Уголовная ответственность за незаконное лишение свободы

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2010 в 22:12, дипломная работа

Описание работы

Целью исследования является решение актуальных теоретических и практических проблем, связанных с применением ст. 127 УК РФ, на основе комплексного и всестороннего уголовно-правового анализа незаконного лишения свободы.

Для достижения указанной цели были поставлены и решены следующие задачи:

- рассмотрена история развития российского законодательства о преступлениях против свободы личности;

- раскрыта общая характеристика преступлений против свободы личности;

- проведен юридический анализ уголовного закона об ответственности за незаконное лишение свободы;

- изучены и обобщены научные материалы, определен уровень теоретической разработки данной темы в настоящее время;

- проанализирована судебная практика, касающаяся вопросов ответственности за незаконное лишение свободы.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….3

Глава I. ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРОТИВ СВОБОДЫ И ИХ МЕСТО В СИСТЕМЕ ОСОБЕННОЙ ЧАСТИ УГОЛОВНОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ…………………………………………………..6

1.1. Развитие российского законодательства о преступлениях против свободы личности……………………………………………………………………6

1.2. Общая характеристика преступления против свободы личности…….10

Глава 2. УГОЛОВНО-ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НЕЗАКОННОГО ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ……………………………………15

2.1. Объект и объективная сторона состава незаконного лишения свободы……………………………………………………………………………...15

2.2. Субъект и субъективная сторона состава незаконного лишения свободы……………………………………………………………………………...20

Глава 3. ПРИМЕНЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ПО БОРЬБЕ С НЕЗАКОННЫМ ЛИШЕНИЕМ СВОБОДЫ…………………………..............29

3.3. Вопросы отграничения от смежных составов преступлений……………………………………………………………………….29

3.2. Проблемы совершенствования законодательства, связанного с незаконным лишением свободы…………………………………………………..39

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………...48

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………………….51

Работа содержит 1 файл

Короткова.doc

— 289.00 Кб (Скачать)

    Предвидение - это отражение неизбежности в  сознании лица, совершающего незаконное лишение свободы, тех событий, которые произойдут в будущем.36

    «Желание - это в первую очередь воля, мобилизованная на достижение конкретно поставленной цели.37

    Мотивы данного преступления различны: месть, ревность, хулиганские побуждения, лишение потерпевшего возможности участвовать в каких-либо делах и т.д.

    Субъект преступления входит в число обязательных элементов состава преступления. Отсутствие в деянии признаков субъекта преступления, установленных уголовным законом, свидетельствует об отсутствии состава преступления. Поэтому применительно к деяниям малолетних или душевнобольных, какую бы высокую степень опасности они ни представляли, не употребляются термины «преступное деяние», «преступление». Взгляд на признаки субъекта преступления как на элемент состава преступления утвердился в российском уголовном праве еще в прошлом столетии.

    Действующий Уголовный кодекс, не пользуется термином «субъект преступления». Для его обозначения в статьях УК употребляются слова «виновный», «осужденный», «лицо, совершившее преступление», «лицо, признанное виновным в совершении преступления», просто «лицо» и прочие.38

    Субъект преступления в широком смысле слова — это лицо, совершившее преступление. В более узком, специальном смысле слова, субъект преступления — это лицо, способное нести уголовную ответственность в случае совершения им умышленно или неосторожно общественно опасного деяния, предусмотренного уголовным законом. Закон выделяет из всех многочисленных свойств личности преступника такие, которые свидетельствуют о его способности нести уголовную ответственность, эти признаки характеризуют субъекта преступления.

    Г.Н. Борзенков считает, что «формулировка юридических признаков субъекта в УК РФ имеет ряд положительных особенностей.

    Во-первых, эти признаки впервые выделены в  самостоятельную главу 4.

    Во-вторых, в ст. 19 УК закреплены общие условия уголовной ответственности лица, по существу это первое в российском уголовном законодательстве определение субъекта преступления.

    В-третьих, в УК РСФСР 1960 г. не говорилось прямо о том, что субъектом преступления может быть только физическое лицо. Этот признак давался доктриной уголовного права и выводился из закона путем систематического толкования.

    В-четвертых, уточнена редакция статей о возрасте и невменяемости (ст. 20 и 21 УК). В-пятых, введена норма об уголовной ответственности лиц с психическим расстройством, не исключающим вменяемости (ст. 22 УК)».39

    Уголовное право связывает уголовную ответственность  со способностью человека осознавать свои действия и руководить ими. Отсюда уголовно-правовое значение имеют, в первую очередь, такие качества личности, в которых выражается эта способность. Именно они названы в ст. 19 УК в качестве общих условий уголовной ответственности.

    В некоторых случаях уголовная  ответственность устанавливается нормой Особенной части УК лишь для лиц, обладающих дополнительными признаками. Например, за получение взятки может отвечать только должностное лицо, а за дезертирство — только военнослужащий. Эти специальные признаки также включаются в число обязательных признаков, характеризующих субъекта конкретного состава преступления.

