Уголовно-правовая ответственность за подделку, изготовление или сбыт поддельных документов, государственных наград, штампов, печатей, бл

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2012 в 07:39, дипломная работа

Описание работы

Актуальность темы дипломной работы. Документооборот в Российском государстве известен с древних времен, еще русская правда упоминает письменные договоренности, а так же письменные источники права. С развитием общества и государства развивался и документооборот, и теперь государственная власть, местное самоуправление, практически все инстанции судебной и законодательной властей не мыслятся без тщательного и полного документирования действий всех органов, должностных лиц и прочих участников этих отношений.

Работа содержит 1 файл

диплом 1.doc

— 326.50 Кб (Скачать)

    Штамп - разновидность печатной формы, содержащая определенный письменный текст, предназначенная  для производства оттиска на документе, выполненном на бумаге. Письменный текст включает в себя наименование организации, ее адрес и другие юридические реквизиты. Прямоугольный штамп ставится в верхнем левом углу документа, треугольной формы - рядом с подписью лица, удостоверяющего документ.

    Печать - это печатная форма, имеющая обратное рельефное или углубленное изображение текста (возможно с рисунком) и содержащая полное наименование юридического или физического лица, которая служит для производства оттиска на бумаге, сургуче, пластилине и других материалах. Особо важной является гербовая печать (печать с изображением Государственного герба), с помощью которой оформляются финансовые и другие наиболее важные документы. Печать ставится рядом с подписью лица, удостоверяющего документ.42 

    Бланк -  материальный носитель с оттиском углового или центрального штампа либо с напечатанным любым способом  текстом штампа или иным текстом (текстом и рисунком), используемы для составления документов (бланки лицензии, удостоверения, запроса, заявления и т.д.). Выделяются также бланки строгой отчетности, содержащие номер, серию, зарегистрированные одним из установленных способов и  имеющие специальный режим использования.

    Подделка  удостоверения или иного официального документа, предоставляющего права  или освобождающего от обязанностей, как разновидность объективной стороны деяния выражается в двух формах: в изготовлении полностью фиктивного документа либо внесении в подлинный документ незаконных изменений, искажающих его содержание. Эти изменения могут выражаться в исправлении, уничтожении или добавлении части текста, подделки подписи должностного лица, простановки оттиска поддельного штампа или печати и т.д. Изготовление государственных наград Российской Федерации, РСФСР, СССР, штампов, печатей, бланков означает либо изготовление их дубликатов, либо изготовление соответствующих предметов несуществующих физических или юридических лиц, либо внесение изменений в текст или рисунок существующих предметов. Сбыт поддельных документов, наград, штампов, печатей или бланков означает их продажу, дарение, передачу в уплату долга и т.п. Окончено данное преступление с момента выполнения любого из перечисленных в диспозиции статьи.43

    Изготовление  поддельных предметов выступает  в качестве действия, тождественного подделке.

      Например, Б. осужден за подделку  печатей и штампов в целях их использования, а также за подделку и сбыт официальных документов, предоставляющих права и освобождающих от обязанностей. Как установил суд, в период 2002 - 2003 гг. Б., имея специальные технические навыки в изготовлении печатей и штампов, в целях получения доходов изготовил поддельные: две круглые гербовые печати Похвистневского ГОВД, два штампа Похвистневского ГОВД о временной регистрации по месту пребывания, штамп о выдаче вкладного талона к паспорту, штамп о регистрации по месту жительства Советского РУВД г. Самары, штамп о выписке с места жительства Шекинского ГОВД Республики Азербайджан. Применяя изготовленные печати и штампы, Б. изготовил не менее 56 поддельных вкладных талонов в паспорта о временной регистрации по месту пребывания. Продолжая реализацию преступного умысла, направленного на подделку и сбыт официальных документов - талонов о регистрации по месту пребывания, осознавая, что таким образом он нарушает установленный режим пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства в пределах РФ, в целях получения материальной выгоды осуществил сбыт на территории г. Самары изготовленных поддельных вкладных талонов о регистрации по месту пребывания действий, независимо от наступивших последствий.44

    Субъективная  сторона преступления характеризуется прямым умыслом.

Лицо  осознает общественную опасность совершаемых  им действий в отношении конкретных предметов и желает их осуществить. Для подделки удостоверения или иного официального документа, а равно изготовление поддельных государственных наград РФ, РСФСР, СССР, штампов, печатей, бланков, обязательным является, в силу прямого указания на это диспозиции ст. 327 УК РФ, наличие цели в виде сбыта или использования, в противном случае содеянное не образует состава преступления, предусмотренного ч.1 ст. 327 УК. Обязательным признаком субъективной стороны состава преступления предусмотренного ч.2 ст. 327 УК РФ является  использования   удостоверения или иного официального документа с целью сокрытия другого преступления или облегчения его совершения.

