Социально-философское понятие справедливости

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 14:25, контрольная работа

Описание работы

В современных социально-исторических условиях России, когда в массовом сознании происходит процесс переоценки ценностей, отчуждение к праву и государству и смыслом жизни для многих становится власть, деньги, успешная карьера любым путем, в том числе и правонарушением, актуальность научной разработки проблемы справедливости необычайно возрастает. 2

Работа содержит 1 файл

Уголовное право.docx

— 59.61 Кб (Скачать)

    Введение 

     Утверждают, что тяга к справедливости сформировалась на генетическом уровне в процессе племенного развития человека, поскольку  предоставляла более «справедливым» племенам преимущества в выживании. 1

     В современных социально-исторических условиях России, когда в массовом сознании происходит процесс переоценки ценностей, отчуждение к праву и  государству и смыслом жизни  для многих становится власть, деньги, успешная карьера любым путем, в  том числе и правонарушением, актуальность научной разработки проблемы справедливости необычайно возрастает. 2

    В соответствии с общепризнанным правовым принципом non bis in idem Конституция Российской Федерации устанавливает, что никто  не может быть повторно осужден за одно и то же преступление (статья 50, часть 1)3, Международный пакт о гражданских и политических правах предусматривает, что никто не должен быть вторично судим или наказан за преступление, за которое он уже был окончательно осужден или оправдан в соответствии с законом и уголовно- процессуальным правом каждой страны (пункт 7 статьи 14), а Конвенция о защите прав человека и основных свобод закрепляет, что никакое лицо не должно быть повторно судимо или наказано в уголовном порядке в рамках юрисдикции одного и того же государства за преступление, за которое это лицо уже было окончательно оправдано или осуждено в соответствии с законом и уголовно-процессуальными нормами этого государства (пункт 1 статьи 4 Протокола № 7 в редакции Протокола N11).  
 
 
 
 

     Социально-философское  понятие справедливости

       Справедливость - понятие о должном, содержащее в  себе требование соответствия:

       - между практической ролью различных  социальных слоев, групп и индивидов  в жизни общества и их социальным положением;

       - между их правами и обязанностями,  трудом и вознаграждением, заслугами  и их общественным признанием, преступлением и наказанием. 4

       Справедливость  как феномен существует в человеческом обществе всегда, с возникновением первобытного общества. В понятиях "справедливое" и "несправедливое" оценивалось всякое социальное явление, имеющее отношение к поведению людей, закону, суду, судебному решению, законодательным актам, деятельности государственных органов, юристов, политических деятелей и т.п. 2

       Феномен “веры в справедливый мир” был  описан в 1966 году канадским психологом Мэлвином Лернером, который выявил в своих исследованиях склонность людей считать, что мир устроен  справедливо, а потому каждый имеет  то, чего заслуживает, и заслуживает  то, что имеет. Под этой верой скрывается не сколько мыслительная конструкция, сколько психическая потребность  верить в то, что мир справедлив, а участь каждого - это справедливое воздаяние или возмездие "по делам  его". 5

       Справедливость  является важнейшей категорией социально-философской  мысли, морального, правового и политического сознания. Неоднократно обращались к проблеме справедливости такие мыслители, как Г. Спенсер, Дж. Локк. В философии Древнего Востока и Древней Греции справедливость рассматривалась как внутренний принцип существования природы, как физический, космический порядок, отразившийся в социальном порядке. 1

     Право есть мера реализации свободы и в  то же время, по Аристотелю, есть норма  политической справедливости. Иначе  говоря, право есть нормативно закрепленная справедливость. Право покоится на идее справедливости. По словам Гегеля, право не есть добро без блага.

     Как приобретенное качество души справедливость, говорит Аристотель, является величайшей из добродетелей (по сравнению с  мужеством, умеренностью, щедростью, великодушием и т.д.) и относится к предмету этики: в данном аспекте справедливость - часть добродетели. Но у справедливости есть и иной аспект - отношение к  другим; в таком смысле справедливость представляет всю добродетель в  человеческих отношениях и относится  к предмету не только этики, но и  политики. Существуют два вида справедливости: распределительная и уравнивающая. Распределительная справедливость как принцип означает деление  общих благ по достоинству, пропорционально  вкладу и взносу того или иного  члена общества: тут возможно как  равное, так и неравное наделение  соответствующими благами (властью, почестями, деньгами). Критерием уравнивающей справедливости является арифметическое равенство, сфера применения этого  принципа - область гражданско-правовых сделок, возмещение ущерба, наказания  и т. д.

