Преступления против общественного порядка

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2011 в 12:48, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы заключается в раскрытии и разрешении актуальных проблем, которые возникают при оценке и квалификации указанных преступлений.
Задачи курсовой работы:
1. Раскрыть сущность преступлений против общественного порядка, охарактеризовать их общие признаки, элементы составов.
2. Проанализировать элементы исследуемых составов преступлений, раскрыть их значение для квалификации.
3. На основе исследуемого материала определить круг актуальных проблем в области нарушений законодательства с целью выявления возможностей совершенствования уголовного законодательства и практики его применения.

Работа содержит 1 файл

сама работа ,без тит листа и содержания.doc

— 230.00 Кб (Скачать)

          Проблема охраны общественного порядка имеет важное правовое значение. Выяснение содержания этого понятия позволяет правильно ответить на ряд других теоретических и практических вопросов (конструкция состава нарушений общественного порядка, объем и содержание объективных и субъективных сторон данных правонарушений). Описать состав преступления значит, прежде всего, определить объект последнего – социальное благо, страдающее или подвергающееся опасности от преступного действия.

     Таким образом, общественный порядок можно  определить как систему общественных отношений, сложившихся на основе соблюдения норм права, направленных на поддержание общественного спокойствия и нравственности, взаимного уважения, надлежащего поведения граждан в общественных местах, отношений в сфере социального общения.

     Общественный  порядок – не что иное, как  масштаб дозволенного. В случае нарушения  необходимых для нормального  общественного развития правил общежития виновного ждет кара, степень репрессивности которой зависит от тяжести нарушения. Правонарушения, посягающие на общественный порядок, таким образом, посягают на весь комплекс нормативных отношений, регулирующих нормальный, общественно значимый процесс жизнедеятельности, а каждое конкретное противоправное действие нарушает конкретное, нормативно определенное отношение, существующее ради необходимости соблюдения общественного порядка. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1.1. История развития законодательства об ответственности за

преступления против общественного порядка 

          В дореволюционном законодательстве существовал целый ряд статей, регламентирующих ответственность за различные виды выступления толпы, протестующей против деятельности государства, его органов или должностных лиц, которые выливались в столкновения с силами охраны правопорядка (ст. 249, ст. 251, 252, 263-266 Уложения о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г.; ст. 120-123 Уголовного Уложения 1903 г.). Несомненным достоинством указанных статей являлась дифференциация ответственности в зависимости от роли лица в совершении преступления. Эти нормы можно считать прообразом статьи о массовых беспорядках.

          В Уставе о наказаниях, налагаемых мировыми судьями, особый интерес представляет статья 134, описывающая деяние, которое, выражаясь современным языком, было совершено из хулиганских побуждений. Эта норма карала за нанесение обиды действием без всякого повода со стороны обиженного.

          После октябрьского переворота 1917 г. утвердился новый тип общественного порядка, право приобрело ярко выраженный классовый характер. Первоначально, в эпоху так называемого военного коммунизма, нормы уголовного права были весьма неопределенными. Так, термин «хулиганство» применялся одновременно для обозначения трех различных видов деяний: политического (контрреволюционного) преступления; общеуголовного преступления и дисциплинарного проступка.6

          Уголовным кодексом РСФСР 1922 года хулиганство было определено как "озорные, бесцельные, сопряженные с явным проявлением неуважения к отдельным гражданам или обществу в целом действия" (ст. 176) и отнесено к преступлениям против жизни, здоровья, чести и достоинства личности.

          Массовые беспорядки (ст. 75, 77) и призывы к ним (ст. 83, 84) по УК РСФСР 1922 г. относились к преступлениям против порядка управления. Ответственность за них дифференцировалась в зависимости от роли лица в совершении преступления (организатор, руководитель, подстрекатель, вооруженный участник, невооруженный участник, пособник, участники преступных деяний, вовлеченные в преступление по малосознательности и невежеству). В УК РСФСР 1926 г. в главе 2 «Особо для Союза ССР опасные преступления против порядка управления» содержались две нормы, регламентирующие ответственность за действия, связанные с массовыми беспорядками. В ст. 59-2 устанавливалась ответственность за массовые беспорядки, а в ст. 59-7 предусматривалась наказуемость пропаганды или агитации, направленных к возбуждению национальной или религиозной вражды или розни, а равно распространение или изготовление и хранение литературы того же характера.

