Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2012 в 14:42, курсовая работа
Отечественный законодатель относит разбой к преступлениям против собственности, что - справедливо, так как побудительным мотивом совершения данного вида преступлений является желание завладеть чужим имуществом. С другой стороны, разбой отличает двухобъектный характер. Разбойное нападение совершается при нанесении ущерба здоровью потерпевшего. Именно это обстоятельство предопределяет повышенную общественную опасность разбоя и рассматривается специалистами как серьезное трудно раскрываемое преступление.
Введение
Развитие норм об ответственности за разбой
по российскому уголовному законодательству
Объективные и субъективные признаки разбоя
Отличие бандитизма от разбоя по объективным признакам
Отличие бандитизма от разбоя по субъективным признакам
Отличие разбоя от бандитизма
Средства и методы предупреждения преступления
Заключение
Литература
Конечно,
такие квалифицирующие
Средства и методы предупреждения преступления
Как
и все другие, меры предупреждения
корыстных и корыстно-
а) общие меры,
б) специальные меры,
в) специальные меры применительно к конкретным видам корыстно-насильственных преступлений, в частности к разбою.
Общие меры предупреждения корыстно-насильственных преступлений, в том числе и разбоя - это профилактические мероприятия социально- экономического, воспитательного, правового и организационного характера. Механизм воздействия их на виновных лиц данного преступления одинаков, как и для всех видов преступности (одинаково недостаточно эффективен). Среди них следует выделить специфические меры, которые непосредственно направлены на устранение причин и условий разбоя. К ним, прежде всего, относятся меры технические и организационные:18
-
внедрение в практику
-
внедрение охранной
-
совершенствование организации
патрульно-постовой службы
-
своевременное удаление с улиц
лиц, находящихся в нетрезвом
состоянии, как потенциальных
потерпевших или возможных
- организация жителей на улицах, в скверах и во дворах домов;
-
организация в городе
- надлежащее освещение улиц, дворов, зданий;
- своевременное реагирование на мелкие правонарушения, совершаемые в общественных местах, на факты побоев, издевательств, угрозы.
Предупреждение преступлений рассматриваемой категории (разбой) неразрывно связано с осуществлением таких специальных мер, как:
-
своевременное выявление
- осуществление рейдов на определенной территории по выявлению тунеядцев, бродяг, наркоманов, мест появления преступников-гастролеров, скопления уголовных элементов и мест сбыта похищенного;
-
своевременная постановка на
учет лиц с психическими
-
своевременное пресечение
- создание оперативных отрядов, специальных дружин по борьбе с карманными кражами, кражами из квартир, автомототранспорта;
-
трудоустройство осужденных
- административный надзор в предусмотренных законом случаях.
Предупреждение
разбоя может осуществляться и с
помощью следующих мероприятий
информационного и
-
регулярное информирование
-
информирование населения о
- разъяснение населению города, конкретных районов способов, которые используют мошенники при завладении имуществом граждан, при похищении людей с целью разбоя, хищения денег и имущества и т.д.;
-
предоставление информации
-
действия по предупреждению
-
организация морального и
Специальные
меры предупреждения отдельных видов
корыстных или корыстно-
Так, широкое разъяснение на страницах периодической печати действий шулеров, вымогателей, грабителей в немалой степени способствует сокращению числа данного вида преступлений, в связи с возрастанием людского внимания, осторожности в общении с незнакомыми людьми.
Настоятельная необходимость предупреждения разбоев на современном этапе усиливает стремление ученых и практиков к разработке и применению более эффективных средств и методов. Однако правоохранительные органы организуют и осуществляют соответствующую предупредительную деятельность не так, как им бы хотелось, а так как они могут это делать в реальных современных условиях.
Определение предупреждения и профилактики разбоев необходимо связывать с общей оценкой предупреждения преступлений и понимать как систематически и целенаправленно осуществляемое профилактическое воздействие на лиц, способных в силу своего поведения и характерологических особенностей совершить разбой. Речь идет о невыгодности совершения указанных действий, что связано не с наказанием человека, а с недопущением с его стороны преступления. Основная цель - превенция, а не репрессии. Главное не наказание за разбои, а их предупреждение.
В борьбе разбоями наиболее эффективными могут оказаться принудительные меры профилактики. Это подтверждает практика. Преступникам, совершающим данные преступления, должны противостоять весомая сила, сила власти, государственное принуждение, сила закона. Подавляя преступное насилие, мы тем самым восстанавливаем закон.
Представляет интерес следующая схема предупреждения разбоев: социальный контроль над лицами способными в силу своего поведения и характеристик личности совершить преступление; административный надзор за лицами, ранее привлекавшимися к ответственности за преступление; оперативно-розыскные мероприятия, не допускающие совершение преступлений, связанные с выявлением лиц, способных совершить такие деяния, а также замышляемые и подготавливаемые; предотвращения и пресечения преступлений, что также связано с мероприятиями оперативно-розыскного характера; раскрытие преступлений, розыск и задержание преступников, и их изобличение в процессе расследования, обеспечение неотвратимости наказания; специальные мероприятия в процессе исправления лиц, осуждаемых за преступления; особое воздействие на этих лиц во время отбывания ими наказания в виде лишения свободы; виктимологическая профилактика преступлений, совершаемых с применением оружия. Проведение этих мероприятий должно быть организованным.
