Принудительные меры воспитательного воздействия

Автор: Татьяна Больц, 07 Июня 2010 в 18:24, курсовая работа

Описание работы

Проблема преступности несовершеннолетних постоянно привлекает особое внимание ученых и практиков. Это связано с тем, что состояние преступности несовершеннолетних в значительной степени определяет количественный рост преступности в России в целом.
В настоящее время несовершеннолетние – одна из наиболее криминально пораженных категорий всего населения Российской Федерации.
Преступления, совершаемые несовершеннолетними, отличаются от преступлений совершаемых взрослыми лицами своей мотивацией. Так как процесс формирования замысла преступления в определенной мере оказывает жизненная ситуация подростков. Находясь в конкретных условиях и обладая антиобщественной направленностью, подросток осуществляет свои замыслы, готовится и совершает преступление. В таком случае, на возникновения замысла, на совершении преступления в первую очередь оказывают влияния, материальные, эгоистические, узколичные и иные потребности, не редко переходящие в трудно искореняемые пороки. Как правило, подростки, от которых можно ожидать совершения преступлений, духовно обеднены и часто все их потребности сводятся к пьянству, наркомании, бродяжничеству. Однако в основе их замысла могут лежать и нормальные потребности, когда для их удовлетворения избираются противоправные способы и средства. Это является наиболее острой проблемой общества и государства, которую необходимо решать.

Содержание

Введение……………………………………………………………. стр. 3-5
Глава I.
Несовершеннолетний, как участник уголовно-правовых отношений……...... стр. 5-8.
Уголовное наказание в отношении несовершеннолетних. Судимость и ее погашение… 9-15
Глава II.
Принудительные меры воспитательного воздействия…………..… .15-19
Освобождение несовершеннолетних от уголовной ответственности………..... 19-23
Выводы……………………………......................................………….. 23-25

Работа содержит 1 файл

курсак уголовное право.docx

— 47.84 Кб (Скачать)

Статья 90 УК определяет виды принудительных мер  воспитательного воздействия:

1) предупреждение;

2) передача  под надзор родителей или лиц,  их заменяющих, либо специализированного  государственного органа;

3) возложение  обязанности загладить причиненный  вред;

4) ограничение  досуга и установление особых  требований к поведению несовершеннолетнего.

Предупреждение  это "разъяснение несовершеннолетнему вреда, причиненного его деянием, и последствий повторного совершения преступлений".

Передача  под надзор состоит в возложении на родителей или лиц, их заменяющих, либо специализированный государственный  орган обязанности по воспитательному  воздействию на несовершеннолетнего  и контролю за его поведением. Необходимо отметить, что в отношении родителей  и лиц, их заменяющих, предусмотренная  обязанность существует и на основе норм семейного права. Применение этой меры не дает родителям и другим лицам в отношении несовершеннолетних никаких прав, которых бы они не имели, исходя из норм семейного права. Данная мера является своеобразным предупреждением  родителям и другим лицам о  возможности привлечения их ребенка (подопечного) к ответственности, с  тем чтобы побудить их к более  активной воспитательной деятельности.

"При  передаче несовершеннолетнего под  надзор родителей или лиц, их  заменяющих, суд должен убедиться  в том, что указанные лица  имеют положительное влияние  на подростка, правильно оценивают  содеянное им, могут обеспечить  надлежащее поведение и повседневный  контроль за несовершеннолетним. Для этого необходимо истребовать  характеризующий материал, проверить  условия жизни родителей или  лиц, их заменяющих, возможность  материального обеспечения подростка  и т.д. Несмотря на то что  закон не требует согласия  родителей или лиц, их заменяющих, на передачу им несовершеннолетнего  под надзор, такое согласие судом  должно быть получено".2

2 - Пленум Верховного Суда РФ, Постановление от 14.02.2000 N 7.  

Обязанность загладить причиненный ущерб  назначается с учетом имущественного положения и трудовых навыков  несовершеннолетнего.

Обязанность загладить причиненный вред не сводится исключительно к возмещению ущерба, причиненного преступлением, и компенсации  морального вреда. В некоторых случаях  с согласия потерпевшего ущерб может  быть возмещен не в полном объеме, моральный  вред может быть заглажен извинением раскаявшегося преступника. Вред может  быть заглажен путем совершения каких-либо полезных для потерпевшего или для  общества действий, независимо от факта  причинения преступлением имущественного ущерба и того факта, что 

Предусмотренные ст. 90 УК принудительные меры воспитательного  воздействия не делятся на основные и дополнительные.

Несовершеннолетнему может быть назначено одновременно несколько мер воспитательного  воздействия.

Часть 2 ст. 92 УК предусматривает в качестве особой принудительной меры воспитательного  воздействия помещение несовершеннолетнего  в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа органа управления образованием. Применение этой меры регламентируется УК, Федеральным законом "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", Положением о комиссиях по делам несовершеннолетних и Типовым положением о специальном учебно-воспитательном учреждении для детей и подростков с девиантным поведением.