     Принцип справедливости гласит: не всем одно и  то же, а каждому свое, ибо для  неравных равное стало бы неравным. Это и понятно. При естественной неодинаковости людей было бы, по словам Вл. Соловьева, очень печально, если бы все люди были духовно и физически  на одно лицо. Тогда и самая множественность  людей не имела бы смысла - прямое равенство между ними в их частности  или отдельности вовсе невозможно: они могут быть равны не сами по себе, а только через одинаковое свое соотношение с чем-нибудь другим, общим и высшим. Таково равенство  всех перед законами, или гражданская  равноправность. Хотя идея справедливости выражает чисто нравственное требование (в Евангелии сказано: "Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и  вы с ними" (Матф. 7, 12) и, следовательно, принадлежит к этической области, тогда как право относится  к сфере юридических отношений, однако между ними существует тесная связь: если организация разумных общественных отношений невозможна без правовых норм и законов, то она столь же немыслима без нравственной сферы. 6

    Принцип справедливости в  уголовном праве

    Принципы  уголовного права - основополагающие начала, характеризующие содержание этой отрасли  права, ее сущность и назначение в  обществе; они выражают общие закономерности развития уголовного права и представляют собой наиболее общие нормы, действующие  в этой сфере правового регулирования, определяют пути совершенствования  уголовно-правовых норм.

    Значение  принципов уголовного права уголовно-правовой доктрины состоит, прежде всего, в том, что на их основе должны формироваться  и определяться задачи и цели уголовного права, вырабатываться основные направления  уголовно-правовой политики, намечаться формы и методы ее реализации. С  их учетом должны формироваться институты  уголовного права, характер их взаимодействия и т.п. 7

    Принцип справедливости, как идейное начало института наказания, является основополагающим, так как все другие принципы (гуманизм, вина, законность, равенство) раскрывают лишь ту или иную сторону содержания уголовной ответственности за содеянное, но не раскрывают ее сущности.8

      В соответствии с ч. 1 ст. 6 УК  РФ наказание и иные меры  уголовно- правового  характера,  применяемые  к  лицу,  совершившему  преступление,

должны  быть  справедливыми,  т.е.  соответствовать  характеру  и  степени  общественной опасности  преступления,  обстоятельствам  его  совершения  и  личности  виновного.  Этот принцип направлен в большей мере на индивидуализацию ответственности и наказания.

    Принцип справедливости, закрепленный в ст. 6 УК РФ, направлен на защиту прав лица, совершившего преступление, чтобы назначенное  ему наказание было справедливым.

     Достаточно  сказать, что реализация этого принципа четко обозначена в уголовном законе. Примером тому являются виды санкций статей Особенной части УК РФ, т.е. относительно определенные с указанием на минимум и максимум наказания (например, от 6 до 15 лет лишения свободы – ч. 1 ст. 105 УК РФ) и альтернативные – с указанием на два или более вида наказания (например, от 5 до 10 лет лишения свободы со штрафом в размере до одного миллиона рублей или без такового – ч. 4 ст. 158 УК РФ).

     В связи с этим, руководствуясь принципом  справедливости, суд при назначении наказания конкретному лицу, совершившему общественно опасное деяние, учитывает характер и степень общественной опасности преступления и личность виновного, в том числе обстоятельства, смягчающие и отягчающие наказание, а также влияние назначенного наказания на исправление осужденного и на условия жизни его семьи (ч. 3 ст. 60 УК РФ). 

