Уголовная ответственность за похищение человека

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2011 в 14:35, курсовая работа

Описание работы

Похищение людей известно давно. О нем рассказывают еще античные мифы Древней Греции. Теме похищения посвящали картины известные живописцы, писатели. Еще римское право относило похищение людей к тяжким преступлениям, понимая под ним обращение человека свободного в состояние не свободное. Мировая история знает много примеров похищения людей.

Содержание

Введение…………………………………………………………………..................3


Глава 1. Преступления против свободы: понятие, общая характеристика, система...............................................................................................................................5


Глава 2. Уголовно-правовой анализ преступления, предусмотренного ст. 126 УК РФ..........................................................................................................................8

2.1 Объект преступления........................................................................................8

2.2 Объективная сторона…………………………………………………………9

2.3 Субъективная сторона………………………………………………………11

2.4 Субъект………………………………………………………………………...12


Глава 3. Квалифицированные виды похищения человека………………...14


Глава 4. Отграничение похищения человека от смежных составов (ст. 127, ст. 206 УК РФ)………………………………………………………………………….17


Заключение…………...……………………………………………………………22


Библиографический список…………………...………………………………….

Работа содержит 1 файл

Курсовая по УП.doc

— 178.00 Кб (Скачать)
 

Научные статьи: 

  1. Бауськов  Д. Отграничение насильственного похищения  человека от захвата заложника // Уголовное  право. 2003 г. №2.
  2. Габибова Г. Отграничение похищения человека от незаконного лишения свободы // Законность. 2002 г. №9.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Практика 

    1. Объективная сторона. Переквалификация совершенного преступления с п. «а» ч. 2 ст. 126 УК РФ на п. «а» ч. 2 ст.127 УК РФ, так как у лиц, совершивших преступление не было умысла на перемещение потерпевшей в другое место и удерживания ее там. 

    П. осужден по ч. 1 ст. 30 и ч. 2 ст. 162 УК РФ, п. «а» ч. 2 ст. 126, ч. 4 ст. 166, ст. 119 УК РФ.

    Реализуя  договоренность на совершение разбойных  нападений, 5 октября 1999 г. П., У. и Н. завладели без цели хищения автомобилем А., который они хотели использовать как транспортное средство во время разбойных нападений. П. и Н., угрожая потерпевшей убийством и применением насилия, опасного для жизни и здоровья, вывели А. из машины, связали руки, закрыли рот кляпом, положили в багажник автомашины и закрыли его.

    А., пытаясь привлечь к себе внимание окружающих, стала стучать по крышке багажника. П. открыл багажник и стал угрожать ей убийством.

    Неправомерно  завладев автомашиной А., П., У. и Н. выехали в город, но были задержаны работниками милиции. При этом их умысел на совершение разбойных нападений на торговые предприятия не был доведен до конца по не зависящим от них обстоятельствам.

    Президиум Верховного Суда РФ 3 октября 2007 г., рассмотрев дело по надзорной жалобе осужденного П., изменил судебные решения в отношении него на основании п. 3 ч. 1 ст. 379 УПК РФ в связи с неправильным применением уголовного закона.

    Действия  П., с учетом внесенных изменений, квалифицированы по п. «а» ч. 2 ст. 126 УК РФ как похищение человека группой лиц по предварительному сговору.

    Давая такую правовую оценку содеянному, суд указал, что «похищение было открытым захватом А., ее изъятием, перемещением с места временного пребывания – из салона автомобиля в другое место, багажник, с последующим удержанием там помимо ее воли».

    По  данному делу установлено, что П. и другие осужденные договорились совершить  разбойное нападение, для облегчения его совершения завладели автомобилем  потерпевшей А. без цели его хищения, потерпевшую поместили в багажник, при следовании в автомобиле были задержаны сотрудниками милиции.

    Однако  не установлено, что виновные, поместив потерпевшую в багажник, намеревались куда-либо перевезти ее и удерживать там.

    Из  показаний осужденных на предварительном  следствии, признанных судом достоверными, следует, что они после совершения разбойного нападения намеревались автомобиль и потерпевшую оставить около вокзала и уехать из г. Тюмени.

    При таких обстоятельствах действия П. следует расценивать не как  похищение человека, а как незаконное лишение свободы и квалифицировать по п. «а» ч. 2 ст. 127 УК РФ.

    Президиум Верховного Суда Российской Федерации Постановление от 3 октября 2007 г. N 304-П07 

    2. Объективная сторона. Исключение осуждения за преступление, предусмотренное п.п. «а, в, г» ч. 2 ст. 126 УК РФ, так как установлено, что умысел лиц, совершивших преступление был направлен на изнасилование потерпевшей. Перемещение потерпевшей к месту преступления, которое охватывалось умыслом осужденных, входит в объективную сторону преступления, предусмотренного ст. 131 УК РФ, выразившуюся в форме примененного к потерпевшей насилия. 