          Редакция ст. 74 УК РСФСР 1926 г., предусматривавшая ответственность за хулиганство, повторяла текст аналогичной нормы УК РСФСР 1922 г., однако, относило его к «иным преступлениям против порядка управления» (глава 2). Впоследствии Указом Президиума Верховного Совета СССР от 10 августа 1940 года "Об уголовной ответственности за мелкие кражи на производстве и хулиганство" существовавшее ранее определение хулиганства было заменено на «хулиганские действия, совершенные в общественных местах, на предприятиях или в учреждениях».

         В УК РСФСР 1960 г. статья 206, предусматривающая ответственность за хулиганство, была помещена в главу 10 «Преступления против общественной безопасности, общественного порядка и здоровья населения». Эта норма выделяла три вида уголовно наказуемого хулиганства: а) простое (умышленные действия, грубо нарушающие общественный порядок и выражающие явное неуважение к обществу); б) злостное (те же действия, совершенные лицом, ранее судимым за хулиганство, или связанные с сопротивлением представителю власти или представителю общественности, выполняющему обязанности по охране общественного порядка, или же отличающиеся по своему содержанию исключительным цинизмом или дерзостью); в) особо злостное (с применением или попыткой применения огнестрельного оружия либо ножей, кастетов или иного холодного оружия, а равно других предметов, специально приспособленных для нанесения телесных повреждений). Кроме того, вплоть до 1977 г. подлежало уголовному преследованию мелкое хулиганство, совершенное лицом, к которому дважды в течение года применялись меры общественного или административного воздействия за мелкое хулиганство.

          В УК РСФСР 1960 г. не существовало квалифицированного по признаку группы хулиганства. Однако имелась специальная статья 190 (3) УК РСФСР, регламентировавшая ответственность за организацию или активное участие в групповых действиях, нарушающих общественный порядок. Наличие указанной нормы, наряду со статьей 79, предусматривающей ответственность за массовые беспорядки, порождало весьма существенные трудности, связанные с разграничением этих преступлений.

          Следующее крупное изменение норм о преступлениях против общественного порядка связано с принятием уголовного законодательства 1996 г. В ст. 213 «Хулиганство»: а) был декриминализирован состав простого хулиганства (без квалифицирующих признаков) в понимании ч. 1 ст. 206 УК РСФСР 1960 года; б) простым хулиганством стало признаваться грубое нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, сопровождающееся применением насилия к гражданам или угрозой его применения, а равно уничтожением или повреждением чужого имущества; в) исключены оценочные признаки злостного хулиганства в виде «исключительного цинизма» и «особой дерзости»; г) квалифицирующие признаки были конкретизированы весьма четко, чтобы исключить расширительное их толкование практическими работниками.

          Несколько изменена была и редакция нормы о массовых беспорядках. Так, согласно ст. 212 УК РФ, уголовно-наказуемыми признаются: организация массовых беспорядков (ч. 1 ст. 212 УК РФ); непосредственное участие в массовых беспорядках, сопряженных с применением насилия, совершением погромов, поджогов, уничтожение имущества, применение огнестрельного оружия, взрывчатых веществ или взрывных устройств, а также оказание вооруженного сопротивления представителю власти (ч. 2 ст. 212 УК РФ); призывы к активному неподчинению законным требованиям представителей власти и к массовым беспорядкам, а равно призывы к насилию над гражданами (ч. 3 ст. 212 УК РФ).

         Кроме того, в ст. 214 УК РФ впервые была установлена уголовная ответственность за вандализм, который законодатель определил как осквернение зданий или иных сооружений, порчу имущества на общественном транспорте или в иных общественных местах.

        Последние изменения в уголовно-правовые нормы, предусматривающие ответственность за преступления против общественного порядка, были внесены Федеральным законом от 8 декабря 2003 г.7 В частности, этот Закон изложил ст. 213 УК РФ в новой редакции и изменил штрафную санкцию ст. 214 УК РФ.  
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Уголовно-правовая характеристика преступлений против

общественного порядка 

2.1.  Массовые беспорядки 

         Статья 212 УК РФ предусматривает ответственность за различные формы участия в массовых беспорядках и призывы к их совершению. Эта статья, по сравнению со ст. 79 УК РСФСР 1960 года, значительно расширена, детализирована, дополнена новым объектом этого преступления и состоит из трех частей.

