Смертная казнь как вид наказания

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2012 в 15:05, курсовая работа

Описание работы

Смертная казнь – одно из древнейших наказаний. Она применялась еще до того, как возникло уголовное право в современном смысле этого слова. «Лишение жизни как вид общественной расправы с преступниками встречалось несравненно ранее», - писал один из виднейших российских ученых Н.С.Таганцев.

Содержание

Введение……………………………………………………………………..…3-4

1. Понятие смертной казни, ее признаки и способы применения…………...4-9
1.1. Смертная казнь в истории права России………………………………..9-15
1.2. Альтернативы смертной казни (пожизненное заключение)………….15-22
2. Пределы ограничения применения смертной казни………….................22-32
2.1. Неприменение смертной казни к несовершеннолетним и пожилым людям………………………………………………………….……………...22-25
2.2. Неприменение смертной казни к беременным женщинам и женщинам вообще………………………………………………………………………...25-29
2.3. Неприменение смертной казни к душевнобольным…………………..29-32
3. Международный аспект проблемы смертной казни…………………….32-33
3.1. Россия и Совет Европы. Коллизия взглядов…………………………..33-36
Заключение……………………………………………………………….…..36-38
Список использованной литературы…….…………………………………39-40

Работа содержит 1 файл

курсовая моя.doc

— 192.50 Кб (Скачать)

    1.1. Смертная казнь в истории права России

 

    Начало применения смертной казни невозможно уследить, ибо  в своем зачатке она имела образ «народной расправы». Если же говорить о ее законодательном оформлении, то в памятниках нашего законодательства то в летописях мы встречаем прямые указания относительно применения смертной казни. Эволюция смертной казни в Древнерусском государстве во многом связана с введением христианства на Руси Великим князем Владимиром (988 г.) и организацией церкви, призванной выполнять важные для государства   идеологическую и морально-этическую функции. В этой связи развитие правоотношений в древнерусском обществе во многом зависело от того, насколько глубоко христианство посредством церковных институтов проникало   в его духовную жизнь.

       Отношение церкви к смертной казни имело двойственный характер. С одной стороны, церковь как носительница христианского вероучения должна была бороться за ограничение и отмену обычая кровной мести (древнейшей формы смертной казни) у славян-язычников и смертной казни вообще, а с другой — она сама становилась инициатором введения карательных мер в законодательство Древнерусского государства.

       Владимир, мечтавший об усилении своей власти, предпочел «услуги»     константинопольского патриарха, исходя из того, что в системе византийской      государственности духовная власть занимала подчиненное положение и всецело зависела от императора.

         Поначалу принятие христианства  мало изменило языческий быт  древнерусского общества. Но не потому, что «христианские миссионеры, шедшие к славянам или германцам», не приносили с собой ничего нового и их мировоззрение «не отличалось от мировоззрения языческих жрецов, колдунов и знахарей», а потому, что христианство и язычество — это два разных мировоззрения, не связанных между собой преемственно. Поэтому сложилось «двоеверие — мировоззрение раздвоенного сознания средневековых русичей»6. Церковь стремилась изменить языческие обычаи, особенно обычай кровной мести, посредством проповеди. Русская Кормчая указывает на то, что в Древней Руси   церковь пользовалась правом убежища, а если кто «покупается нужею отъ извести прибегшаго, кто либо будеть, таковъ же да прииметь сто сорокъ ранъ, и тогда, яко подобаетъ, да испытается обида прибегшаго»7.

      Однако задача оказалась гораздо  сложнее. Только проповедью искоренить       обычаи славян оказалось невозможно. Закон выживаемости рода был основан на       праве силы, праве сильнейшего. Культ силы, господствовавший у славян     (вспомним былинных героев Илью Муромца, Добрыню Никитича, Алешу Поповича),      в условиях разложения родовых отношений приводил к тому, что сын шел на   отца, брат на брата, поэтому князь Владимир по совету епископов и старцев   в 996 г. вводит смертную казнь. Это место в летописи вызвало   многочисленные споры среди ученых.

    То, что Владимир ввел смертную казнь  по совету епископов, не вызывает       сомнения, причем смертная казнь назначалась  за разбой. О сметной казни говорится  и в уставной Двинской грамоте 1397 года, в статье пятой которой было указано: «а уличать (татя) в третьи, ино повесити»8, но несомненно, что в действительности лишение жизни, как вид общественной расправы над преступниками, появился несравненно раньше (это вытекало из института частной и родовой мести, выдвигавшего начало отплаты кровью за кровь, смертью за смерть; к этому же приводило и влияние византийского права, допускавшего смертную казнь в широких размерах).