    Субъект преступления - общий, т.е. вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста. Должностное лицо, а также государственный служащий или служащий органа местного самоуправления за служебный подлог отвечают по ст. 292 УК. К ответственности за сбыт виновное лицо привлекается вне зависимости от того, само ли оно подделало либо изготовило соответствующий предмет или получило его от другого лица. В случаях, когда одно лицо подделывает или изготавливает соответствующий предмет, а другое лицо по договоренности его сбывает, ответственность наступает за соисполнительство.

    Часть 2 ст. 327 УК предусматривает ответственность  за те же деяния, но совершенные в  целях сокрытия другого преступления либо с целью облегчить его  совершение.

    Сокрытие  или облегчение совершения другого преступления хотя и отличаются друг от друга по своему содержанию, но нередко переплетаются между собой. Как правило, виновный совершает преступление предусмотренное ч.2 ст.327 УК РФ для сокрытия уже совершенного преступления или для облегчения его совершения (до или в процессе его совершения).

    Стоит обратить внимание на то, что, подделка предметов преступления, предусмотренных ст.327 УК РФ, имеющее цель облегчить совершение будущего преступления, является приготовлением к нему. Если оно относится к категории тяжких или особо тяжких преступлений, то за него необходима дополнительная квалификация.

    В части 3 ст. 327 УК предусматривается самостоятельный состав преступления - использование заведомо подложного документа. Под использованием документа следует понимать его применение по прямому назначению для получения неположенных прав или освобождения от возложенных обязанностей (предъявление подложного документа, его передача соответствующим лицам в качестве подлинного документа и т.п.).

    Так, М. осужден за то, что 31 января 1997 г., используя паспорт потерпевшего Д., которого он днем ранее убил во время  разбойного нападения, продал акции  РАО "Газпром" ЗАО "ИК ПАБЛ", расположенному в г. Санкт-Петербурге, деньги использовал на свои нужды.

    Кроме того, М. в августе 1995 г. при поступлении на работу в ЗАО «Специализированное управление монтажных работ» предъявил в отдел кадров заведомо подложную справку о том, что он работал в СМУ-4 ДАО УСГ, и получил северную надбавку в размере 60%, хотя он там не работал, не имел северного стажа и права на получение этой надбавки.

    В результате указанных действий М. путем  обмана получил в ЗАО «Специализированное управление монтажных работ» переплату по северному коэффициенту в размере 1909185 руб.

    В апреле 1996 г. М. также при поступлении на работу в БП «Тюменьбургаз» предъявил заведомо подложную справку о стаже работы в районе Крайнего Севера и наличии северной надбавки, где похитил переплату по северному коэффициенту в сумме 6154350 руб.

    Действия  осужденного в этой части квалифицированы как мошенничество и использование заведомо подложного документа.

    Суды  кассационной и надзорной инстанций  с квалификацией действий осужденного  в этой части обвинения согласились.45

    Иное  использование поддельного документа  по смыслу закона не образует состава анализируемого преступления. Использование документа самим подделывателем по сложившейся судебной практике квалифицируется по ч. 1 данной статьи как подделка.

    Не  может рассматриваться как использование  обманное представление иного подлинного либо чужого документа. Использование поддельных государственных наград, штампов, печатей или бланков квалифицируется по ч. 1 анализируемой статьи. Оконченным преступление считается с момента представления или предъявления подложного документа по назначению, независимо от того, получило ли лицо незаслуженное благо и было ли освобождено от какой-либо обязанности.

    Подводя итог, рассмотренной в рамках настоящего параграфа проблематики, можно сделать  следующие выводы:

    - в соответствии с диспозицией статьи 327 УК РФ предметом преступления являются: а) официальные документы, предоставляющие права или освобождающие от обязанностей; и б) государственные награды Российской Федерации, РСФСР и СССР; в)печати, штампы, бланки.

    - для подделки удостоверения или иного официального документа, а равно изготовление поддельных государственных наград РФ, РСФСР, СССР, штампов, печатей, бланков, обязательным является, в силу прямого указания на это диспозиции ст. 327 УК РФ, наличие цели в виде сбыта или использования, в противном случае содеянное не образует состава преступления, предусмотренного ч.1 ст. 327 УК. Обязательным признаком субъективной стороны состава преступления предусмотренного ч.2 ст. 327 УК РФ является  использования   удостоверения или иного официального документа с целью сокрытия другого преступления или облегчения его совершения.