    Возраст и вменяемость являются наиболее общими признаками, необходимыми для признания физического лица субъектом любого преступления.

    Субъектом преступления по уголовному праву может быть человек, совершивший умышленно или неосторожно общественно опасное деяние, предусмотренное уголовным законом, если он достиг установленного возраста, вменяем, а в отдельных случаях также обладает некоторыми специальными признаками, указанными в соответствующей норме.40

    В качестве одного из признаков субъекта преступления, составляющих общие условия уголовной ответственности, ст. 19 УК РФ называет физическое лицо. Это означает, что субъектом преступления может быть только человек. В настоящее время представляется очевидным, что ни животные, ни неодушевленные предметы не могут совершать преступления. Однако такое представление существовало не всегда. Документы прежних эпох и свидетельства историков содержат сведения о процессах над животными и даже неодушевленными предметами.41

    Уголовное право России, рассматривая преступление как социальное явление, исходит из  того, что субъектом преступления может быть только человек, обладающий разумом и относительной свободой воли. Данная позиция полностью соответствует задачам уголовного законодательства, его принципам, понятию преступления и целям наказания, сформулированным в самом законе.

    Люди, совершая различные поступки, в том числе и преступления, могут объединять свои усилия и принимать коллективные решения. Уголовная ответственность всегда строго персональна. Не могут рассматриваться в качестве субъекта преступления масса людей, толпа либо та или иная группа лиц. В этом смысле распространенная в Особенной части формулировка квалифицированного вида отдельных преступлений, как «то же деяние, совершенное группой лиц» или «организованной группой» — не вполне точна. Она сохраняется лишь как дань традиции. Более удачно говорится в п. «в» ч. 1 ст. 64 УК о «совершении преступления в составе группе лиц», как об отягчающем обстоятельстве. Сказанное относится также и к специальным видам преступных сообществ, названным в Особенной части: банда, незаконное вооруженное формирование. Уголовную ответственность несет не банда, а ее участники, создатели или руководители, каждый за свое преступление. Поэтому нельзя согласиться с высказанным в литературе мнением о том, что «уголовное право в своих нормах и уголовно-правовая наука в своих понятиях  признают коллективный субъект преступления через институт соучастия, через понятия «банда», «группа лиц» и так далее.42

    Формулировка  ст. 19 УК РФ призвана положить конец  спорам о возможности уголовной ответственности юридических лиц. Этот вопрос решен категорически в отрицательном смысле как в Уголовном, так и в Уголовно-исполнительном кодексах, хотя еще в проекте Общей части УК 1994 г. содержалась особая глава 16 «Ответственность юридических лиц».

    Многие  виды преступлений по характеру нарушаемых ими общественных отношений вообще не могут быть совершены юридическими лицами. Ни учреждение, ни предприятие, ни общественная организация не могут, совершить убийство, кражу, изнасилование, но и в тех случаях, когда преступления совершаются в области отношений, в которых участвуют юридические лица, уголовную ответственность несут в персональном порядке люди — представители или члены соответствующих организаций, виновные в преступлении. За вынесение заведомо неправосудного приговора отвечает не суд, а судьи, виновные в этом. За загрязнение водоемов и воздуха отходами промышленного производства несут уголовное наказание не предприятия, а виновные должностные лица. В уголовно-правовой норме могут быть прямо названы категории лиц, отвечающих за деятельность организации — юридического лица.

    Субъектом незаконного лишения свободы может быть любое вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста. Если незаконное лишение свободы осуществляет должностное лицо, то содеянное расценивается как должностное преступление (например, по ст. 285 или 286 УК РФ, а при наличии соответствующих признаков - по ст. 301 УК РФ). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Глава 3. ПРИМЕНЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ПО БОРЬБЕ С НЕЗАКОННЫМ ЛИШЕНИЕМ СВОБОДЫ

    3.3. Вопросы отграничения  от смежных составов  преступлений

    Состав  незаконное лишение свободы (ст. 127) имеет сходство в первую очередь с такими преступлениями, как похищение человека (ст. 126) и захват заложника (ст. 206 УК РФ). Так, по данным В.А. Осипова, 30% уголовных дел, возбужденных по ст. 206 УК РФ, в суде переквалифицируются на ст. 126 УК РФ.43

    Потребность точного, научно обоснованного решения вопросов разграничения названных составов диктуется потребностями практики применения закона. Еще в 1994 г. Л.Д. Гаухман, С.В. Максимов и С. Сауляк, а также Н.Э. Мартыненко отмечали, что «составы преступлений похищение людей и захват заложников, а также незаконное лишение свободы практически не поддаются точному отграничению одного от другого, что вызвано недостаточно определенными формулировками признаков этих преступлений в диспозициях составов преступлений».44 Иногда и ученые необоснованно отождествляют понятия «похищенный» и «заложник».

