Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 19:09, курсовая работа
Цель работы - выявление сущностных черт уголовной ответственности несовершеннолетних на современном этапе.
В этой связи предпринята попытка решить следующие основные задачи:
1. Изучить действующие нормативно-правовые акты, посвященные уголовной ответственности несовершеннолетних.
2. Проследить эволюцию законодательства в этой области.
3. Рассмотреть основания и особенности уголовной ответственности несовершеннолетних.
4. Рассмотреть принудительные меры воспитательного значения, применяемые к несовершеннолетним.
«Преступление, совершенное лицом до достижения им возраста 18 лет, причиняет вред не только тем общественным отношениям, против которых оно было направлено, но и процессу развития личности самого несовершеннолетнего, способствуя формированию и закреплению в его сознании определенной негативной социальной установки.
(Пудовочкин Ю.А.)
В законодательстве всех стран мира немало внимания уделяется вопросам положения несовершеннолетних. Дети являются наиболее беззащитным слоем населения, поскольку в силу своей незрелости не могут защитить себя сами.
На сегодняшний день в Российской Федерации права детей отражены в более чем 140 законодательных и иных нормативно-правовых актах. К январю 2007 года в стране насчитывалось 19 уполномоченных по правам ребенка на уровне субъектов федерации и 49 – на муниципальном уровне.1
Однако несмотря на предпринятые государством шаги по пути улучшению положения несовершеннолетних в стране, в современных российских реалиях состояние дел в области предупреждения уголовных правонарушений несовершеннолетних пока оставляет желать лучшего, поэтому необходимость совершенствования законодательного регулирования в этой области вполне очевидна.
В 2008 году в России по статистике насчитывалось около пяти миллионов беспризорных детей. Ежегодно самовольно из жизни уходят около 3 тысяч детей и подростков в возрасте от пяти до 19 лет — и это всего 1% от количества попыток детского суицида2. Более 116 тысяч преступлений по стране были совершены несовершеннолетними или при их соучастии, из них почти 3000 – преступления, совершенные в Нижегородской области. (Приложение 1)
Среди
преступлений, совершаемых
Указанные специфические черты преступности несовершеннолетних и привели к необходимости тщательной регламентации уголовной ответственности несовершеннолетних, подчас отступающей от общих правил и начал уголовной ответственности и наказания.
Все вышеизложенное и определяет актуальность темы работы.
Цель работы - выявление сущностных черт уголовной ответственности несовершеннолетних на современном этапе.
В этой связи предпринята попытка решить следующие основные задачи:
1.
Изучить действующие
2.
Проследить эволюцию
3. Рассмотреть основания и особенности уголовной ответственности несовершеннолетних.
4. Рассмотреть принудительные меры воспитательного значения, применяемые к несовершеннолетним.
И,
таким образом, данная работа поможет
ответить на вопрос – какова же в настоящее
время специфика уголовной ответственности
несовершеннолетних в нашей стране.
III.1.
Развитие мировой ювенальной
юстиции.
Следует отметить, что судебная защита несовершеннолетних исторически возникла в гражданском, а не в уголовном праве. В Дигестах императора Юстиниана (VI в. н. э.) в кн. четвертой есть титул IV, озаглавленный «О лицах, не достигших 25 лет». Из текста эдикта ясно, что защиту лиц в возрасте до 25 лет осуществляют их попечители и речь идет главным образом о сделках с имуществом.
В
Законе XII таблиц был впервые сформулирован
принцип прощения наказания. Он относился
главным образом к
В
Законе XII таблиц речь шла о неназначении
наказания при наличии
1) когда совершивший преступление не понимал характера преступного акта;
2) когда сам преступный акт не был доведен до конца.
Этот принцип в течение длительного времени был распространен в странах, воспринявших римское право3.
Жестокость по отношению к несовершеннолетним более всего характерна для средневековых правовых актов. Так, частым было применение смертной казни к детям младшего возраста. К ним применялись все виды и иных наказаний, как ко взрослым преступникам, содержание в одних с ними тюрьмах (даже детей 7-летнего возраста), и пытки.
Отсутствие специальной правовой защиты детей и подростков было характерно для многих законодательных актов, например «Швабского зеркала» (сборник германских законов XII в.), «Каролины» (уголовно-судебное уложение короля Карла V, XVI в.). И хотя в них нашло отражение упомянутое прощение наказания, в самих законах были оговорки, позволявшие этот принцип обойти. Так, в «Каролине» возраст, достижение которого влекло уголовную деликтоспособность, не определялся, за исключением понятия «юный вор», под которым понималось лицо до14 лет (в отношении этой категории Каролина предписывала не назначать смертную казнь, а применять телесные наказания по усмотрению суда в сочетании с вечной клятвой. Если вор приближался к возрасту 14 лет и кража была значительной или сопутствовали отягчающие обстоятельства, то допускались имущественные и телесные наказания, а также смертная казнь)4.
Такая оговорка в законе открывала дорогу именно смертной казни несовершеннолетних преступников.
Отсутствие специальной правовой защиты несовершеннолетних можно было обнаружить в законах многих стран в XVIII и даже в начале XIX в. Лишь в середине XIX в. в ряде стран стали появляться законы, в которых стояла задача защиты детей и подростков.
