Уголовная ответственность за незаконное лишение свободы

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2010 в 22:12, дипломная работа

Описание работы

Целью исследования является решение актуальных теоретических и практических проблем, связанных с применением ст. 127 УК РФ, на основе комплексного и всестороннего уголовно-правового анализа незаконного лишения свободы.

Для достижения указанной цели были поставлены и решены следующие задачи:

- рассмотрена история развития российского законодательства о преступлениях против свободы личности;

- раскрыта общая характеристика преступлений против свободы личности;

- проведен юридический анализ уголовного закона об ответственности за незаконное лишение свободы;

- изучены и обобщены научные материалы, определен уровень теоретической разработки данной темы в настоящее время;

- проанализирована судебная практика, касающаяся вопросов ответственности за незаконное лишение свободы.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….3

Глава I. ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРОТИВ СВОБОДЫ И ИХ МЕСТО В СИСТЕМЕ ОСОБЕННОЙ ЧАСТИ УГОЛОВНОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ…………………………………………………..6

1.1. Развитие российского законодательства о преступлениях против свободы личности……………………………………………………………………6

1.2. Общая характеристика преступления против свободы личности…….10

Глава 2. УГОЛОВНО-ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НЕЗАКОННОГО ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ……………………………………15

2.1. Объект и объективная сторона состава незаконного лишения свободы……………………………………………………………………………...15

2.2. Субъект и субъективная сторона состава незаконного лишения свободы……………………………………………………………………………...20

Глава 3. ПРИМЕНЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ПО БОРЬБЕ С НЕЗАКОННЫМ ЛИШЕНИЕМ СВОБОДЫ…………………………..............29

3.3. Вопросы отграничения от смежных составов преступлений……………………………………………………………………….29

3.2. Проблемы совершенствования законодательства, связанного с незаконным лишением свободы…………………………………………………..39

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………...48

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………………….51

Работа содержит 1 файл

Короткова.doc

— 289.00 Кб (Скачать)

    Кроме того, при незаконном лишении свободы факт противоправного изъятия и удержания потерпевшего тщательно скрывается. Виновные об этом сообщают (телефонный звонок, письмо и т.п.) родственникам или близким лица со всеми мерами предосторожности.

    При захвате заложника факт совершения преступления и место удержания потерпевшего не только не скрываются, но, наоборот, широко афишируются, нередко через средства массовой информации. Местами захвата заложников являются, как правило, публичные места (исправительные учреждения, посольства, средства транспорта), а при изъятии человека при его похищении - квартиры, лестничные клетки, улицы и т.д.

    При захвате заложника его личность в отличие от незаконного лишения свободы чаще всего не интересует преступника, так как он является не целью, а средством давления на адресата, указанного в законе.

    Исходя  из изложенного, можно сделать вывод о конкуренции части и целого между нормами, предусматривающими ответственность за похищение человека и захват заложника. При этом общей необходимо признать норму, содержащуюся в ст. 126 УК РФ, а специальной - в ст. 206 УК РФ. Таким образом, захват заложника фактически является разновидностью похищения человека (как, впрочем, и незаконного лишения свободы).49

    Норма о незаконном лишении свободы является, обшей по отношению к норме, предусматривающей ответственность за похищение человека, а она в свою очередь - специальной по отношению к захвату заложника. Объективно и похищение человека и захват заложника (но не «простое» удержание) заключаются в насильственном или ненасильственном завладении человеком, изъятии его из микросреды и, как правило, последующем перемещении с целью дальнейшего удержания.

    Незаконное  же лишение свободы, как и «простое»  удержание в качестве заложника, исключает факт незаконного изъятия человека из его микросреды и заключается в лишении человека, находящегося в конкретном помещении или месте, возможности передвигаться по своему усмотрению, избирать место своего нахождения, а также совершать какие-либо действия. Отграничение похищения человека от незаконного лишения свободы не может осуществляться по объектам преступного посягательства, так как они идентичны. В связи с этим по объекту преступного посягательства похищение человека можно отграничить только от захвата заложника.

    Диспозиция уголовно-правовой нормы, предусматривающей ответственность за похищение человека, простая, т.е. законодатель, называя общественно опасное деяние, не раскрывает его содержание. На ст. 126 УК РФ имеется ссылка в норме, предусматривающей ответственность за незаконное лишение свободы, «не связанное с лишением свободы» (ст. 127). В этом заключается дополнительная сложность разграничения данных смежных составов преступлений.

