Принудительные меры воспитательного воздействия

Автор: Татьяна Больц, 07 Июня 2010 в 18:24, курсовая работа

Описание работы

Проблема преступности несовершеннолетних постоянно привлекает особое внимание ученых и практиков. Это связано с тем, что состояние преступности несовершеннолетних в значительной степени определяет количественный рост преступности в России в целом.
В настоящее время несовершеннолетние – одна из наиболее криминально пораженных категорий всего населения Российской Федерации.
Преступления, совершаемые несовершеннолетними, отличаются от преступлений совершаемых взрослыми лицами своей мотивацией. Так как процесс формирования замысла преступления в определенной мере оказывает жизненная ситуация подростков. Находясь в конкретных условиях и обладая антиобщественной направленностью, подросток осуществляет свои замыслы, готовится и совершает преступление. В таком случае, на возникновения замысла, на совершении преступления в первую очередь оказывают влияния, материальные, эгоистические, узколичные и иные потребности, не редко переходящие в трудно искореняемые пороки. Как правило, подростки, от которых можно ожидать совершения преступлений, духовно обеднены и часто все их потребности сводятся к пьянству, наркомании, бродяжничеству. Однако в основе их замысла могут лежать и нормальные потребности, когда для их удовлетворения избираются противоправные способы и средства. Это является наиболее острой проблемой общества и государства, которую необходимо решать.

Содержание

Введение……………………………………………………………. стр. 3-5
Глава I.
Несовершеннолетний, как участник уголовно-правовых отношений……...... стр. 5-8.
Уголовное наказание в отношении несовершеннолетних. Судимость и ее погашение… 9-15
Глава II.
Принудительные меры воспитательного воздействия…………..… .15-19
Освобождение несовершеннолетних от уголовной ответственности………..... 19-23
Выводы……………………………......................................………….. 23-25

Работа содержит 1 файл

курсак уголовное право.docx

— 47.84 Кб (Скачать)

Министерство  сельского хозяйства Российской Федерации

Департамента  кадровой политики

Федеральное Государственное Образовательное  Учреждение

Высшего Профессионального Образования

Красноярский  государственный Аграрный  университет. 

Юридический институт.

  

Кафедра уголовного права 
 

Курсовая  работа 

Принудительные  меры воспитательного  воздействия 
 
 

                                                                              Выполнила студенка 2-го курса дневного отделения Озеркевич Татьяна Петровна                                                                                                      Проверила: Сазонова Н.В 
 
 
 
 
 
 
 
 

Красноярск 2008.

Содержание: 

  1. Введение…………………………………………………………….                               стр. 3-5
  2. Глава I.
  • Несовершеннолетний, как участник уголовно-правовых отношений………………………………………………………......                            стр. 5-8.
  • Уголовное наказание в отношении несовершеннолетних. Судимость и ее погашение………………………………………………………….....                           9-15
  1. Глава II.
  • Принудительные меры воспитательного воздействия…………..…    .15-19
  • Освобождение несовершеннолетних от уголовной ответственности…………………………………………………….....                           19-23
  1. Выводы……………………………......................................…………..                   23-25 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

    Введение

    Проблема  преступности несовершеннолетних постоянно  привлекает особое внимание ученых и  практиков. Это связано с тем, что состояние преступности несовершеннолетних в значительной степени определяет количественный рост преступности в России в целом.

    В настоящее время несовершеннолетние – одна из наиболее криминально  пораженных категорий всего населения  Российской Федерации. 
     Преступления, совершаемые несовершеннолетними, отличаются от преступлений совершаемых взрослыми лицами своей мотивацией. Так как процесс формирования замысла преступления в определенной мере оказывает жизненная ситуация подростков. Находясь в конкретных условиях и обладая антиобщественной направленностью, подросток осуществляет свои замыслы, готовится и совершает преступление. В таком случае, на возникновения замысла, на совершении преступления в первую очередь оказывают влияния, материальные, эгоистические, узколичные и иные потребности, не редко переходящие в трудно искореняемые пороки. Как правило, подростки, от которых можно ожидать совершения преступлений, духовно обеднены и часто все их потребности сводятся к пьянству, наркомании, бродяжничеству. Однако в основе их замысла могут лежать и нормальные потребности, когда для их удовлетворения избираются противоправные способы и средства. Это является наиболее острой проблемой общества  и государства, которую необходимо решать. 
     Несовершеннолетние пользуются особой защитой государства. Государство, исходя из того, что несовершеннолетние в силу своего возраста не могут в полной мере осознавать значение своих действий, ограничивает их способность своими действиями приобретать права, создавать для себя обязанности и нести юридическую ответственность, а также устанавливает особой порядок осуществления их прав, который закреплен в нормативных актах.

