Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 13:59, курсовая работа
В настоящее время право как регулятор общественных отношений играет все большую и большую роль, особенно после отказа от нигилистических воззрений в этой области и начала построения правового государства. Уголовное законодательство – это цепной пес современного общества, который охраняет, защищает, обеспечивает реализацию правовых отношений. Оно способствует тому, чтобы общественные регуляторы работали нормально, были наполнены реальным содержанием и справедливо карает каждого правонарушителя, принуждая его к соблюдению установленных общеобязательных правил поведения.
Введение………………………………………………………………………
3
1. Система наказаний в уголовном праве ………………………………
5
1.1. Понятие системы наказаний в теории уголовного права ……………..
5
1.2. История системы наказаний в советский период ………..
6
1.3. Современное состояние системы наказаний …………………………..
9
2. Виды наказаний ………………………………………………………….
14
2.1. Штраф …………………………………………………………………….
16
2.2. Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью …………………………………………..……
18
2.3. Лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград ……………………………………………..
21
2.4. Обязательные работы ……………………………………………………
22
2.5. Исправительные работы ………………………………………………...
23
2.6. Ограничение по военной службе ………………………………………
25
2.7. Ограничение свободы …………………………………………………..
26
2.8. Арест ……………………………………………………………………..
27
2.9. Содержание в дисциплинарной воинской части ………………………
27
2.10. Лишение свободы на определенный срок ……………………………
28
2.11. Пожизненное лишение свободы ………………………………………
29
2.12. Смертная казнь …………………………………………………………
30
Заключение …………...……………………………………………………...
34
Библиографический список…….. ………………………………………...
35
Введение………………………………………………………… |
3 |
1. Система наказаний в уголовном праве ……………………………… |
5 |
1.1.
Понятие системы наказаний в
теории уголовного права …………….
|
5 |
1.2. История системы наказаний в советский период ……….. |
6 |
1.3. Современное состояние системы наказаний ………………………….. |
9 |
2. Виды наказаний …………………………………………………………. |
14 |
2.1.
Штраф ……………………………………………………………… |
16 |
2.2.
Лишение права занимать |
18 |
2.3. Лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград …………………………………………….. |
21 |
2.4.
Обязательные работы ………………………… |
22 |
2.5.
Исправительные работы ……………………
|
23 |
2.6. Ограничение по военной службе ……………………………………… |
25 |
2.7.
Ограничение свободы ………………………… |
26 |
2.8.
Арест ……………………………………………………………… |
27 |
2.9. Содержание в дисциплинарной воинской части ……………………… |
27 |
2.10.
Лишение свободы на |
28 |
2.11. Пожизненное лишение свободы ……………………………………… |
29 |
2.12. Смертная казнь ………………………………………………………… |
30 |
Заключение …………...……………………………………………………... |
34 |
Библиографический список…….. ………………………………………... |
35 |
СОДЕРЖАНИЕ
В настоящее время право как регулятор общественных отношений играет все большую и большую роль, особенно после отказа от нигилистических воззрений в этой области и начала построения правового государства. Уголовное законодательство – это цепной пес современного общества, который охраняет, защищает, обеспечивает реализацию правовых отношений. Оно способствует тому, чтобы общественные регуляторы работали нормально, были наполнены реальным содержанием и справедливо карает каждого правонарушителя, принуждая его к соблюдению установленных общеобязательных правил поведения.
Вид
наказания – это
Вопрос о системе наказаний, возможных мерах государственного принуждения, в этой связи, представляется одним из наиболее важных. За последние годы, в процессе реформы уголовного законодательства, появились новые виды наказаний, (ограничение по военной службе). Назначение, сущность, различные аспекты некоторых наказаний были изменены. Иные виды уголовных наказаний (высылка, ссылка) были исключены еще в начале правовой реформы.
В литературе данная тема, в целом, была изучена достаточно хорошо, что связано, в первую очередь, с тем, что система и виды наказаний, в том или ином виде, существовали во всех уголовных законах, хотя и были наполнены различным содержанием.
