Терроризм: уголовно-правовая характеристика

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 03:28, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является обобщение выводов по проблеме терроризма, а также, выявление способов отграничения терроризма от смежных составов, нашедших свое подтверждение в судебной практике и отечественном законодательстве, в их анализе.

Содержание

Введение
1. Терроризм: определение и формы
2. Уголовно-правовая характеристика терроризма
3. Отграничение терроризма от смежных составов
Заключение
Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

курсовая УП террор.docx

— 59.05 Кб (Скачать)

Целью диверсии является само уничтожение или повреждение  материальных объектов, чтобы непосредственно  таким путем подорвать мощь государства, терроризм не преследует цель убить, уничтожить, повредить, главное –  запугать население, воздействовать на принятие решения органами власти, поэтому террористу «достаточно» создания опасности, хотя, как ранее отмечалось, террористические действия не всегда заканчиваются только созданием  опасности16. Существенным разграничивающим признаком является демонстративность, ультимативность действий при терроризме.

Различие между рассматриваемыми преступлениями состоит и в объекте  посягательства – общественная безопасность при терроризме (спокойствие, ощущение защищенности населения) и экономическая  безопасность России – при диверсии.

Терроризм и другие преступления с признаками терроризирования следует  отличать от политических и заказных убийств. Если убийство террористической направленности служит средством создания обстановки страха, напряженности и  одновременно способом воздействия  на третьих лиц, то политическое или  заказное убийство без элементов  терроризирования является способом решения  каких-либо вопросов самим фактом его  совершения; здесь нет необходимости  в понуждении кого-то к чему-то, все  разрешается в результате самого наступившего последствия.

От акта терроризма следует  отличать также совершение общеопасных  действий на почве хулиганских побуждений. Основное отличие здесь можно  усмотреть по мотивации и целям  преступного посягательства.

Хулиганский мотив заключается  в стремлении виновного открыто  противопоставить себя, своё поведение  общественному порядку, общественным интересам, показать своё пренебрежение  к окружающим, проявить цинизм, жестокость, дерзость, учинить буйство и бесчинство, показать грубую силу или продемонстрировать пьяную удаль и таким образом  поиздеваться над беззащитными, обнаружить своё «превосходство» над другими  гражданами. В этой части хулиганский  мотив в значительной мере сход с  террористической направленностью  деяния, но в отличие от актов  терроризма, для которых характерна мотивационная обстоятельность, конкретность, определённость, хулиганским побуждениям  свойственна некая легковесность  и ничтожность.

 

Заключение

Терроризм – это один из наиболее разрушительных для государства  и общества элементов преступности. Он оказывает негативное воздействие  развитие на другие структурные элементы преступности. Терроризм влияет не только на политические, экономические, социальные, морально-психологические, социокультурные процессы в обществе.

Современный терроризм обладает огромными финансовыми и экономическими возможностями, не контролируемыми  ни государством, ни обществом. Он имеет  собственную систему внутреннего  управления и противодействия государству  в интересах достижения политических, экономических и иных целей. Созданы  боевые формирования, специфические  силовые структуры, оснащенные современными материально-техническими средствами. Происходит сращивание терроризма с  организованной преступностью. Для  достижения своих целей, террористы используют финансовую подпитку, поставив на поток такие виды преступной деятельности, как продажа наркотиков, торговля оружием, работорговля и т.д.   Террористические организации способны содержать специалистов различных  сфер экономической и научной  деятельности.

Например, основной источник финансирования перуанского движения «Сендеро луминосо» и ливанской «Хезболлах» - наркобизнес, а цейлонских «Тигров освобождения Тамил Ислама» – наркотики и сделки «оружие – драгоценные камни».

Предупреждение терроризма представляет собой исключительно  сложную задачу, поскольку это  явление порождается многими  социальными, политическими, психологическими, экономическими, историческими и  иными причинами. Следовательно, такие  причины и должны быть объектом профилактического  вмешательства, но сделать это совсем не просто, поскольку значительная часть названных причин связана  с обладанием государственной властью и ее захватом, распределением собственности, торжеством «своей» идеологии, изменением национальной или социальной структуры общества и т.д. При всем этом терроризм, как отмечалось выше, неискореним, поскольку является разновидностью извечного и неумирающего спутника человечества – убийства. Невозможно представить себе, чтобы когда-нибудь исчезли с лица земли неистовые и слепые искатели правды и справедливости, готовые пожертвовать собой и другими для всеобщего счастья или гегемонии своей социальной или национальной группы; невозможно представить себе, чтобы больше не рождались на земле люди, которые путем террора решают свои корыстные задачи, причем не только материальные, а якобы ради торжества всеобщего равенства.

Предупреждение терроризма должно осуществляться одновременно в  нескольких направлениях: 1) воздействие  на основные, даже глобальные явления  и процессы в обществе, обладающие террористическим эффектом. Данное направление  можно назвать стратегическим, и  было бы естественно, если бы ему предшествовало бы долгосрочное и даже сверхдолгосрочное  прогнозирование наиболее значительной террористической активности с определением их возможных субъектов; 2) выявление  и предотвращение террористических актов, которые могли бы быть совершены  в недалеком будущем или даже в ближайшее время. Это предполагает выявление субъектов и объектов терроризма, его причин, способов и  иных обстоятельств; 3) пресечение совершающегося терроризма и террористических актов  в отношении государственных  и общественных деятелей, задержание виновных и предание их суду. Чрезвычайно  важно наказание не только рядовых  исполнителей и пособников, но и  организаторов и вдохновителей  террора, что, как известно, очень  трудно; 4) предупреждение, предотвращение и пресечение таких сходных с  терроризмом преступлений, как захват заложников, геноцид, диверсия, посягательство на жизнь лица, осуществляющего правосудие или предварительное расследование, и т.д. Особое место в деятельности государственных и общественных организаций по борьбе с терроризмом принадлежит международным организациям, а также координации усилий разных стран в предупреждении и пресечении этого зла.

