Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2012 в 15:05, курсовая работа
Смертная казнь – одно из древнейших наказаний. Она применялась еще до того, как возникло уголовное право в современном смысле этого слова. «Лишение жизни как вид общественной расправы с преступниками встречалось несравненно ранее», - писал один из виднейших российских ученых Н.С.Таганцев.
Введение……………………………………………………………………..…3-4
1. Понятие смертной казни, ее признаки и способы применения…………...4-9
1.1. Смертная казнь в истории права России………………………………..9-15
1.2. Альтернативы смертной казни (пожизненное заключение)………….15-22
2. Пределы ограничения применения смертной казни………….................22-32
2.1. Неприменение смертной казни к несовершеннолетним и пожилым людям………………………………………………………….……………...22-25
2.2. Неприменение смертной казни к беременным женщинам и женщинам вообще………………………………………………………………………...25-29
2.3. Неприменение смертной казни к душевнобольным…………………..29-32
3. Международный аспект проблемы смертной казни…………………….32-33
3.1. Россия и Совет Европы. Коллизия взглядов…………………………..33-36
Заключение……………………………………………………………….…..36-38
Список использованной литературы…….…………………………………39-40
До
недавнего времени в уголовном
законодательстве России не было установлено
предельного возраста, по достижении которого
виновный не может быть подвергнут смертной
казни. При разработке проектов уголовного
законодательства этот вопрос ставился.
Так в проекте Основ уголовного законодательства
Союза ССР и союзных республик предусматривалось,
что смертная казнь не может быть применена
к мужчинам, достигшим к моменту вынесения
приговора 60 – летнего возраста. Однако
в принятых Основах эта норма не сохранилась.
Закон от 29 апреля 1993г. принял соответствующее
решение и установил, что к смертной казни
не могут быть приговорены мужчины старше
65 лет. Проект УК РФ сохранил эту норму,
и она звучит: «смертная казнь не может
назначаться к мужчинам, достигшим к моменту
вынесения судом приговора 65 – летнего
возраста».32
2.2. Неприменение смертной казни к беременным женщинам и женщинам вообще
УК РСФСР 1922г., как указывалось, в первоначальной редакции не предусматривал никаких исключений для применения смертной казни. Но уже через несколько месяцев после его введения в действие, 7 сентября 1922г. декрет ВЦИК установил, что «высшая мера наказания (расстрел) не может быть применена к женщине, находящейся в состоянии беременности, установленной врачебным исследованием». Быстрота, с которой была введена приведенная норма, свидетельствует о том, что законодатель просто устранил допущенный пробел закона, с самого начала, не имея намерения применять смертную казнь к беременным женщинам. Не следует забывать, что УК 1922г. был первым УК после революции. Те, кто составлял его, не имели опыта подготовки столь сложных документов и допускали различные просчеты. По этому не удивительно, что интересующая нас норма неоднократно изменялась и уточнялась. Согласно ст. 22 УК 1926г., женщины, находящиеся в состоянии беременности не могут быть приговорены к расстрелу. При утверждении УК 1960г. в ст. 23 было сказано, что не могут быть приговорены к смертной казни «женщины, находящиеся в состоянии беременности во время совершения преступления или к моменту вынесения приговора. Смертная казнь не может быть применена к женщинам, находящимся в состоянии беременности к моменту исполнения приговора».
Нельзя отметить, что каждый последующий кодекс предлагал все более точную редакцию. Если исходить из буквального текста примечания к ст.33 УК 1922г., то женщина может быть приговорена к смертной казни, если она была беременна во время совершения преступления и даже во время вынесения приговора. Состояние беременности исключало лишь исполнение смертного приговора в отношении женщины, да и то было неясно, как надлежит поступить в дальнейшем после родов.