Так, в 1824 г. в Нью-Йорке был создан первый реформаторий для детей с целью оградить их от совместного содержания в тюрьмах с взрослыми преступниками. В 1831 г. закон штата Иллинойс предусмотрел, что наказание несовершеннолетних за некоторые виды преступлений должно отличаться от наказания взрослых. В 1869 г. в Бостоне (штат Массачусетс) впервые были организованы заседания суда специально для рассмотрения дел несовершеннолетних, а также осуществлен первый опыт применения к ним режима пробации (воспитательного надзора), ставшей впоследствии одним из самых распространенных и, по мнению американцев, самых действенных методов обращения с несовершеннолетними правонарушителями. Федеральный закон США уже содержал предписание о рассмотрении дел несовершеннолетних в возрасте до 16 лет отдельно от дел взрослых преступников.
Коренной перелом наступил лишь в самом конце XIX в. и завершился созданием специального суда по делам несовершеннолетних. Этот суд был создан 2 июля 1899 г. в Чикаго (штат Иллинойс).
В Англии и Уэльсе система специализированных судов по делам несовершеннолетних существует с 1908 г., однако рассмотрение дел о совершении тяжких преступлений несовершеннолетними не входит в юрисдикцию данных судов, они рассматриваются судами общей юрисдикции – Королевскими судами.
В самом начале существования судов для несовершеннолетних автономная ювенальная юстиция была создана в США, Канаде, Англии, Бельгии, Франции, Греции, Нидерландах, России, Польше, Венгрии, Египте, Японии, Австралии, Новой Зеландии, кантонах французской Швейцарии.
В Германии, Австрии, Испании, Португалии, кантонах немецкой Швейцарии функции опекунских судов были соединены с функциями судов по делам несовершеннолетних.
Некоторые страны пошли по пути создания специализированных составов судей по делам несовершеннолетних. Это произошло в Ирландии, Италии, Греции, Швейцарии (кантон Женева), Японии, Новой Зеландии5.
Далее
система развивалась, претерпевая
различные изменения под
II.2.
Развитие законодательства
об уголовной ответственности
несовершеннолетних
граждан в России.
В российском законодательстве до 1669 г. не обнаруживается каких-либо постановлений об ответственности малолетних. В качестве первого законодательного определения ответственности несовершеннолетних в России обычно ссылаются на указ от 23 августа 1742 г.6, поводом для которого послужило дело об убийстве четырнадцатилетней девочкой Прасковьей Федоровой двух крестьянских детей. Указом определено, что в уголовных делах период малолетства продолжается до 17-летнего возраста, лица этого возраста не могут быть подвергнуты ни пытке, ни сечению кнутом, ни смертной казни.
Последующая систематизация российского законодательства привела к установлению полной невменяемости для лиц, не достигших 7-, а затем 10-летнего возраста, а для лиц от 10 до 17 лет – смягчение наказания. По российскому Уложению 1845 г. лицам в возрасте с 10 до 14 лет необходимо было определить наличие или отсутствие разумения (период условной вменяемости); для лиц в возрасте от 14 до 21 года действовало только положение о смягчении наказания.
Период непосредственной предыстории ювенальной юстиции можно отнести к XIX в. Именно в это время проявился интерес юстиции к ребенку. Это явление было частью более широкого общественного и научного внимания к детству вообще.
Получают широкое распространение разного рода общественные организации, ставившие своей целью благотворительность, защиту детей от жестокого обращения, попечение о беспризорных, больных и пр. детей, нуждающихся в поддержке, создание благоприятных условий для воспитания и обучения. Открываются приюты, реформатории, школы, мастерские, клубы и пр. Впоследствии такого рода общественные объединения стали составной частью ювенальной юстиции.
2 июня 1897 г. в действие был введен Закон «Об изменении форм и обрядов судопроизводства по делам о преступных деяниях малолетних и несовершеннолетних, а также законоположений об их наказуемости», содержание которого составили дополнения и изменения в такие законодательные акты, как Уложение о наказаниях уголовных и исправительных; Устав о наказаниях, налагаемых Мировыми Судьями; Учреждение судебных установлений; Устав уголовного судопроизводства7.
Закон оказался серьезной новацией и обеспечил существенное продвижение становления ювенальной юстиции в России.
В связи с внесением в законодательство такого рода изменений, способствующих возникновению и развитию идей ювенальной юстиции, начинается активная организация детских судов в России. Так, 21 января 1910 г. в Санкт-Петербурге учреждается первый детский суд, 23 апреля 1912 г. открывается подобный суд в Москве, а потом в Харькове, Киеве, Одессе, Риге, Томске, Саратове.
В декабре 1918 года в Москве был открыт первый реформаторий. Здесь содержались лица в основном 18-летнего возраста и как исключение до 21 года. Срок пребывания в реформатории определен не был. Суды выносили неопределенные приговоры, и в дальнейшем судьбу воспитанника коллегиально решало правление учреждения. Однако к концу 1919 года реформатории стали закрываться. В основном из-за тяжелых экономических условий в стране и отсутствия педагогических кадров.
В 1921 году было принято «Положение о трудовых домах для несовершеннолетних». В основе исправления и перевоспитания несовершеннолетних в трудовых домах должен был лежать труд, трудовое воспитание подростков. Однако в тех условиях, в которых они работали, труддома оказались не в состоянии обеспечить надлежащее трудовое воспитание правонарушителей. Возникла необходимость реорганизации труддомов в школы фабрично-заводского ученичества (ФЗУ). К марту 1931 года по существу была закончена работа по перестройке всех трудовых домов в школы ФЗУ НКЮ8.
Информация о работе Уголовная ответственность несовершеннолетних