    В дальнейшем в судебниках число случаев  применения смертной казни значительно  увеличилось. Но наибольший объем применения получает смертная казнь в семнадцатом и в первой половине восемнадцатого веков. В Уложении царя Алексея Михайловича число случаев, обложенных смертной казнью доходило до пятидесяти четырех, а по исчислению профессора Сергиевского – до шестидесяти случаев, в Воинском же уставе Петра Великого смертной казнью угрожается в двухстах артикулах9. После стрелецких бунтов при Петре Великом казненных считали не десятками, а сотнями. В законодательных памятниках семнадцатого века смертная казнь являлась в двух видах: простая и квалифицированная. В Уложении 1649 года упоминается только один вид простой смертной казни – повешение. На практике же столь же часто употреблялось и обезглавливание, а где приходилось казнить сравнительно большое число преступников – и утопление. В Воинском уставе Петра Великого к этим наказаниям добавился и расстрел. Что касается квалифицированной смертной казни, то, по Уложению, она является в трех видах, а именно:

    1. сожжение (назначавшееся за богохулие, отвлечение от православия и поджог);
    2. залитие горла расплавленным металлом, оловом или свинцом (назначавшееся воровским золотых и серебряных дел мастерам);
    3. окопание живою в землю (назначавшееся женам за убийства мужей)10.

Кроме того, из исторических указаний видно, что употреблялось четвертование, посажение на кол, колесование и др. виды, назначавшиеся как в особых, так и чрезвычайных случаях (причем, число видов смертной казни в России историки и исследователи насчитывают более двадцати).

    Существенное  изменение начинается только со времени  царствования императрицы Елизаветы. Смертная казнь была заменена на биение плетьми, а также физические увечья (отсечение руки, вырывание ноздрей) и ссылку на рудокопные работы. В царствование императрицы Екатерины 2 по отношению к общим преступлениям смертная казнь признавалась отмененной. По отношению к так называемым общегосударственным преступлениям императрица Екатерина не признавала возможным признать смертную казнь отмененной.  В царствование императора Павла отмена смертной казни была распространена на те губернии, которым было предоставлено иметь суд и расправу на основании их древних прав и привилегий. В царствование Александра 1 отмена смертной казни была распространена на присоединенные к России: в 1801 г. – Грузию, в 1804 г. – Мингрелию и в 1811 г. – Гурию. В 1826 году манифестом 21 апреля отмена смертной казни произошла за общие преступления в Финляндии, но при издании в период правления Николая 1 Карантинного устава смертная казнь была определена за ряд преступлений, учиненных во время чумы. По Уложению 1845 года смертная казнь назначалась за государственные преступления. Все же отмена смертной казни в истории русского уголовного права была фиктивной, пока у нас существовали страшные телесные наказания, нередко приводившие к засечению до смерти. Таким образом, был отменен «легкий» вид смертной казни, состоящий в повешении или обезглавливании, а самый тяжкий засечение – оставлен. И хотя этот крайний вид наказания продолжал применяться, уже существовали предпосылки для его вымирания.

      Исследуя историю исключительной  меры уголовного наказания – смертную казнь – попадаем уже в двадцатый век. Сразу же после свершения Октябрьской революции смертная казнь в России была отменена. Однако уже в сентябре 1918 года она была восстановлена вновь11.

         21 февраля 1918 года СНК РСФСР в обстановке угрожающей неопределенности в вопросе о перемирии с наступающей Германией принимает декрет "Социалистическое отечество в опасности”12.  Пункт 8 декрета предусматривал, что «неприятельские   агенты, спекулянты,   громилы,  хулиганы,  контрреволюционные  агитаторы, германские шпионы расстреливаются на месте преступления». Строго говоря, речь не шла о смертной казни - расстрел рассматривался не как способ её исполнения, а как общепревентивная мера пресечения опасной деятельности. После Брестского мира декрет практически утратил свою актуальность. Многие авторы считают, что «расстрел на месте преступления» производился почему-то ВЧК. ВЧК действительно 23 февраля отреагировала на этот декрет, но не вышла в полном составе во главе с Ф. Дзержинским на улицы, чтобы расстреливать спекулянтов, а стала применять смертную казнь по своим делам, чего, в общем-то, декрет не предусматривал. 

    Но  даже в то время руководители государства  считали это наказание временной  и исключительной мерой. Например, Ф.Э. Дзержинский трижды вносил предложения в СНК об отмене смертной казни. Однако эта мера продолжала сохраняться, и была включена в перечень наказаний всех Уголовных кодексов России и бывших союзных республик. Так, в УК РСФСР 1922 года шесть процентов статей предусматривали возможность применения расстрела.

        В 20-е – 40-е годы ХХ века  смертная казнь (если её можно  считать таковой) проявляет себя  в несколько новом качестве. Во-первых, существовал весьма расплывчатый  и широкий круг наказуемых  ей деяний – это, как правило, государственные, а также воинские преступления, - что нехарактерно для современного понимания смертной казни. Во-вторых, увеличился масштаб её применения, и, в-третьих, функции по назначению смертной казни получили несудебные и чрезвычайные государственные органы.

    По  законодательству РСФСР 1926-1960 годов  «судьба» смертной казни решалась неоднозначно. УК РСФСР 1926 года сократил число преступлений, за которые предусматривалась смертная казнь, почти наполовину13. 5 мая 1961 года был принят указ Президиумом Верховного Совета СССР «Об усилении борьбы с особо опасными преступлениями», в соответствии с которым применение смертной казни было расширено14.

