Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 08:00, курсовая работа
Целью работы является анализ уровня проведения современных мероприятий, направленных на противодействие наркопреступности и наркотизму; изучение отвечающей нынешним требованиям разработанной теоретической базы для совершенствования уголовного законодательства по вопросам противодействия незаконному обороту наркотиков и повышения эффективности правоприменительной практики в сфере уголовно-правовой борьбы с наркопреступностью.
Часть 3 ст. 230 предусматривает ответственность за те же действия, если они повлекли по неосторожности смерть потерпевшего или иные тяжкие последствия.
«Под иными тяжкими последствиями следует понимать самоубийство потерпевшего или его покушение на самоубийство, развитие у него наркотической зависимости, тяжелое заболевание, связанное с потреблением наркотических средств или психотропных веществ, заражение ВИЧ-инфекцией и т.п.»[16] согласно п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда N 14.
Состав преступления из ч.3 носит материальный характер, обязательным его признаком является преступное последствие, из ч.1 и ч.2 – формальный.
Субъективная сторона рассматриваемого квалифицированного состава характеризуется следующей особенностью: субъект склоняет к потреблению с прямым умыслом, а по отношению к смерти или иным тяжким последствиям его вина проявляется в форме неосторожности. Деяние, указанное в ч. 1, относится к категории средней тяжести, ч. 2 - к тяжким, а ч. 3 - к особо тяжким преступлениям (максимальное наказание – 5, 8 и 12 лет лишения свободы соответственно).
Незаконное культивирование запрещенных к возделыванию растений, содержащих наркотические вещества
Предметом рассматриваемого преступления являются, во-первых, растения, запрещенные к возделыванию на территории России (опийный мак, кокаиновый куст и кат), а во-вторых, определенные сорта конопли, мака и других растений, культивирование которых запрещено в целях незаконного потребления или использования в незаконном обороте наркотических средств (их перечень устанавливается Правительством РФ: масличный и другие сорта мака, индийская, южно-чуйская, южно-архонская, краснодарская, среднерусская и другие сорта конопли).
Объективная сторона заключается в незаконном посеве, выращивании или культивировании запрещенных к возделыванию растений, содержащих наркотические вещества. Преступление может быть выполнено в любой из трех предусмотренных ст. 231 форм.
Под посевом понимается заделка семян в почву, высадка рассады без надлежащего разрешения на любых земельных участках, в том числе на пустующих землях. Преступление признается оконченным с момента посева независимо от площади и от наличия всходов либо произрастания растений.
Под выращиванием запрещенных к возделыванию наркосодержащих растений и культур понимается уход (культивация, полив и т.п.) за посевами и всходами с целью доведения их до стадии созревания. Преступление окончено при выполнении любых действий по уходу за растениями.
Культивирование связано с возделыванием наркосодержащих растений и включает не только выращивание, но и совершенствование их качества, с селекцией растений, улучшением технологии возделывания с целью получения более высоких результатов. Окончание преступления связано с фактом совершения таких действий.
Если субъект помимо перечисленных действий незаконно изготовил из них наркотические средства, осуществлял их хранение с целью сбыта или без таковой, перевозку, пересылку, переработку, а также сбыт, содеянное следует квалифицировать по совокупности ст. 231 и 228, 228.1.
Субъективная сторона преступления - прямой умысел. Виновный сознает, что незаконно культивирует, осуществляет посев или уход за наркосодержащими растениями, и желает совершить любые из этих действий.
Субъект преступления – общий (лицо, достигшее 16 лет). Это могут быть как лица, наделенные служебными полномочиями (например, руководители сельскохозяйственных предприятий), так и частные лица.
Часть 2 ст. 231 предусматривает ответственность за квалифицированные виды преступления - те же деяния, совершенные:
а) группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;
б) в крупном размере.
Крупный размер в соответствии с примечанием к ст. 231 устанавливается на основании утвержденных Постановлением Правительства РФ от 03.09.2004 N 454 Размеров запрещенных к возделыванию на территории РФ растений, содержащих наркотические вещества, для целей ст. 231 Уголовного кодекса Российской Федерации. Так, крупный размер составляют:
«кактус, содержащий маскалин – от 2-х растений; кокаинокый куст – от 4 растений; конопля – от 20 растений; опийный мак – от 10 растений»[17] и т.д.
