Контрольная работа по "Уголовно-исполнительное право"

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 19:20, контрольная работа

Описание работы

ВОПРОС 1. Изучив рекомендованные правовые и нормативные акты и литературу, объясните, в чем, на Ваш взгляд, состоит различие понятий уголовно-исполнительное и исправительно-трудовое право. Ответ обоснуйте.
2. Проведите сравнительный анализ общего правового статуса граждан и специального правового статуса осужденных. Какой из них имеет определяющее значение для понимания правового положения лиц, отбывающих наказания?

Работа содержит 1 файл

уголовно-исполнительное право Экзамен .doc

— 262.50 Кб (Скачать)

СИБИТ 
 
 

Экзаменационная работа  
 
 
 

Дисциплина: Уголовно-исполнительное право

                     Тема: Вариант № 1

         
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                Выполнил(а) Басова Светлана__

                Юрьевна_________________________

                Поток ЮН № 27_________________

                Адрес: г.Ханты-Мансийск_______

                  ул. Мира 123 кв.4________________

                Тюменская область_______________

                Проверил (а):_________________

                Оценка:______________________

                Дата_________________________ 

                                              
                 
                 
                 
                 
                 
                 

2011 
 
 

ВОПРОС  1. Изучив рекомендованные правовые и нормативные акты и литературу, объясните,  в чем,  на Ваш взгляд,  состоит различие понятий уголовно-исполнительное и исправительно-трудовое право. Ответ обоснуйте.

ОТВЕТ: Изучив нормативно - правовые акты и  литературу по данному вопросу, необходимо сказать о следующем.

      В Российской Федерации активно прослеживается правовая реформа, в том числе реформа законодательства, регулирующего исполнение наказаний.  Основными ее этапами являются принятие Уголовного кодекса Российской Федерации (1996 год) и Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (1997 год), урегулировавшего исполнение и отбывание всех наказаний, закрепленных в статье 44 Уголовного кодекса, а также иных мер уголовно - правового характера. Принятие Уголовно-исполнительного кодекса позволило не только расширить  предмет правового регулирования, но и кодифицировать ранее действовавшие разнородные правовые акты, регулирующие исполнение различных видов наказания. До 1 июля 1997 года исполнение и отбывание наказания регулировали законодательные акты бывшего СССР и РСФСР, а именно: Положение о дисциплинарном батальоне Вооруженных сил СССР, Исправительно-трудовой кодекс РСФСР, Положение о порядке и условиях исполнения в РСФСР наказаний, не связанных с мерами исправительно -трудового воздействия на осужденных и другие довольно многочисленные нормативные правовые акты министерств и ведомств. Характеризуя Уголовно-исполнительный кодекс, следует отметить и то, что он разработан с учетом рекомендаций международно-правовых актов. При противоречии между ратифицированными Российской Федерацией международными договорами и нормами Кодекса последние должны приводиться в соответствие с договорами. Далее. 

         Уголовно-исполнительное право1 - самостоятельная отрасль права, представляющая собой систему юридических норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе и по поводу исполнения всех видов уголовных наказаний и применения иных мер уголовно-правового воздействия. Как самостоятельная отрасль права, уголовно-исполнительное право имеет собственный предмет, метод и систему норм. Исправительно-трудовое право, отрасль права и система правовых норм, регулирующих порядок и условия отбывания назначенных судом наказаний. Исправительно-трудовым правом называется также одна из отраслей юридической науки.  Исправительно-трудовое право тесно связано с уголовным и уголовно-процессуальным правом. Принятие  Уголовного2   (УК)  и  Уголовно-исполнительного3 кодексов (УИК) Российской Федерации окончательно трансформировало исправительно-трудового права в уголовно-исполнительное. В результате предметом правового регулирования уголовно-исполнительного права стало исполнение (отбывание) всех видов наказания, предусмотренных уголовным законодательством.

     Уголовно-исполнительное право является одной из отраслей российского права, причём самостоятельной. Уголовно-исполнительное право4 – преемник исправительно-трудового, а ещё ранее – пенитенциарного права, которое стало активно развиваться в России ещё в 19 веке.

