Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 20:37, доклад
В теории уголовного права под системой наказаний понимается предусмотренный уголовным законом внутренне упорядоченный, исчерпывающий перечень видов наказаний, которые могут устанавливаться в санкциях норм Особенной части и применяться судом за совершение общественно опасных деяний.
Если речь идет о первом принципе исчисления размера штрафа, то он устанавливается в размере от 2500 до 1 млн. рублей. Такой штраф предназначен в основном для бедных слоев населения, лиц, имеющих небольшие доходы, а также преступников, не имеющих постоянного заработка или дохода.
При втором способе исчисления штраф определяется в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух недель до пяти лет. Этот штраф рассчитан, как правило, на хорошо обеспеченные слои населения, имеющие достаточно высокие заработки или иные доходы. Дело в том, что применение первой разновидности штрафа к этим слоям населения в силу его незначительных размеров малоэффективно. Между тем размер заработка или иного дохода осужденного из состоятельных слоев населения может в десятки раз превышать максимальный размер штрафа, определяемого в конкретной денежной сумме. Следовательно, штраф в размере заработной платы или иного дохода осужденного за определенный период в отношении представителей богатых слоев населения наиболее соответствует провозглашенному уголовным законом принципу справедливости (ст. 6 УК).
В соответствии с принципом
справедливости размер штрафа определяется
судом с учетом тяжести совершенного
преступления и имущественного положения
осужденного или его семьи, а
также возможности получения
осужденным заработной платы или
иного дохода. Штраф в размере
свыше 500 тыс. рублей или в размере
заработной платы или иного дохода
осужденного за период свыше трех
лет может назначаться только
за тяжкие или особо тяжкие преступления.
При учете имущественного положения
принимается во внимание не только
наличие у осужденного
Штраф может применяться в качестве как основного, так и дополнительного наказания. В качестве основного: 1) в соответствии с санкцией, 2) на основании ст. 64 УК. Как дополнительный вид наказания штраф назначается только в случаях, предусмотренных соответствующими статьями Особенной части УК. В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 11 июня 1999 г. "О практике назначения судами уголовного наказания" подчеркивается, что при решении вопроса о назначении наказания в виде штрафа судам следует выяснять материальное положение подсудимого, наличие на его иждивении несовершеннолетних детей, престарелых родителей и т.п. Размер заработной платы или иного дохода осужденного при назначении наказания в виде штрафа подлежит исчислению на момент вынесения приговора <*>.
Исполнение штрафа возложено на суд. Осужденный обязан уплатить штраф в течение тридцати дней со дня вступления приговора в законную силу.
В случае неуплаты осужденным
штрафа в установленный срок взыскание
производится судебным исполнителем в
принудительном порядке, в том числе
и путем обращения взыскания
на имущество осужденного. В случае
злостного уклонения от уплаты штрафа
он заменяется судом в пределах санкции,
предусмотренной
Понятие злостного уклонения от уплаты штрафа определено уголовно-исполнительным законом: злостно уклоняющимся от уплаты штрафа признается осужденный, не уплативший штраф либо часть штрафа в установленный ст. 31 УИК срок (ст. 32 УИК).
§ 4. Лишение права занимать определенные должности
или заниматься определенной деятельностью
Под лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью уголовным законом понимается запрещение занимать должности на государственной службе, в органах местного самоуправления либо заниматься определенной профессиональной или иной деятельностью (ч. 1 ст. 47 УК).
Рассматриваемое наказание имеет, таким образом, две разновидности: 1) запрет занимать должности на государственной службе или в органах местного самоуправления; 2) запрет заниматься профессиональной или иной деятельностью. При применении к несовершеннолетним преступникам используется только вторая разновидность наказания - лишение права заниматься определенной деятельностью (ст. 88 УК).
Запрещение занимать должности на государственной службе или в органах местного самоуправления предполагает точное указание в приговоре, о каких именно должностях идет речь.
В соответствии с Федеральным
законом от 31 июля 1995 г. "Об основах
государственной службы Российской
Федерации" <*> под государственной
службой понимается профессиональная
деятельность по обеспечению исполнения
полномочий государственных органов.
Государственная служба включает: 1)
федеральную государственную
Государственная служба осуществляется
на государственных и иных должностях.
