Технологии социальной работы с несовершеннолетними правонарушителями

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2011 в 11:15, курсовая работа

Описание работы

Подростковая среда болезненно реагирует на негативные последствия кризисного состояния общества, а состояние и тенденции правонарушений совершаемых несовершеннолетними являются важнейшими индикаторами “здоровья” общества. Причинами данного явления являются как общесоциальные проблемы, так и проблемы формирования личности, носящие глубоко индивидуальный характер.

Содержание

Введение 3
1 Характеристика несовершеннолетних правонарушителей и причины совершения правонарушений 6
1.1 Характеристика несовершеннолетних правонарушителей 6
1.2 Причины совершения правонарушений несовершеннолетними 12
2 Технологии социальной работы с несовершеннолетними правонарушителями 22
2.1 Технологии социальной работы по предупреждению правонарушений среди несовершеннолетних 22
2.2 Технологии социальной работы с несовершеннолетними правонарушителями, освобожденными из исправительных учреждений 27
Заключение 36
Библиографический список

Работа содержит 1 файл

курсовая работа.docx

— 68.80 Кб (Скачать)

      При анализе структуры правонарушений среди несовершеннолетних, необходимо уделить внимание такому важному показателю, как групповые правонарушения или совершение правонарушений в группе, так как именно этот показатель определяет степень общественной опасности правонарушения. “Совершая преступление в группе, человек в известной мере теряет присущие ему индивидуальные черты, и его поведение больше определяется психическим комплексом, свойственным группе в целом” 1).

      Групповые правонарушения несовершеннолетних отличаются наибольшей жестокостью. Большинство группировок несовершеннолетних правонарушителей определяются как временные и неустойчивые социальные образования. Но в то же время, значительная часть групп несовершеннолетних правонарушителей ориентирована на длительную преступную деятельность включая ее организованные формы. Отличие таких групп проявляется в высоком уровне подготовки и хорошей технической оснащенностью.

      Правонарушения несовершеннолетних характеризуются высокой степенью рецидива, что связано с возрастными границами несовершеннолетних. Рецидивы несовершеннолетних имеют определенную общественную опасность из-за своей распространенности, а также из-за последствий. Совершение правонарушения повторно свидетельствует о том, что у несовершеннолетнего формируется стойкая противоправная установка. В дальнейшем такие подростки становятся “злостными” рецидивистами, на которых не действуют какие-либо меры профилактического воздействия.

      Высокая степень латентности – это еще одна, немало важная, характеристика правонарушений несовершеннолетних. Правонарушения несовершеннолетних, совершаемые реально, во много раз превышают их зарегистрированную часть. Наиболее высокой латентностью отличаются хулиганства, кражи и грабежи.

      Итак, правонарушения несовершеннолетних характеризуются особой жестокостью, группированием, высокой степенью латентности. Серьезные опасения вызывает тенденция “омоложения” несовершеннолетних правонарушителей, повышение криминальной активности детей младших возрастов, а также увеличение заранее подготовленных, изощренных и технически оснащенных преступлений. Рост правонарушений совершаемых несовершеннолетними с психическими отклонениями, а также на почве пьянства и наркомании отражает “здоровье” общества.

      На сегодняшний день проблема правонарушений несовершеннолетних остается весьма сложной и актуальной. Динамика подростковых правонарушений показывает, что сегодняшние несовершеннолетние с большим трудом адаптируется к новым социально-экономическим условиям.

      Для того чтобы выработать  эффективные меры по предупреждению правонарушений совершаемых несовершеннолетними необходимо понять в чем причина данного явления.  
 
 

         1.2 Причины правонарушений совершаемых несовершеннолетними.

      Несовершеннолетние являются одной из наиболее незащищенных категорий нашего общества. Они сильнее испытывают состояние стресса и раздражения. Детские мечты о легком и быстром обогащении приводят к совершению проступков и правонарушений. Негативные события, происходящие в различных субъектах страны, оказывают влияние на несовершеннолетних. Они становятся участниками террористических актов, массовых беспорядков, взрывов. Несовершеннолетние вовлекаются в экстремистские группировки. Нередко в криминальную среду приводит желание несовершеннолетнего в самоутверждении.

      Средства массовой информации  деформируют стандарты повседневного поведения. Культивируются сила, жестокость, наркотики как “нормы” жизни подрастающего поколения. Телевидение в современном формате становится опасным для несовершеннолетних, насилие на экране воплощается в жизнь.

