Технологии социальной работы с несовершеннолетними правонарушителями

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2011 в 11:15, курсовая работа

Описание работы

Подростковая среда болезненно реагирует на негативные последствия кризисного состояния общества, а состояние и тенденции правонарушений совершаемых несовершеннолетними являются важнейшими индикаторами “здоровья” общества. Причинами данного явления являются как общесоциальные проблемы, так и проблемы формирования личности, носящие глубоко индивидуальный характер.

Содержание

Введение 3
1 Характеристика несовершеннолетних правонарушителей и причины совершения правонарушений 6
1.1 Характеристика несовершеннолетних правонарушителей 6
1.2 Причины совершения правонарушений несовершеннолетними 12
2 Технологии социальной работы с несовершеннолетними правонарушителями 22
2.1 Технологии социальной работы по предупреждению правонарушений среди несовершеннолетних 22
2.2 Технологии социальной работы с несовершеннолетними правонарушителями, освобожденными из исправительных учреждений 27
Заключение 36
Библиографический список

Работа содержит 1 файл

курсовая работа.docx

— 68.80 Кб (Скачать)

      Отставание умственного развития несовершеннолетнего, олигофрения, врожденные черепно-мозговые травмы занимают особое место среди неблагоприятных индивидуальных характеристик, составляющих психофизиологические предпосылки асоциального поведения. В некоторых случаях в роли таких предпосылок могут выступать различные физические недостатки, такие как дефекты речи, внешняя непривлекательность, недостатки конституционно-соматического характера.

      Сопротивление несовершеннолетних воспитанию приводит к появлению большой группы трудных подростков. Антисоциальное поведение таких групп обусловлено влиянием на них внешней социальной среды (в особенности микросреды), а также индивидуальными особенностями личности несовершеннолетнего, от которых зависит, как он будет реагировать на различные “жизненные неудачи”.

      Причины, которые приводят к психологическим расстройствам, акцентуациям характера связывают как с органическими повреждениями мозга (асфиксии при рождении, черепно-мозговые травмы, тяжёлые интоксикации) так и с социальными факторами, среди которых на первое место можно поставить условия семейного воспитания. Чаще всего эти факторы настолько тесно связаны, что вызывают серьёзные затруднения у исследователей при определении первопричинности делинквентного поведения у несовершеннолетних.

      Существует еще ряд причин совершения правонарушений несовершеннолетними. Среди них можно выделить влияние криминальных субкультур на группы несовершеннолетних. Криминальная субкультура по своей агрессивна, она вторгается в культуру официальную, взламывая ее ценности и нормы, насаждая в ней свои правила и атрибутику. Носителями субкультуры являются рецидивисты. Они передаю свой криминальный опыт подрастающему поколению.

      Под криминальной субкультурой понимается совокупность духовных и материальных ценностей, регламентирующих и упорядочивающих жизнь и деятельность криминальных сообществ, что способствует их живучести, сплоченности, криминальной активности и мобильности, преемственности поколений правонарушителей. Основу криминальной субкультуры составляют чуждые гражданскому обществу ценности, традиции, различные, ритуалы объединившихся в группы несовершеннолетних правонарушителей. Ее социальный вред заключается в том, что она уродует личность несовершеннолетнего, стимулирует перерастание возрастной оппозиции в криминальную.

      Криминальная субкультура привлекает несовершеннолетних наличием широкого поля деятельности и возможностей для самоутверждения и компенсации неудач, постигших их в обществе, а также снятием моральных ограничений и отсутствием запретов на любую информацию. Процесс криминальной деятельности включает в себя риск, экстремальные ситуации, ложную романтику, таинственность и необычность, что вызывает интерес у несовершеннолетних.

      Под влияние криминальных субкультур попадают, прежде всего, трудные и педагогически запущенные несовершеннолетние.

      Таким образом, можно сделать вывод, что основными причинами совершения правонарушений несовершеннолетними являются: неблагоприятное воздействие средств массовой информации, которые деформируют стандарты повседневного поведения несовершеннолетних; невнимание родителей, перекладывающих свои воспитательные функции на школу, которая не в состоянии воспитывать; отсутствие и недоступность большинства форм проведения досуга. Особое место занимают психологические причины, среди которых выделяют психологические расстройства связанные как с органическими повреждениями мозга (асфиксии при рождении, черепно-мозговые травмы, тяжёлые интоксикации) так и с социальными факторами, среди которых на первое место можно поставить условия семейного воспитания.