Деяние, указанное в ч. 1, относится к категории преступлений небольшой тяжести, а в ч. 2 - к тяжким (максимальное наказание – 2 и 8 лет лишения свободы соответственно).
2 ПРОБЛЕМЫ КВАЛИФИКАЦИИ НЕКОТОРЫХ СОСТАВОВ
ПРЕСТУПЛЕНИЙ, СВЯЗАННЫХ С НЕЗАКОННЫМ ОБОРОТОМ
НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ И ПСИХОТРОПНЫХ ВЕЩЕСТВ.
СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ НАРКОТИЗМУ
2.1 Проблемы разграничения смежных составов преступлений,
связанных с незаконным оборотом наркотических средств и
психотропных веществ
В практике рассмотрения дел о преступлениях, связанных с наркотическими средствами или психотропными веществами, определенные трудности вызывает вопрос о том, какие действия лица квалифицировать как незаконное изготовление указанных средств или веществ. Как показала судебная практика, аналогичные по существу действия суды квалифицируют по-разному. Так, в одних случаях квалифицируют это как незаконное изготовление или переработку наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, в других — исключают их из обвинения. В доказательство этого можно привести несколько примеров.
Марксовский районный суд Саратовской области пришел к выводу о виновности Я. в изготовлении наркотических средств за то, что он оборвал на окраине города стебли дикорастущей конопли, измельчил ее и хранил для собственного употребления.
В другом случае М. было предъявлено обвинение за то, что он, собрал в степи дикорастущую коноплю, высушил ее и хранил дома, не имея цели сбыта. Действия М. органами предварительного расследования были квалифицированы как незаконное изготовление наркотических средств в крупном размере. Однако Кировский районный суд г. Саратова не согласился с этим и признал его виновным только в приобретении и хранении наркотических средств без цели сбыта.
Чтобы разобраться в сложившейся ситуации следует выяснить, изготавливалось ли на самом деле наркотическое средство или психотропное вещество или же оно было получено естественным путем, без его переработки, в связи с чем очень важным является правильное разграничение изготовления наркотического средства от других видов получения наркотического средства. Проблема заключается и в том, что практические работники по-разному определяют момент окончания преступления, связанного с незаконным изготовлением наркотического средства. Иногда полагают, что оконченный состав данного преступления определяется фактом получения готового наркотика. Такое понимание не соответствует смыслу закона. Изготовление означает все процессы, при помощи которых они могут быть извлечены, включая рафинирование, превращение одних наркотических средств в другие. То же самое касается и «изготовления психотропных средств».
Следует отметить, что переработка в отличие от изготовления не приводит к получению нового вида наркотического средства или психотропного вещества, а повышает концентрацию активного компонента в пределах одного вида, увеличивая наркотический эффект. Не подпадает под это понятие и приведение наркотического средства или психотропного вещества в удобное для потребления состояние, при котором не увеличивается содержание активного вещества и не повышается наркотическое воздействие на центральную нервную систему (измельчение растительной массы наркотикосодержащего растения, набивка гильз папирос или сигарет и т. п.).
Таким образом, действия двух вышеназванных лиц нельзя квалифицировать как изготовление наркотических средств. В обоих случаях имело место лишь незаконное приобретение и хранение наркотических средств.
Самым проблемным вопросом в практике рассмотрения дел о преступлениях, связанных с наркотическими средствами, психотропными, сильнодействующими или ядовитыми веществами, является вопрос незаконной перевозки указанных средств и веществ и отграничения этого действия от незаконного их хранения во время поездки.
Под незаконной перевозкой понимаются умышленные действия по перемещению наркотических средств или психотропных веществ из одного места в другое, в том числе в пределах одного и того же населенного пункта, совершенные с использованием любого вида транспортного средства и в нарушение общего порядка перевозки указанных средств и веществ, установленного законом[18].Однако Пленум Верховного суда Российской Федерации в постановлении от 27 мая 1998 г. определил, что не может квалифицироваться как незаконная перевозка хранение лицом во время поездки наркотического средства в небольшом количестве, предназначенного для личного потребления.
Результаты изучения судебной практики свидетельствуют о том, что аналогичные по существу действия суды в одних случаях квалифицируют как незаконную перевозку наркотиков, в других не признают их перевозкой и расценивают как незаконное хранение во время поездки.