Несовершеннолетние, освобожденные от наказания по ч. 2 ст. 92 УК, на основании приговора  суда помещаются в специальные профессиональные училища закрытого типа и специальные (коррекционные) образовательные учреждения закрытого типа . В коррекционные  учреждения закрытого типа помещаются несовершеннолетние, имеющие отклонения в развитии и заболевания, вызывающие необходимость их содержания, воспитания и обучения в таких учреждениях (умственно отсталые, глухонемые, слепые и др.). В указанные специальные  учреждения (в том числе и коррекционные) не могут быть помещены несовершеннолетние, имеющие заболевания, препятствующие их содержанию и обучению в специальных  учреждениях закрытого типа (перечень утверждается Правительством).

Несовершеннолетний  может быть помещен в специальное  учреждение до достижения им возраста 18 лет, но не более чем на 3 года. Установленный  судом срок может быть изменен  в процессе применения принудительной меры:

  1. воспитанник может быть досрочно выпущен из специального учреждения, если судом будет признано, что он не нуждается более в применении этой меры;
  2. решения им общеобразовательной или профессиональной подготовки (после чего содержание в учреждении уже не может рассматриваться в качестве принудительной меры).
 

4. Освобождение несовершеннолетнего от уголовной ответственности.

К несовершеннолетним применяются как общие и специальные (предусмотренные в примечаниях  к статьям Особенной части) виды освобождения от уголовной ответственности, так и дополнительный вид освобождения от уголовной ответственности с  применением принудительных мер  воспитательного воздействия, который  применяется только к несовершеннолетним.

Несовершеннолетний  может быть освобожден от уголовной  ответственности по общим нормам: в связи с деятельным раскаянием; в связи с примирением с  потерпевшим; в связи с истечением сроков давности; по амнистии. При этом срок давности при освобождении несовершеннолетних от уголовной ответственности сокращается  наполовину. Норма о применении по усмотрению суда сроков давности к  лицу, совершившему преступление, наказуемое смертной казнью или пожизненным  лишением свободы, не применяется к  несовершеннолетнему, поскольку несовершеннолетнему  не может быть назначено наказание  в виде смертной казни или пожизненного лишения свободы.

Статья 90 УК предусматривает норму об освобождении несовершеннолетнего от уголовной  ответственности с применением  принудительных мер воспитательного  воздействия.

Формальным  основанием применения этой нормы является совершение несовершеннолетним преступления небольшой или средней тяжести. Материальным – возможность исправления  несовершеннолетнего без привлечения  его к уголовной ответственности  путем применения принудительных мер  воспитательного воздействия.

Данный  вид освобождения от уголовной ответственности  – единственный вид освобождения от уголовной ответственности, связанный  с применением мер государственного принуждения – принудительных мер воспитательного воздействия. Поэтому закон предусматривает особый порядок применения этих мер. Как и при других видах освобождения от уголовной ответственности, уголовное дело (преследование) может быть прекращено не только судом, но и прокурором, следователем, дознавателем с согласия прокурора. Однако во всех случаях принудительные меры воспитательного воздействия могут быть применены только судом. Поэтому прокурор, прекратив дело (преследование) или дав на это согласие, направляет дело в суд с ходатайством о применении в отношении несовершеннолетнего принудительных мер (ст. 427 УПК РФ).

Статья 90 УК предусматривает единственный в действующем уголовном законодательстве России вид условного освобождения от уголовной ответственности. "В  случае систематического неисполнения несовершеннолетним принудительной меры воспитательного воздействия эта  мера по представлению специализированного  государственного органа отменяется, и материалы направляются для  привлечения несовершеннолетнего  к уголовной ответственности" (ч. 4 ст. 90 УК). Контроль за исполнением  несовершеннолетним назначенной ему  принудительной меры возлагается по постановлению судьи на специализированный государственный орган, обеспечивающий исправление несовершеннолетнего, который и вправе обратиться в  суд с представлением об отмене указанной  меры.

"Систематическое  неисполнение несовершеннолетним  принудительной меры" является  единственным основанием для  отмены принудительной меры и  направления материалов для привлечения  несовершеннолетнего к уголовной  ответственности. Совершение несовершеннолетним  нового преступления, административных  или дисциплинарных правонарушений  закон не рассматривает в качестве  основания для отмены условного  освобождения несовершеннолетнего  от уголовной ответственности.

В силу презумпции невиновности факт совершения несовершеннолетним преступления, за которое он был освобожден от уголовной  ответственности (при неотмененном постановлении о прекращении  дела), не может учитываться при  назначении наказания за вновь совершенное  преступление, в том числе и  в качестве характеристики личности виновного. Не может он учитываться  и при решении вопроса об освобождении от ответственности или от наказания.

Прекращение применения принудительной меры влечет безусловное освобождение от уголовной  ответственности. Продолжительность  срока применения принудительных мер  в виде ограничения досуга и установления особых требований к поведению несовершеннолетнего  и передачи под надзор устанавливается  судом продолжительностью от 1 месяца до 2 лет при совершении преступления небольшой тяжести и от 6 месяцев  до 3 лет при совершении преступления средней тяжести.

