Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 21:11, курсовая работа
Целью настоящей курсовой работы является анализ уголовной ответственности несовершеннолетних.
Для достижения поставленной цели при написании работы необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть особенности уголовного законодательства России в отношении несовершеннолетних;
изучить виды освобождения от уголовной ответственности;
определить направления развития законодательства об освобождении несовершеннолетних от уголовной ответственности.
Основные данные о работе 1
Введение 3
Основная часть 6
1 Особенности уголовного законодательства России в отношении несовершеннолетних 6
2 Освобождение несовершеннолетних от уголовной ответственности 10
2.1 Нормы освобождения от уголовной ответственности 10
2.2. Виды освобождения от уголовной ответственности 11
3. Развитие законодательства об освобождении от уголовной ответственности несовершеннолетних 17
Заключение 27
Глоссарий 29
Список использованных источников 30
Приложение 32
Версия шаблона | 2.1 |
Филиал | Камышинсктй |
Вид работы | Курсовая работа |
Название дисциплины | Уголовное право |
Тема | 30. Особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних. |
Фамилия студента | Адгезалов |
Имя студента | Асим |
Отчество студента | Разим оглы |
№ контракта | 10904080101014 |
Содержание
Особенность законодательства в части уголовной ответственности подростков и назначение наказания несовершеннолетним преступникам, как меры по борьбе и профилактике подростковой преступности, является, по мнению автора, одной из «глобальных проблем человечества» во всем мире. И, несмотря на то, что в нашей стране внимание этим вопросам стало уделяться еще в периоды становления Союза Советских Социалистических Республик, т.е. период разгула детской беспризорности, как результат Великой Октябрьской Социалистической Революции и Гражданской войны, данная проблема не исчерпала своей новизны и актуальности.
В СССР считалось, что нередко подростки совершают те или иные противоправные деяния (мелкие кражи, хулиганство) на почве «озорства», не осознавая до конца значения последствий своих действий. Поэтому к задержанию, аресту несовершеннолетнего, привлечению его к уголовной ответственности надо подходить осторожно, тщательно выяснять мотивы совершенного им правонарушения, отличать озорство и шалость от преднамеренного преступления. Неоправданный арест или предание подростка суду могут пагубно повлиять на дальнейшее его воспитание. Необходимо исключить факты привлечения к уголовной ответственности несовершеннолетних, которые совершили действия, лишь формально подпадающие под признаки преступления, но в силу малозначительности не представляющие общественной опасности. Как отмечал министр внутренних дел СССР генерал армии Н. А. Щелоков: «Главная задача следствия, - состоит в том, чтобы на основе глубокого выяснения личности подростка, его окружения, обстоятельств правонарушения определить пути его исправления, как правило, без применения мер уголовного наказания»1.
Напротив же, учитывая все сказанное выше, а также тенденции развития современного общества в России, и, как было принято говорить ранее, «тлетворное влияние запада», особенности уголовной ответственности и назначения наказания несовершеннолетним преступникам, не только не теряют своей актуальности, а с каждым годом требует от законодательной и исполнительной властей принятия исчерпывающих мер и усовершенствования политики в отношении данного вопроса.
Выбор темы данной курсовой работы обусловлен необходимостью совершенствования уголовного законодательства в части уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних, что может способствовать активизации деятельности в сфере профилактики подростковой преступности и раскрытии преступлений в среде несовершеннолетних, а так же снижению рецидива преступлений среди несовершеннолетних.
Целью настоящей курсовой работы является анализ уголовной ответственности несовершеннолетних.
Для достижения поставленной цели при написании работы необходимо решить следующие задачи:
Объектом исследования работы являются общественные отношения в сфере уголовного законодательства Российской Федерации, касающиеся несовершеннолетних и их законных представителей с одной стороны, и законодательной и исполнительной ветвей власти с другой стороны, в части уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних, совершивших противоправное деяние.
Предметом же исследования данной курсовой работы являются уголовно – процессуальные нормы, судебная и правоохранительная практика, раскрывающие особенности действующего уголовного законодательства Российской Федерации в отношении несовершеннолетних преступников.
Методологическую основы настоящего исследования составляют общенаучные методы познания социальных и правовых процессов: системный, конкретно – исторический, а так же сравнительно – правовой.
В
работе использованы официальные
материалы органов
Работа
состоит из введения, трех глав, заключения
и списка использованной литературы.
Достижение
Достижение установленного возраста уголовной ответственности предполагает также наличие у лица способности правильно воспринять уголовное наказание, так как только в этом случае данное наказание может достигнуть своей цели.