Так, по приговору Ленинского районного суда г. Саратова Б. признан виновным в том, что около городского рынка приобрел у неустановленного следствием лица без цели сбыта пакетик с марихуаной весом 2,5 г, положил его в карман куртки и доехал на троллейбусе до остановки «Техучилище», где и был задержан работниками милиции. Суд признал Б. виновным в незаконном приобретении, хранении и перевозке наркотического средства в крупном размере.
В то же время Железнодорожный районный суд Ульяновской области постановил оправдательный приговор в части обвинения в перевозке наркотика в отношении К., который приобрел у неустановленного следствием лица опий и поехал на трамвае домой. Мотивируя принятое решение, суд указал в приговоре, что сразу после приобретения опия К. поехал домой, намерения сбыть опий не имел, приобрел его для личного потребления, поэтому поездка на трамвае с незаконно приобретенным наркотиком не может рассматриваться как перевозка[19] .
Подобных примеров из судебной практики можно привести множество, но суть их одна – в одном случае лицу вменяется в вину незаконная перевозка, в другом – нет. Вопрос о наличии в действиях лица состава преступления - незаконной перевозки без цели сбыта и об отграничении указанного состава преступления от незаконного хранения без цели сбыта наркотического средства или психотропного вещества или их аналогов во время поездки должен решаться судом в каждом конкретном случае с учетом направленности умысла, фактических обстоятельств перевозки, количества, размера, объема наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, места их нахождения, а также других обстоятельств дела. И если лицо имело при себе наркотическое средство или психотропное вещество, ехало в транспорте (общественном, личном), не имея умысла на сбыт, то такие действия не могут расцениваться как незаконная перевозка наркотических средств или психотропных веществ[20] .
И все же при всем различии подходов к решению указанной проблемы результаты обобщения позволяют выделить основные критерии, которыми руководствуется большинство судов, признавая наличие в действиях осужденных состава незаконной перевозки наркотических средств или психотропных веществ. Это обязательное использование транспортного средства, значительное количество наркотика, сокрытие наркотического средства или психотропного вещества (под сиденьем автомашины, в багажнике и т. п.).
2.2 Уголовная политика противодействия наркотизму
Уголовная политика противодействия наркотизму является «частью государственной политики борьбы с этим негативным социальным явлением, которая представляет собой систему научно обоснованных, опирающихся на анализ объективных тенденций развития наркотизма направлений деятельности государственных и негосударственных (в том числе общественных) органов и организаций по охране здоровья населения от преступных посягательств, связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, путем применения уголовного наказания или иных мер уголовно-правового характера к лицам, признанным виновными в совершении названных преступлений, а равно по осуществлению профилактики соответствующей преступной деятельности и немедицинского потребления наркотических средств или психотропных веществ»[21].
Очень важным и обязательным представляется включение в понятие уголовной политики противодействия наркотизму указания на профилактическую деятельность, поскольку уголовная политика должна выходить за пределы наказания и позаботиться о лучших мерах борьбы с преступностью, а именно мерах предупреждения.
Одной из составляющих содержания уголовно-правовой политики противодействия наркотизму выступает криминализация деяний, связанных с незаконным оборотом наркотических средств или психотропных веществ. Данный компонент представляется важнейшим, поскольку грамотного и взвешенного решения, несомненно, требует вопрос о том, обладает ли то или иное деяние, совершаемое в сфере нелегального оборота наркотиков, необходимым потенциалом общественной опасности для придания ему статуса преступного посягательства. Поэтому, определяя содержание уголовно-правовой политики противодействия наркотизму, первым ее компонентом признается определение круга общественно опасных деяний, связанных с незаконным оборотом наркотических средств или психотропных веществ, подлежащих криминализации.
Следующим компонентом содержания рассматриваемой политики является установление пределов наказуемости деяний, связанных с незаконным оборотом наркотических средств или психотропных веществ, подвергшихся криминализации. Таким образом, речь идет об установлении санкций за совершение преступлений, об определении видов и размеров наказаний за них. Решение этого вопроса должно основываться прежде всего на серьезном анализе характера и степени общественной опасности соответствующих посягательств, на оценке уровня воздействия каждого из них на процесс распространения наркотизма, наркомании, расширения девиантной среды наркоманов, распространения субкультуры наркоманов в обществе.
Информация о работе Уголовно правовые средства борьбы с наркотизмом