    В уголовных кодексах 1922, 1926, 1960 гг. до 1993 г. ответственность предусматривалась только за незаконное лишение свободы. Самостоятельная ответственность за похищение человека отсутствовала. А.А. Жижиленко применительно к УК 1926 г. определял незаконное лишение свободы как принуждение потерпевшего пребывать в известном месте против своей воли и двух видах: в виде задержания и заключения, т.е. помещения потерпевшего в какое-нибудь место.50 Понимание данного положения не изменилось и в настоящее время. Поэтому основное отличие незаконного лишения свободы от похищения человека заключается в отсутствии факта изъятия его из своей микросреды; остальные же противоправные действия в виде перемещения и удержания присутствуют и составляют объективную сторону этого преступления. Тем не менее, общим для этих преступлений, как и для захвата заложника, является противоправное завладение живым человеком.

    Так, в СМИ описывался случай, когда группа молодых людей «наняла» двух девушек, зарабатывавших на жизнь проституцией. Заманив их и дачный дом, они на протяжении нескольких суток над ними издевались, причиняли им физическую боль, насиловали и не выпускали, угрожая расправой. Если умысел на указанные действия возник у преступников до момента «приглашения» женщин, квалификация должна осуществляться по. 126 УК РФ. Если же умысел возник в тот момент, когда девушки уже находились в дачном доме, то действия виновных должны быть квалифицированы как незаконное лишение свободы.

    Существенной  отличительной чертой незаконного лишения свободы и похищения человека является также возможность совершения этого преступления путем бездействия. Так, Н.Н. Бойко приводит пример незаконного лишения свободы путем лишения человека, который не может самостоятельно передвигаться, инвалидной коляски или когда потерпевший находится в помещении, ранее запертом с его согласия, а затем виновный отказывается его освободить51.

    Отличительной чертой незаконного лишения свободы и похищения человека также является возраст лица, являющеюся субъектом этих преступлений, - соответственно 16 и 14 лет.

    Квалифицирующие признаки данных преступлений также практически идентичны за исключением отсутствия таких признаков, как «из корыстных побуждений» и «с угрозой применения насилия, опасного для жизни или здоровья», отсутствующих в ст. 127 УК РФ.

    Не  менее существенным отличием норм, предусматривающих ответственность за незаконное лишение свободы и похищение человека, являются меры наказания, применяемые к лицам, их совершившим. Так, мера наказания по ч. I ст. 127 УК РФ составляет лишение свободы на срок до 2 лет, а по ч. I ст. 126 - до 8 лет. Максимальное наказание при наличии особо квалифицирующих признаков - 8 лет по ч. 3 ст. 127 УК РФ и 20 лет - по ч. 3 ст. 126 УК РФ. Указанные сроки наказания свидетельствуют, что, несмотря на значительное сходство данных составов, они существенно различаются по степени общественной опасности и, следовательно, относятся к разной категории тяжести.

    Итак, отличия похищения человека от незаконного лишения свободы по признакам объективной стороны сводятся к следующему:

    - при незаконном лишении свободы  отсутствует факт изъятия человека из его микросреды;

    - существует возможность совершения этого преступления путем бездействия;

    - в норме о незаконном лишении свободы в отличие от похищения человека отсутствуют такие квалифицирующие признаки, как «из корыстных побуждений» и «с угрозой применения насилия, опасного для жизни или здоровья».

    В качестве отличительного признака незаконного лишения свободы и похищения человека является также возраст лица, являющегося субъектом этих преступлений, - соответственно 16 и 14 лет.

    В УК РФ ответственность за похищение  человека и за незаконное лишение  свободы  установлена соответственно ст. ст. 126 и 127, а в УК АР - ст. ст. 144 и 145. Причем в диспозициях ч. 1 ст. 126 УК РФ  и ст. 144.1 УК АР признаки основного состава преступления сформулированы идентично - как «похищение человека», а ч. 1 ст.127 УК РФ и ст. 145.1 УК АР – как «незаконное лишение человека свободы, не связанное с его похищением».

    Использование законодателем в диспозициях  ч.1 ст. 127 УК РФ и ст. 145.1 УК РФ словосочетания «не связанное с его похищением» прямо указывает на то, что составы преступлений похищения человека и незаконного лишения свободы смежные и нуждаются в отграничении одного от другого.

    Эти составы преступлений, как и любые  смежные составы, имеют общие и отличительные признаки. К общим признакам относятся, характеризующие объект и субъективную сторону названных составов преступлений, к отличительным – их объективную сторону и субъект.

    Сходство  субъективной стороны сравниваемых составов преступлений выражается в  том, что она характеризуется  виной в виде прямого умысла, содержанием  которого является осознание виновным общественной опасности своих действий и желанием совершить их. При этом осознаваемыми и желаемыми в обоих составах преступлений являются действия, представляющие собой незаконное лишение свободы другого человека.

    Основное  отличие похищения человека от незаконного лишения свободы проявляется в признаках, относящихся к объективной стороне составов преступлений.

    Признаки, характеризующие объективную сторону  основных составов преступлений похищения  человека и незаконного лишения  свободы, в диспозициях анализируемых  норм уголовных законов не указаны.