    Необходимость специальных норм об ответственности  несовершеннолетних в уголовном  праве прямо вытекает из принципов  справедливости и гуманизма. С одной  стороны, несовершеннолетний, "ввиду  его физической и умственной незрелости, нуждается в специальной охране и заботе", и потому общество не может предъявить ему требования, равные с требованиями, предъявленными к лицу зрелого возраста.

    Среди преступлений, совершаемых несовершеннолетними, велика доля тяжких корыстных и корыстно-насильственных преступлений. Изучение судебной практики показывает, что примерно половина преступлений совершается несовершеннолетними  в соучастии, группой. Нередко в  качестве организаторов, подстрекателей и соисполнителей оказываются взрослые лица, уже имеющие преступный опыт.

    С другой стороны, особенности психологии несовершеннолетнего позволяют  лучшим образом реализовать цели уголовного наказания путем применения специальных, менее жестких мер  наказания. Часто оптимальный путь исправления несовершеннолетнего  — применение мер воспитательного  воздействия, не являющихся уголовным  наказанием. 
     Уголовная ответственность несовершеннолетних наступает в соответствии с общими положениями УК РФ, но с учетом особенностей, связанных со спецификой личности подростка, недостаточной психофизической, возрастной и социальной зрелостью, неумением в связи с этим в полной мере адекватно оценивать свои поступки. 
     Итак, в рамках данной работы поставлена цель: рассмотреть и всесторонне изучить особенности уголовной ответственности несовершеннолетних, подробно раскрыть меры воспитательного воздействия, применяемые за те или иные виды действий или бездействий, совершаемых несовершеннолетними. Для подробного освящения поставленной цели следует обратить внимание на такие аспекты, как:

    1. Характеристика уголовного законодательства в отношении несовершеннолетних, несовершеннолетние лица как субъекты того или иного преступления, за которое они отвечают;
    2. Основания привлечения несовершеннолетних к уголовной ответственности, перечень преступлений, за которые они могут привлекаться к уголовной  ответственности;
    3. Особенности исполнения наказаний в отношении несовершеннолетних.
    4. Анализ специфики применения УК РФ при освобождении несовершеннолетних от уголовной ответственности путем применения принудительных мер воспитательного воздействия.
    5. Рассмотрение видов принудительных мер воспитательного воздействия.
 

1. Несовершеннолетний  как участник

уголовно-правового  отношения.

В соответствии со ст. 87 УК "несовершеннолетними  признаются лица, которым ко времени  совершения преступления исполнилось  четырнадцать, но не исполнилось восемнадцати лет". Таким образом, закон придает  принципиальное значение возрасту лица на момент совершения преступления. Однако следует учитывать, что в ряде случаев слово "несовершеннолетний" в УК указывает на лиц, не достигших  совершеннолетия ко дню применения нормы (а не на момент совершения преступления). Например, ст. 88 УК предусматривает, что "лишение свободы назначается несовершеннолетним осужденным на срок не свыше десяти лет и отбывается в воспитательных колониях". Тут в части ограничения срока наказания правовое значение имеет возраст на момент совершения преступления, а в части назначения его в воспитательных колониях - на момент применения нормы (т.е. понятие "несовершеннолетний", данное в УК, в ряде случаев требует ограничительного толкования).

Двойственность  правового понятия "несовершеннолетний" и соответствующих норм объясняется  двумя причинами, лежащими в их обосновании:

  1. с одной стороны, психические и социальные особенности, связанные с юным возрастом несовершеннолетнего (психическая и социальная незрелость), требуют более мягкого к нему отношения, что прямо вытекает из принципа справедливости, закрепленного в ст. 6 УК;
  2. с другой стороны, эти психические и социальные особенности определяют не только строгость, но и содержание исправительного воздействия. Личность несовершеннолетнего еще не сформировалась окончательно, поэтому исправительное воздействие применительно к несовершеннолетним становится воспитательным. Например, администрации воспитательной колонии приходится решать не только задачу исправления преступника, но и те задачи, которые в обычной жизни возложены на родителей.

Минимальный возраст несовершеннолетнего как  особого участника охранительного уголовного правоотношения определяется ст. 20 УК, которая предусматривает, что  уголовной ответственности подлежит лицо, достигшее ко времени совершения преступления 16 лет, а за некоторые  преступления - 14 лет.

