Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2011 в 16:09, курсовая работа
Цель работы – выявление исторических и правовых основ апелляционного производства, а также исследование процедуры применения норм, относящихся к апелляционному обжалованию не вступивших в законную силу судебных решений, которые закреплены в Конституции и федеральных законах, выявление правовых проблем, возникающих при применении этих норм на практике и предложение возможных путей их решения.
Введение................................................................................................................. 5
Глава I. Историко-теоретические основы апелляционного производства...... 9
1.1. Становление и развитие апелляционного производства........................ 9
1.2. Понятие и сущность апелляционного производства.............................. 13
Глава II. Процедура апелляционного пересмотра уголовных дел................... 22
2.1. Порядок рассмотрения уголовных дел в апелляционной инстанции... 22
2.2. Принятие решения судом в апелляционной инстанции......................... 27
2.3. Основания отмены или изменения приговора суда I инстанции.......... 32
Глава III. Судебная статистика отмены и изменения приговоров по уголов-ным делам, постановленных судами Кемеровской области в 2008 году........
36
3.1. Качество, объём и стабильность работы судов Кемеровской области в 2008 году.........................................................................................................
36
3.2. Отмена и изменение судебных решений, принятых в апелляционном порядке...............................................................................................................
40
Заключение ........................................................................................................... 48
Список использованной литературы .................................................................. 51
Приложение ..........................................................................................................
В
современное уголовное
В настоящее время институт апелляционного производства представляет собой институт права, регулирующий процессуальные отношения по пересмотру судебных решений мировых судей, не вступивших в законную силу, путем повторного рассмотрения дела.
Право каждого осужденного за совершение уголовного преступления на то, чтобы вынесенный в отношении его приговор или определенное ему наказание были пересмотрены вышестоящей судебной инстанцией, предусматривается Европейской конвенцией о защите прав человека и основных свобод и Международным пактом о гражданских и политических правах.
Пересмотр
судебных решений не только обеспечивает
конституционные права
Вместе с тем общество и государство заинтересованы в том, чтобы каждый постановленный приговор был законным, обоснованным и справедливым. По мнению А.Н. Разинкиной, «интересы правосудия обеспечиваются тем, что суды, рассматривающие дела в первой инстанции, знают, что каждый постановленный ими приговор, а также условия и порядок расследования и рассмотрения дела, по которому приговор постановлен, могут стать предметом оценки со стороны вышестоящей инстанции».28
Оценка
вышестоящего суда законности принятого
решения нижестоящим судом
По мнению И.Я. Фойницкого, «задачи апелляции – дать полным разбирательством добавочную гарантию справедливости судебного приговора; эта добавочная гарантия состоит в привлечении к участию в деле высшего суда, более совершенные познания и большая опытность которого рассматриваются как дальнейшее обеспечение интересов правосудия».29
Основное
отличие между апелляционным
и кассационным порядком пересмотра
судебных решений заключается в
том, что суд апелляционной
Не
вызывает сомнения необходимость дифференциации
форм судебного контроля за судебными
решениями нижестоящих судов. В связи
с этим следует обратить внимание не только
на проблемы совершенствования апелляции,
которая является важным средством соблюдения
законных интересов, прав личности в уголовном
судопроизводстве, но и развития других
форм судебного контроля (кассационной
и надзорной инстанций), помогающих формированию
единой правоприменительной практики
и способствующих усилению защиты прав
участников уголовного судопроизводства,
поскольку являются дополнительной гарантией
эффективности осуществления правосудия.
Нормативные правовые акты
Научная литература
КОНСТИТУЦИОННЫЙ
СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 17
июля 2007 г. N 627-О-О
ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ
К РАССМОТРЕНИЮ ЖАЛОБЫ ГРАЖДАНИНА
АНДРЕЕВА АНАТОЛИЯ НИКОЛАЕВИЧА НА НАРУШЕНИЕ
ЕГО КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ СТАТЬЕЙ 365 И ЧАСТЬЮ ТРЕТЬЕЙ
СТАТЬИ 367 УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНОГО КОДЕКСА
РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, С.М. Казанцева, М.И. Клеандрова, А.Л. Кононова, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Н.В. Селезнева, А.Я. Сливы, В.Г. Стрекозова, О.С. Хохряковой, В.Г. Ярославцева,
рассмотрев
по требованию гражданина А.Н. Андреева
вопрос о возможности принятия его жалобы
к рассмотрению в заседании Конституционного
Суда Российской Федерации,
установил:
1.
Гражданин А.Н. Андреев в
2. Согласно статье 47 (часть 1) Конституции Российской Федерации никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом.
Необходимость обеспечения каждому права на рассмотрение его дела законно установленным, а не произвольно выбранным судом вытекает также из положений статьи 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод и статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, согласно которым каждый при определении его гражданских прав и обязанностей или при рассмотрении любого уголовного обвинения, предъявленного ему, имеет право на справедливое публичное разбирательство дела в разумный срок компетентным, независимым и беспристрастным судом, созданным на основании закона. Указанные положения, как относящиеся к общепризнанным принципам и нормам международного права, согласно статье 15 (часть 4) Конституции Российской Федерации являются составной частью правовой системы Российской Федерации.
В
силу указанных положений
3.
В соответствии с Уголовно-
С учетом того, что апелляция предполагает не просто документальную проверку законности, обоснованности и справедливости принятого мировым судьей решения, а пересмотр уголовного дела на основе непосредственного исследования доказательств, закон не предусматривает возвращения этого дела в суд первой инстанции, что было бы связано с необходимостью изменения территориальной подсудности, а наделяет суд апелляционной инстанции полномочием самостоятельно устранить нарушения закона, допущенные при рассмотрении уголовного дела мировым судьей. По смыслу закона, такой порядок допускает рассмотрение судом апелляционной инстанции уголовного дела по существу и исключает возможность направления его для рассмотрения в суд первой инстанции после отмены ранее вынесенного решения лишь в том случае, когда это ставит мирового судью перед необходимостью повторно принимать решение по вопросу, который им уже был решен. В то же время этот порядок не предполагает, что суд апелляционной инстанции, рассматривая апелляционную жалобу на то или иное промежуточное решение суда первой инстанции, может подменять мирового судью в решении тех вопросов - прежде всего относительно существа уголовного дела, - которые ранее не были предметом его рассмотрения и применительно к рассмотрению которых, следовательно, отсутствуют основания для отвода судьи и, соответственно, для изменения подсудности.
С учетом правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 16 марта 1998 года N 9-П, оспариваемые в жалобе А.Н. Андреева положения статей 365 и 367 УПК Российской Федерации не могут, таким образом, расцениваться как препятствующие суду апелляционной инстанции в случае отмены вынесенного мировым судьей в ходе предварительного слушания постановления о возвращении уголовного дела прокурору направить данное уголовное дело мировому судье для рассмотрения его по существу и тем самым - как нарушающие гарантируемое статьей 47 (часть 1) Конституции Российской Федерации право заявителя на рассмотрение его уголовного дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом.
Исходя
из изложенного и руководствуясь
частью второй статьи 40, пунктом 2 части
первой статьи 43, частью первой статьи
79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного
закона "О Конституционном Суде Российской
Федерации", Конституционный Суд Российской
Федерации
определил:
1.
Отказать в принятии к
2.
Определение Конституционного
Председатель
Конституционного Суда
Российской Федерации
В.Д.ЗОРЬКИН
Судья-секретарь
Конституционного Суда
Российской Федерации
Ю.М.ДАНИЛОВ
Информация о работе Апелляционное производство по уголовным делам