Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2011 в 12:59, курсовая работа
Основной целью исследования является проведение уголовно-правового анализа массовых беспорядков.
Предметом исследования являются: проблемы уголовно-правовой оценки массовых беспорядков, уголовно-правовой анализ, правоприменительная деятельность (практика) правоохранительных органов в борьбе с массовыми беспорядками и эффективность борьбы с ними
Для достижения указанной цели сформулированы следующие основные задачи:
- раскрытие сущности и определение понятия массовых беспорядков;
- уголовно-правовой анализ массовых беспорядков;
- характеристика состава массовых беспорядков;
-отличие массовых беспорядков от терроризма
-разработка рекомендаций по совершенствованию уголовного законодательства
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………5
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ МАССОВЫХ БЕСПОРЯДКОВ ………………………7
ГЛАВА 2. ХАРАКТЕРИСТИКА СОСТАВА МАССОВЫХ
БЕСПОРЯДКОВ…………………………………………………………………14
ГЛАВА3.ОТЛИЧИЕ МАССОВЫХ БЕСПОРЯДКОВ ОТ ТЕРРОРИЗМА …………………………………………………………………………………….20
ГЛАВА 4.ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА………………………………………………………...25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………30
Однако
эти классификации не могут вместить
в себя всего многообразия массовых
беспорядков. Поэтому возникает
необходимость их конкретизации
и упорядочения. Среди различных
критериев классификации
Большую часть преступлений (с учетом сказанного выше) составляют массовые беспорядки в населенных пунктах. Они обычно возникают в тех местах или в непосредственной близости от тех мест, которые являются источником конфликта, вызывают недовольство людей или против которых это недовольство направлено, это могут быть правительственные здания, поскольку протестующая группа придает им символическое значение, ощущает их связь с политикой, с которой она не согласна, предполагает, что люди, там работающие, могут устранить причину их недовольства; такими объектами могут быть здания органов внутренних дел, органов местного самоуправления.
Нередко массовые беспорядки возникают в местах значительной концентрации людей: на площадях, проспектах и т.д.
Если в основу классификации массовых беспорядков положить причины их возникновения, то можно определить массовые беспорядки политического, экономического, социального, этнического, религиозного, экологического характера, а также беспорядки, вызванные неправомерными действиями работников милиции [6, с. 345].
Иллюстрацией массовых беспорядков политического характера в нашей стране являются события 19 декабря 2010 г. в Минске. Массовые беспорядки возникли из-за недовольства части граждан процессом проведения выборов Президента Республики Беларусь. Их действия выражались в том, что демонстранты вышли на проезжую часть и блокировали движение автотранспорта. Когда колонна достигла Дома правительства, толпа начала крушить двери центрального входа, разбивать стекла. В качестве орудий использовались бутылки, биты, ножи и многое другое.
В
последнее время массовые беспорядки
политического характера
Из примера видно, что массовые беспорядки могут сопровождаться очень большими жертвами.
Положив
в основу классификации
Классифицируя массовые беспорядки по числу их участников, приходится сталкиваться с проблемой отличия этого преступления, например, от злостного хулиганства.
Разграничение данных деликтов, как отмечалось ранее, происходит главным образом по объекту преступления, на который они направлены. Отличительный признак массовых беспорядков - это преступная форма проявления недовольства деятельностью (бездеятельностью) органов власти или управления, направленная против этих органов.
Подводя итог, обозначим следующую схему классификации массовых беспорядков.
1. По причинам возникновения:
а) политические,
б) экономические,
в) социальные,
г) этнические,
е) религиозные,
ж) экологические,
з) по причине неправомерных действий работников милиции.
2. По характеру:
а) общего характера (выражаются в погромах учреждений, магазинов, киосков и т.д., поджогах и других подобных действиях).
б) особенного характера (выражаются в погромах квартир граждан).
3.
По тяжести наступивших
а) повлекшие смерть людей,
б)
с телесными повреждениями
в) с причинением значительного материального ущерба.
4. По месту возникновения:
а) в населенных пунктах,
б) в исправительных учреждениях.
5. По продолжительности:
а) длительные,
б) эпизодические.
6. По числу участников:
а) до 100 чел,
б) до 1000 чел,
в) до 10000 чел,
г) более 10000 чел.
Массовые беспорядки в той или иной форме возможны в любом обществе, независимо от его политического устройства. Более того, это одна из форм проявления отношения определенных групп людей к этому обществу, следовательно, причины массовых беспорядков как социально - политического явления надо искать в основах самого общества, государственного устройства, экономическом положении, взаимоотношениях различных этнических групп и слоев населения.
Анализ понятия «массовые беспорядки» включает определение таких составляющих его понятий, как «массовый», т.е. совершаемый большим количеством людей, проявляющийся не в единичных случаях, являющийся не единичным и слова «беспорядок» - отсутствие, нарушение порядка.