Все это свидетельствует о том, что необходимы новые теоретические правовые исследования в области системы и видов наказаний. Необходимо учитывать, что работа по реформированию уголовного законодательства должна вестись постоянно, а в настоящий момент она просто переживает очень активную фазу. Сразу после введения в действие Уголовного Кодекса специалисты обнаружили в нем очень много недостатков. Вследствие этого, встал вопрос о внесении изменений и дополнений в текст закона, который постепенно решается Федеральным Собранием.
Перечень видов уголовных наказаний содержится в статье 44 УК РФ. Указанные в данной статье виды наказаний и образуют систему уголовных наказаний. Всего уголовных наказаний 12 видов.2
Если обратить внимание на историю уголовного права, то станет очевидно, что даже в самых первых памятниках права (Законы Ману, Законы Хаммурапи) можно выделить определенную систему наказаний, хотя авторы этих сводов законов не знали такого понятия и не пытались составить строго определенный перечень возможных видов наказаний. Из этого можно сделать вывод, что система наказаний объективно существует независимо от степени ее формальной определенности в источнике уголовного права и теоретического обоснования в юридической науке.
Под системой наказания понимают установленный УК РФ исчерпывающий перечень видов наказаний, расположенный в определенной последовательности исходя из степени их тяжести. Система наказаний базируется на общих принципах уголовного права. В ней выражаются принципы законности, равенства граждан перед законом, вины, справедливости и гуманизма.3
Разумеется, в связи с изменением характера, сущности общественных отношений в нашей стране, представлений о необходимости или, наоборот, ненужности различных видов наказаний, гуманности и справедливости, система наказаний в отечественном уголовном праве на протяжении веков претерпевала различные изменения.
Первый отечественный исторический источник уголовного права «Русская правда», предусматривала несколько видов юридической ответственности – штраф (вира), конфискацию имущества и выдачу преступника в рабство вместе с семьей («поток и разграбление»), смертная казнь. Имеющая значительное количество пережитков родового строя, «Русская Правда», тем не менее, имела огромное значение как первый систематизированный сборник законодательства на территории нашей Родины. Впоследствии система наказаний пополнялась новыми видами, как правило, заимствованных из византийских обычаев, очень жестоких и архаичных.
Впервые в четко сформулированном виде система наказаний предстала в Соборном Уложении 1649 года, принятом Земским собором. Для нее были характерны индивидуализация наказания (т. е. нераспространение карательных мер на родственников преступника). Его сословный характер (различные виды и мера государственного принуждения для представителей разных сословий), неопределенность в установлении наказания (возможность судебных органов или царя определять меру наказания), чрезмерная жестокость (предусматривалось применение смертной казни, различные средневековые методы квалифицированных казней, многочисленные увечащие наказания и т.п.).4
На протяжении более двухсот лет эта система изменялась и совершенствовалась, пока во времена Александра II не была изменена вся судебная система. Некоторые виды наказаний, преимущественно средневековые, исчезали, например, заливание горла металлом для фальшивомонетчиков, некоторые появлялись, например, гражданская казнь. В целом, к Октябрьской революции Российская Империя имела достаточно развитое уголовное законодательство, хорошо отлаженную машину правосудия, не лишенную, некоторых феодальных и сословных пережитков и определенной предвзятости судей.
После революции большевики, пришедшие к власти, начали решительное реформирование всей правовой системы. При этом не могло не измениться уголовное право, в общем, и система и виды наказаний в частности. Была даже попытка убрать сам термин наказание, заменив его на меры социальной защиты судебно-исправительного характера, однако последнее словосочетание использовалось недолго.
В первых нормативных актах по уголовному праву сохранялись наказания в виде лишения свободы, конфискации имущества и некоторые другие, использовавшиеся и в царской России. Одновременно использовались и наказания, вызванные к жизни новыми социальными условиями.