Помимо названных направлений  борьбы с таким явлением как терроризм  необходимо бороться с этом злом как  можно эффективнее и на законодательном  уровне, улучшать и углублять законодательство регулирующее борьбу с терроризмом, устанавливающее за него ответственность.

До 1994 г. уголовная ответственность  предусматривалась только за убийство государственного или общественного  деятеля или представителя власти в связи с его государственной  или общественной деятельностью, с  целью подрыва или ослабления советской власти, либо за нанесения  тяжкого телесного повреждения  тем же лицам, а также за убийство представителя иностранного государства  с целью провокации войны или  международных осложнений, либо за нанесение тяжкого телесного  повреждения тем же лицам с  той же целью. Впервые ответственность  за терроризм введена Федеральным  законом РФ от 01 июля 1994 года (ст. 213.3 УК РСФСР)17.

Включение в уголовный  кодекс специального состава преступления – терроризма – представляет собой  значительный шаг вперед в деле более  эффективного использования уголовного закона в борьбе со столь опасным  преступлением.

 

 

Список литературы

  1. Уголовный кодекс Российской Федерации. - М.: ИНФА – М, 2009.
  2. Федеральный закон «О противодействии терроризму» от 6 марта 2006 года N 35-ФЗ в ред. от 30.12.2008 N 321-ФЗ// СЗ 1722 от  04.04.2006 г.
  3.  Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации. Под общей редакцией Генерального прокурора Российской Федерации, профессора Ю.И. Скуратова. – М.:  Издательская группа ИНФРА*М – НОРМА, 2003.
  4. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации: Научно-практический комментарий / Отв. ред. В.М. Лебедев. – М.: Юрайт-М, 2007.
  5.  Комментарий к Уголовному кодексу РФ под ред. А.В. Наумова. М., Юристъ, 2007.
  6. Антонян Ю.М. Терроризм. Криминологическое и уголовно-правовое исследование. М., "Щит-М", 2006.
  7.  Гончаров С.А. Особенности терроризма в России //Актуальные проблемы Европы. Вып. 4. Проблемы терроризма. М., 2006.
  8. Петрищев В.Е. Борьба с терроризмом как общегосударственная задача //Актуальные проблемы Европы. Вып. 4. Проблемы терроризма. М., 2004
  9. Рарог А.И. Уголовное право Особенная часть: Учебное пособие. М., Юристъ, 2003
  10.  Уголовное право. Особенная часть. Учебник для вузов. – М.: Издательская группа ИНФРА*М – НОРМА, 2003
  11. Емельянов В.П. Терроризм и преступления с признаками терроризирования: уголовно-правовое исследование. – СПб.: Издательство «Юридический центр Пресс», 2002.
  12. Политический журнал, 2007, № 21-22 (164-165) / 23 июля 2007. http://www.politjournal.ru.

1 Рарог А.И. Уголовное право Особенная часть: Учебное пособие. М., Юристъ, 2003. С.159.

2 Петрищев В.Е. Борьба с терроризмом как общегосударственная задача //Актуальные проблемы Европы. Вып. 4. Проблемы терроризма. М., 2004. С.76.

3 Федеральный закон «О противодействии терроризму» от 6 марта 2006 года N 35-ФЗ в ред. от 30.12.2008 N 321-ФЗ// СЗ 1722 от  04.04.2006 г.

4 Уголовный кодекс Российской Федерации. - М.: ИНФА – М, 2009

5 Петрищев В.Е. Борьба с терроризмом как общегосударственная задача //Актуальные проблемы Европы. Вып. 4. Проблемы терроризма. М., 2004. С.81.

6 Комментарий к Уголовному кодексу РФ под ред. А.В. Наумова. М., Юристъ, 2007.

7 Комментарий к Уголовному кодексу РФ под ред. А.В. Наумова. М., Юристъ, 2007.

8 Уголовное право. Особенная часть. Учебник для вузов. – М.: Издательская группа ИНФРА*М – НОРМА, 2003. С.113-114.

9 Комментарий к Уголовному кодексу РФ под ред. А.В. Наумова. М., Юристъ, 2007.

10 Уголовное право. Особенная часть. Учебник для вузов. – М.: Издательская группа ИНФРА*М – НОРМА, 2003. С.120.

11 Комментарий к Уголовному кодексу РФ под ред. А.В. Наумова. М., Юристъ, 2007.

12 Рарог А.И. Уголовное право Особенная часть: Учебное пособие. М., Юристъ, 2003. С. 160-161.

13 Политический журнал, 2007, № 21-22 (164-165) / 23 июля 2007. http://www.politjournal.ru.

14 Рарог А.И. Уголовное право Особенная часть: Учебное пособие. М., Юристъ, 2003. С. 161.

15 Обзор судебной практики. Официальный сайт Басманного районного суда г. Москва.

16 Уголовное право. Особенная часть. Учебник для вузов. – М.: Издательская группа ИНФРА*М – НОРМА, 2003. С.123.

17 Антонян Ю.М. Терроризм. Криминологическое и уголовно-правовое исследование. М., "Щит-М", 2006.


Информация о работе Терроризм: уголовно-правовая характеристика