     Несмотря  на различные наименования, объектами  их внимания были порядок и условия отбывания и исполнения наказаний, и, прежде всего, наказаний в виде лишения свободы.

     Уголовно-исполнительное право России основывается на фундаменте своих предшественников, впитав всё  лучшее и достойное из отечественного нормотворчества и практики его применения, а также зарубежный опыт, воплощённый, прежде всего, в международных стандартах обращения с осуждёнными.

     Уголовно-исполнительная политика5 – это выработанное государством направление деятельности соответствующих органов и общественности в области исполнения уголовных наказаний, а также определяемые этим направлением задачи, формы и содержание этой деятельности.

     О коренном изменении своей политики Россия заявила в Декларации о  государственном суверенитете, в  которой провозгласила высшей ценностью интересы человека (ст. 4) и закрепила принцип разделения властей (ст. 13). Данная идея была развита в Декларации прав и свобод человека и гражданина: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства». Применительно к сфере исполнения уголовных наказаний реализация данного положения выразилась в гуманизации условий отбывания наказаний (за счёт исключения излишней тюремной атрибутики, особенно в отношении осуждённых несовершеннолетних и женщин); в исключении многих ограничений карательного характера (предоставление отпусков, отмена коэффициента удержания из заработной платы, зачёт времени работы в трудовой стаж и др.); в более углублённой дифференциации предоставляемых осуждённым льгот в зависимости от их поведения во время отбывания наказания; в расширении прав органов власти и органов местного самоуправления в управлении и контроле за деятельностью органов и учреждений, исполняющих наказания.

     Формирование уголовно-исполнительной политики и эффективность её реализации во многом зависят от сложившейся в обществе системы морально-нравственных ценностей, уровня культуры, общественного мнения и правосознания граждан.

     Уголовно-исполнительная политика является продолжением уголовной политики и испытывает на себе все её колебания. Так, желая иметь более широкую альтернативу наказанию в виде лишения свободы, Уголовный Кодекс РФ ввёл обязательные работы, ограничение свободы и арест. Но в связи с неготовностью выполнять данное решение, т. к. требуются огромные средства и время для создания соответствующей материальной базы и органов, их исполняющих, применение данных видов наказаний было отложено. Это крайне негативно отражается на уголовно-исполнительной системе. Большое количество осуждённых приговаривается судами к наказанию в виде лишения свободы, что с неизбежностью приводит к переполнению исправительных учреждений и необходимости их постоянного расширения.

     Следуя  в русле требований уголовной  политики и уголовного права, уголовно-исполнительное право в сферу своего воздействия включает и исполнение иных мер уголовно-правового характера, не являющихся в собственном смысле наказанием (принудительные меры воспитательного воздействия, принудительные меры медицинского характера и т. д.).  Совокупность всех этих отношений, нашедших закрепление в уголовно-исполнительном законодательстве, и составляет предмет данной отрасли российского права. Уголовно-исполнительное право6 – это самостоятельная отрасль российского права, регулирующая общественные отношения, возникающие в процессе и по поводу исполнения и отбывания всех видов уголовных наказаний и применения средств исправительного воздействия. Уголовно-исполнительное право характеризуется собственными предметом и методом правового регулирования. Традиционно считалось, что предмет данной отрасли права – регулирование порядка и условий исполнения и отбывания уголовных наказаний, связанных с применением мер исправительно-трудового воздействия.

     Это прямо вытекало из ст. 2 Исправительно-трудового Кодекса. К этим видам наказаний относились лишение свободы, ссылка, высылка, исправительные работы. Однако в начале 90-х гг. из уголовного законодательства были исключены такие виды наказаний и меры уголовно-правового воздействия, как ссылка, высылка, направление в воспитательно-трудовой профилакторий, условное осуждение к лишению свободы с обязательным привлечением к труду. Одновременно из ИТК были исключены разделы и главы, регулирующие порядок их исполнения. В 1984 году было принято Положение о порядке и условиях исполнения уголовных наказаний, не связанных с мерами исправительно-трудового воздействия на осуждённых.

