Автор: Татьяна Больц, 07 Июня 2010 в 18:24, курсовая работа
Проблема преступности несовершеннолетних постоянно привлекает особое внимание ученых и практиков. Это связано с тем, что состояние преступности несовершеннолетних в значительной степени определяет количественный рост преступности в России в целом.
В настоящее время несовершеннолетние – одна из наиболее криминально пораженных категорий всего населения Российской Федерации.
Преступления, совершаемые несовершеннолетними, отличаются от преступлений совершаемых взрослыми лицами своей мотивацией. Так как процесс формирования замысла преступления в определенной мере оказывает жизненная ситуация подростков. Находясь в конкретных условиях и обладая антиобщественной направленностью, подросток осуществляет свои замыслы, готовится и совершает преступление. В таком случае, на возникновения замысла, на совершении преступления в первую очередь оказывают влияния, материальные, эгоистические, узколичные и иные потребности, не редко переходящие в трудно искореняемые пороки. Как правило, подростки, от которых можно ожидать совершения преступлений, духовно обеднены и часто все их потребности сводятся к пьянству, наркомании, бродяжничеству. Однако в основе их замысла могут лежать и нормальные потребности, когда для их удовлетворения избираются противоправные способы и средства. Это является наиболее острой проблемой общества и государства, которую необходимо решать.
Введение……………………………………………………………. стр. 3-5
Глава I.
Несовершеннолетний, как участник уголовно-правовых отношений……...... стр. 5-8.
Уголовное наказание в отношении несовершеннолетних. Судимость и ее погашение… 9-15
Глава II.
Принудительные меры воспитательного воздействия…………..… .15-19
Освобождение несовершеннолетних от уголовной ответственности………..... 19-23
Выводы……………………………......................................………….. 23-25
Министерство сельского хозяйства Российской Федерации
Департамента кадровой политики
Федеральное
Государственное
Высшего Профессионального Образования
Красноярский
государственный Аграрный университет.
Юридический институт.
Кафедра
уголовного права
Курсовая
работа
Принудительные
меры воспитательного
воздействия
Красноярск 2008.
Содержание:
Введение
Проблема преступности несовершеннолетних постоянно привлекает особое внимание ученых и практиков. Это связано с тем, что состояние преступности несовершеннолетних в значительной степени определяет количественный рост преступности в России в целом.
В
настоящее время
Преступления, совершаемые несовершеннолетними,
отличаются от преступлений совершаемых
взрослыми лицами своей мотивацией. Так
как процесс формирования замысла преступления
в определенной мере оказывает жизненная
ситуация подростков. Находясь в конкретных
условиях и обладая антиобщественной
направленностью, подросток осуществляет
свои замыслы, готовится и совершает преступление.
В таком случае, на возникновения замысла,
на совершении преступления в первую очередь
оказывают влияния, материальные, эгоистические,
узколичные и иные потребности, не редко
переходящие в трудно искореняемые пороки.
Как правило, подростки, от которых можно
ожидать совершения преступлений, духовно
обеднены и часто все их потребности сводятся
к пьянству, наркомании, бродяжничеству.
Однако в основе их замысла могут лежать
и нормальные потребности, когда для их
удовлетворения избираются противоправные
способы и средства. Это является наиболее
острой проблемой общества и государства,
которую необходимо решать.
Несовершеннолетние пользуются особой
защитой государства. Государство, исходя
из того, что несовершеннолетние в силу
своего возраста не могут в полной мере
осознавать значение своих действий, ограничивает
их способность своими действиями приобретать
права, создавать для себя обязанности
и нести юридическую ответственность,
а также устанавливает особой порядок
осуществления их прав, который закреплен
в нормативных актах.
Необходимость специальных норм об ответственности несовершеннолетних в уголовном праве прямо вытекает из принципов справедливости и гуманизма. С одной стороны, несовершеннолетний, "ввиду его физической и умственной незрелости, нуждается в специальной охране и заботе", и потому общество не может предъявить ему требования, равные с требованиями, предъявленными к лицу зрелого возраста.