Таким образом, минимальный возраст уголовной ответственности не может быть ниже возраста, когда у человека образуются определенные правовые представления, когда он в состоянии осознавать уголовно-правовые запреты.
Однако этого недостаточно для установления возраста уголовной ответственности. Процесс ускорения физического и интеллектуального развития подрастающего поколения (так называемая акселерация) неизбежно ведет к тому, что способность правильно оценивать свое поведение будет проявляться все в более раннем возрасте. Но это не требует обязательного снижения возраста уголовной ответственности.
Необходимо учитывать также возможности общества бороться с общественно опасными действиями подростков без применения уголовного наказания, путем воспитательных мер.
Итак, из всего вышесказанного, становится, очевидно, что определение возраста уголовной ответственности - вопрос не только социально-психологический или педагогический, но и вопрос уголовной политики. Чем цивилизованнее общество, чем выше в нем уровень профилактической и воспитательной работы, тем выше может быть и возраст уголовной ответственности.
Действующее законодательство впервые предусматривает специальный раздел, посвящённый особенностям уголовной ответственности несовершеннолетних.
Основанная на принципе гуманизма, подобная практика соответствует современному зарубежному уголовному законодательству, а именно «Минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних», утвержденные резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 29 ноября 1985 года, согласно которым «…несовершеннолетний в рамках существующей правовой системы может быть привлечен к ответственности в такой форме, которая отличается от формы ответственности, применимой к взрослому…».2
Введение специального раздела приводит, наконец, в соответствие нормы уголовного и уголовно-процессуального права. Уголовно-процессуальный кодекс в нашей стране с 1951 года содержит главу «Производство по делам несовершеннолетних», в которой сосредоточены все нормы, относящиеся к особенностям таких процессуальных действий. Положительным является и то, что в УК РФ 1996 года впервые законодательно определено само понятие «несовершеннолетний».
Итак, в соответствии с ч. 1 ст. 87 «Несовершеннолетними признаются лица, которым ко времени совершения преступления исполнилось четырнадцать, но не исполнилось восемнадцати лет».3 Лица моложе четырнадцати лет считаются – малолетними, старше восемнадцати лет – совершеннолетними (Приложение А).
Введение специального раздела не исключает возможности применения к несовершеннолетним некоторых статей Уголовного кодекса, регламентирующих вопросы уголовной ответственности и наказания взрослых. Например, правила наказания по совокупности преступлений и приговоров, минимальные сроки лишения свободы и т.д.
Главной особенностью, ранее не известной нашему законодательству, является предоставление права суду и следственным органам не привлекать к уголовной ответственности некоторые категории несовершеннолетних. А именно, как указано в ч. 3 ст. 20 УК РФ: «Если несовершеннолетний достиг возраста, предусмотренного частями первой или второй настоящей статьи, но вследствие отставания в психическом развитии, не связанном с психическим расстройством, во время совершения общественно опасного деяния не мог в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими, он не подлежит уголовной ответственности».4
Выделение особенностей уголовной ответственности несовершеннолетних в самостоятельную главу означает, что в отношении этих лиц нормы об уголовной ответственности применяются с учётом особых положений, предусмотренных в настоящей главе. Введение в Уголовный кодекс таких особых положений обусловлено социально-психологическими особенностями лиц, этой возрастной категории.
Несовершеннолетние в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет, с одной стороны, достигают уже достаточно высокого уровня социализации (у них появляется самостоятельность, настойчивость, умение контролировать своё поведение, владеть собой), с другой – происходит дальнейшая социализация личности (продолжается или завершается обучение в школе или в техникуме, происходит определение своего места в обществе, накапливается опыт межличностных отношений). «Для такого возраста весьма характерны излишняя категоричность суждений, вспыльчивость, неуравновешенность, неспособность оценить ситуацию с учётом всех обстоятельств и т.д. Эти возрастные особенности обусловили установление в отношении ответственности несовершеннолетних ряда исключений и дополнений по сравнению с общими правилами уголовной ответственности»5.
«Опасный или трудный возраст» - так говорят порой о подростках, ещё не воспитавших в себе характера, некоторые родители, которые часто лелеют себя надеждой: «Повзрослеют – образумятся». Трудно поверить в силу только времени. Зрелость приходит не всегда с годами. Она наступает с пониманием ответственности перед людьми, обществом, законом.
Общаясь
с несовершеннолетними
Жизненные
потребности современных
Информация о работе Уголовная ответственность несовершеннолетних