      Влияние криминальных субкультур на группы несовершеннолетних является еще одним фактором совершения правонарушений несовершеннолетними.

      Анализ причин правонарушений совершаемых несовершеннолетними, позволяет определить какие меры необходимо принять для профилактики правонарушений.

      Вывод:   Правонарушения несовершеннолетних в России вызывает обоснованную тревогу в обществе. Жестокость и насилие становятся характерными чертами правонарушений несовершеннолетних. Вызывает опасение тенденция омоложения несовершеннолетних правонарушителей, а также рост числа правонарушений совершенных на почве пьянства и наркомании. На сегодняшний день проблема правонарушений несовершеннолетних остается весьма сложной и актуальной. Для того чтобы выработать эффективные меры по профилактике правонарушений совершаемых несовершеннолетними необходимо понять в чем причина данного явления.

      Ломка общественных связей, неустойчивая экономическая ситуация, рост социальной напряженности и отсутствие четкой системы общенациональных ценностей в стране порождают причины правонарушений совершаемых несовершеннолетними. Средства массовой информации оказывают неблагоприятное воздействие на, еще неокрепшую, психику несовершеннолетних, деформируя стандарты повседневного поведения. Невнимание родителей, отсутствие и недоступность большинства форм проведения досуга усугубляют ситуацию. Психологические причины занимают особое место, среди них выделяют психологические расстройства связанные как с органическими повреждениями мозга,  так и с социальными факторами, среди которых на первое место можно поставить условия семейного воспитания. Влияние криминальных субкультур на группы несовершеннолетних является еще одним фактором совершения правонарушений несовершеннолетними.

      Анализ причин правонарушений совершаемых несовершеннолетними, позволяет определить какие меры необходимо принять для профилактики правонарушений.

        
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

         

        2 Технологии социальной работы с несовершеннолетними правонарушителями

            

      2.1 Технологии социальной работы по предупреждению правонарушений среди несовершеннолетних.

      Правонарушения, совершаемые несовершеннолетними – одна из острейших проблем сегодняшнего дня. Процесс омоложения правонарушителей, а также рост правонарушений совершаемых с особой жестокостью вызывают серьезные опасения.

      Сегодня несовершеннолетние предоставлены сами себе, их никто не учит нормам морали и права. Родители, постоянно занятые на работе и безразличные педагоги в школе не в состоянии объяснить разницу между “нельзя” и “можно”, “хорошо” и “плохо”. Поэтому несовершеннолетние сами устанавливают рамки своего поведения.

      Профилактика правонарушений среди несовершеннолетних нужна и, она должна проводиться под широким общественным контролем, основанным на заинтересованности всего гражданского общества.

      Правоохранительными органами были проведены исследования, которые показали, что несовершеннолетние правонарушители более “чувствительны”, чем взрослые, к мерам по предупреждению правонарушений.

      В криминологической литературе подробно изложены общие требования к организации системы предупреждения правонарушений среди несовершеннолетних. Данная система подразумевает реализацию мер по предупреждению правонарушений несовершеннолетними. Эти меры могут быть разделены на пять групп, из которых первые две направлены на предупреждение первичных правонарушений, а последние три – рецидивных правонарушений, совершаемых несовершеннолетними.

      Первую группу составляют меры по выявлению неблагоприятных условий семейного воспитания несовершеннолетних. Такие условия приводят к деформации личности несовершеннолетнего и становлению его на путь совершения правонарушений. Эти меры предполагают воздействие на родителей или лиц, их заменяющих, данная мера может носить как воспитательный, так и принудительный характер (например, лишение родительских прав ст. 69 СК РФ от 8.12. 95г. 1).

