Система и виды наказании

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 20:37, доклад

Описание работы

В теории уголовного права под системой наказаний понимается предусмотренный уголовным законом внутренне упорядоченный, исчерпывающий перечень видов наказаний, которые могут устанавливаться в санкциях норм Особенной части и применяться судом за совершение общественно опасных деяний.

Работа содержит 1 файл

Система и виды наказании УП.docx

— 71.25 Кб (Скачать)

Учет личности виновного  включает анализ его социально-демографической (пол, возраст, семейное положение, состояние  здоровья, наличие постоянного места  работы и жительства, социальное и  семейное положение и т.п.), уголовно-правовой (привлекался ли ранее к уголовной  ответственности, если привлекался, то наличие неснятой и непогашенной судимости, характер и степень общественной опасности ранее совершенного преступного  деяния и т.д.) и уголовно-исполнительной (если отбывал наказание, то какое именно, каково было поведение во время отбывания наказания: наличие поощрений и взысканий, отношение к труду, обучению, воспитательной работе и др.) характеристик.

По своему содержанию лишение  специального, воинского или почетного  звания, классного чина и государственных  наград состоит в аннулировании  юридически закрепленных заслуг (звания, классного чина, наград) осуждаемого  перед обществом и государством, поскольку суд установит, что  совершением тяжкого или особо  тяжкого преступления с учетом личности виновного могут быть дискредитированы соответствующее специальное, воинское или почетное звание, классный чин  либо государственная награда. Вместе с лишением звания, чина или награды осужденный лишается тех льгот и иных преимуществ, которые связывались с ними.

Такой порядок обусловливает  не только моральное порицание осуждаемого, но и другие, нередко весьма ощутимые негативные последствия. Это делает рассматриваемое наказание достаточно строгим и репрессивным.

Специальные звания устанавливаются  в различных ведомствах, реализующих  свои полномочия в рамках государственной  службы, например, в системе органов  внутренних дел, таможенной, налоговой, дипломатической службы, налоговой  полиции. Так, в соответствии с Положением о службе в органах внутренних дел Российской Федерации от 23 декабря 1992 г. (с изменениями на 24 декабря 1993 г.) <*> в органах внутренних дел устанавливаются специальные звания лейтенант, старший лейтенант, капитан, майор, подполковник, полковник милиции или внутренней службы, а также иные звания младшего, среднего, старшего и высшего начальствующего состава. При этом звания младшего, среднего и старшего начальствующего состава присваиваются соответствующими начальниками, в том числе министром внутренних дел РФ, а звания высшего начальствующего состава - Президентом РФ.

Воинские звания устанавливаются  в Вооруженных Силах РФ, пограничных  и других войсках, в органах внешней  разведки, федеральной службы безопасности и других государственных органах. В соответствии с Федеральным законом от 28 марта 1998 г. "О воинской обязанности и военной службе" <*> установлены воинские звания: ефрейтор, сержант, старшина, прапорщик, лейтенант, старший лейтенант, майор, подполковник, полковник, генерал-майор, генерал-лейтенант, а также иные воинские звания. При этом высшие воинские звания присваиваются Президентом РФ.

Почетные звания установлены  Указом Президента РФ от 30 декабря 1995 г. "Об установлении почетных званий Российской Федерации, утверждении положения  о почетных званиях и описании нагрудного знака к почетным званиям  Российской Федерации" <*>. Почетные звания присваиваются за большие  заслуги в искусстве, науке и  иных сферах социально полезной деятельности (например, народный артист Российской Федерации, заслуженный деятель  науки Российской Федерации, заслуженный  юрист Российской Федерации и т.д.).

К почетным или специальным  званиям, которых может лишить суд  в качестве наказания за совершение тяжкого или особо тяжкого  преступления, не относятся звания, полученные как обычное подтверждение  профессиональной квалификации в различных  областях деятельности: ученые степени  и звания, спортивные звания и разряды, иные профессионально-квалификационные степени, разряды и звания.