 

§ 2. Отграничение преступления предусмотренного ст.327 Уголовного кодекса  РФ от смежных составов преступления

      Правоприменительная практика, по  исследованию Семенова Р.Б., свидетельствует, что подлог документов как самостоятельное, единичное преступление встречается в практике значительно реже (19,6 %), чем при совершении иных преступлений.46 Наиболее низок в этом сопоставлении удельный вес служебного подлога – 2.3 %. Причем, как показывает изучение, во многих случаях, когда подлог документов выступает единственным преступлением, иные преступные деяния лица, основанные на подлоге документов (взяточничество, хищение и др.) в действительности не получили должную оценку на предварительном или судебном следствии.

    Анализ  уголовных дел, проведенный Семеновым Р.Б. свидетельствует о большом диапазоне составов преступлений, в совокупности с которыми был совершен подлог документов.47 По данным исследования, в составе иных преступлений подделка документов (ч.1 или ч.2 ст.327 УК РФ) наиболее часто была сопряжена с хищением чужого имущества (66,3 %),48 с похищением документов (4,3 %), с незаконными операциями с сильнодействующими или наркосодержащими лекарствами (5,7 %), с нарушением правил эксплуатации транспорта (3.5 %) и т.п. Должностной (служебный) подлог практически всегда тесно связан с хищением чужого имущества (92,4 %), в других случаях сопровождается злоупотреблением служебного положения (5.9 %), взяточничеством (4,9 %),  иными корыстными преступлениями.49

    При этом не возникает сложностей при  квалификации нескольких деяний, когда подлог документов образует с ними отчетливо выраженную реальную совокупность (имеется разрыв во времени, нет единого замысла, совершаются неоднородные действия и т.п.). Например, когда виновный совершает кражу автомобиля, затем приобретает чистый бланк технического паспорта,  подделывает данный документ и сбывает похищенный автомобиль  по подложным документам.

    Ранее были выработаны ориентиры, позволяющие преодолеть трудности квалификации деяний, предусматривающих подлог документов в качестве признака состава преступлений. Однако существует ряд преступлений, совершаемых, как правило, в результате подлога документов, но не содержащих данный признак в описательной части диспозиции соответствующей уголовно-правовой нормы. Так, по данным исследования Семенова Р.Б. при хищении чужого имущества путем мошенничества в 75.7 % случаях использовались поддельные документы, при этом в 32,1 % случаях данные документы были подделаны виновным в мошенничестве, в 43,6 % - иными лицами. Хищение чужого имущества путем присвоения или растраты в 86.5 % случаях сопровождалось должностным или иным подлогом50.

    Анализируя  теорию и практику по вопросу квалификации хищения, совершенного в результате подлога документов, можно отметить, что, несмотря на значительный период их развития до сих пор противоречивы, по-разному подходят к решению этого вопроса и правоприменители. В разъяснениях высших судебных инстанций далеко не все вопросы соотношения подлога документов и иных преступлений, в частности хищений, былм разрешеня. Исследователи, правда, сходятся во мнениях о том, что данная проблема применительно к различным видам хищении должна решаться одинаково, по возможности на основе единого правила.

    В настоящее время сложились следующие  основные точки зрения в отношении квалификации хищений, совершенных с помощью подложных документов.

    1) Хищение, совершенное путем подлога  документов, квалифицируется только  по статье, предусматривающей ответственность за хищение. Подлог документов в данном случае органично и неразрывно связан с хищением, с связи с чем утрачивает значение самостоятельного преступления и поглощается составом хищения. Дополнительной квалификации по статье, предусматривающей ответственность за подлог документов, не требуется.51 При этом некоторые сторонники данной позиции отмечают, что если подделка или использование поддельных документов совершаются в целях сокрытия преступления, в данной ситуации содеянное должно квалифицироваться по совокупности.52

    2) Хищение и подделка или использование подложных документов являются самостоятельными уголовно наказуемыми деяниями и всегда образуют совокупность преступлений. Поскольку законодатель предусматривает подлог в качестве самостоятельного состава преступления, совершение его всегда должно найти отражение в квалификации по совокупности. "Среди форм хищения, выделенных в самостоятельные составы преступления  подлога нет. Поэтому логично отражать наличие такого способа совершения хищения в квалификации содеянного"53,- наиболее лаконично пишет по этому поводу Б. Б. Здравомыслов.

    3) Хищение, совершенное с помощью  подлога документов, образует совокупность  только с собственно подделкой  документов, Действия по использованию подложных документов являются органичным способом совершения хищения и охватываются данным составом преступления. В случае, если подлог документов или использование фиктивных документов выступают средством сокрытия хищения, данные действия всегда надлежит квалифицировать по совокупности.54

    Среди приведенных подходов, наиболее правильным, по нашему мнению, является последний, третий подход, В целях его дополнительного обоснования, следует высказать следующие соображения.

Информация о работе Уголовно-правовая ответственность за подделку, изготовление или сбыт поддельных документов, государственных наград, штампов, печатей, бл