Терроризм

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 09:13, курсовая работа

Описание работы

Терроризм сегодня превратился в одну из серьезных проблем безопасности, с которой человечество вошло в XXI столетие. Терроризм и экстремизм в любых формах их проявления все больше угрожают безопасности многих стран и их граждан, влекут за собой весьма существенные политические, экономические и моральные потери, оказывают сильное психологическое воздействие на большие массы населения, уносят жизнь ни в чем не повинных людей.

Работа содержит 1 файл

Проблема терроризма.doc

— 165.50 Кб (Скачать)

     В примечании к ст. 205 УК РФ есть указание на прямые активные позитивные действия человека, который готовил террористический акт или участвовал в его подготовке, но затем решил не допустить его путем своевременного  предупреждения  органов  власти  или  иным способом.  Такие действия могут быть добровольными даже в том случае, если он действовал в страхе перед разоблачением, в силу религиозных мотивов, прямого указания священника в ходе исповеди и т.д. Но они могут быть неокончательными в том смысле, что даже совершив их, лицо может самостоятельно или в группе продолжать подготовку к террористическому акту. В этом случае индивид не вправе рассчитывать на освобождение от уголовной ответственности, потому что положительный ответ может быть дан лишь при окончательном решении не доводить задуманное до конца, одному или в группе, и, конечно, до наступления общественно опасных последствий.

     Важно отметить, что примечание к ст. 205 может действовать лишь в том  случае, если лицо своевременно предупредило  органы  власти  или  иным способом способствовала предотвращению осуществления  акта терроризма.

      Разграничение терроризма и смежных с ним  преступлений представляет собой значительную сложность. Законодатель выделяет несколько составов преступлений, смежных с терроризмом: убийство при отягчающих обстоятельствах; захват заложника; бандитизм; диверсия; посягательство на жизнь государственного и общественного деятеля и др.

  1. Отграничение терроризма от убийства при отягчающих обстоятельствах. Наиболее сложным представляется разграничение терроризма с убийством лица или его близких, в связи с осуществлением данным лицом служебной деятельности или выполнением общественного долга, совершенным общеопасным способом, с убийством по мотиву национальной,  расовой,  религиозной  ненависти  или  вражды  либо     кровной мести (ч. 2 ст. 105 УК РФ).

      Представляется, что разграничение составов в случаях, когда лишаются жизни лица, выполняющие свой служебный или общественный долг, следует искать в субъективной стороне содеянного, а именно – в цели совершаемых действий, создающих опасность гибели людей, в том числе путем взрыва, поджога и иных подобных действий.

        При терроризме действия совершаются  с целью нарушения общественной  безопасности, устрашения населения,  оказания воздействия на принятие  решений органами власти. Взрыв,  поджог и сопряженное с ними  убийство человека используется как средство достижения таких целей и адресуются обществу в целом.

      При убийстве, подпадающем под п. “б”  ч. 2 ст. 105 УК РФ, цель – отомстить  конкретному человеку или его  близким, или воспрепятствовать  его законной деятельности.

      При терроризме же выбор жертвы не определен, т.е. ею может стать любое лицо (случайная, “невинная” жертва). Когда в результате террористических действий наступила умышленно причиненная смерть человека, возникает вопрос о необходимости квалификации терроризма и умышленного убийства по совокупности.

      Особенно  это характерно для ситуаций, когда  виновный посягает одновременно на два  объекта: убивает конкретного человека, но общеопасным способом или при  других обстоятельствах, свидетельствующих  о стремлении устрашить других лиц.

      2. Отграничение терроризма от захвата  заложников. На практике определенные трудности представляет разграничение терроризма и захвата заложников, двух самостоятельных составов преступлений. Примером этому может служить следующее дело из судебной практики.

      Действия  Б.  и  Х.,  связанные  с  захватом  и  удержанием  заложников,  с  требованием предоставить оружие и  самолет, угрозами расстрела заложников и созданием угрозы для жизни  людей путем взрыва канистр с  бензином, были квалифицированы наряду со ст. 206 УК РФ и по ст. 205 УК РФ как терроризм.

