Превышение и злоупотребление должностыми полномочиями

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Августа 2012 в 11:51, курсовая работа

Описание работы

Как известно, публичная власть выполняет в обществе две основные функции – функцию социального регулирования и социального контроля. Их успешная реализация, в конечном итоге, должна обеспечивать стабильность и порядок в социуме.

Содержание

Введение…………………………………………………………………стр. 2

Глава 1. Объективные признаки превышения должностных полномочий

1.1Объект преступления…………………………………………….стр. 4

1.2Объективная сторона преступления…………………………….стр. 6

Глава 2. Субъективные признаки превышения должностных полномочий

2.1Субъект преступления…………………………………………...стр. 10

2.2Субъективная сторона преступления…………………………...стр. 18

Глава 3. Разграничение должностного злоупотребления и превышения должностных полномочий…………………………………..............стр. 23

Заключение………………………………………………………………стр. 28

Список литературы……………………………………………………...стр.31

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word (Восстановлен).docx

— 55.24 Кб (Скачать)

Объективная сторона преступления характеризуется 3 существенными признаками: а) совершение общественно опасного действия  должностного лица в силу своего служебного положения, б) это деяние посягает на правильную деятельность государственного или общественного аппарата, в) влечет существенное нарушение прав и законных интересов граждан и организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства.

Закон не указывает конкретных форм превышения должностных полномочий, так как сфера действия государственных  органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных  учреждений чрезвычайно широка, а должностные лица этих органов наделены весьма разнообразными полномочиями. Обобщение судебно-следственной практики позволяет назвать такие формы превышения должностных полномочий, когда должностное лицо совершает действия:

1) Совершение  действий, входящих в компетенцию  вышестоящего должностного лица. 2) Действия, которые могут быть совершены лишь коллегиально. 3) Действия, для совершения которых требуются специальные полномочия, отсутствующие у виновного. 4) Совершение действий, которые не вправе совершать никакое должностное лицо ни при каких обстоятельствах

ГЛАВА 2. СУБЬЕКТИВНЫЕ ПРИЗНАКИ ПРЕВЫШЕНИЯ                 ДОЛЖНОСТНЫХ ПОЛНОМОЧИЙ

2.1Субъект превышения должностных полномочий

Понятие должностного лица, как субъекта большинства предусмотренных в главе 30 УК РФ преступлений дано в примечании 1 к статье 285 в котором под должностными признаются лица, постоянно, или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, государственных корпорациях а также в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях РФ. Данная формулировка позволяет выделить три блока признаков, которые лежат в основе признания лица должностным:

- характер выполняемых лицом  функций (полномочий и обязанностей);

- правовое основание наделения  его этими функциями;

- принадлежность (характеристика) тех  органов, учреждений, в которых трудится лицо.

При этом определяющим является характер выполняемых должностным лицом функций. Указание в законе на характер выполняемых функций позволяет четко очертить круг лиц, признаваемых должностными, и исключает возможность расширительного толкования субъекта этой группы преступлений. Этот признак позволяет отличить его от иных лиц, хотя и занятых на работе в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях и т.д., но выполняющих иные, технические функции.

Полномочия некоторых представителей власти, хотя и распространяются на неопределенный круг лиц, но имеют силу в определенных ведомственных границах. Так, сотрудники налоговой полиции, таможенных органов выступают как представители власти лишь в рамках отношений, возникающих при выполнении возложенных на них задач; судебные приставы действуют как представители власти, когда исполняют решения суда по различного рода взысканиям.

Деятельность представителя власти выражается в основанных на законе, распоряжениях или действиях, имеющих юридическое значение, в отношении отдельных граждан, должностных лиц учреждений, организаций и предприятий независимо от их ведомственной принадлежности и подчиненности. Например, представитель власти – работник милиции имеет право в определенных случаях проверять у граждан и должностных лиц документы, удостоверяющие личность, входить беспрепятственно в жилые и иные помещения граждан. Законные распоряжения представителя власти, обусловленные предоставленными ему полномочиями, обязательны для исполнения.

