Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 13:59, курсовая работа
В настоящее время право как регулятор общественных отношений играет все большую и большую роль, особенно после отказа от нигилистических воззрений в этой области и начала построения правового государства. Уголовное законодательство – это цепной пес современного общества, который охраняет, защищает, обеспечивает реализацию правовых отношений. Оно способствует тому, чтобы общественные регуляторы работали нормально, были наполнены реальным содержанием и справедливо карает каждого правонарушителя, принуждая его к соблюдению установленных общеобязательных правил поведения.
Введение………………………………………………………………………
3
1. Система наказаний в уголовном праве ………………………………
5
1.1. Понятие системы наказаний в теории уголовного права ……………..
5
1.2. История системы наказаний в советский период ………..
6
1.3. Современное состояние системы наказаний …………………………..
9
2. Виды наказаний ………………………………………………………….
14
2.1. Штраф …………………………………………………………………….
16
2.2. Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью …………………………………………..……
18
2.3. Лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград ……………………………………………..
21
2.4. Обязательные работы ……………………………………………………
22
2.5. Исправительные работы ………………………………………………...
23
2.6. Ограничение по военной службе ………………………………………
25
2.7. Ограничение свободы …………………………………………………..
26
2.8. Арест ……………………………………………………………………..
27
2.9. Содержание в дисциплинарной воинской части ………………………
27
2.10. Лишение свободы на определенный срок ……………………………
28
2.11. Пожизненное лишение свободы ………………………………………
29
2.12. Смертная казнь …………………………………………………………
30
Заключение …………...……………………………………………………...
34
Библиографический список…….. ………………………………………...
35
Возникновение и развитие системы наказаний определяется общественным и государственным строем. Происходящее в обществе и государстве социально-политические изменения и тенденции непосредственно влияют на систему наказаний: изменение иерархии их видов, одни наказания утрачивают свое значение и исключаются из уголовного законодательства, появляются новые их виды, обусловленные общими изменениями и потребностями в общественно-политической, экономической и идеологической сферах.5
Важной задачей политики в области борьбы с преступностью в России стало проведение коренной реформы уголовного законодательства, которая осуществлялась как путем внесения необходимых изменений и дополнений в действовавшее уголовное законодательство, так и путем разработки проектов и принятия нового Уголовного Кодекса.
Значительная часть из них касается системы и видов наказаний. Так, еще в 1993 году были исключены и соответственно не вошли в новый кодекс такие виды наказаний как ссылка и высылка. Изменена вся последовательность системы наказаний. Теперь первыми в списке следуют не смертная казнь, которая ранее в общий перечень наказаний включена, не была, но фактически открывала систему наказаний статьей 23 УК РСФСР и лишение свободы, а штраф; лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью; лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград; обязательные работы; исправительные работы; ограничение по военной службе; ограничение свободы; арест; содержание в дисциплинарной воинской части; лишение свободы на определенный срок; пожизненное лишение свободы; смертная казнь. Таким образом, в систему наказаний включены новые виды (обязательные работы, ограничение по военной службе, ограничение свободы, арест, пожизненное лишение свободы), а почти каждый ранее известный вид наказания наполнился новым содержанием. При этом более строгий вид наказания, из числа предусмотренных за данное преступление, назначается лишь в случае, если менее строгий вид наказания не сможет обеспечить достижения целей наказания. Следует отметить, что в настоящее время практическая реализация некоторых из перечисленных видов наказаний (обязательные работы, ограничение свободы, арест) не может быть обеспечена материальными ресурсами6.
Отменены такие виды наказаний как увольнение от должности (его более гибко и точно заменяет запрещение занимать определенные должности). Общественное порицание, которое следовало бы отнести скорее к мерам общественного воздействия, а не уголовного наказания, судами оно применялось очень редко, возложение обязанности загладить причиненный вред как вид наказания намного удобнее использовать штраф, а для возмещения
нанесенного ущерба использовать гражданско-правовые методы, что уже и практиковалось ранее.
В уголовно-правовую регламентацию известных ранее видов наказания также были внесены существенные изменения. Так, изменения внесены в порядок исчисления штрафа, его предельные размеры, а также в перечень наказаний, которыми может быть заменен штраф в случае злостного уклонения от его уплаты.