      Между тем, из материалов дела следовало, что  угрозы расстрелом заложников и производство выстрелов из автоматов в воздух не были направлены на нарушение общественной безопасности, устрашение населения  или оказание воздействия на принятие решения органами власти, а преследовали цель добиться от военного командования выполнения требований о предоставлении оружия и самолета, чтобы вылететь с острова. Канистры же с бензином были занесены в автомобиль, а затем в самолет в других целях.

      Учитывая  эти обстоятельства, Военная коллегия Верховного суда России пришла к выводу, что указанные действия Б. и Х. охватываются составом преступления, предусмотренного ст. 206 УК РФ, в совершении которого они признаны виновными, и  не требуют дополнительной квалификации по ст. 205 УК РФ.

      3. Отграничение терроризма от бандитизма.

      Главное различие – в целях этих преступлений. Целями бандитских нападений являются различные корыстные интересы: завладение имуществом, оружием, наркотиками, запугивание и “обложение данью” предпринимателей и т.п. Цель терроризма – устрашение населения, оказание воздействия на властные органы, т.е. это скорее идеологические цели.

      4. Отграничение терроризма от диверсии. По законодательной обрисовке действия диверсия почти полностью совпадает с терроризмом. Но, если в ст. 281 УК РФ, говорящей о диверсии, дан исчерпывающий перечень преступных действий, то к терроризму, кроме названных непосредственно в ст. 205 УК РФ, относятся еще самые разнообразные иные действия.

      Диверсия  окончена в момент самого причинения вреда, главной составляющей которого является причинение материального  ущерба; терроризм не окончен в  момент создания опасности наступления  общественно опасных последствий.

      Целью диверсии является само уничтожение или повреждение материальных  объектов, чтобы   непосредственно таким путем подорвать мощь государства; терроризм не преследует цель убить, уничтожить, повредить, главное – запугать население, воздействовать на принятие решения органами власти, поэтому террористу “достаточно” создания опасности, хотя, как уже ранее отмечалось, террористические действия не всегда заканчиваются только созданием опасности.

     Различие  между рассматриваемыми преступлениями состоит и в объекте посягательства –  общественная   безопасность    при      терроризме       и экономическая безопасность России – при диверсии.

      5. Отграничение терроризма от посягательства  на жизнь государственного и  общественного деятеля.

      Разграничение терроризма (ст. 205 УК РФ) и посягательства на жизнь государственного и общественного деятеля (ст. 277 УК РФ) следует проводить как по субъективным признакам (целям действия), так и объективным: объекту и самим действиям (объективной стороне).

      Цель  политического убийства – стремление добиться прекращения государственной или общественной деятельности конкретного лица путем его убийства. Целью терроризма является воздействие на принятие решения органом власти в пользу террористов путем запугивания населения.

      Если  для преступления, предусмотренного ст. 277 УК РФ, убийство – цель преступления, то для терроризма убийство – средство достижения других целей. Объективная сторона сравниваемых преступлений может выражаться как во внешних совпадающих, так и в различных действиях.

      С учетом оценки этих различий законодатель поместил преступления в различные разделы и главы УК РФ, отразив тем самым, что объектом терроризма является общественная безопасность, а объектом индивидуального террористического посягательства на жизнь государственного и общественного деятеля является конституционный строй, государственная безопасность и жизнь человека.

     6. Заведомо ложное сообщение об  акте терроризма. Это преступление не является собственно терроризмом, но, безусловно, относится к числу преступлений террористической направленности, так как причиняет ущерб общественной безопасности и неразрывно связано с самим терроризмом.

      В работе Г.В. Овчинниковой “Терроризм”  анализу этого вида преступления отводится целый раздел, так как  автор обращает внимание на то, что  в последнее время в обществе получило широкое распространение это преступление, и в юридической науке необходима классификация его признаков для действенной практической борьбы с ним.

      Несмотря  на то, что сообщение об акте терроризма ложное и за ним не стоит реальная  опасность  наступления  ущерба  общественной   безопасности, характерная для истинного терроризма, тем не менее, такому объекту как общественная безопасность причиняется ущерб: возникновение паники, страха, дезорганизации в работе транспорта, учреждений – все это создает тот же психологический  дискомфорт,   ощущение незащищенности, которые являются составными общественной безопасности при самом терроризме. Кроме того, причиняется и материальный ущерб в связи с необходимостью проверки факта опасности (проверка заминированности объекта, эвакуация людей и прочее).