Заключение.
Законодательная конструкция разбоя в российском уголовном праве отличается относительной устойчивостью. В историческом развитии учения о разбое можно выделить три периода (дореволюционный период - уголовное законодательство Древней Руси X в. - до Октябрьской социалистической революции 1917 г.; советский период - 1917 г. - конец 80-х г. г. и постсоветский период с 1996 г. по настоящее время).
На основе анализа ключевых теоретических положений, а также результатов судебной практики, можно констатировать, что в отношении видов насилия виновное вменение полностью подчинено исследованию объективной стороны деяния. Если в ходе хищения чужого имущества в отношении потерпевшего применяется насильственное ограничение свободы, вопрос о признании в действиях лица грабежа или разбоя рекомендуется решать с учетом характера и степени опасности этих действий для жизни или здоровья, а также последствий, которые наступили или могли наступить. Применение газового пистолета (баллончика) при нападении, в случае присутствия в патроне (баллончике) опасного для здоровья газа, рассматривается как применение оружия, опасного для здоровья и жизни человека. В случае отсутствия газа или если не удалось установить, какое вещество было в указанных выше предметах, используемых в качестве оружия, содеянное надлежит квалифицировать только как грабеж. Применение сильнодействующих, ядовитых или одурманивающих веществ рекомендовано оценивать по их свойствам и характеру действия. Так как их введение обосновано целью приведения потерпевшего в беспомощное состояние, виновному презюмируется умышленное отношение к их качественным свойствам – опасности для жизни или здоровья. В отсутствие вреда здоровью и отсутствие сведений об опасности используемых предметов преступления насилие, опасное для жизни или здоровья, не применялось21.
При разграничении совершении разбоя организованной группой с применением оружия (п."г" ч.2, п."а" ч.3 ст.162 УК) с бандитизмом (ст. 209 УК), за основу берутся следующие критерии: Во-первых, в разбое, совершенном организованной группой лиц, устанавливается наличие оружия или предметов, используемых в качестве оружия. В банде же должно быть только оружие. Во-вторых, в разбое оружие должно использоваться по назначению. Для бандитизма необходимо лишь наличие оружия. На данный признак обращено внимание в п.5 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17 января 1997 г. "О практике применения судами законодательства об ответственности за бандитизм"22. В-третьих, имеется отличие по моменту окончания посягательств. По п."г" ч.2 ст.162 УК разбойное нападение квалифицируется в тех случаях, когда оружие применено в ходе нападения. Нападение вооруженной банды считается состоявшимся и тогда, когда имевшееся у членов банды оружие не применялось (п.6 упомянутого постановления). Более того, уже само создание банды образует оконченный состав преступления.
Куда же мы идем? Таков любимый вопрос обывателя после прочтения им очередной газетной криминальной мелодрамы (трагедии, комедии, триллера). К катастрофе - не задумываясь отвечает политик-оппозиционер. К правовому государству - со сдержанным оптимизмом констатирует высокопоставленный чиновник. И та, и другая оценка основаны скорее на ощущениях, чем на конкретном знании. Их и наша общая проблема в том, что между анализом и прогнозом обычно лежит целая пропасть. Мы верим и голосуем за политика, который жестко, четко и афористично диагностирует нынешний "кризис всего и вся". Мы предполагаем, что если он ясно видит, что происходит сегодня, то наверняка найдет из этого тупика такой же простой и ясный выход. В этом-то и состоит наша главная, непоправимая ошибка. От правильного диагноза до единственно верного рецепта так же далеко, как от философа до пророка.
На самом деле для того, чтобы делать далеко идущие выводы, необходимо как минимум проанализировать статистические данные по всем видам преступности за несколько минувших лет. Но насколько адекватно официальная статистика МВД отражает объективную реальность? По моей просьбе итоги криминального 1995 года (подведенные только к середине 1996 года) прокомментировал профессор Института государства и права РАН Виктор Лунеев.
Для начала проанализируем динамику общего числа преступлений с начала 90-х. В начале 1992-го ежемесячные темпы прироста преступности достигали 45 процентов. В середине того же года Президент хлопнул кулаком: "Так нельзя!" Правоохранители задачу усекли: в статистике МВД темпы прироста неожиданно быстро стали сокращаться, упав к концу 92-го до 27 процентов (за год), 1993-й принес всего 1,4 процента годовых, а в 1994-м преступность даже сократилась на 6 процентов. То есть за два года темпы криминализации снизились в 50 раз. Не надо обладать ученой степенью, чтобы понять абсурдность этих цифр. И не случайно в 1995 году преступность вновь пошла в рост (+4,7 процента). Хотя нельзя не отметить - объективное замедление роста преступности все же происходит.