При применении лишения воинского звания, почетного звания или классного чина, внесено изменение, позволяющее суду самому лишать осужденного почетного звания (ранее, согласно ч.2 ст.36 УК РСФСР суд мог только обращаться с просьбой о лишении почетного звания или наград в соответствующий орган), добавлено наказание на лишения классного чина.
Изменена и регламентация исправительных работ - отбывание наказания ограничено местом работы осужденного, изъяты какие-либо указания на возможность замены этого вида наказания лицам, признанным нетрудоспособными, уточнена правовая природа наказания.
Из ст. 52 УК РФ (утратил силу – Федеральный закон от 8 декабря 2003г.№), регламентирующий, применение конфискации имущества исключены некоторые положения гражданско-правового характера, кроме того, в ч.2 ст. 52 содержится новое предписание, обращенное к законодателю, об установлении конфискации имущества за тяжкие и особо тяжкие преступления, совершенные из корыстных побуждений.
Серьезно изменен также порядок и основания применения содержания в дисциплинарной воинской части (ранее ст. 34 УК РСФСР, сейчас ст. 55 УК РФ). Расширен круг лиц, к которым может быть применено данное наказание (за счет контрактников), уменьшается срок лишения свободы, который может быть заменен содержанием в дисциплинарной воинской части от трех месяцев до двух лет, сняты ограничения на применение этого вида наказания к лицам, ранее отбывавшим лишение свободы.
Законодатель внес также существенные изменения в уголовно-правовую регламентацию лишения свободы, которая и до этого регулярно подвергалась изменениям и дополнениям. Кроме редакционных и содержательных изменений в статусе некоторых учреждений, нашла свое законодательное закрепление тенденция к увеличению средней продолжительности наказания. Теперь лишение свободы может быть назначено на срок от шести месяцев до двадцати лет . Кроме того, изменен принцип сложения наказания – его общая продолжительность может достигать двадцати пяти лет (ч.3 ст.69 УК РФ). Пожизненное лишение свободы, в основном, сохранило свою регламентацию, за исключением того момента, что теперь оно не может быть назначено тем же лицам, которым не может быть назначена смертная казнь – совершившим преступления в возрасте до восемнадцати лет, женщинам и лицам, достигшим шестидесятипятилетнего возраста.
В целом же УК РФ по сравнению с прежним стал жестче. Он значительно усиливает ответственность за совершение тяжких и особо тяжких преступлений. Максимальный срок лишения свободы увеличен до 20 лет, при назначении наказания по совокупности преступлений – до 25 лет, а по совокупности приговоров – до 30 лет. Предусматривается и пожизненное лишение свободы как альтернатива смертно казни.
Рассмотрев систему наказаний российского
уголовного права и изменения, которые
она претерпела по сравнению с уголовным
законодательством советского периода,
обратимся к анализу непосредственно
отдельных видов наказаний.
Современное уголовное законодательство РФ предусматривает несколько возможных различных наказаний за совершенные преступные деяния. В настоящее время их насчитывается двенадцать, и это позволяет суду выбрать наиболее адекватный вид и меру государственного принуждения в соответствии с принципом индивидуализации уголовной ответственности. Эти возможные виды наказания перечислены в статье 44 УК РФ: штраф, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград, обязательные работы, исправительные работы, ограничение по военной службе, конфискация имущества, ограничение свободы, арест, содержание в дисциплинарной воинской части, лишение свободы на определенный срок, пожизненное лишение свободы и, наконец, исключительная мера наказания смертная казнь.
Назначение
наказания – важнейший этап реализации
уголовной ответственности и
осуществления задач
Необходимо отметить, что некоторые виды наказаний не могут быть применены к несовершеннолетним, поэтому для них система наказаний, в соответствии со статьей 88 УК РФ, выглядит следующим образом: штраф, лишение права заниматься определенной деятельностью, обязательные работы, исправительные работы, арест, лишение свободы на определенный срок.
При этом в последние годы наблюдается рост преступлений, совершаемых несовершеннолетними. Это говорит о том, что система наказаний для несовершеннолетних не полностью справляется со своими функциями.
