Преступления против общественного порядка

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2011 в 12:48, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы заключается в раскрытии и разрешении актуальных проблем, которые возникают при оценке и квалификации указанных преступлений.
Задачи курсовой работы:
1. Раскрыть сущность преступлений против общественного порядка, охарактеризовать их общие признаки, элементы составов.
2. Проанализировать элементы исследуемых составов преступлений, раскрыть их значение для квалификации.
3. На основе исследуемого материала определить круг актуальных проблем в области нарушений законодательства с целью выявления возможностей совершенствования уголовного законодательства и практики его применения.

Работа содержит 1 файл

сама работа ,без тит листа и содержания.doc

— 230.00 Кб (Скачать)

           Признаками формального критерия могут быть следующие: величина изображения или размер повреждений на испорченном имуществе: локализация оскверняющего изображения или повреждения либо другой порчи на предмете посягательства; место расположения изображения (порчи) относительно других зданий, сооружений, других различных объектов, ландшафта местности, т. е. как оно выделяется на их фоне: контрастность, отчетливость изображения; чистота и целостность здания, сооружения или имущества.

          Вандализм признается оконченным  преступлением с момента совершения  действий, выражающихся в осквернении  зданий или иных сооружений  либо в порче имущества на  общественном транспорте или  в иных общественных местах. Вандализм  имеет формально-материальный состав. В одних случаях преступление считается оконченным с момента выполнения действий по осквернению (формальный состав), в других - в момент причинения имущественного ущерба на общественном транспорте и в иных общественных местах (материальный состав).

         Вандализм является смежным составом с массовыми беспорядками (ст. 212), хулиганством (ст. 213), умышленным уничтожением или повреждением памятников истории и культуры (ст. 243), надругательством над местами захоронения умерших (ст. 244), умышленным уничтожением или повреждением имущества (ст. 167), приведением в негодность транспортных средств или путей сообщения (ст. 267). Отличие вандализма от смежных составов проводится по предмету или месту совершения преступления. Так, умышленное уничтожение или повреждение имущества (ст. 167 УК), уничтожение или повреждение памятников истории и культуры (ст. 243 УК), приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения (ст. 267 УК) отличаются от состава вандализма по предмету преступления, а надругательство над телами умерших и местами их захоронения (ст. 244 УК)  по месту преступления (места захоронения).

          Субъект вандализма - лицо вменяемое  и достигшее 14-летнего возраста. Установление пониженного возраста уголовной ответственности вызвано тем, что это общественно опасное деяние совершается преимущественно подростками. Вандализм - единственное преступление, которое относится к категории преступлений небольшой тяжести среди перечисленных в ст. 20 УК РФ составов преступлений. В свою очередь, лица, совершающие акты вандализма, имеют ряд общих особенностей. Их преступное поведение возникает раньше, чем у других правонарушителей. Вандалы обладают небольшим криминальным опытом, сложившимися взглядами и стереотипами антиобщественного поведения. Их поведение отличается нестабильной криминальной направленностью, а потребности крайне ограничены и примитивны, отчуждены от социальных ценностей. Социальная дезадаптация обычно усугубляется отсутствием семьи, специальности, постоянных мест работы и жительства, различными психическими аномалиями. В криминальной среде эти лица пользуются небольшим влиянием.18 Преступное поведение вандалов тесно взаимодействует с их антисоциальным образом жизни.  Личность преступника - вандала, как правило, деформирована его включением в криминальную среду, дефектами семейного воспитания уже в раннем возрасте, хроническим неудовлетворением насущных потребностей, постоянной ситуативной потребностью.

          Личность преступника - вандала,  как правило, деформирована его включением в криминальную среду, дефектами семейного воспитания уже в раннем возрасте, хроническим неудовлетворением насущных потребностей, постоянной ситуативной потребностью. Важное значение для выяснения психологической основы противоправного поведения из вандалистских побуждений имеют такие их особенности, как повышенная внушаемость и подражание поведению других, стремление образовать небольшие группы, где складываются определённые общие интересы, выделяется свой вожак и формируются взгляды на поведение в обществе, на то, «что такое хорошо и что такое плохо», т.е. групповая мораль. В такой группе может возникнуть чувство групповой поруки, а сдерживающие запреты и принятые правила поведения в обществе могут быть не приняты во внимание благодаря ложному чувству товарищества и коллективной ответственности        