    Для правильной квалификации исследуемого деяния важно подчеркнуть особенности, отграничивающие состав похищения человека от захвата заложника: а) наличие трех последовательных действий: завладение человеком, его перемещение и удержание; б) тайный характер места удержания похищенного; в) ограниченный круг лиц, к которым предъявляются требования (если они имеются).

    При похищении человека, захвате заложника и незаконном лишении свободы мотив не является обязательным признаком, следовательно, не влияет на квалификацию совершенного деяния. Мотив совершения преступления может иметь и иное уголовно-правовое значение. Например, захват в качестве заложника или похищение человека по мотиву национальной, расовой или религиозной ненависти или вражды либо из мести за правомерные действия (п. «е» ч. 1 ст. 63 УК РФ).

    Для анализа вопросов отграничения незаконного лишения свободы от похищения человека и захвата заложника и целесообразно предварительно дать краткую характеристику каждого из них.

    Родовым объектом захвата заложника в  отличие от незаконного лишения свободы является общественная безопасность - весьма сложная социальная категория, единое понятие которой до сих пор не выработано. Сущность общественной безопасности как родового объекта захвата заложника состоит в том, что данное деяние наносит ущерб жизненно важным интересам всего общества, неопределенно широкому кругу лиц, а не конкретному лицу. На указанное обстоятельство указывает специальная цель захвата заложника: понуждение государства, организации или гражданина совершить действия или воздержаться от них. Сам же захват или удержание заложника являются лишь средством достижения основной цели. При захвате заложника виновного интересует в первую очередь возможность использования удерживаемого лица, а не его личность. Потерпевшие в этом случае не имеют никаких отношений с преступником.

    Данный  состав преступления относится к  категории двухобъектных преступлений, при совершении которого виновный посягает в первую очередь на общественную безопасность (основной объект) и физическую свободу человека (дополнительный объект).

    Российский  законодатель в ст. 206 УК РФ лишь называет общественно опасное деяние, но не раскрывает содержание понятий «заложник», «захват заложника» и «удержания лица в качестве заложника». Поэтому в науке уголовного права существуют различные подходы к формулировке данных понятий. Наиболее удачным является понятие заложника, сформулированное И.А. Журавлевым: «Это физическое лицо, над которым осуществлено противоправное деяние иных лиц, организаций или государства, препятствующее свободе его передвижения, с целью заставить государство, организацию или гражданина выполнить определенные действия или воздержаться от их выполнения».45

    Под захватом заложника понимают любые противоправные насильственные действия, связанные с изъятием человека (группы лиц) из его (их) микросреды помимо его (их) воли с целью последующего удержания. А.А. Тер-Акопов дает определение захвата заложника как противоправное ограничение физической свободы человека (заложника) помимо его воли с предложением к другим лицам об освобождении захваченного под определенным условием46. В.С. Комиссаров определяет захват как незаконное насильственное ограничение свободы передвижения человека.47 Под насилием понимают как физическое насилие, так и реальную угрозу его применения. При этом изъятие человека присутствует всегда, вне зависимости от физического изъятия его с места пребывания (даже если человек остается при захвате на прежнем месте, он все равно изъят из своей микросреды).

    Продолжением  захвата являются перемещение и  удержание человека. Под удержанием заложника (заложников) понимаются насильственные или с угрозой насилия действия с целью воспрепятствования покинуть место пребывания или свободному передвижению48. Удержание в большинстве случаев представляет собой продолжение процесса захвата заложников. Однако возможны случаи удержания заложника без его захвата, например, в случае добровольного решения представителя власти или иного лица стать таковым взамен захваченных ранее.

    Цель  применительно к захвату заложника  прямо указана в ст. 206 УК РФ: понуждение государства, организации или гражданина совершить какое-либо действие или воздержаться от его совершения. Реализация указанной цели при совершении преступления, предусмотренного ст. 206 УК РФ, является условием освобождения лица, удерживаемого в качестве заложника. Вторичными целями захвата заложника могут быть предоставление возможности выезда за границу, предоставление транспортных средств, освобождение лиц, содержащихся под стражей, вывод войск с территории государства или его отдельного региона и др. Требования при захвате заложника или удержании лица в качестве такового могут носить политический, социальный, национально-освободительный или национально-сепаратистский, а также общеуголовный характер.

    Разграничение захвата заложника и незаконного лишения свободы необходимо проводить по признакам субъективной стороны, так как наличие специальной цели, указанной в диспозиции ст. 206 УК РФ, свидетельствует о наличии основного обязательного объекта - общественной безопасности. Наиболее четким критерием разграничения захвата заложника и похищения человека является факт выдвижения определенных требований к государству, организациям или гражданам как условие освобождения потерпевшего. Отсутствие этого признака означает отсутствие состава захвата заложника и необходимость квалификации действий виновного по ст. 126 или 127 УК РФ.

Информация о работе Уголовная ответственность за незаконное лишение свободы