    Таким образом, с учетом целей общественного  реагирования на совершение несовершеннолетним преступления могу сказать, что цели эти сугубо утилитарны, наилучшим  способом реагирования является применение специальных мер и мер воспитательного  воздействия. Однако понимание исправления  в качестве основной цели наказания  несовершеннолетних ни в коем случае не исключает применение строгих  наказаний к несовершеннолетним, совершившим тяжкие преступления, характер которых свидетельствует о значительной ценности дезориентации несовершеннолетнего. Необходимо обратить внимание на еще  один важный момент – разумное наказание  позволяет несовершеннолетнему, совершившему преступление, лучшим образом восстановить свой социальный статус. «Искупление  вины» не является целью уголовной  политики государства, однако остается правом преступника.

    Необходимость в специальных нормах ответственности  несовершеннолетних в уголовном  праве вытекает из принципов справедливости и гуманизма. С одной стороны, несовершеннолетний «в виду его физической и умственной незрелости, нуждается  в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту», и потому общество не может предъявлять  ему требования, равные с требованиями, предъявленными к лицу зрелого возраста. С другой стороны, особенности психологии несовершеннолетнего позволяет  лучшим образом реализовать цели уголовного наказания путем применения специальных, менее жестких мер  наказания.  

    Основания освобождения несовершеннолетнего  от отбывания наказания определены в ст. 92 УК РФ. В уголовном законе предусмотрено, что несовершеннолетний, осужденный за преступление средней тяжести, может быть освобожден от наказания, если будет признано, что цели наказания могут быть достигнуты только путем помещения его в специальное воспитательное или лечебно-воспитательное учреждение для несовершеннолетних. Так как законодатель не относит эти меры к разновидности общих принудительных мер воспитательного воздействия, то в соответствии с законом рассматриваемая мера должна относиться к особым принудительным мерам воспитательного характера, допускаемая при освобождении несовершеннолетнего от наказания при совершении им преступления только средней тяжести. 
Уголовный закон в ст. 91 определяет основное содержание каждой принудительной меры воспитательного воздействия.
 

Выводы.

Следовательно, по итогам работы можно сделать вывод, что государство в законодательстве, своих действиях и реакции  на те или иные преступлении, совершенные  несовершеннолетними реализует  все действия, для того чтобы обезопасить  общество от вредных анти социальных воздействий, а так же пытается возвратить в нормальное течение жизни несовершеннолетних детей, совершивших те или иные преступления, при помощи мер принудительного воспитательного воздействия и других воспитательных мер. Одним из важных аспектов является то, что государство в проводимой политике и в издаваемых нормативных актах, должно принимать все меры для того, чтобы обезопасить несовершеннолетнего гражданина от побочных воздействий окружающего его мира. Государство должно проводить ряд мер, которые будут способствовать укреплению государственного механизма защиты мало защищенных слоев населения. Гарантируя гражданам право на неприкосновенность, частную собственность, личную и семейную тайну, государство должно обеспечивать четкое функционирование всех этих институтов, чтобы поддержать высокий уровень гармонии государства и общества.

  • В России проблема преступности и преступных деяний, совершаемых малолетними гражданами очень обширна, и государство создает механизмы решения этой проблемы: различное законодательство, связанное с преступностью несовершеннолетних. Но пытаясь ограничить их свободу за те или иные правонарушения и проступки государство в первую очередь не должно забывать о том, что профилактика преступной деятельности так же очень важна при решении данного вопроса.
  • Говоря о совершенствовании законодательства об уголовной ответственности несовершеннолетних необходимо учитывать изменения в стиле и образе жизни молодежи. В данном правиле особое внимание обращается на необходимость регулярных обзоров и оценки существующих программ и мер, а также планирования в более широком контексте общих задач развития.
  • Постоянная оценка нужд несовершеннолетних, а также тенденций и проблем правонарушений среди несовершеннолетних является предварительным условием для улучшения методов разработки соответствующей политики и надлежащих мер вмешательства как на официальном, так и неофициальном уровнях. В этом контексте ответственные учреждения должны оказывать содействие исследованиям, осуществляемым независимыми лицами и организациями, и было бы целесообразно получать и учитывать мнение самих несовершеннолетних, и не только тех, которые вступают в контакт с системой правосудия.
  • В процессе планирования на первый план, в частности, должна выдвигаться задача создания более эффективной и справедливой системы обеспечения необходимых услуг для несовершеннолетних отбывающих наказание. В этих целях должен проводиться комплексный и регулярный анализ разнообразных конкретных нужд и проблем несовершеннолетних и выявление первоочередных задач. В этой связи необходимо также координировать использование имеющихся ресурсов, в том числе альтернатив и общественной поддержки, которые способствовали бы разработке конкретных процедур для осуществления и контроля над результатами разработанных программ.

Информация о работе Принудительные меры воспитательного воздействия