      Г.В. Овчинникова называет еще один признак  преступления заведомо ложного сообщения, связывающий его с терроризмом: активные действия по доведению до государственных, общественных органов  или граждан сведений о готовящемся или совершенном (якобы) акте терроризма. Способы и формы сообщения могут быть различными: письменно, устно (чаще всего по телефону).

      Необходимый признак, характеризующий объективную  сторону преступления – ложность сообщения. Этот признак является объективно-субъективным, поскольку, во-первых, сообщение не соответствует действительности, во-вторых, информатор заведомо знает об этом (как правило, эта информация плод его вымысла). Ложное сообщение об акте терроризма – это умышленное преступление, мотивы которого могут быть не только террористической направленности, но и иные (хулиганские, месть, даже корысть). Таким образом, необходимо проводить разграничение преступлений, предусмотренных ч. 1 ст. 205 УК РФ и ст. 207 УК РФ.

      Необходимо  отметить, что Федеральным законом Российской Федерации от 24.07.2002 г. № 103-ФЗ Уголовный кодекс России дополнен статьей 2051 “Вовлечение в совершение преступлений террористического характера или иное содействие их совершению”, которая устанавливает уголовную ответственность за: 1) вовлечение лица в совершение: терроризма (ст. 205); захвата заложника (ст. 206); организации незаконного вооруженного формирования или участия в нем (ст. 208); угона судна воздушного или водного транспорта либо железнодорожного подвижного состава (ст. 211); посягательства на жизнь государственного или общественного деятеля (ст. 277); нападения на лиц или учреждения, которые пользуются международной защитой   (ст. 360);      2)   склонение      лица   к   участию в деятельности террористической организации; 3) вооружение либо обучение лица в целях совершения указанных преступлений; 4) а равно финансирование акта терроризма либо террористической организации.

      Квалифицирующим признаком в ч. 2 ст. 2051 УК РФ названо использование своего служебного положения.

      Преступление, предусмотренное ч. 1 ст. 2051 Уголовного кодекса России относится, в соответствии с ч. 4 ст. 15 УК РФ к категории тяжких преступлений. Санкция за это преступление  предусматривает лишение   свободы   на срок от четырех до восьми лет. Квалифицированный состав преступления, предусмотренный ч. 2 ст. 2051 УК РФ относится к категории особо тяжких преступлений. Санкция за это преступление представляет собой лишение свободы на срок от семи до пятнадцати лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет либо без такового.

      В примечании к ст. 2051 УК РФ указано, что лицо, совершившее преступление, предусмотренное данной статьей, освобождается от уголовной ответственности, если оно добровольным и своевременным сообщением органам власти или иным способом способствовало предотвращению осуществления акта терроризма либо пресечению указанного в настоящей статье преступления террористического характера и если в действиях этого лица не содержится иного состава преступления.

      Основной  смысл примечания заключен в предоставлении возможности “оступившимся” лицам  избежать уголовной ответственности  за вовлечение (склонение) лица к совершению деяний, предусмотренных ч. 1 ст. 2051 УК РФ.

      Примечательно, что в отличие от ст. 205 УК РФ, субъектом  преступления предусмотренного ст. 2051 УК РФ является физическое вменяемое лицо, достигшее шестнадцатилетнего возраста, то есть субъект указанного преступления общий.

      Необходимо  также обратить внимание на использование в содержании ч. 1 ст. 2051 УК РФ слова “склонение”, что говорит о расширительном понятии фразы “вовлечение в совершение преступлений террористического характера”. Это означает, что ответственность по ст. 2051 УК наступает не только за вовлечение (как указано в наименовании статьи), но и за склонение лица к участию в деятельности террористической организации.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

      Терроризм в конце XX – начале XXI вв. принял беспрецедентный размах, борьба с ним превратилась в одну из важнейших проблем современности для многих стран мира. Резкое усиление его отрицательного воздействия на развитие международных отношений и внутригосударственную жизнь многих стран свидетельствует, что терроризм стал одним из наиболее опасных вызовов международной безопасности.

Информация о работе Терроризм