С
социологических позиций
ГЛАВА 2 ХАРАКТЕРИСТИКА СОСТАВА МАССОВЫХ БЕСПОРЯДКОВ
Объектом преступления обычно в уголовном праве признавали и признают общественные отношения. Общественные отношения - это социальная связь между людьми, между людьми и различного рода организациями, между людьми и государством, между организациями и государством [14, с. 57].
Определение объекта массовых беспорядков имеет важное теоретическое и практическое значение. Без знания родового и непосредственного объекта посягательства невозможно раскрыть социально-политическую природу массовых беспорядков как специфического негативного явления общественной жизни, определить степень общественной опасности преступления и место уголовно-правовых средств в борьбе с этим видом преступлений. Правильное, четкое определение объекта массовых беспорядков оказывает серьезное влияние на квалификацию данного деяния.
Общественная опасность массовых беспорядков заключается прежде всего в том, что они способны парализовать деятельность органов государственной власти и управления, привести к масштабным нарушениям общественного порядка, поставить под угрозу общественную безопасность, причинить вред жизни и здоровью граждан, собственности и другим охраняемым уголовным законом интересам [9, с. 887].
Массовые беспорядки всегда понимались не как групповые действия, а как посягательство бесчинствующей толпы на общественную безопасность и деятельность государственных органов. Именно в массовых беспорядках неорганизованной массы людей (толпы), участники которой не имеют предварительного сговора, заранее разработанного плана, содержится отличительный признак данного преступления. При этом уголовный закон связывает действия толпы (насилие над личностью, совершение погромов, поджогов, уничтожение имущества, оказание вооруженного сопротивления представителям власти) с деятельностью конкретных лиц в этой толпе, которые руководят такими действиями, пытаются направить их разрушительное воздействие на жизненно важные интересы общества.
Таким образом, объект как элемент преступления представляет собой охраняемые уголовным законом общественные отношения, которым в результате совершения общественно опасного деяния причинен вред либо создана угроза причинения вреда В качестве дополнительных объектов можно отметить общественную и личную собственность, здоровье граждан и представителей власти. Не могут рассматриваться как объект преступления вещи, деньги и другие предметы материального мира
Объективная сторона преступления – это внешний (физический) акт общественно опасного поведения человека, который причинил либо создал угрозу причинения вреда объекту преступления. Признаками, характеризующими объективную сторону преступления являются общественно опасное деяние (действие или бездействие), последствия, причинная связь между ними, время, место, орудия, средства, способ, обстановка и другие обстоятельства совершения преступления.
Объективная сторона состава преступления, предусматривающего ответственность за массовые беспорядки, проявляется в форме преступной деятельности, а именно:
-
в организации массовых
-
в участии в массовых
- в обучение или иной подготовке лиц для участия в массовых беспорядках, а равно финансирование или иное материальное обеспечение такой деятельности (ч. 3 ст. 293 УК).
Из приведенного перечня противоправных действий видно, что массовые беспорядки представляют собой сложный состав преступления, так как в него входят несколько самостоятельных составов преступления.
Анализ
показал, что в ходе массовых беспорядков
совершается более 20 видов преступлений,
которые квалифицируются по совокупности
со статьей, предусматривающей
Под организацией массовых беспорядков, помимо непосредственного руководства такого рода действиями в процессе их совершения, следует понимать также всякого рода организационную деятельность: созыв людей в толпу тем или иным образом; подстрекательство толпы к насилию, погромам, поджогам и т.п. путем распространения провокационных, клеветнических измышлений; разработку плана предполагаемых преступных акций; снабжение людей оружием, другими орудиями и средствами (например, бутылками с зажигательной смесью). Как показывает практика, выявление и привлечение к ответственности организаторов массовых беспорядков довольно часто представляет значительные сложности, нередко организаторы даже не появляются в местах совершаемых противоправных действий.
Способы осуществления организационных действий могут быть самыми разнообразными: обращение к толпе с призывами к совершению погромов, вовлечение других лиц в совершение намеченных действий, распространение воззваний, петиций (например, к освобождению заключенных, уничтожению официальной документации) и т.д.
Ответственности за участие в массовых беспорядках подлежат лица, участвующие в насилии над гражданами, погромах, поджогах, уничтожении имущества, применяющие огнестрельное оружие, взрывчатые вещества или взрывные устройства, оказывающие вооруженное сопротивление представителям власти.
Закон Республики Беларусь от 04.01.2003 г. № 173-З (ред. от 31.12.2006) «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Беларусь» расширил сферу уголовной ответственности посредством включения в ст. 293 "Массовые беспорядки" части третьей, в которой предусматривается ответственность за обучение или иную подготовку лиц для участия в массовых беспорядках, а равно финансирование или иное материальное обеспечение такой деятельности (наказание в виде ареста на срок до шести месяцев или лишения свободы на срок до трех лет).
Информация о работе Уголовно-правововой анализ массовых беспорядков