          С субъективной стороны вандализм совершается только умышлено и с прямым умыслом. Виновный сознает, что повреждает имущество в общественных местах, пачкает и оскверняет здания и другие сооружения, и желает этого. Мотивами этого преступления могут быть хулиганские побуждения, религиозные соображения, озлобленность на общество, стремление продемонстрировать свою удаль, проявить себя, а также мотивы политического характера, либо месть органам государственной власти или местного самоуправления.  При определении вины как признака субъективной стороны деяния, предусмотренного ст. 214 УК, необходимо установить психическое отношение виновного как непосредственно к осквернению зданий или иных сооружений, к порче имущества на общественном транспорте или в иных общественных местах (психическое отражение основного объекта посягательства), так и к наступившим в результате него последствиям (психическое отражение обязательного дополнительного объекта).  Мотив, цель и эмоции не указаны в ст. 214 УК РФ в качестве обязательных, ни в качестве квалифицирующих признаков, однако их установление по конкретному уголовному делу необходимо, и они могут быть учтены судом при назначении наказания. 19

           
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3. Проблемы и предложения по квалификации преступлений

против  общественного порядка 

3.1 Проблемы квалификации преступлений 

      Глубина исследования того или иного явления  во многом зависит от всестороннего  изучения его свойств, что в свою очередь достигается широким подбором критериев (признаков), характеризующих это явление. Понять природу массовых беспорядков можно лишь с помощью тщательного их анализа. Массовые беспорядки как сложное социальное явление требуют специального и глубокого изучения причин и поводов их возникновения, генезиса, форм и методов предупреждения и борьбы с ними органов внутренних дел. Массовые беспорядки в той или иной форме возможны в любом обществе, независимо от его политического устройства. Более того, это одна из форм проявления отношения определенных групп людей к этому обществу, следовательно, причины массовых беспорядков как социально - политического явления надо искать в основах самого общества, государственного устройства, экономическом положении, взаимоотношениях различных этнических групп и слоев населения.

      При квалификации хулиганства, следует  отграничивать данное деяние от преступлений против личности и собственности, поскольку  в некоторых составах этих преступлений, в качестве квалифицирующего признака выступают хулиганские побуждения. Отграничивать хулиганство от других преступлений следует в зависимости от содержания и направленности умысла, мотивов, целей и обстоятельств совершенных лицом действий.20

      В данный период развития российского  уголовного законодательства объект, на который посягает хулиганство, существенно изменился. Он больше не является альтернативным, основным и единственным объектом стал именно общественный порядок. Проблема объекта хулиганства имеет важное уголовно-правовое значение. Раскрытие содержания данного понятия позволяет правильно ответить на ряд теоретических и практических вопросов: конструкция состава хулиганства, объем и содержание объективных и субъективных сторон данного преступления.

      Распространенность  преступных посягательств на личность, имущество, общественный порядок и общественную безопасность, совершаемых из хулиганских побуждений, их высокая общественная опасность, низкий уровень противодействия со стороны общества в целом - все это обуславливает более активное принятие мер по повышению эффективности деятельности, направленной на устранение, сведение к минимуму этого социального зла, на искоренение причин и условий, способствующих его существованию. Пожалуй, главной проблемой ответственности за хулиганство, обусловленной действующей редакцией ст.213 УК, является декриминализация некоторых очень распространенных и обладающих высокой общественной опасностью форм хулиганства. Это касается, прежде всего, тех форм хулиганства, не связанного с насилием или причинением ущерба собственности, которые раньше выражались в законодательных определениях «исключительный цинизм» и «особая дерзость», а так же исключение из статьи усиления наказания за рецидив хулиганства.21

      Вандализм как одна из форм разрушительного  поведения человека — сложное и многоаспектное социальное явление. Его изучение требует совместных усилий юристов, психологов, социологов, педагогов и психиатров. Вандализм порождают многие факторы, в том числе и, пожалуй, в первую очередь, изначально присущее людям неосознаваемое стремление к разрушению. Существующее и характеризуемое негативными тенденциями развития общественно опасное явление, проявляющееся в совершении актов вандализма, вызывает необходимость, осуществления комплексам многообразных мер, направленных на борьбу с ним.  Эффективность предупреждения вандализма предполагает активное применение профилактических мер как общего, так и специального характера. В предупреждении вандализма среди предпринимаемых государством мер важное место занимают уголовно-правовые средства, направленные на ограничение актов совершения вандализма. Действующее уголовное законодательство весьма обстоятельно регламентирует вопросы ответственности за вандализм. Разнообразие описанных в законе криминальных видов вандальных проявлений позволяют проводить гибкую карательно-воспитательную политику по отношению к виновным лицам. Однако усилить эффективность борьбы с вандализмом можно только через совершенствование закона. 

