Превышение и злоупотребление должностыми полномочиями

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Августа 2012 в 11:51, курсовая работа

Описание работы

Как известно, публичная власть выполняет в обществе две основные функции – функцию социального регулирования и социального контроля. Их успешная реализация, в конечном итоге, должна обеспечивать стабильность и порядок в социуме.

Содержание

Введение…………………………………………………………………стр. 2

Глава 1. Объективные признаки превышения должностных полномочий

1.1Объект преступления…………………………………………….стр. 4

1.2Объективная сторона преступления…………………………….стр. 6

Глава 2. Субъективные признаки превышения должностных полномочий

2.1Субъект преступления…………………………………………...стр. 10

2.2Субъективная сторона преступления…………………………...стр. 18

Глава 3. Разграничение должностного злоупотребления и превышения должностных полномочий…………………………………..............стр. 23

Заключение………………………………………………………………стр. 28

Список литературы……………………………………………………...стр.31

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word (Восстановлен).docx

— 55.24 Кб (Скачать)

Исходя из изложенного, всякое злоупотребление  должностными полномочиями в форме  действия следует рассматривать  в качестве специального случая превышения должностных полномочий, поскольку одна из форм превышения специализированна путем выделения такого признака субъективной стороны преступления, как мотив в виде корыстной или иной личной заинтересованности.

Таким образом можно сделать  вывод, что при отграничении превышения должностных полномочий от злоупотребления должностными полномочиями следует исходить из того, что в первом случае должностное лицо явно выходит за пределы предоставленных ему полномочий, во втором – действует в рамках предоставленных ему полномочий; в первом случае он совершает преступление только путем активных действий, во втором – путем действия либо бездействия; для превышения должностных полномочий корыстная или иная личная заинтересованность не является обязательным признаком состава, при злоупотреблении должностными полномочиями – без него нет состава преступления.

 

                                                ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Наше  государство всеми средствами борется  с нарушениями, которые наносят  ущерб правильной деятельности государственных  органов и общественных организаций, предприятий и учреждений не зависимо от их форм собственности. Состав этого вида преступления предусмотрен в ст. 286 главы 30 Уголовного кодекса РФ. Существенный вред четкой организации и деятельности государственного аппарата любого государства причиняется преступным отношением должностного лица к исполнению своих служебных обязанностей. Будучи наделены большими правами и распоряжаясь нередко значительными материальными ценностями, такие лица своим превышением должностных полномочий причиняют не только большой материальный, но и моральный вред, дискредитируют государственный аппарат. Даже самые незначительные противозаконные деяния должностных лиц порождают нежелательные последствия, например, хотя это и стало самым распространенным последствием, неверие народа в государственную власть, органов милиции и других государственных организаций.

Практика  показывает, что всякого рода превышения полномочий - это результат многих обстоятельств, между которыми имеется  тесная связь. Типичными обстоятельствами, способствующими совершению должностных преступлений, являются: нарушение принципов подбора и расстановки кадров; недостатки в организационно-хозяйственной деятельности предприятий, учреждений, организаций. Нарушение дисциплины, ненадлежащий учет и неудовлетворительные условия хранения и транспортировки товарно-материальных ценностей и т.д., отсутствие контроля за деятельностью должностных лиц со стороны вышестоящих организаций и контрольно-ревизионных учреждений; недостатки в деятельности правоохранительных органов. Важным обстоятельством, способствующим совершению данного вида преступлений государственного аппарата, в современных условиях является недостаточный уровень материальной обеспеченности должностных лиц, перебои с выплатой заработной платы, и иные экономические причины.

В результате проведенного исследования по выявлению наиболее значимых теоретических  и практических вопросов, связанных  с правовым положением должностных  лиц и допускаемых ими нарушений  закона путем превышения должностных полномочий, и решив поставленные перед нами задачи, мы выявили следующие основные особенности:

1. Объект данного преступного  посягательства можно определить  как общественные отношения, обеспечивающие  нормальную, законную деятельность  органов государственной власти, государственной службы и органов  местного самоуправления. Анализ 286 статьи УК РФ, определяющей ответственность  за должностное преступление, свидетельствует о том, что для данного преступления характерен и второй непосредственный объект - объект посягательства: охраняемые законом блага личности.

2. Объективная сторона преступления  состоит из трех признаков:  а) общественно опасного действия, явно выходящего за пределы  полномочий, предоставленных должностному лицу законом; б) общественно опасного последствия в виде существенного нарушения прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства; в) причинной связи между общественно опасными последствиями и преступными действиями. Которые характеризуются 3 существенными признаками: а) совершение общественно опасного действия  должностного лица в силу своего служебного положения, б) это деяние посягает на правильную деятельность государственного или общественного аппарата, в) влечет существенное нарушение прав и законных интересов граждан и организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства.