    Б. и К. признаны виновными в похищении  человека, группой лиц по предварительному сговору, с угрозой применения насилия, опасного для жизни и здоровья, с применением оружия; а также в изнасиловании, то есть половом сношении, с применением насилия к потерпевшей, группой лиц по предварительному сговору, соединенное с угрозой убийством.

    Согласно  приговору 13 марта 2004 года примерно в 20 часов 30 минут К., находясь у входа станции метро «Киевская», имея умысел на похищение гражданки Ш. с целью ее последующего изнасилования, вступив в предварительный сговор с Б., действуя совместно и согласовано, вместе с Б. подошел к Ш., где К., приставив имеющийся у него кухонный нож к спине потерпевшей, под угрозой применения насилия, опасного для жизни и здоровья, потребовал от последней, проследовать с ним и Б., который также угрожая потерпевшей применением насилия, опасного для жизни и здоровья, находился рядом и наблюдал за окружающей обстановкой. После чего, продолжая угрожать потерпевшей ножом, подавив тем самым волю Ш. к сопротивлению, К., совместно с Б. вынудили потерпевшую проследовать к маршрутному такси. Посадив потерпевшую в маршрутное такси, продолжая угрожать ножом, подавляя тем самым ее волю к сопротивлению и не давая возможности обратиться за помощью, К. и Б. совместно с потерпевшей проследовали на маршрутном такси к рынку, где под угрозой применения насилия, опасного для жизни и здоровья, угрожая ножом, вынудили войти в вагончик - бытовку, где продолжали удерживать потерпевшую против ее воли до 01 часа 50 минут 14 марта 2004 года, когда потерпевшей удалось бежать.

    В период времени с 21 часа 13 марта 2004 года до 01 часа 40 минут 14 марта 2004 года в указанном вагончике – бытовке К. нанес Ш. несколько ударов кулаком в область лица, после чего совершил с ней насильственный половой акт. После этого Б. потребовал от потерпевшей вступить с ним и с остальными соучастниками в интимную связь. Получив отказ, Б., угрожая потерпевшей убийством, нанес ей несколько ударов по различным частям тела. Соучастники преступления в это время находились рядом, высказывали угрозы в адрес потерпевшей, которые последняя воспринимала реально. В дальнейшем Б. повалил потерпевшую на топчан и совершил насильственный половой акт в естественной форме. Затем Ш. подвергалась изнасилованию со стороны Б. и повторно со стороны К.

    По  настоящему делу в приговоре не были приведены доказательства совершения Б. и К. действий, направленных на похищение человека.

    По  смыслу закона под похищением человека следует понимать противоправные умышленные действия, сопряженные с тайным или  открытым завладением живого человека, перемещением с места его постоянного  или временного проживания с последующим  удержанием против его воли в другом месте.

    Из  обстоятельств, установленных судом  и как они изложены в приговоре, видно, что Б. и К. вступили в сговор между собой на изнасилование  потерпевшей Ш. Таким образом, установлено, что умысел Б. и К. был направлен на изнасилование потерпевшей. Перемещение потерпевшей к месту преступления, которое охватывалось умыслом осужденных, входит в объективную сторону преступления, предусмотренного ст. 131 УК РФ, выразившуюся в форме примененного к Ш. насилия.

    Данных  о том, что потерпевшая была привезена в вагончик-бытовку и удерживалась там осужденными по иным мотивам, судом не установлено.

    При таких обстоятельствах содеянное  Б. и К. полностью охватывается п.п. «б, в» ч. 2 ст. 131 УК РФ и в дополнительной квалификации по п.п. «а, в, г» ч. 2 ст. 126 УК РФ не нуждается.

    Постановление президиума Московского городского суда от 22 ноября 2007 г. N 44у-1223/07 

    3. Объективная сторона. Исключение осуждения за преступление, предусмотренное ст. 126 УК РФ, в связи с тем, что перемещение человека было совершено с целью его убийства. 

    Судебной  коллегией по уголовным делам  Верховного Суда Российской Федерации 17 ноября 1999 года приговор изменен: действия Ф. переквалифицированы со ст. 126 ч. 3 УК РФ на ст. 126 ч. 1 УК РФ.