      Интернет ресурсы, доступные сегодня каждому ребенку, являются фактором, формирующим противоправное поведение несовершеннолетних. Сайты, пропагандирующие преступную деятельность, пользуются большой популярностью среди несовершеннолетних, их отслеживают и закрывают, но не достаточно быстро. Посещение подобных сайтов травмирует психику несовершеннолетних.

      Родители стали меньше заниматься  детьми, перекладывая свои обязанности  по воспитанию на школу, улицу,  средства массовой информации. Но школа уже давно сняла с себя воспитательные функции, более того, большинство педагогов сами не являются высокоморальными и нравственными людьми, которые могли бы подавать пример своим поведением. Несовершеннолетние совершают правонарушения, находясь в стенах учебного заведения. Эти правонарушения не только не наказываются, но и тщательно скрываются руководством школы, что провоцирует противоправное поведение несовершеннолетних.

        Углублению кризисного состояния среди несовершеннолетних способствует политика, направленная на коммерческую выгоду. Платные спортклубы и секции недоступны для многих несовершеннолетних, высокие цены ограничивают доступ к большинству форм проведения досуга.

      Летом несовершеннолетние вообще предоставлены сами себе, так как большинство детских оздоровительных учреждений закрылись из-за нерентабельности и отсутствия финансирования. Несовершеннолетние ведут бесконтрольный образ жизни и свободны в выборе “развлечений”.

      Кроме социальных, существуют психологические причины совершения правонарушения несовершеннолетними. Юношеский возраст вообще и ранняя юность в особенности представляют собой группу риска.

      Во-первых, сказываются внутренние трудности переходного возраста, начиная с психогормональных процессов и кончая перестройкой Я-концепции.

      Во-вторых, пограничность и неопределённость социального положения подростков.

      В-третьих, противоречия, обусловленные перестройкой механизмов социального контроля: детские формы контроля уже не действуют, а взрослые способы, предполагающие дисциплину и самоконтроль, ещё не сложились или не окрепли.

      Ускоренный темп биологических и психологических процессов в период подросткового психологического кризиса приводит к тому, что отклонение в поведении возникают как бы внезапно. Так у вполне благополучного подростка неожиданно для окружающих вдруг проявляется эмоциональная чёрствость, жестокость, склонность к агрессии, насилию.

      Период взросления, не является  болезнью, но иногда провоцирует возникновение психологических проблем. Кризис подростка понимается как состояние, в котором могут возникать “искажения отношений подростка с действительностью”. Одним из признаков такого кризиса является переживание отчуждения своего Я (деперсонализация), своего одиночества и оторванности от мира.

      Агрессивные поступки несовершеннолетних, которые попадают в поле зрения правоохранительных органов, являются последствием личностного кризиса.

      Следует отметить те осложнения подросткового возраста, которые влекут за собой бурное и неравномерное развитие организма, сопровождающее процесс полового созревания подростка. Эта неравномерность проявляется как в развитии костно-мышечной системы и телесной соматической организации, так и в развитии сердечнососудистой системы и внутренних органов подростка. В одном случае это приводит к соматическим диспропорциям (высокий рост при маленькой голове, узкой грудной клетке, длинные конечности и т.д.), что болезненно воспринимается несовершеннолетним. В другом случае неравномерность развития сердечнососудистой системы может привести к артериальному давлению и головным болям. Но самое большое влияние на поведение подростка может оказывать повышенная активность эндокринной системы, так называемая “гормональная буря”, вызванная ускоренным половым созреванием. Впоследствии возникает эмоциональная неустойчивость, повышенная возбудимость, неуравновешенность, неадекватность реакции, которые проявляются в неоправданной резкости и повышенной конфликтности, что само по себе способно затруднить отношения несовершеннолетнего с окружающими.

      У несовершеннолетних нередко проявляется повышенная конфликтность, особенно в отношениях со взрослыми, она объясняется тем что меняется система отношений со взрослыми и со сверстниками. Несовершеннолетний стремится избавиться от влияния и оценки взрослых, становится более критичным по отношению к своим родителям и учителям, начинает обостренно чувствовать и замечать их недостатки.

      Для несовершеннолетнего в кризисном состоянии характерна повышенная потребность в общении со сверстниками, желание самоутвердиться в их среде, а также чуткое реагирование на их мнение. Такие проявления у несовершеннолетних обусловлены тем, что в этом возрасте закладываются самосознание и самооценка.