По достижении возраста 18 лет лицо утрачивает правовой статус несовершеннолетнего. В соответствии со ст. 96 УК уголовно-правовые нормы, устанавливающие  особенности ответственности несовершеннолетних, в исключительных случаях с учетом характера совершенного деяния и  личности суд может применить  к лицам, совершившим преступления в возрасте от 18 до 20 лет. Речь идет о  лицах, не достигших возраста 20 лет (т.е. о 18- и 19-летних, но не о 20-летних). Эта  норма может применяться в  случаях, когда лицо, достигшее 18-летнего  возраста, не достигло, тем не менее, обычного для этого возраста уровня психической или социальной зрелости, и применение специальных норм об ответственности несовершеннолетних лучшим образом обеспечивает реализацию принципов уголовной ответственности. Вопрос о применении ст. 96 УК закон  относит к ведению суда. Органы, осуществляющие уголовное преследование, не вправе применить эту норму.

Закон дифференцированно подходит к несовершеннолетним в зависимости от того, достигли ли они на момент совершения преступления возраста 16 лет. Лица, не достигшие 16 лет, несут ответственность только за некоторые преступления (ч. 2 ст. 20 УК), недопустимость совершения и социальная опасность которых понятна человеку в столь юном возрасте. Кроме того, наказание в виде лишения свободы  им назначается по особым правилам, указанным в ч. 6 ст. 88 УК.

Лицо  считается достигшим определенного  возраста "не в день рождения, а  по истечении суток, на которые приходится этот день, т.е. с ноля часов следующих  суток". "При установлении судебно-медицинской  экспертизой возраста подсудимого  днем его рождения считается последний  день того года, который назван экспертами, а при определении возраста минимальным  и максимальным числом лет суду следует  исходить из предлагаемого экспертами минимального возраста такого лица".

К лицам, совершившим общественно опасные  деяния до достижения возраста, с которого наступает ответственность (14 или 16 лет), а также не подлежащим уголовной  ответственности в силу "возрастной невменяемости" (ч. 3 ст. 20 УК), принудительные меры воспитательного воздействия, в том числе и помещение  в специальные воспитательные учреждения закрытого типа, применяются в  порядке, предусмотренном нормами  административного, а не уголовного права. Достижение возраста, с которого наступает уголовная ответственность, также не исключает применения принудительных мер воспитательного воздействия  в порядке, предусмотренном административным (а не уголовным) законодательством. Однако в специальные учреждения лица, подлежащие уголовной ответственности, могут быть принудительно направлены только в порядке, предусмотренном  УК.

2. Уголовное наказание  в отношении

несовершеннолетних. Судимость и ее погашение.

    Одной из особенностей правового статуса  несовершеннолетнего в уголовном  праве, в частности, привлечения  несовершеннолетнего к уголовной  ответственности - является дифференциация преступлений относительно возраста, с которого она наступает.

     Дифференциация  возраста, с которого наступает уголовная  ответственность, проведена законодателем  в ст.21 УК РФ. По общему правилу ч.1 ст.21 УК РФ уголовной ответственности  подлежит лицо, достигшее ко времени  совершения преступления шестнадцатилетнего возраста.

     Лица, достигшие ко времени совершения преступления четырнадцатилетнего  возраста, подлежат уголовной ответственности  за (ч.2 ст.21 УК РФ):

· убийство (статья 105);

· умышленное причинение тяжкого вреда здоровью (статья 111);

· умышленное причинение средней тяжести вреда  здоровью (статья 112);

· похищение  человека (статья 126), изнасилование (статья 131);

· насильственные действия сексуального характера (статья 132);

· кражу (статья 158);

· грабеж (статья 161);

· разбой (статья 162);

· вымогательство (статья 163);

· неправомерное  завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения (статья 166);

· умышленные уничтожение или повреждение  имущества при отягчающих обстоятельствах (часть вторая статьи 167);

· терроризм (статья 205);

· захват заложника (статья 206);

· заведомо ложное сообщение об акте терроризма (статья 207);

· хулиганство  при отягчающих обстоятельствах (часть  вторая статьи 213);

· вандализм (статья 214);

· хищение  либо вымогательство оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств (статья 226);

· хищение  либо вымогательство наркотических  средств или психотропных веществ (статья 229);

· приведение в негодность транспортных средств  или путей сообщения (статья 267).

Информация о работе Принудительные меры воспитательного воздействия