Классные чины устанавливаются  в соответствии с Положением о  федеральной государственной службе, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 22 декабря 1993 г. <*>. Они  присваиваются государственным  служащим, занимающим государственные  должности Российской Федерации (например, государственный советник первого, второго или третьего класса). Кроме  того, классные чины (младший советник юстиции, советник юстиции, старший  советник юстиции и др.) установлены  в различных государственных  ведомствах (министерство юстиции, прокуратура). Так, система классных чинов установлена  в системе прокуратуры Российской Федерации в соответствии с Законом  РФ от 17 января 1992 г. "О прокуратуре  Российской Федерации" (в ред. Федерального закона от 17 ноября 1995 г.) <**>.

Государственные награды  установлены Положением о государственных  наградах РФ, утвержденным Указом Президента РФ от 2 марта 1994 г. (в ред. от 1 июня 1995 г.) <*>. К разряду государственных  наград относятся: звание Героя Российской Федерации, ордена "За заслуги перед  Отечеством", Жукова, Мужества, "За военные заслуги", Почета, Дружбы, военные ордена Святого Георгия, Суворова, Ушакова, Кутузова, Александра Невского, Нахимова, а также другие ордена, медали и знаки отличия.

Лишение специального, воинского  или почетного звания, классного  чина и государственных наград применяется  только в качестве дополнительного  наказания. Причем в отличие от иных наказаний этот вид наказания  не включен ни в одну из санкций, предусмотренных за конкретное общественно  опасное деяние. Следовательно, в  каждом случае совершения лицом тяжкого  или особо тяжкого преступления суд обязан рассматривать вопрос о целесообразности применения рассматриваемого дополнительного наказания.

Однако применить это  наказание, если для этого есть формальные основания, - не обязанность, а право  суда, которое он реализует с учетом обстоятельств дела и личности виновного.

На практике возникает  вопрос: может ли суд одновременно лишить виновного в совершении тяжкого  или особо тяжкого преступления специального или воинского звания, классного чина, почетного звания и государственных наград? На этот вопрос следует ответить утвердительно. Суд вправе лишить одновременно всех упомянутых наград либо ограничиться лишением отдельного звания, чина, награды. Решение принимается, исходя из характера  и тяжести совершенного преступления, совокупности обстоятельств, смягчающих или отягчающих наказание, характеристики личности виновного.

В соответствии с уголовно-исполнительным законодательством рассматриваемое  наказание исполняется судом, вынесшим приговор. Требования приговора о  лишении специального, воинского  или почетного звания, классного  чина и государственных наград исполняются  должностным лицом, присвоившим  звание, классный чин или наградившим  государственной наградой (ст. 16 УИК). Суд, вынесший приговор, после вступления его в законную силу направляет копию приговора соответствующему должностному лицу, которое в установленном порядке вносит в соответствующие документы запись о лишении осужденного специального, воинского или почетного звания, классного чина или государственных наград, а также принимает меры по лишению его прав и льгот, предусмотренных для лиц, имеющих соответствующее звание, чин или награду (ст. 61 УИК). Копия приговора суда в отношении военнослужащего запаса направляется в военный комиссариат по месту воинского учета. Должностное лицо в течение месяца со дня получения копии приговора обязано сообщить в суд, вынесший приговор, о его исполнении.

 

§ 6. Обязательные работы

 

Уголовное наказание в  виде обязательных работ состоит  в выполнении осужденным в свободное  от основной работы или учебы время  бесплатных общественно полезных работ, вид которых и объекты, где  они отбываются, определяются органами местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями (ст. 49 УК).

Обязательные работы - новый  для уголовного закона России вид  наказания. Он появился в УК 1996 г. после  изучения зарубежной практики применения наказаний, не связанных с лишением свободы. Так, в Великобритании аналогичным  наказанием является приказ суда о  предоставлении услуг обществу (выполнение бесплатных полезных работ), во Франции - неоплачиваемые работы в общественных интересах.

Особенностями рассматриваемого вида наказания являются: 1) обязательность работ; 2) выполнение их только в свободное  от основной работы или учебы время; 3) бесплатность работ для осужденного; 4) определение вида этих работ и  объектов, где они отбываются, органами местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями.

Обязательность работ  предполагает их принудительность: у  осужденного нет возможности  выбора вида работ, он обязан выполнить  именно тот вид работы, который  будет ему предоставлен.