Обязательность исполнения законных распоряжений представителя власти обеспечивается авторитетом государственного органа власти, от имени которого он действует. В предусмотренных законом  случаях деятельность представителя  власти может быть подкреплена принудительным воздействием. Например, в целях защиты граждан от нападения, угрожающего их жизни или здоровью, работники милиции имеют право в исключительных случаях в качестве крайней меры применить физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие.3 Такое же право предоставлено, например, и сотрудникам таможенных органов, судебным приставам.

Представитель власти как лицо, осуществляющее функции власти, в соответствии с  законом является должностным лицом. В примечании к статье 318 УК РФ сказано: «Представителем власти в настоящей  статье и других статьях настоящего Кодекса признается должностное  лицо правоохранительного или контролирующего органа, а также иное должностное лицо, наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от него в служебной зависимости».

К признанию некоторых лиц представителями  власти следует подходить дифференцировано. Так, рядовой милиционер, осуществляя функции власти по отношению к отдельным гражданам, обладает правом отдавать распоряжения или совершать действия, имеющие юридическое значение. В этом случае он – возможный субъект должностных преступлений. Во взаимоотношениях с другими сотрудниками различных подразделений милиции рядовые милиционеры не могут выступать как должностные лица ибо в подобных случаях они не имеют право отдавать распоряжения или совершать действия, имеющие юридическое значение.4

Требования о том, что только законные распоряжения или действия представителя власти подлежат исполнению, обязывает в каждом случае разрешения вопроса о наличии в его  действиях признаков преступления или иного правонарушения, уяснить  его компетенцию, обусловленные  ей права и обязанности. Обычно эти  вопросы регламентированы в законах  и иных нормативных актах.

Организационно-распорядительные функции  связаны с управлением. Лицо, выполняющее их, руководит деятельностью учреждения, организацией, предприятия, отдела, участка и т.д.(подбирает кадры, руководит действиями находящихся в его подчинении работников и т.п.). Выполнение организационно-распорядительных обязанностей неизменно связано с руководством деятельностью других людей.

Для административно-хозяйственных  функций признак руководства  деятельностью других людей не обязателен. На первое место здесь выступают контроль и распоряжение материальными ценностями, организация их отпуска, получение, ответственного хранения, реализация и т.п. В большинстве случаев должностные лица выполняют одновременно организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции. Отнесение к должностным лиц, выполняющих иные функции, лишает смысла установленную законом уголовную ответственность специально для должностных лиц и ведет к утрате специфики, присущей рассматриваемой группе.

Критерием, который позволяет выделить из всех лиц, работающих в органах  государственной власти и управления, в органах местного самоуправления тех, кто может стать субъектами рассматриваемой группы преступлений, является совершение ими при выполнении должностных обязанностей действий, имеющих юридическое значение, то есть связанных с установлением, изменением, или прекращением прав и обязанностей физических и юридических лиц. Чтобы такие действия явились основанием для признания лица должностным, они должны быть обусловлены служебной необходимостью и вытекать из функций представителя власти или организационно-распорядительных либо административно-хозяйственных функций. Данное условие, наряду с выполнением указанных функций и совершением в связи с этим действий, имеющих юридическое значение, является обязательным для признания лица должностным.5 В то же время лица, хотя и имеющие отношение, например, к материальным ценностям. Но выполняющие технические или производственные функции не признаются должностными. Именно поэтому заключение договора между работником и администрацией о полной материальной ответственности за сохранность вверенных ценностей само по себе не может служить основанием для признания такого лица субъектом должностного преступления, если при этом оно не осуществляет функций по управлению или распоряжению этими ценностями (например, организует их доставку, распределяет по другим снабженческим точкам).

Другие признаки должностного лица, указанные в законе, не являются определяющими. Для признания лица должностным не имеет значения, постоянно, временно или по специальному полномочию оно выполняет возложенные на него обязанности назначено на должность или избрано, работает за плату или бесплатно.

Правовым основанием наделения  лица соответствующими функциями является закон, устав, инструкция или иные нормативные правовые акты, приказ о назначении на должность в которых сформулированы права и обязанности лица, занимающего конкретную должность. Установление такого правового основания в каждом конкретном случае обязательно.

