Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Августа 2012 в 11:51, курсовая работа
Как известно, публичная власть выполняет в обществе две основные функции – функцию социального регулирования и социального контроля. Их успешная реализация, в конечном итоге, должна обеспечивать стабильность и порядок в социуме.
Введение…………………………………………………………………стр. 2
Глава 1. Объективные признаки превышения должностных полномочий
1.1Объект преступления…………………………………………….стр. 4
1.2Объективная сторона преступления…………………………….стр. 6
Глава 2. Субъективные признаки превышения должностных полномочий
2.1Субъект преступления…………………………………………...стр. 10
2.2Субъективная сторона преступления…………………………...стр. 18
Глава 3. Разграничение должностного злоупотребления и превышения должностных полномочий…………………………………..............стр. 23
Заключение………………………………………………………………стр. 28
Список литературы……………………………………………………...стр.31
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Объективные признаки превышения должностных полномочий
1.1Объект преступления…………………………………………….
1.2Объективная сторона преступления…………………………….стр. 6
Глава 2. Субъективные признаки превышения должностных полномочий
2.1Субъект преступления…………………………………………..
2.2Субъективная сторона преступления…………………………...стр. 18
Глава 3. Разграничение должностного
злоупотребления и превышения должностных
полномочий………………………………….......
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Как известно,
публичная власть выполняет в
обществе две основные функции –
функцию социального
Систематическая
практика злоупотреблений и превышений
полномочий со стороны должностных
лиц государственных и
Итак, вполне очевидно, что борьба с преступлениями, совершаемыми должностными лицами путем превышения полномочий, должна быть системной и последовательной. Но любые меры, предпринимаемые государством и направленные на борьбу с должностными преступлениями, будут носить декларативный характер без действенного механизма реализации. Немаловажное значение в этом механизме имеет правильная квалификация совершенных преступлений. Как известно, квалификация является центральным этапом правоприменительной деятельности по уголовным делам. Правильная и своевременная квалификация сокращает сроки расследования уголовных дел, является одним из условий эффективной работы следственных органов, обеспечивает неотвратимость и справедливость назначаемого судами наказания. Сложности при уголовно-правовой оценке данных преступлений обусловлены как несовершенством уголовного законодательства (казуистичность, бланкетность, пробельность, наличие оценочных признаков в тексте уголовного закона), так и с тем, что в правоприменительной практике не выработаны типовые правила применительно к общим и специальным вопросам их квалификации.
Также стоит отметить, что специфичность данных преступлений приводит к их тесной связи с коррупцией, так как в данном случае мы имеем дело со специальным субъектом – должностным лицом, то есть с лицом, в чьих руках может быть сосредоточена власть. Так как коррупция в наше время является очень большой проблемой, нельзя не отметить, что это также делает выбранною мной тему актуальной, как и все выше перечисленные обстоятельства.
Глава 1. ОБЬЕКТВНЫЕ ПРИЗНАКИ ПРЕВЫШЕНИЯ ДОЛЖНОСТНЫХ ПОЛНОМОЧИЙ
Статья 286 УК РФ предусматривает уголовную ответственность за превышение должностных полномочий, т.е. совершение должностным лицом действий, явно выходящих за пределы его полномочий и повлекших существенное нарушение прав и законных интересов граждан и организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства.1
1.1Объект превышения должностных полномочий
Объект должностного преступления непосредственно в уголовном законе не указан. Поэтому важно дать правильное определение этому понятию, ибо он в первую очередь позволяет отграничить данную группу посягательств от других групп. Четкое определение объекта важно и потому, что родовой объект положен в основу помещения должностных составов преступления в специальную главу уголовного кодекса.
В большинстве работ, посвященных уголовной ответственности за должностные преступления, родовым объектом посягательств признаются общественные отношения, обеспечивающие правильную, законную деятельность (или функционирование) органов власти и государственного аппарата в целом.
Эта точка зрения в уголовном праве относительно должностных преступлений неизменна, т.к. должностные преступления причиняют или могут причинить существенный вред тем общественным отношениям, которые составляют содержание правильной деятельности государственного аппарата. В этой связи особое теоретическое и практическое значение приобретает понятие государственного аппарата. Это важно потому, что позволяет установить объем и пределы деятельности государства по управлению в области политики, экономики и д.р. Оно необходимо также для того, чтобы определить круг органов составляющий государственный аппарат. Наконец понятие государственного аппарата дает возможность наиболее четко выявить сферу практической деятельности работников аппарата - должностных лиц, от которых зависит его нормальная деятельность. Последнее играет роль в решении вопроса об ответственности должностных лиц за нарушение возложенных на них служебных полномочий.