УК 1926г. исключал вынесение смертного приговора беременной женщине. Следовательно, женщина, находившаяся в состоянии беременности в момент совершения преступления, не могла подлежать смертной казни и в дальнейшем. Однако УК 1926г. не давал ответа на вопрос: может ли быть приговорена к расстрелу женщина, забеременевшая после совершения преступления? Тем более не ясно, как следует поступить с женщиной, беременность которой обнаружилась после суда, вынесшего ей смертный приговор. Не давал ответа на вопрос и УК 1960г.
Законом от 29 апреля 1993 г. было внесено изменение в ст. 23 УК, в соответствии с которым исключалось применение смертной казни ко всем женщинам.
Необходимо указать на своеобразное положение, которое создалось в законодательстве России в 1991 – 1993 гг.24 июля 1991 г. Верховным Советом СССР были приняты Основы уголовного законодательства Союза ССР и республик. Несмотря на то, что они должны были быть введены в действие с 1 июля 1992 г., ст. 40 регламентирующая вопросы применения смертной казни, была введена в действие с момента опубликования Основ. В ней, в частности, предусматривалась невозможность применения смертной казни ко всем женщинам. Постановлением Верховного Совета СССР « О введение в действие Основ уголовного законодательства Союза ССР и республик » осужденным к смертной казни женщинам это наказание было заменено лишением свободы на срок в 15 лет.
После распада Союза ССР общесоюзное законодательство продолжало действовать на территории России в той части, в которой оно не противоречило российскому законодательству. Однако в УК РФСР не были внесены соответствующие изменения о неприменении смертной казни ко всем женщинам. В том случае, можно ли признать, что ст. 40 Основ уголовного законодательства не должна была применяться на территории России после распада СССР? Новая редакция ст. 23 УК устранила в этой части противоречие между ст. 40 Основ уголовного законодательства и УК.
Итак, в соответствии с российским законодательством смертная казнь не может применяться ко всем женщинам.33 Свое мнение по этому поводу высказал И.И. Карпец: «ни при каких условиях нельзя забывать, что женщина – это мать, жена. Не сегодня, так завтра. Так начнем отказ от смертной казни с тех, кто дает нам жизнь».34
К сожалению, далеко не все страны мира разделяют позицию России о применении смертной казни к женщинам, хотя международные акты дают в этом отношении четкие рекомендации. Так, в ст. 6 Международного пакта о гражданских и политических правах, принятого Генеральной Ассамблеей ООН 16 декабря 1966 г., говорится, что «смертный приговор… не приводится в исполнение в отношении беременных женщин».35 Положения Дополнительных протоколов к женским конвенциям 1949 г. не допускают применение смертной казни женщин, недавно родивших ребенка. Резолюция 1984/50 Экономического и социального Совета ООН от 25 мая 1984 г. «меры, гарантирующие защиту прав тех, кто приговорен к смертной казни» также подчеркивает недопустимость приведения в исполнение смертного приговора в отношении беременных или тех, кто недавно стал матерью».36 Международный акт не расшифровывают понятие «недавно».
Большинство стран мира не применяют смертную казнь к беременным женщинам. В Кувейте, например, смертный приговор к беременной женщине автоматически заменяется на пожизненное заключение. В некоторых странах женщина может быть казнена после рождения ребенка, в других – через определенный промежуток времени после родов. Противоречиво решен этот вопрос в УК Иордании: ст. 358 говорит, что с приговор приводится в исполнение через 3 месяца после родов, А ст. 17 того же УК предусматривает замену беременной женщине смертную казнь на пожизненную каторгу. Уголовное законодательство Румынии запрещает казнь матерей, имеющих детей в возрасте до 3 лет, а УК Монголии и Гватемалы вообще запрещают применение смертной казни к женщинам. Сообщения о казнях беременных женщин поступали только из Ирана.
Как
видим, подавляющее большинство
стран мира отрицательно относится
к смертной казни беременных женщин, но
в принципе допускает смертную казнь осужденных,
независимо от их пола.