     В результате предмет правового регулирования  исправительно-трудового права существенно  изменился: оно всё менее оставалось исправительно-трудовым. С принятием Уголовно-исполнительного кодекса РФ завершилось формирование предмета отрасли. В его предмет согласно ч. 2 ст. 2 УИК РФ входит установление:

- общих положений и принципов исполнения наказаний,

- применения иных мер уголовно-правового воздействия, предусмотренных УК;

- порядка и условий исполнения и отбывания наказания, применения средств исправления осуждённых;

- порядка деятельности учреждений и органов, исполняющих наказания;

- порядка участия органов государственной власти и органов местного самоуправления, иных организаций, общественных объединений, а также граждан в исправлении осуждённых;

- порядка освобождения от наказания и оказание помощи освобождаемым лицам.

     Уголовно-исполнительное право – самостоятельная отрасль права и характеризуется наличием собственного метода регулирования общественных отношений, входящих в её предмет.

     Хотя  данный признак вспомогательный, тем  не менее, он влияет на характер общественных отношений, возникающих между субъектами, а также на соотношение их прав и обязанностей. Метод правового регулирования обусловливает, прежде всего, та мировоззренческая концепция, которая лежит в основе соответствующей политики и законодательства. В наших условиях это диалектический метод, который требует придания юридическим нормам такого содержания, которое обеспечивает регулирование определённых общественных отношений комплексно, с учётом реально существующих взаимосвязей:

- по способу правового регулирования – императивный;

- по способу воздействия на поведение людей – запрещающий;

- по характеру воздействия – карательный;

- по способу реализации – метод санкции;

- по характеру связей между участниками правоотношений – метод власти-подчинения.

      Уголовно-исполнительный кодекс закрепил важнейшее положение уголовно - исполнительной политики Российского государства о направленности законодательства и практики его применения не решение задач первостепенной важности, а именно на нравственное совершенствование личности осужденного, его исправление. Достижение именно этой цели, при всех трудностях воспитательного процесса, позволяет с большой степенью вероятности гарантировать правопослушное поведение осужденного во время отбывания наказания, и после освобождения от него.  Именно поэтому Кодекс расширил границы применения основных средств исправления осужденных, установив, что они применяются практически в каждом наказании. На этом понятии основывается и перечень основных средств исправления осужденных. К их числу относятся: установленный порядок исполнения и отбывания наказания (режим), воспитательная работа, общественно полезный труд, получение общего образования, профессиональная подготовка и общественное воздействие.

      Все это подчеркивает важность достижения основной задачи правосудия в широком  смысле - превращение бывшего преступника в члена общества, который не будет совершать новых преступлений. Важное значение в Уголовно - исполнительном кодексе РФ придается охране прав осужденных. Подробно регламентируется их правовое положение, которому посвящена отдельная глава. Законодательно закреплены как обязанности осужденных, так и их права. Детально определяется и право на личную безопасность. Это касается также обеспечения свободы совести и свободы вероисповедания осужденных; этого права осужденные до недавнего времени в течение многих десятилетий вообще были лишены.   
 

2. Проведите сравнительный анализ общего правового статуса граждан и специального правового статуса осужденных. Какой из них имеет определяющее значение для понимания правового положения лиц, отбывающих наказания?

      ОТВЕТ: Для ответа на поставленный вопрос, для начала рассмотрим правовой статус граждан, рассмотрев для этого нормативно – правовые акты и специальную литературу. Затем рассмотрим статус осужденных. Итак, административно – правовой статус человека и гражданин – это комплекс прав и обязанностей личности  в административно – правовых отношениях.  Такие отношения возникают у человека и гражданина при взаимодействии с другими субъектами административного права: органами государственной власти и местного самоуправления, государственными и негосударственными организациями, предприятиями, учреждении, общественными объединениями, должностными лицами всех этих органов и организаций, судами.

Информация о работе Контрольная работа по "Уголовно-исполнительное право"