Под государственной должностью
понимается должность в федеральных
органах государственной
В соответствии с Федеральным
законом от 28 августа 1995 г. "Об общих
принципах организации местного
самоуправления в Российской Федерации"
<*> органами местного самоуправления
являются выборные и другие органы,
наделенные полномочиями на решение
вопросов местного значения и не входящие
в систему органов
В соответствии с Федеральным законом от 8 января 1998 г. "Об основах муниципальной службы в Российской Федерации" <*> под муниципальной службой (службой в органах местного самоуправления) понимается оплачиваемая профессиональная деятельность по обеспечению полномочий органов местного самоуправления, которую осуществляют муниципальные служащие.
Таким образом, запрещение занимать должности на государственной службе или в органах местного самоуправления состоит в запрете занимать конкретные должности государственных или муниципальных служащих.
Запрещение заниматься профессиональной (врачебной, педагогической и др.) или иной (торговля, шоу-бизнес и т.п.) деятельностью предполагает запрет на занятие любой другой деятельностью, помимо деятельности, связанной с государственной или муниципальной службой.
Лишение права занимать определенные
должности или заниматься определенной
деятельностью может
Особенностью рассматриваемого наказания является то, что лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью может назначаться в качестве дополнительного наказания и в тех случаях, когда оно не предусмотрено соответствующей статьей Особенной части УК в качестве санкции за соответствующее преступление, если с учетом характера и степени общественной опасности совершенного преступления и личности виновного суд признает невозможным сохранение за ним права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью (ч. 3 ст. 47 УК).
В качестве основного или
дополнительного наказания
Применение рассматриваемого
наказания в качестве основного
или дополнительного направлено
на то, чтобы лишить осужденного
возможности совершать новые
преступления с использованием должностного
положения, своих профессиональных
навыков. Иными словами, речь идет о
лишении осужденного
При назначении наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью запрет касается конкретных должностей и конкретных видов деятельности. Следовательно, осужденные могут продолжать работать в той же организации, в той же сфере, где трудились ранее, не занимая при этом указанных в приговоре должностей и не занимаясь запрещенными им видами деятельности.
В Постановлении Пленума
Верховного Суда РФ от 11 июня 1999 г. "О
практике назначения судами уголовного
наказания" отмечается, что лишение
права занимать определенные должности
или заниматься определенной деятельностью
не может быть применено в качестве
дополнительного наказания, если это
наказание предусмотрено
Законом предусмотрено два способа исчисления сроков лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью при назначении этого наказания в качестве дополнительного (ч. 4 ст. 47 УК).
Если это наказание назначается в качестве дополнительного к обязательным работам, исправительным работам, а также при условном осуждении, его срок исчисляется с момента вступления приговора в законную силу. Таким образом, срок основного и дополнительного наказания начинает исчисляться одновременно, с одного и того же момента.
Иной порядок предусмотрен, если рассматриваемое наказание назначается в качестве дополнительного к ограничению свободы, аресту, содержанию в дисциплинарной воинской части, лишению свободы. В этом случае оно распространяется на все время отбывания указанных основных видов наказания, но его срок начинает исчисляться только с момента отбытия основного наказания. Такой подход существенно повышает репрессивный эффект дополнительного наказания.
В соответствии с законом
в срок лишения права занимать
определенные должности или заниматься
определенной деятельностью не засчитывается
время, в течение которого осужденный
занимал запрещенные для него
должности или занимался
Исполнение наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью возлагается на уголовно-исполнительную инспекцию по месту жительства осужденного, исправительный центр, исправительное учреждение или дисциплинарную воинскую часть (ст. 16 УИК). Требования приговора исполняются администрацией организации, в которой работает осужденный, и органами, правомочными в соответствии с законом аннулировать разрешение на занятие соответствующей деятельностью.
§ 5. Лишение специального,
воинского или почетного
классного чина и государственных наград
Уголовным законом предусмотрено (ст. 48 УК), что при осуждении за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления с учетом личности виновного суд может лишить его специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград.
Таким образом, обязательными
условиями назначения этого наказания
являются: 1) совершение виновным тяжкого
или особо тяжкого
К тяжким преступлениям относятся
умышленные деяния, за совершение которых
максимальная санкция, установленная
УК, не превышает 10 лет лишения свободы.
Особо тяжкими преступлениями признаются
умышленные деяния, за совершение которых
предусмотрено наказание в виде
лишения свободы на срок свыше 10
лет или более строгое