      3.1. Предложения по квалификации преступлений против общественного порядка 

      Для повышения эффективности специально-криминологического предупреждения преступлений против общественного порядка требуется обеспечить комплексность мероприятий, взаимодействие всех субъектов этой профилактики, достигаемые путем программирования профилактической деятельности на основе ее мониторинга, а также правовых и организационных мер по ее координации. В частности, необходимо:

      1) предусмотреть в единой комплексной  общегосударственной программе  борьбы с преступностью специальный  раздел, касающийся противодействия преступлениям против общественного порядка. Этот раздел программы должен опираться на криминологический прогноз и мониторинг профилактики и представлять собой целостную концепцию защиты общества от этой разновидности преступных посягательств;

      2) создать региональные целевые программы (подпрограммы) борьбы с преступлениями против общественного порядка на основе изучения и прогнозирования криминологической ситуации в регионе, учета выявленных исследованием изменений в способах противоправных действий преступников, в которых будут определены основные цели и направления данной борьбы, пути и средства их достижения. Данные мероприятия особо значимы для регионов, граничащих с Чечней и некоторыми другими республиками Северного Кавказа;

      3) создать  единую  межведомственную  информационно-аналитическую службу на уровне Российской Федерации и ее субъектов, интегрирующую данные о преступных посягательствах, в том числе и преступлениях против общественного порядка; распространенности и динамике процессов и явлений, непосредственно на них влияющих; о контингенте лиц, состоящих на профилактическом учете; а также о мерах устранения (ограничения) действия детерминант этих преступлений; об эффективности применения уголовного и иного законодательства, регламентирующего ответственность за их совершение22;

      4) осуществлять информационное обеспечение  подразделений Службы общественной безопасности в рамках развития информационно-вычислительной системы МВД России, которая предусматривает использование сведений, накапливаемых в интегрированных банках данных оперативно-справочного, розыскного, криминалистического и статистического назначений, а также информации, содержащейся в банках данных специализированных территориально распределенных автоматизированных систем;

      5) в целях повышения эффективности информационного обеспечения оперативно-служебной деятельности сотрудников подразделений Службы общественной безопасности необходимо обеспечить оснащение стационарных постов мобильных нарядов милиции, различных контрольно-пропускных и диспетчерских пунктов программно-техническими средствами, автоматизированными рабочими местами для оперативного доступа сотрудников к информации основного централизованного учета лиц, объявленных в федеральный и межгосударственный розыск, утраченного и выявленного огнестрельного оружия. В дальнейшем, с развитием телекоммуникационных средств, обеспечить подключение автоматизированных рабочих мест к интегрированным банкам данных общего пользования и базам данных специализированных территориально распределенных автоматизированных систем регионального уровня;

      6) обеспечить поэтапное увеличение  численности сотрудников, осуществляющих охрану общественного порядка (приведение штатной численности МОБ ГУВД области до норм, утвержденных Указом Президента РФ от 12 февраля 1993 года № 209 «О милиции общественной безопасности (местной милиции) в Российской Федерации»; привлекать к охране общественного порядка казачьи формирования, неправоохранительные, частные охранно-сыскные и иные организации, а также специализированные общественные объединения;

      7) проводить последовательную специализацию  сотрудников структурных подразделений  ОВД, занимающихся борьбой с  преступлениями против общественного порядка, сочетаемую с профильным обучением, переподготовкой и повышением квалификации; усилить в учебных заведениях криминологическую подготовку специалистов для правоохранительных органов; создать необходимые организационные и финансовые условия для привлечения к решению разнообразных и сложных задач предупреждения преступлений против общественного порядка различных экспертов из числа специалистов в области экономики, политологии, социальной работы, психологии, педагогики и других отраслей знаний;

      8) обеспечить в соответствии с  Концепцией развития Службы общественной безопасности МВД РФ надлежащее финансовое, материально-техническое и иное ресурсное обеспечение предупреждения преступлений против общественного порядка: оснастить подразделения милиции общественной безопасности необходимым вооружением, средствами защиты, спецсредствами, системами и средствами связи, компьютерной и оргтехникой, транспортом, обмундированием, снаряжением, оборудованием, обеспечить размещение их в зданиях и сооружениях в соответствии с нормативами; создать надежные социальные и материальные гарантии для службы и быта сотрудников правоохранительных органов и членов их семей за счет помощи муниципальных органов власти и различных негосударственных структур, коммерческих организаций, специальных независимых и смешанных государственно-общественных фондов.23 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Преступления против общественного порядка