3. В данной статье имеет место  специальный субъект, под которым  понимается вменяемое физическое  лицо, достигшее возраста уголовной  ответственности являющийся должностным  лицом. Понятие должностного лица дано в примечании 1 к статье 285 в котором под должностными признаются лица, постоянно, или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, государственных корпорациях а также в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях РФ.

4. Преступление, предусмотренное ст. 286 УК РФ может быть совершено  только умышленно: само действий  предполагает наличие прямого умысла, а по отношению к последствиям - это может быть и прямой, и косвенный умысел. Это связано с тем, что, совершая превышение власти, лицо осознает общественно опасный характер своих действий и желает их совершения либо сознательно допускает. Поэтому наступление последствий следует расценивать как результат умышленных действий лица с прямым либо косвенным умыслом.

Знание особенностей настоящей статьи позволяет нам конкретизировать элементы состава преступления, а следовательно более четко и грамотно применять ее на практике.

 

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Конституция РФ от 12.12.1993.
  2. Уголовный кодекс РФ от 13.06.1996. - №63-ФЗ. В редакции от 10.05.2007.
  3. Федеральный закон «Об основах государственной службы Российской Федерации» от31.07.95//СЗ РФ. – 1995. - №31.
  4. Федеральный закон от 13.12.1996. - № 150-ФЗ - "Об оружии".
  5. Указ президента РФ «О государственных должностях РФ от 11.01.1995.//СЗ РФ. – 1996. - №52
  6. П.С. Яни. Экономические и служебные преступления. - М., - 1997.
  7. Ю.Н.Кравец. Ответственность за преступления против интересов службы в коммерческих и иных организациях. // Российская юстиция. - 1997. - №7.
  8. А.В. Шнитенков «Уголовная ответственность должностных лиц» // Уголовный процесс - №1. - 2006. - ст. - 31.
  9. С.А.Макаров. Должностное укрывательство преступлений. // Законность - 2007. - №4. - ст. - 22.
  10. П.С. Яни. Разграничение должностного злоупотребления и превышения должностных полномочий. // Законность. - 2007. - №11. - ст. – 11.
  11. Р.Х. Якупов. Уголовный процесс. - М., - 1998.
  12. Ф.М. Багаутдинов. Кто защитит интересы государства? // Законность. 1997. - №11.
  13. А.В. Шнитенков. Классификация отягчающих обстоятельств в преступлениях против интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления. Соб. науч. тр. Омск. - 1997. - ст. 12 – 14.
  14. А.В.Галахова. Превышение власти или служебных полномочий (вопросы уголовно – правовой квалификации) – М.: - Юрид. лит. - 1998.
  15. Н.С. Егорова. Субъект преступления против интересов службы. // Законность. - 1997. - №4. - ст. – 81.
  16. И.А. Клепицкий. Должностное лицо в уголовном праве. // Законность - 1997. - №10. ст. 21 – 26.
  17. ППВС от 10.02.2000. №6. О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе в редакции от 06.02.2007.
  18. ППВС от 30.03.90. - №4. О судебной практике по делам о злоупотреблении властью или служебным положением, превышении власти или служебных полномочий, халатности и должностном подлоге. В редакции от 10.02.2000. - №6.
  19. Бюллетень Верховного Суда РФ. – 2000. - № 8. - ст. - 19.
  20. Юридическая энциклопедия под. ред. М.Ю.Тихомирова. М. – 2001. - ст. - 654.

1 Уголовный кодекс РФ от 13.06.1996. - №63-ФЗ. В редакции от 10.05.2007. - ч. 1. ст. 286.

2 А.В. Шнитенков. Уголовная ответственность должностных лиц. - Уголовный процесс - №1. - 2006. - ст. - 31.

 

4 И.А. Клепицкий. Должностное лицо в уголовном праве. «Законность» - 1997. - №10. - с. 23.

5 Н.С. Егорова. Субъект преступления против интересов службы. - «Законность» - 1997. - №4. стр. – 81.

6 Бюллетень Верховного Суда РФ. – 2000. - № 8. - С. 19.

7 Указ президента РФ - О государственных должностях РФ - от 11.01.1995.//СЗ РФ. – 1996. - №52

8 А.В.Галахова. Превышение власти или служебных полномочий (вопросы уголовно – правовой квалификации) – М.: - Юрид. Лит. - 1998.

9 ППВС от 30.03.90. №4. О судебной практике по делам о злоупотреблении властью или служебным положением, превышении власти или служебных полномочий, халатности и должностном подлоге. - В редакции от 10.02.2000. - №6.

10 Определение Верховного Суда РФ от 19.07.1999. // Бюллетень Верховного Суда РФ – 2000 - №8

11 Юридическая энциклопедия / под. ред. М.Ю.Тихомирова. М. – 2001. - с.654.

 


Информация о работе Превышение и злоупотребление должностыми полномочиями