Существует
несколько оснований
Уголовный закон разделяет наказания на основные и дополнительные.
Основными наказаниями считаются те, которые могут назначаться лишь самостоятельно, их нельзя присоединить в дополнение к другим видам наказания, причем с ними в основном связывается выполнение целей наказания. За совершение одного преступления нельзя назначить два основных наказания. К ним относятся обязательные работы, исправительные работы, ограничение по военной службе, ограничение свободы, арест, содержание в дисциплинарной воинской части, лишение свободы на определенный срок, пожизненное лишение свободы, смертная казнь.
Дополнительными
наказаниями считаются меры, которые
имеют вспомогательный характер
для обеспечения целей
Уголовное наказания, которые применяются и в качеств основных, и в качестве дополнительных к основному, считают смешанными. Их два – штраф и лишение права заниматься определенной деятельностью. Такие наказания могут назначаться как основные (ст. 170, 176 УК) и как дополнительные ( ч. 2 ст. 264 УК).
Рассмотрим подробнее виды наказаний в таком порядке, в котором они идут непосредственно в тексте уголовного закона.
Под штрафом понимается денежное взыскание, назначаемое в пределах, предусмотренных настоящим Кодексом (ст.46 УК). Штраф устанавливается в размере от двух тысяч пятисот до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух недель до пяти лет.10
Этот вид наказания – один из самых древних, один из самых распространенных в отечественном уголовном праве. Как уже отмечалось наложение штрафа (виры) было самым частым наказанием за большинство преступлений по «Русской Правде». Штраф направлен на поражение частной собственности осужденного и оказывает воздействие преимущественно на материальные стороны ценностной ориентации его личности. В тоже время, суды должны обращать внимание, прежде всего на материальное положение осужденного, поскольку штраф не должен превращаться ни в средство откупа, ни в средство разорения.
Штраф может быть назначен почти за все преступления небольшой или средней тяжести. Штрафные санкции предусмотрены за общественно опасные деяния, имеющие имущественный характер.
Как следует из законодательного определения штрафа, его карательное воздействие направленно на существенное ущемление имущественного, материального положения осужденного. По этой причине, штраф как основное и дополнительное наказание предусмотрен в санкциях статей Особенной части УК РФ за совершение корыстных преступлений. Судам закон предписывает при определении конкретного размера штрафа учитывать тяжесть совершенного преступления и имущественное положение осужденного (ч. 3 ст. 46 УК). Штраф, как и любое другое наказание, должен быть чувствительным для осужденного, но не разорительным. Выплата штрафа может быть рассрочена на срок до трех лет определенными частями ( ч. 3 ст. 46 УК).
Осужденный к штрафу обязан уплатить его в течение 30 дней со дня вступления приговора в законную силу (ст. 31 УИК).
Если же осужденный злостно уклоняется от уплаты штрафа, назначенного в качестве основного наказания, суд может заменить его на более строгое наказание, в пределах санкции (ч. 5 ст. 46 УК). Злостно уклоняющимся от уплаты штрафа признается осужденный, не уплативший штраф в течение 30 дней со дня вступления приговора суда в законную силу. В отношении осужденного, злостно уклоняющегося от уплаты штрафа, назначенного в качестве основного наказания, судебный пристав-исполнитель не ранее 10, но не позднее 30 дней со дня истечения предельного срока уплаты (ч. 1, 3 ст. 32 УИК), направляет в суд представление о замене штрафа другим видом наказания. Злостно уклоняющееся лицо, место которого неизвестно, объявляется в розыск.
Таким образом, видно, что роль штрафа как уголовного наказания значительно повысилась в современном уголовном законодательстве, по сравнению с советским периодом. Вероятно, что усиление роли штрафа законодатель связывает с новой экономической реальностью, и с тем фактом, что рецидив среди лиц, подвергшихся штрафу, составляет всего от 6 до 8,5 процентов, то есть очень невысокий. Это означает, что штраф может способствовать исправлению осужденного без применения мер, ограничивающих его свободу, и сделать невыгодным совершение преступлений, имеющих в своей основе материальную выгоду.
В советский период это