    Исходя  из определения хищения чужого имущества, сформулированного в примечании 1 к ст. 158 УК РФ, отсутствующего в УК РФ, и критического анализа определений похищения человека, содержащихся в юридической литературе, представляется оптимальным определить объективную сторону состава преступления похищения человека как незаконное тайное или открытое, ненасильственное или насильственное, без использования или с использованием обмана или злоупотребления доверием, сопряженное с ограничением физической свободы на любой срок, состоящее в перемещении из одного места в другое, изъятие человека из привычной микросоциальной среды против или (и) воли других лиц.

    Наиболее  типичны в теории уголовного права  определения объективной стороны  состава преступления незаконного  лишения свободы, согласно которым она « состоит в различных приемах и способах, применяемых в целях воспрепятствования потерпевшему в осуществлении права выбора по усмотрению места пребывания не только путем активного действия, но и путем бездействия. Так, когда потерпевший находится в помещении, ранее запертым с его согласия, незаконное лишение свободы может выразиться в отказе совершить действия по его освобождению»52; «выражается в незаконном лишении человека свободы передвижения в пространстве и времени, в противоправном восприятии выбирать по своей воле место пребывания. Оно может выражаться в лишении потерпевшего свободы передвижения путем насильственного или обманного водворения в закрытое помещение,  другой дом, подвал, гараж, на остров и т.д. и удержании в этом месте против его воли, что лишает потерпевшего возможности вести себя по своему усмотрению»53.

    В цитированных определениях указаны  такие существенные признаки объективной  стороны состава преступления незаконного  лишения свободы, как, во-первых, противоправное воспрепятствование потерпевшему в свободе выбора места пребывания и передвижения по своей воле, во-вторых, возможность осуществления этого воспрепятствования путем действия или бездействия и, в-третьих, выражение данного деяния в различных приемах и способах, включая насилие или обман.

    Вместе  с тем объективная сторона этого состава преступления характеризуется еще такими, на наш взгляд существенными, признаками, как, с одной стороны, осуществление указанного воспрепятствования против или помимо воли не только потерпевшего, но и других лиц, заинтересованных в его судьбе, и, с другой,- выражение рассматриваемого деяния и в других способах, а именно тайном, открытом, без использования или с использованием злоупотребления доверием.

    Кроме того, при определении названного элемента состава преступления незаконного лишения свободы важно модифицировать терминологию посредством обозначения деяния словосочетанием «ограничение свободы».

    Учет  отмеченных признаков в их совокупности позволяет определить объективную  сторону состава преступления незаконного лишения свободы как незаконное тайное или открытое, ненасильственное или насильственное, без использования или с использованием обмана или злоупотребления доверием, осуществленное путем действия или бездействия ограничение свободы другого человека против или помимо его воли (и) воли других лиц, заинтересованных в его судьбе, состоящее в изоляции этого человека от окружающей социальной среды посредством воспрепятствования выбора им места пребывания и возможности передвижения.

    Сопоставление признаков, характеризующих объективную сторону составов преступлений похищения человека и незаконного лишения свободы, приводит к выводу, что эти преступления различаются по  содержанию деяния: незаконное лишение свободы выражается только в незаконном ограничении свободы человека, а похищение человека - еще и в изъятии его из обычной, привычной, естественной микросоциальной среды и перемещении его из одного места в другое. Важно также подчеркнуть, что указанные действия как при незаконном лишении свободы, так и при похищении человека совершаются незаконно, различными способами и против или помимо воли потерпевшего или (и) воли других лиц, заинтересованных в его судьбе.

    В связи с тем, что норма о  похищении человека является специальной  по отношению к норме о незаконном лишении свободы, ограничение свободы при похищении человека полностью охватывается этим составом преступления. Дополнительная квалификация по статье о незаконном лишении свободы не нужна.

    Разграничиваемые  преступления отличаются друг от друга и по признаку возраста субъекта. На основании ч.2 ст.20 УК РФ уголовная ответственность за похищение человека наступает по достижении четырнадцатилетнего возраста, а за незаконное лишение свободы – в соответствии с общим положением о возрасте, с которого наступает уголовная ответственность, закрепленным в ч.1 ст.20 УК РФ по достижении шестнадцати лет.  

    3.2. Проблемы совершенствования  законодательства, связанного  с незаконным лишением  свободы

    Диспозиция  уголовно-правовой нормы, предусматривающей ответственность за незаконное лишение свободы, одновременно простая и отсылочная, т.е. не раскрывая содержания общественно опасного деяния, она отсылает к ст. 126 УК РФ («не связанное с его похищением»), которая, в свою очередь, также является простой.

Информация о работе Уголовная ответственность за незаконное лишение свободы