Работы должны выполняться  только в свободное от основной работы или учебы время. Это означает, что осужденный не имеет права  выполнять обязательные работы в  рабочее время (если он имеет основное место работы) или во время, когда  он должен находиться на учебе (если осужденный является студентом лицея, колледжа, института, университета).

Бесплатность работ для  осужденного предполагает, что за выполненные обязательные работы ему  не полагается денежного или иного  вознаграждения.

Вид обязательных работ и  места, где они отбываются, определяются органами местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительными  инспекциями. Следовательно, работы будут  носить, как правило, неквалифицированный  характер (использование осужденных в сфере обслуживания населения, уборка территории населенных пунктов, ремонтно-строительные и иные работы).

Обязательные работы устанавливаются  на срок от 60 до 240 часов и отбываются не свыше четырех часов в день. Такой порядок не дает возможности  концентрированно, быстро отработать назначенный срок. Это существенно  повышает репрессивность наказания, делает его весьма эффективным в достижении целей восстановления социальной справедливости, предупреждения новых преступлений и исправления осужденных (ч. 2 ст. 49 УК).

Обязательные работы применяются  только в качестве основного наказания. Они предусматриваются, как правило, за совершение преступлений небольшой  тяжести. Например, умышленное причинение легкого вреда здоровью (ст. 115 УК), оскорбление (ст. 130 УК), злостное уклонение от погашения кредиторской задолженности (ст. 177 УК), незаконное использование товарного знака (ст. 180 УК).

Учитывая возможный характер и тяжесть обязательных работ, они  не назначаются лицам, признанным инвалидами первой группы, беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до трех лет, военнослужащим, проходящим военную  службу по призыву, а также военнослужащим, проходящим военную службу по контракту  на воинских должностях рядового и  сержантского состава, если они на момент вынесения судом приговора не отслужили установленный законом  срок службы по призыву (ч. 4 ст. 49 УК).

Исполнение обязательных работ в соответствии с уголовно-исполнительным законом возлагается на уголовно-исполнительные инспекции по месту жительства осужденного (ст. 16 УИК).

В случае злостного уклонения  от отбывания обязательных работ  они заменяются ограничением свободы, арестом или лишением свободы (ч. 3 ст. 49 УК). При определении срока  ограничения свободы, ареста или  лишением свободы замена осуществляется из расчета восемь часов неотбытого срока обязательных работ за один день ограничения свободы, ареста или лишением свободы.

Злостно уклоняющимся от отбывания  обязательных работ признается осужденный (ст. 30 УИК):

1) более двух раз в  течение месяца не вышедший  на обязательные работы без  уважительных причин;

2) более двух раз в  течение месяца нарушивший трудовую  дисциплину;

3) скрывшийся в целях уклонения от отбывания наказания.

В отношении осужденных, злостно  уклоняющихся от отбывания обязательных работ, уголовно-исполнительная инспекция  направляет в суд представление  о замене обязательных работ другим видом наказания в соответствии с ч. 3 ст. 46 УК.

В случае признания осужденного  инвалидом первой группы уголовно-исполнительная инспекция направляет в суд представление  об освобождении его от дальнейшего  отбывания наказания (ст. 26 УИК).

 

§ 7. Исправительные работы

 

Исправительные работы назначаются  осужденному, не имеющему основного  места работы, на определенный приговором суда срок с удержанием в доход государства установленной судом доли заработка и отбываются в местах, определяемых органом местного самоуправления по согласованию с органом, исполняющим исправительные работы, но в районе места жительства осужденного (ст. 50 УК).

Таким образом, по своему содержанию исправительные работы включают следующие  основные элементы: 1) принудительное привлечение  к труду; 2) привлечение к труду  лиц, не имеющих основного места  работы, в местах, определяемых органом  местного самоуправления по согласованию с органом, исполняющим этот вид  наказания, но в районе места жительства осужденного; 3) привлечение к труду  на определенный срок; 4) удержание в доход государства определенной доли заработка осужденного.

Принудительное привлечение  к труду состоит в том, что  осужденный в период отбывания исправительных работ независимо от его желания  обязан трудиться, ему запрещается  увольнение с работы по собственному желанию без письменного разрешения уголовно-исполнительной инспекции, исполняющей  этот вид наказания. Осужденный не вправе отказаться от предложенной ему работы (ст. 40 УИК).

Информация о работе Система и виды наказании