      Данная группа мер необходима на раннем этапе по предупреждению правонарушений совершаемых несовершеннолетними, когда только появляется угроза нравственному здоровью человека. Этот этап чрезвычайно важен в предупредительной работе, потому что, как показывает практика, в дальнейшем результаты негативного влияния на несовершеннолетнего устранить сложнее и только путем специального педагогического воздействия. На этом этапе происходит выявление неблагополучных семей и принятие мер по устранению этого неблагополучия.

      Вторая группа мер – это меры по оказанию помощи несовершеннолетним, которые оказались в неблагоприятных условиях жизни и воспитания и начали совершать мелкие правонарушения, свидетельствующие о высокой степени вероятности становления их на преступный путь. Уход из дома и бродяжничество, мелкие кражи и хулиганство в сочетании с плохой учебой и дисциплиной в школе, а также неподчинение родителям являются показаниями к применению данной группы мер. Главное здесь – воспитательные усилия, направленные на несовершеннолетнего, которые иногда сочетаются с принудительными мерами в отношении родителей, а также иных лиц, вовлекающих несовершеннолетнего в пьянство,  наркоманию, совершение правонарушений.

      Эффективное исполнение этих двух мер определяет успех всей работы по предупреждению правонарушений совершаемых несовершеннолетними. Необходимость применения трех последних этапов является следствием промахов в деятельности на первых двух этапах.

      Следующая группа мер направлена на установление несовершеннолетних, совершивших правонарушения, привлечение их к ответственности, судебное рассмотрение соответствующих уголовных дел, перевоспитание и исправление несовершеннолетних к которым не применяется лишение свободы.

      Этот этап можно выделить в качестве самостоятельной меры, отделяя его от этапа исправления и перевоспитания уже осужденных несовершеннолетних по следующим причинам:

    а) не во всех случаях привлечение несовершеннолетних к уголовной ответственности влечет за собой наказание в виде лишения свободы и осуществление в отношении него воспитательно-карательного воздействия в условиях воспитательно-трудовой колонии;

    б) с того момента когда обнаружен факт совершения правонарушения несовершеннолетним должна начаться воспитательная работа и продолжаться в процессе всего хода расследования уголовного дела и рассмотрения его в суде;

    в) несовершеннолетний, совершивший правонарушение, не всегда привлекается к уголовной ответственности.

      Правонарушения несовершеннолетних до 14 лет не влекут за собой для них уголовную ответственность. Отвечают за несовершеннолетних родители или иные законные представители. В период от 14 до 18 лет несовершеннолетние судебно наказуются только за тяжелые преступления, причем меры пресечения к ним применяются существенно менее строгие, чем по отношению к взрослым.

        Сотрудники органов внутренних дел выявляют и ставят на учет несовершеннолетних, способных к совершению преступлений из числа:

     а) несовершеннолетних, ведущих антиобщественный образ жизни (употребляющих алкоголь, наркотики, не занятых учебой и общественно полезной деятельностью);

    б) несовершеннолетних, группирующихся на антисоциальной основе;

    в) вернувшихся из специальных школ и профтехучилищ;

    г) осужденных условно или к мерам наказания, не связанным с лишением свободы, а также тех, к кому применена отсрочка исполнения приговора;

    д) освобожденных из воспитательных колоний.

        Четвертая группа мер – это воспитательные и карательные меры к несовершеннолетним, отбывающим наказание в воспитательно-трудовых колониях. Эти меры необходимо применять в целях предотвращения рецидива со стороны несовершеннолетних правонарушителей.

         Последняя группа мер направлены  на приобщение к нормальной  жизни, включению в учебные  и трудовые коллективы несовершеннолетних, которые отбыли наказание в  местах лишения свободы.

         Работа с такими несовершеннолетними  должна быть ориентирована на  то, чтобы они повторно не совершили  правонарушение. На этом работа с несовершеннолетними не заканчивается, так как освобожденные из колонии, в глазах своих сверстников, приобретают ореол героев и оказывают на них отрицательное влияние, вовлекая в противоправную деятельность. Очень важно предупредить отрицательное влияние отбывших наказание несовершеннолетних на других лиц.

         В зависимости от содержания  и методов воздействия все  эти меры, по предупреждению правонарушений  среди несовершеннолетних, делятся  на:

Информация о работе Технологии социальной работы с несовершеннолетними правонарушителями