Понятие государственного аппарата имеет узкий и широкий смысл. В узком смысле к государственному аппарату принято относить исполнительно распорядительный аппарат, или органы государственного управления. В широком смысле понятие государственного аппарата охватывает весь механизм государственной власти.
Таким образом, государственный аппарат,
как объект преступных посягательств
со стороны должностных лиц
Из всего вышесказанного следует вывод, что родовым объектом должностных преступлений являются общественные отношения составляющие содержание законной деятельности государственного и общественного аппарата.
Непосредственный объект данного преступного посягательства можно определить как общественные отношения, обеспечивающие нормальную, законную деятельность органов государственной власти, государственной службы и органов местного самоуправления. Анализ 286 статьи УК РФ, определяющей ответственность за должностное преступление, свидетельствует о том, что для данного преступления характерен и второй непосредственный объект - объект посягательства: охраняемые законом блага личности. Исходя из того, что родовым объектом является совокупность общественных отношений, составляющих содержание нормальной деятельности государственного и общественного аппарата, что родовой и непосредственный объект должны лежать в плоскости одних и тех же общественных отношений, что они относятся между собой как родовое и видовое понятие и что отдельные звенья государственного аппарата являются его частью и выполняют функции свойственные всему аппарату, можно прийти к выводу, что непосредственный объект должностного преступления являются те конкретные общественные отношения, которые составляют содержание нормальной работы отдельного звена государственного или общественного аппарата либо отдельных организаций, учреждений, предприятий.
1.2Объективная сторона превышения должностных полномочий
Важное значение для определения должностного преступления и его признаков имеет содержание объективной стороны этого преступлений и характеристика элементов ее образующих. В общей форме объективная сторона данных составов определяется обычно как общественные отношения, на объект, охраняемый уголовным законом, т.е. представляет собой характеристику внешних признаков преступления. Для определения объективных признаков превышения должностных полномочий необходимо выявить специфику общественно опасных действий совершенных виновным.
Первую характерную черту
По общему правилу, должностные преступления возможны тогда, когда речь идет о совершении деяний в сфере служебной деятельности должностного лица и в пределах тех полномочий, которые на него возложены. Что касается превышения власти или служебных полномочий то здесь наличие основного вида данного состава определяется рамками служебной компетенции, однако не виновного лица, а того лица, либо органа в чью компетенцию входят деяния совершенные виновным лицом.2 Анализ судебной практики выявил четыре типовые формы совершения действий, выходящих за пределы прав и полномочий должностного лица:
При этом действия виновного должны быть связаны с его должностным положением, вытекать из него и быть совершенными в процессе его служебной деятельности или в связи с ней, отсутствие такой связи исключает состав данного преступления.
Другим характеризующим
Характеристика превышения должностных полномочий будет неполной, если не остановиться на ее признаке, который состоит в наступлении общественно опасных последствий в виде существенного нарушения правоохраняемых интересов вследствие действия должностного лица.
Нельзя признать необходимым признаком объективной стороны заведуемую возможность наступления последствий, поскольку возможно лишь одно из двух, либо закон указывает на последствия и тогда они становятся признаком состава, либо такое указание отсутствует, и тогда возможность их наступления безразлична для решения вопроса о составе преступления. Очевидно, что для всех должностных преступлений, где по закону требуется наступление последствий, наличие оконченного состава преступления, требует фактического причинения существенного вреда государственным или общественным интересам и интересам граждан. Наиболее частыми на практике встречаются последствия должностных преступлений - материальный (имущественный) ущерб государству или общественным организациям, серьезное нарушение работы отдельных звеньев государственного аппарата или организаций и др.
Подводя итог вышесказанному можно сказать, что объективная сторона должностных преступлений состоит из трех признаков: а) общественно опасного действия, явно выходящего за пределы полномочий, предоставленных должностному лицу законом; б) общественно опасного последствия в виде существенного нарушения прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства; в) причинной связи между общественно опасными последствиями и преступными действиями.
Информация о работе Превышение и злоупотребление должностыми полномочиями