    Ф. признан виновным в том, что он, Д. и П. 18 декабря 1997 года в г. Екатеринбурге открыто похитили со склада 30 кондиционеров общей стоимостью 240 миллионов неденоминированных рублей. После этого Ф. принудил менеджера треста Х. сесть в автомашину. В автомашине, управляемой Ф., Д. и П. вместе с Х. приехали в г. Верхняя Пышма к гаражному кооперативу, где выгрузили кондиционеры в гаражный бокс. Ф. в это время удерживал в машине Х. Затем, действуя по заранее разработанному плану, Ф. и Д., предполагая, что Х. может сообщить о совершенном ими хищении, с целью убийства вывезли последнего в лесной массив. Там Ф. с применением физической силы вывел Х. из машины, а Д. произвел в потерпевшего четыре выстрела из охотничьего ружья. От полученных огнестрельных ранений головы, груди и живота Х. скончался на месте преступления. Труп погибшего Ф. и Д. забросали снегом.

    Президиум посчитал, что приговор и кассационное определение в отношении Фатеева  подлежат изменению по следующим  основаниям.

    Не  оспаривая доказанности вины Ф., автор  надзорного представления полагал, что судебные постановления в отношении него подлежат изменению по следующим основаниям.

    Судом установлено, что убийство Х. после  совершения виновными грабежа входило  в заранее разработанный ими  план преступления. Согласно этому  плану, потерпевший был вывезен в лесной массив именно для лишения его жизни с целью сокрытия хищения.

    По  смыслу закона одним из признаков  объективной стороны похищения  человека является изъятие и перемещение  потерпевшего против его воли с целью  последующего удержания в другом месте. В случае, когда перемещение человека было совершено с целью его убийства, совокупность преступлений, предусмотренных ст.ст. 126 и 105 УК РФ, отсутствует.

    Поскольку Ф. насильственно перемещал Х. не с целью его последующего удержания, а для убийства, его действия были излишне квалифицированы по ст. 126 УК РФ и, соответственно, по ст. 33 ч. 5 и п. "в" ч. 2 ст. 105 УК РФ. Приговор Свердловского областного суда от 29 июля 1999 г. и определение Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 1999 г. в отношении Ф. был изменен.

    Исключен из приговора и кассационного определения осуждение его по ст.ст. 126 ч. 1, 33 ч. 5, 105 ч. 2 п. "в" УК РФ.

    Назначено Ф. наказание по совокупности преступлений, предусмотренных ст.ст. 33 ч. 5, 105 ч. 2 п. "к", 161 ч. 3 п. "б", 222 ч. 1 УК РФ.

    Постановление Президиума Верховного Суда РФ от 2 апреля 2003 г. N 98-П03 

    4. Примечание к ст. 126 УК РФ. Освобождение  от уголовной ответственности  по ст. 126 УК РФ, в связи с  добровольным освобождением похищенного. 

    В., Д., Р., каждый, признаны виновными в  похищении человека, группой лиц  по предварительному сговору, с применением  насилия, опасного для здоровья, с  применением предмета, используемого  в качестве оружия, из корыстных  побуждений:

    Так они, 13 сентября 2003 года, примерно в 22 часа 40 минут, находясь в состоянии алкогольного опьянения у дома по улице Яблочкова в городе Москве, имея умысел на похищение М., действуя из корыстных побуждений, совместно, совместно и по предварительному сговору между собой, с применением силы, В. и Д. насильно усадили потерпевшего в машину Р. и под управлением последнего, после чего они отвезли М. в лесопарковую зону, где, применяя насилие, опасное для здоровья, подвергли избиению руками, ногами и резиновой дубинкой, используемой в качестве оружия, предоставленной Р., в область туловища и головы, а затем Д., продолжая реализовывать единый с В. и Р. умысел на похищение М., потребовал от него залезть в багажник машины Р., после чего отвезли потерпевшего к дому 37-Г по улице Яблочкова в городе Москве, где через некоторое время отпустили, предварительно потребовав от его отца передачи денежных средств в размере 2000 долларов США, (61359 рублей 40 копеек). Своими действиями Д. и В. причинили потерпевшему легкий вред здоровью.

    Суд правильно установил фактические  обстоятельства дела, связанные с  совершением Р. и В. вымогательства, то есть требования передачи чужого имущества, под угрозой применения насилия, группой лиц по предварительному сговору, с применением насилия.

    Вместе  с тем, правильно квалифицировав действия осужденных Д, Р. и В. по ст. 126 ч. 2 п.п. «а, в, г, з» УК РФ, суд не принял во внимание, что потерпевший М. был добровольно освобожден без всяких условий, без вмешательства правоохранительных органов и родственников потерпевшего, когда имелась реальная возможность удерживать его и дальше.

    При таких обстоятельствах, в соответствии с примечанием к ст. 126 УК РФ, Д, Р. и В. как лица, добровольно освободившие похищенного, должны быть освобождены от уголовной ответственности за совершение ими преступления, предусмотренного ст. 126 ч. 2 п.п. «а, в, г, з» УК РФ.

    Постановление Президиума Московского городского суда от 16 августа 2007 г. N 44у-912/07 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Уголовная ответственность за похищение человека