относится к категории тяжких преступлений, а при наличии особо квалифицирующих признаков (ч. 3 и 4 ст. 111) – к категории особо тяжких. Таким образом, преступление является тяжким. Причинение вреда здоровью в уголовно-правовом аспекте имеет, два значения: во-первых, как обобщающее понятие данной группы преступлений, во-вторых, в качестве последствия этих преступлений. Очевидно, как предписание закона следует принять первое значение, имея в виду, что телесные повреждения являются неотъемлемой составной частью этих преступлений, а в некоторых случаях являются синонимом причинения вреда здоровью.
Статья 111 предусматривает ответственность за причинение тяжкого вреда здоровью без отягчающих обстоятельств (основной состав) (ч. 1), при отягчающих обстоятельствах (квалифицированный состав) (ч. 2) и при особо отягчающих обстоятельствах (особо квалифицированный состав) (ч. 3 и 4). Степень общественной опасности этих однородных преступлений зависит от тяжести причиненного вреда здоровью потерпевшего, от способа и мотива совершенного преступления, от наступления особо тяжких последствий и рецидива. Понятие тяжкого вреда здоровью характеризуется множеством признаков, указанных в диспозиции уголовно-правовой нормы.
Хулиганское насилие по ч. 1 ст. 213 УК относится к первой категории преступлений - небольшой тяжести. Причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью - ко второй и третьей категориям. Поэтому квалификация такого насилия осуществляется по совокупности.
Информация о работе Контрольная работа по "Уголовно-исполнительное право"