Руководящие начала по уголовному права РСФСР 1919 года ввели ряд «примерных видов» наказания, располагая их от наименее тяжкого до наиболее строгого: внушение, общественное порицание, принуждение к действию (пройти курс обучения), объявление бойкота, исключение из объединения на время или навсегда, возмещение причиненного ущерба, отрешение от должности, запрещение занимать ту или иную должность, исполнять работу, конфискация имущества, лишение политических прав, объявление врагом народа или революции, лишение свободы на определенный или неопределенный срок до наступления известного события, объявление вне закона, расстрел.
Уголовный Кодекс РСФСР 1922 года в ст.32 устанавливал следующий перечень наказаний. На этот раз исчерпывающий: изгнание из пределов РСФСР на срок или бессрочно, лишение свободы со строгой изоляцией или без таковой, принудительные работы без содержания под стражей, условное осуждение, конфискация имущества, поражение прав, увольнение с должности, общественное порицание, возложение обязанности загладить причиненный вред и, наконец, расстрел, предусмотренный ст. 33 УК.
Этот же Уголовный Кодекс различал наказания и меры социальной защиты, к которым относились помещенные в учреждение для умственно или морально-дефективных, принудительное лечение, удаление из местности проживания (высылка) и запрещение занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью. Эти меры социальной защиты были дополнены и классифицированы в Основных началах уголовного законодательства СССР и союзных республик 1924 года на меры судебно-исправительного характера, медицинского и медико-педагогического характера. По своей сущности они принципиально отличались от наказания.
Перечень наказаний, предусмотренных Основными началами 1924 года, неоднократно дополнялся. Так, в 1936 году судам было предоставлено право применять к лицам, совершившим наиболее опасные преступления, лишение свободы в виде заключения в тюрьму.
Основные начала характеризовались системой наказаний, сложившихся в условиях жесткой репрессивной политики (которая началась в 1917 году), культа личности и классовой борьбы и не могла отвечать новым требованиям, сложившимся после смерти Сталина. Поэтому в 1958 году были приняты новые Основы уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик, которые внесли в нее существенные изменения. Так, из нее были исключены объявление врагом трудящихся, удаление из пределов СССР, лишение избирательных прав. После этого система наказаний включала в себя следующие виды: лишение свободы, ссылка, высылка, лишение права занимать определенные должности либо заниматься определенной деятельностью, штраф, общественное порицание, конфискация имущества, лишение воинского или специального звания (ст.21). Для военнослужащих предусматривалось также заключение в дисциплинарный батальон. Смертная казнь как исключительная мера наказания предусматривалась вне системы наказаний. Основы 1958 года предусматривали для республик возможность устанавливать иные виды наказания. В Уголовном кодекс РСФСР 1961 года, кроме уже перечисленных видов, предусмотрены были также увольнение с должности и возложение обязанностей загладить причиненный вред (пп. 5,6 ч.1 ст. 21).
Таким образом, уголовное законодательство содержит точный и исчерпывающий перечень видов наказаний, которые суд может назначить лицу, совершившему преступление. Применение наказаний, не предусмотренных уголовным законом, недопустимо. Основные принципы и цели наказания были заложены еще в советский период, и в настоящее время в теории уголовного права не произошло в этом направлении серьезных изменений, чего нельзя сказать о системе и отдельных видах наказаний.
В последние годы проблема преступности приобрела для российского общества особое значение, став подлинно социальным бедствием, угрожающим самим устоям российской государственности и национальной безопасности. Статистика свидетельствует, что по сравнению с 1960годом число преступлений в России возросло в четыре раза. В настоящее время ежегодно регистрируется около трех миллионов преступлений.
С 1 января 1997 года вступил в силу новый Уголовный Кодекс Российской Федерации, который был принят Государственной Думой 24 мая 1996 года, одобрен Советом Федерации 5 июня 1996 года и подписан Президентом России 13 июня 1996 года.