    Завершая  рассматривать отношение в России к смертной казни на протяжении веков, необходимо отметить следующее. 3 июня 1999 года был помилован последний из почти 800 человек приговоренных к смертной казни. Мы сделали еще один шаг на пути становления России как правового государства. Мораторий на исполнение смертных приговоров действует с 1996 года, сами приговоры к высшей мере наказания не выносятся с зимы 1999 года.

    Если  же анализировать исследования по практике применения наказания в виде смертной казни, то мы придем к твердому убеждению, что точных данных об этом наказании  установить невозможно, так как уголовная статистика прошлых лет была засекречена. К тому же смертную казнь нередко применяли не только судебные, но и внесудебные органы, которые входили в различные государственные структуры, а поэтому их отчетность в единый статистический документ не объединялась, подвергалась корректировке и уничтожалась. Об этом говорят данные различных авторов.

       А теперь попробуем рассмотреть  альтернативу смертной казни – пожизненное  заключение, доводы сторонников и  противников этой меры наказания, и  попытаемся определить, в каких случаях применение смертной казни недопустимо, и когда исключительная мера наказания должна быть заменена пожизненным лишением свободы. Приемлемо ли это для нашего общества? 

       1.2. Пожизненное лишение свободы как альтернатива смертной казни

           Так, взгляды на эту проблему так же очень разнообразны и представляют собой дискуссионный момент. Один из этих взглядов кратко можно изложить в следующих пунктах:15

    1. Пожизненное лишение свободы  как альтернатива смертной казни  теоретически и практически не может быть оправдана.

    2. Если за убийство останется  только наказание в виде пожизненного  лишения свободы, то в России  придется строить каждый год  по одной колонии. Экономика  России к этому не готова.

    3. Ни теоретически, ни практически  пока не доказано, какое наказание является более строгим, то есть смертная казнь или пожизненное лишение свободы.

    4. Пожизненное лишение свободы  противоречит целям наказания.

    5. Осужденный к пожизненному лишению  свободы, если даже он будет  через двадцать пять лет освобожден условно досрочно, то ни физиологически, ни психологически не будет полноценным человеком.

    6. Материальные затраты на содержание  осужденного к пожизненному лишению  свободы не отвечают принципу  справедливости.

    7. Ни наука, на практика не  дают ответа на вопрос: « Во имя чего пожизненно содержать в заключении человека?» 

         Но вопрос о пожизненном лишении  свободы как более гуманной  мере по отношению к смертной  казни спорный. Более того, члены  Комиссии по вопросам помилования  при Президенте РФ (после отклонения жалобы всеми судебными инстанциями осужденный к смерти может быть помилован Президентом РФ – пункт «в» статьи 89 Конституции 1993 года – до рассмотрения ходатайства о помиловании приговор не приводится в исполнение), включая ее председателя, показали, что в нынешних условиях России длительные сроки лишения свободы, а тем более – пожизненное лишение свободы (заключение), несравненно более жестокое и мучительное наказание, чем смертная казнь16. Призывая к отмене последней, они, в сущности, не сокращают, а «наращивают» зло. Им остается убедить общественность, что отказ от меньшего зла в пользу большего и есть путь к возрождению нравственности в России. Некоторые авторы называют пожизненное заключение ничем иным, как «смертью в рассрочку». И надо иметь в виду, аморально содержать пожизненно убийц за счет налогоплательщиков, в число в которых входят и жертвы преступлений. Присутствует ли социальная справедливость, когда лишен жизни потерпевший, а осужденный продолжает жить за счет родственников убитого.

       Начиная с 1994 года, в России смертная казнь не исполняется в связи с объявленным мораторием. И это несмотря на то, что число убийств в России растет из года в год. Так, если в 1985 году было совершено 14656 убийств, то в 1988 – 16702, в 1995 – 29213, в 1997 – 29285, в 1999 - 3114017. Число это продолжает расти. При этом сторонники пожизненного лишения свободы заявляют, что таких осужденных будет немного. Но с каждым годом их число будет расти в геометрической прогрессии. По расчетам статистической, исследовательской комиссии Кубанского государственного университета, в России необходимо будет строить для осужденных к пожизненному заключению по одной тюрьме в год. Исследователи предполагают, что в России пожизненное лишение свободы будет применяться к пяти – десяти процентам лиц, совершивших умышленные убийства18. А это значит, что тюрьмы ежегодно будут пополняться 500 – 800 осужденных «пожизненников». Согласно минимальным стандартным правилам обращения с заключенными, тюрьмы не должны быть пополнены свыше 500 заключенных. К тому же, если можно гипотетически предположить судебную ошибку, то так же не менее вероятен и побег осужденного, симуляция им психической болезни, которая приведет к переводу в психиатрический стационар, откуда возможность побега более вероятна.

Информация о работе Смертная казнь как вид наказания