Уголовное законодательство России в принципе отрицательно решает вопрос о возможности вынесения приговора к смертной казни (как и любого обвинительного приговора вообще) в отношении лица, признанного невменяемым. В УК РФ сказано, что «лицу, совершившему предусмотренное уголовным законом общественно опасное деяние в состоянии невменяемости, судом могут быть, назначены принудительные меры медицинского характера, предусмотренные настоящим Кодексом» (ч.2 ст.21). Это предусматривалось в ст.14 Руководящих начал по уголовному праву РСФСР 1919г., с ст. 17 УК РСФСР 1922г., в ст.11 УК РСФСР 1926г., в ст. 11 УК 1960г. Аналогичные нормы были установлены во всех проектах УК РФ. Каких либо особенностей в применении этих норм в отношении смертной казни нет. Вместе с тем, следует различать ситуации: совершило ли лицо преступление в состоянии невменяемости, или оно заболело душевной болезнью после совершения преступления, не до вынесения приговора, или оно заболело такой болезнью после вынесения приговора.
Освобождение от уголовной
Иначе решается вопрос, если лицо совершило преступление в состоянии вменяемости, но к моменту совершения заболело душевным заболеванием, которое лишило его возможности отдавать себе отчет в своих действиях или руководить ими. К такому лицу так же могут быть применены меры медицинского характера, но в случае выздоровления оно может подлежать наказанию, если не истекли сроки давности или нет других оснований для освобождения лица от уголовной ответственности и наказания. При решении вопроса об уголовной ответственности такого лица следует иметь в виду институт давности привлечения к уголовной ответственности. Если с момента совершения преступления не прошло 10 лет, лицо привлекается к уголовной ответственности на общих основаниях. Суд может назначить любую меру наказания, предусмотренную санкцией соответствующей статьи УК, в том числе и смертную казнь. Вместе с тем при вынесении приговора суд будет учитывать, наряду с другими обстоятельствами и имевший место в прошлом факт заболевания выздоровевшего лица душевной болезнью. При назначении наказания в виде лишения свободы время применения мер принудительного лечения засчитывается в этот срок.
Если с момента совершения преступления прошло 10 лет, то лицо, по общему правилу, не может быть привлечено к уголовной ответственности, за исключением случаев, когда за данное преступление предусмотрена смертная казнь. По таким делам вопрос о применении сроков давности решается судом. Если суд найдет возможным применить сроки давности – лицо освобождается от уголовной ответственности, в противном случае судопроизводство осуществляется на общих основаниях. Однако смертная казнь не может быть применена, и лицу назначается наказание в виде лишения свободы. При этом время принудительного лечения, равно как и время, проведенное под стражей, засчитывается в срок отбывания наказания.
Под
другими основаниями
Применительно к душевным заболеваниям следует применять терминологию, при которой нужно освобождать от наказания тех, кто не может отдавать себе отчет в своих действиях, либо сознавать значение своих действий или руководить ими. Если лицо выздоравливает, то к нему может быть применено наказание, если не истекли сроки давности или нет других оснований для освобождения от наказания.
В данном случае применяется давность исполнения обвинительного приговора (ст. 83 УК). Она также для данной категории дел составляет 10 лет. При этом вопрос о применении сроков давности к лицу, приговоренному к смертной казни, решается судом. Если суд найдет возможным применить сроки давности – лицо освобождается от наказания, в противном случае смертная казнь заменяется лишением свободы.
Срок лишения свободы по действующему законодательству не может превышать 15 лет. При этом суд обязан зачесть в срок наказания время проведенное под стражей, и время, в течение которого применялись принудительные меры медицинского характера.
Таким образом, даже к лицу, совершившему преступление во вменяемом состоянии и приговоренному к смертной казни, не применяется эта исключительная мера и после его выздоровления, если оно длительное время после этого болело душевным заболеванием, исключавшим вменяемость.
В
большинстве стран мира законодательство
исключает применение смертной казни
к душевнобольным. Однако не все
государства исключают
Все
изложенное показывает, что уголовное
законодательство России развивается
в направлении ограничения
Теперь
рассмотрим отношение к смертной
казни других государств, а также
всего международного сообщества в
целом.
3. Международный аспект проблемы смертной казни