Установление прав и обязанностей представителей власти – должностных лиц в нормативном правовом акте обеспечивает их четкость и полноту. Но даже при четкой регламентации прав и обязанностей допускаются различные толкования предоставленных лицу полномочий. Эти ситуации возможны, например, когда, назначая на должность или давая специальное полномочие на осуществление функций власти, лицу не разъясняют его права и обязанности.

Для решения вопроса об ответственности  важно знать, с какого момента  лицо считается должностным. Лицо приобретает  комплекс должностных прав и обязанностей со дня, указанного в приказе о зачислении на работу или в акте выборов, даже в тех случаях, когда необходимо последующее утверждение назначения. Если же вышестоящий орган государства выразил несогласие с назначением, то лицо всё-таки признается должностным, но лишь на период с момента издания приказа о зачислении на работу до момента выражения несогласия.6

Лицо, выполняющее должностные  обязанности во время болезни, отпуска, командировки должностного лица, признается таковым, лишь в силу акта назначения. К нему приравнивается акт перемещения  с одной должности на другую, в  соответствии с которым лицо, ранее  не являвшееся должностным, может приобрести комплекс прав и обязанностей должностного лица.

Лица, принятые на работу, связанную  с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций с испытательным сроком, признаются субъектами должностных преступлений, если преступление совершенно в этот период.

Должностным лицо считается до момента  прекращения трудовых отношений.

Они прекращаются вследствие наступления  определенных юридических фактов: а) истечения срока должностных полномочий; б) досрочного отзыва с выборной должности; в) увольнения (в случае увольнения вопреки желанию и даже при наличии согласия профсоюзного комитета лицо считается должностным до издания приказа об увольнении); г) наступления смерти.

На практике вызывает затруднение  вопрос о признании возможными субъектами должностных преступлений лиц, которые хотя и не назначены на соответствующие должности, но фактически выполняют функции должностного лица. В соответствии с примечанием к ст. 285 УК РФ они могут признаваться должностными, если выполняют организационно-распорядительные или административно-хозяйственные обязанности, а также функции представителей власти по специальному полномочию.

При определенных условиях это могут  быть лица, которые получают специальные полномочия на выполнение должностных обязанностей в связи с основной занимаемой ими должностью, которая сама по себе не позволяет признать лицо должностным (рабочие, инженерно-технический персонал). Кроме того к ним следует отнести лиц, получающих специальные полномочия на выполнение должностных обязанностей не в связи с основной занимаемой должностью (общественные контролеры, инспекторы, ревизоры, народные дружинники, народные присяжные заседатели).

Специальные полномочия предоставляют  управомоченные на это органы или  должностные лица (обычно руководители), трудовые коллективы (общее собрание). Специальное полномочие оформляется приказом, трудовым соглашением, доверенностью, решением трудового коллектива и т. п. Действие специального полномочия заканчивается, если: а) истек его срок; б) задание, для выполнения которого оно предоставлялось, выполнено; в) его отменило лицо или организация, давшее такое полномочие.

Самостоятельным признаком должностного лица является принадлежность (характеристика) тех органов, учреждений, в которых трудиться лицо. По закону это могут быть государственные органы, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения, государственные корпорации а также Вооруженные Силы РФ, другие войска и воинские формирования РФ.

Подводя итог можно сказать, что  понятие должностного лица дается в  примечании 1 к ст. 285 УК РФ и позволяет  выделить три блока признаков, которые лежат в основе признания лица должностным:

- характер выполняемых лицом  функций (полномочий и обязанностей);

- правовое основание наделения  его этими функциями;

- принадлежность (характеристика) тех  органов, учреждений, в которых трудится лицо.

Названные признаки должностного лица присущи всем четырем категориям работников, которые указанны в примечании 1 – 3 ст. 285 УК РФ и которые могут быть субъектами преступлений, предусмотренных статьей 286 УК РФ.

Первая категория субъектов  – должностные лица, которые отвечают признакам, названным в примечании 1 к ст. 285 УК РФ. Эти должностные  лица являются субъектами преступлений.

Информация о работе Превышение и злоупотребление должностыми полномочиями