      Необходимым условием для нормального развития несовершеннолетнего является реализация его потребности в общении и самоутверждении в благоприятной среде. Если таковой нет, то это общение и самоутверждение будет осуществляться в неформальных группах, уличных, дворовых компаниях в форме асоциальных проявлений, таких как распитие алкоголя, курение, хулиганство. Такое общение может стать опасным, криминализующим фактором.

      Несовершеннолетние, попавшие в антисоциальную компанию или группу, проводят свой досуг, совершая правонарушения. У истоков групповых правонарушений лежит безнадзорность уличных компаний. Как правило, лидерами в таких компаниях становятся трудные подростки или взрослые правонарушители. Здоровая юношеская тяга к коллективности выражается здесь в опасный групповой эгоизм, некритическую гиперидентификацию с группой и её лидером, в нежелании и неумении сознательно оценить и взвесить частные групповые ценности и нормы в свете общих нравственных и социальных критериев.

      Невероятно жестокие правонарушения могут совершить несовершеннолетние, повинуясь законам группы. Таким образом, как им кажется, “восстанавливается  жизненно важная  для них связь собственного Я с группой”.

      Еще не сложившиеся нравственные принципы и идеалы делают несовершеннолетнего зависимым в своих суждениях от мнения других. Несамостоятельность при этом компенсируется путем крайней преданности общности “мы” и критического отношения ко всем, кто входит в “они”. У трудных подростков сильно развит “рефлекс подражания”, который побуждает их некритически перенимать формы поведения у более запущенных подростков. Это и объясняет возрастание степени трудновоспитуемости несовершеннолетнего, независимо от педагогических влияний движений по вектору отклоняющегося поведения вплоть до делинквентности (правонарушения).

      С физиологическими изменениями организма у несовершеннолетнего наблюдается усиление интереса к теме “сексуальной нормы”. При этом результаты “промеривания” к эталонам взрослого полового поведения оказывается чаще не в его пользу, что вызывает различные проявления сексуальной агрессии, либо тревожность. Неправильное развитие сексуального интереса, ориентация на эрзацы половых отношений приводят некоторых несовершеннолетних к половым извращениям, аморальным поступкам, индивидуальным и групповым правонарушениям.

      Несовершеннолетние, как правило, избегают в общении со взрослыми обсуждения биопсихологических аспектов взаимоотношении мужчины и женщины, скрывают свою осведомлённость или, наоборот, проявляют беззастенчивость, открытый цинизм, когда хотят шокировать окружающих, доказывая свою взрослость.

      Быстро и легко несовершеннолетние овладевают “запрещёнными” приемами психологической защиты, которые встречаются в арсенале взрослого человека: вытеснение неприятных представлений о последствиях своего поступка, обман, хитрость, демонстрация физической силы, конформное подчинение требованию, грубость, агрессивность, угроза, шантаж.

      Можно выделить отдельную группу факторов трудновоспитуемости, которые связаны с отрицательным влиянием на педагогический процесс неблагополучной семьи несовершеннолетнего. Семья здесь рассматривается как фактор, определяющий психофизиологическую полноценность или ущербность несовершеннолетнего. Неблагополучная семья оказывает прямое разлагающее воздействие на формирующую личность, препятствовать её нормальному развитию. Неблагоприятные семейные условия, отсутствие нравственной среды, нарушение психологического контакта с самыми близкими людьми остро переживаются несовершеннолетними, которые начинают осознавать противоречие жизни взрослых. Озлобленность, доходящая до отчаяния или жестокости, недоверие к людям, пренебрежение к нормам, цинизм, равнодушие – таков далеко не полный перечень внутренних установок несовершеннолетнего, который переживает размолвку или развод родителей, живущего среди алкоголиков, разврата, непрекращающихся ссор и конфликтов, невежества и безразличия.

      Иногда искажённую нравственную атмосферу, вокруг несовершеннолетнего создают любящие его и желающие ему всякого добра родители. Они наносят большой вред своими действиями, пытаясь потакать всем желаниям несовершеннолетнего, навязывая свои представления о мире и о критериях образа жизни среди людей. Также к опасным последствиям приводит искусственное затягивание детства, так как, не принимая участия в общественной деятельности, принятии самостоятельных решений, у несовершеннолетних не вырабатывается чувство ответственности, присущее взрослому человеку. Невостребованная активность несовершеннолетних может направляться по антиобщественным каналам, выливаясь в пьянство, хулиганство и всевозможные формы правонарушений.

Информация о работе Технологии социальной работы с несовершеннолетними правонарушителями