Среди
преступлений, совершаемых
С
другой стороны, особенности психологии
несовершеннолетнего позволяют
лучшим образом реализовать цели
уголовного наказания путем применения
специальных, менее жестких мер
наказания. Часто оптимальный путь
исправления
Уголовная ответственность несовершеннолетних
наступает в соответствии с общими положениями
УК РФ, но с учетом особенностей, связанных
со спецификой личности подростка, недостаточной
психофизической, возрастной и социальной
зрелостью, неумением в связи с этим в
полной мере адекватно оценивать свои
поступки.
Итак, в рамках данной работы поставлена
цель: рассмотреть и всесторонне изучить
особенности уголовной ответственности
несовершеннолетних, подробно раскрыть
меры воспитательного воздействия, применяемые
за те или иные виды действий или бездействий,
совершаемых несовершеннолетними. Для
подробного освящения поставленной цели
следует обратить внимание на такие аспекты,
как:
1. Несовершеннолетний как участник
уголовно-правового отношения.
В соответствии со ст. 87 УК "несовершеннолетними признаются лица, которым ко времени совершения преступления исполнилось четырнадцать, но не исполнилось восемнадцати лет". Таким образом, закон придает принципиальное значение возрасту лица на момент совершения преступления. Однако следует учитывать, что в ряде случаев слово "несовершеннолетний" в УК указывает на лиц, не достигших совершеннолетия ко дню применения нормы (а не на момент совершения преступления). Например, ст. 88 УК предусматривает, что "лишение свободы назначается несовершеннолетним осужденным на срок не свыше десяти лет и отбывается в воспитательных колониях". Тут в части ограничения срока наказания правовое значение имеет возраст на момент совершения преступления, а в части назначения его в воспитательных колониях - на момент применения нормы (т.е. понятие "несовершеннолетний", данное в УК, в ряде случаев требует ограничительного толкования).
Двойственность правового понятия "несовершеннолетний" и соответствующих норм объясняется двумя причинами, лежащими в их обосновании:
Минимальный
возраст несовершеннолетнего
По достижении
возраста 18 лет лицо утрачивает правовой
статус несовершеннолетнего. В соответствии
со ст. 96 УК уголовно-правовые нормы, устанавливающие
особенности ответственности
Закон
дифференцированно подходит к несовершеннолетним
в зависимости от того, достигли
ли они на момент совершения преступления
возраста 16 лет. Лица, не достигшие 16 лет,
несут ответственность только за
некоторые преступления (ч. 2 ст. 20 УК),
недопустимость совершения и социальная
опасность которых понятна
Лицо
считается достигшим
К лицам,
совершившим общественно
2. Уголовное наказание в отношении
несовершеннолетних. Судимость и ее погашение.
Одной
из особенностей правового статуса
несовершеннолетнего в
Дифференциация возраста, с которого наступает уголовная ответственность, проведена законодателем в ст.21 УК РФ. По общему правилу ч.1 ст.21 УК РФ уголовной ответственности подлежит лицо, достигшее ко времени совершения преступления шестнадцатилетнего возраста.
Лица, достигшие ко времени совершения преступления четырнадцатилетнего возраста, подлежат уголовной ответственности за (ч.2 ст.21 УК РФ):
· убийство (статья 105);
· умышленное причинение тяжкого вреда здоровью (статья 111);
· умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью (статья 112);
· похищение человека (статья 126), изнасилование (статья 131);
· насильственные действия сексуального характера (статья 132);
· кражу (статья 158);
· грабеж (статья 161);
· разбой (статья 162);
· вымогательство (статья 163);
· неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения (статья 166);
· умышленные уничтожение или повреждение имущества при отягчающих обстоятельствах (часть вторая статьи 167);
· терроризм (статья 205);
· захват заложника (статья 206);
· заведомо ложное сообщение об акте терроризма (статья 207);
· хулиганство при отягчающих обстоятельствах (часть вторая статьи 213);
· вандализм (статья 214);
· хищение либо вымогательство оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств (статья 226);
· хищение либо вымогательство наркотических средств или психотропных веществ (статья 229);
· приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения (статья 267).
Информация о работе Принудительные меры воспитательного воздействия