     Следует  также  отметить,  что  исходя  из  принципа  справедливости  в  ст. 60–85  УК  РФ  указаны  обстоятельства,  позволяющие  при  определенных  условиях  освободить виновного от уголовной ответственности  и наказания или существенно смягчить ответственность и наказание. 9

     В то же время, восстановление социальной справедливости как цель уголовного наказания - это нравственно одобряемое состояние общественных отношений, возникших как реакция на совершенное  преступление и непосредственно  связанных с ним, когда реализовано  наказание, соответствующее характеру  и степени общественной опасности  преступления, обстоятельствам его  совершения и личности виновного, возмещен вред и у виновного сформировалось уважительное отношение к основополагающим нравственным ценностям.

       Таким образом, благодаря сочетанию  принципам справедливого назначения  наказания виновному и социальной  справедливости, достигается равновесие  в уголовном законодательстве. 
 

     Соотношение принципа справедливости (ст.6 УК) и восстановление социальной справедливости (ст.43 УК)

     Одним из  важнейших принципов общей  теории права является принцип социальной справедливости, воплощенный законодателем  в двух статьях Уголовного кодекса  РФ (далее УК): в ст. 6 как принцип  справедливости вообще, в ч. 2 ст. 43 как  социальной справедливости, применяемый  при назначении наказания.

     Согласно  ст. 6 УК РФ, справедливость наказания  означает, что оно соответствует  трем критериям: характеру и степени  общественной опасности преступления, обстоятельствам его совершения и личности виновного.

     Принцип справедливости находит свое проявление в ст.60 УК, в которой одним из требований назначения наказания является его справедливость. Принцип справедливости проявляется, прежде всего, в назначении наказания, вид и размер которого должны соответствовать тяжести  совершенного преступления, личности виновного, обстоятельствам, смягчающим и отягчающим наказание, а также  влиянию назначенного наказания  на исправление осужденного и  на условия жизни его семьи.10

     Принцип справедливости должен индивидуализировать  ответственность и наказание. Применение к разным людям, совершившим одинаковые преступления, одинакового наказания  было бы несправедливым, как и применение одинакового наказания к одинаково  характеризующимся лицам, но совершившим  разные по степени и характеру  опасности преступления.

     Принцип справедливости означает, что суд  при назначении наказания должен руководствоваться не эмоциями, не чувством мести, а объективной оценкой  как совершенного преступления, так  и личности виновного.

     Справедливость, с одной стороны, выражена в соразмерности  наказания совершенному деянию и, с  другой стороны, в соответствии назначенного наказания личности осужденного (в  целях его исправления) .

     Строгие меры наказания должны применяться  к лицам, совершившим тяжкие и  особо тяжкие преступления, а также  при рецидиве преступлений. К лицам, совершившим менее опасные преступления, применяются, как правило, меры наказания, не связанные с лишением свободы, или иные меры уголовно-правового  воздействия, предусмотренные уголовным  законом. Этот принцип реализуется  и в институте освобождения от уголовной ответственности и  наказания.

     Одним из важных условий назначения справедливого  наказания является правильная юридическая  оценка содеянного виновным. Вмененное  подсудимому преступление должно быть квалифицировано в точном соответствии со статьей (частью статьи) УК, предусматривающей  ответственность за совершение этого  деяния. Назначенное наказание должно соответствовать характеру и  степени общественной опасности  преступления, обстоятельствам его  совершения и личности виновного. (постановление  Пленума ВС РФ от 11.06.99 N 40).

     Статья 43 УК РФ в ч. 2 уточняет и существенно  дополняет это положение: наказание  применяется, помимо исправления самого осужденного и предупреждения совершения новых преступлений, в целях восстановления социальной справедливости.

     Цель  восстановления социальной справедливости означает адекватную компенсацию ущерба, причиненного обществу и его гражданам  совершенным преступлением, за счет по возможности равнозначного лишения  или ограничения прав и свобод виновного. Это означает, что для  определения судом преступнику  адекватного совершенному им преступлению наказания необходимо доказать причинно-следственную связь между деянием и последствием - один из наиболее сложных в теории уголовного права вопросов.

     Содержанием целей наказания по данной статье является правомерное поведение  граждан и соблюдение установленного правопорядка. Моральное совершенствование  личности не провозглашается целью  наказания.

Информация о работе Социально-философское понятие справедливости