          Основным объектом преступления являются основы общественной безопасности. Дополнительными объектами следует считать собственность (любой формы), здоровье и телесную неприкосновенность граждан. Второй дополнительный объект как самостоятельно обособленный появился именно в ст. 212 нового УК.

         Опасность рассматриваемого преступления и его отличительная особенность от других посягательств на собственность, здоровье и телесную неприкосновенность граждан заключается в том, что в совершение этого деяния втягиваются (как стихийно, так и тщательно спланированно) массы людей.8 Хорошо известен «эффект толпы», когда законопослушные, уравновешенные люди под влиянием массового психоза начинают совершать преступные действия. Именно невозможность прогнозировать, сдерживать действия участников массовых беспорядков, от которых можно ожидать любых, даже самых тяжких деяний, и вызывает особую опасность этого преступления. Если в обычной обстановке призывы к неподчинению законным требованиям представителей власти не образуют состава преступления, то здесь они влекут ответственность по ч. 3 ст. 212 УК.

         Массовые беспорядки - это согласованные действия большого количества людей, грубо нарушающие установленный порядок поведения на определенной территории. Порядок поведения может быть установлен как федеральным или местным законом, так и соответствующим образом утвержденными правилами поведения в местах массового скопления людей (рынки, стадионы, парки культуры и т. п.) и законодательством о проведении массовых мероприятий.

           Законодатель не определил, какое количество людей необходимо для признания беспорядков массовыми. Полагаю, что количество людей для наличия данного признака объективной стороны состава должно быть достаточным, чтобы в любой момент перекрыть движение транспорта, пешеходное движение, сорвать проведение массового мероприятия, нарушить работу различных учреждений и организаций, т.е. контролировать положение на определенной значительной территории.

           Массовые беспорядки, о которых  идет речь в ст. 212 УК, должны  сопровождаться насилием, погромами,  поджогами, уничтожением имущества,  применением огнестрельного оружия, взрывчатых веществ или взрывных устройств, оказанием вооруженного сопротивления представителям власти. Если они указанными действиями не сопровождались, их организаторы и участники подлежат административной ответственности по ч. 2 ст. 1661 КоАП РСФСР при условии, что ими было допущено нарушение порядка организации или проведения публичного мероприятия. Участники массовых беспорядков также могут подлежать уголовной или административной ответственности по соответствующим статьям УК и КоАП за деяния, не охватываемые диспозициями чч. 1 и 3 ст. 212 УК.

           Объективную сторону преступления образуют только активные действия. Просто нахождение в толпе, совершающей массовые беспорядки, не образует состава преступления. Формами активных действий являются: организация массовых беспорядков; участие в них; призывы к активному неподчинению законным требованиям представителей власти и к массовым беспорядкам, призывы к насилию над гражданами.

           Организация массовых беспорядков - самая опасная форма этого преступления - заключается в выполнении определенных действий по вовлечению большого количества людей в массовые беспорядки, сопровождаемые насилием, погромами и т. д. (по диспозиции ч. 1 ст. 212 УК). Действия организаторов заключаются в подборе и организации людей, склонных к совершению хулиганских действий, агрессивных и желающих публично выражать свое «недовольство жизнью», психически неуравновешенных и склонных к насилию лиц. Как правило, проводится работа по вооружению этих людей, подготовке предметов, которые могут быть использованы ими в качестве оружия. Организаторы планируют развитие беспорядков, распределяют между собой роли при их проведении, готовят и обучают так называемых «провокаторов» и «боевиков», воздействуют на настроения людей непосредственно на мероприятии, распространяя листовки с призывами к насильственным действиям, организуют выступления специально подготовленных ими ораторов.9 Особенно опасны действия организаторов, проводимые на почве разжигания национальной или религиозной вражды, поскольку, как показывает практика, в этих случаях, как правило, неминуемы посягательства на жизни людей.

           Уже непосредственно при совершении массовых беспорядков организаторы лично либо через своих доверенных лиц руководят действиями толпы, координируют их для наиболее эффективного сопротивления правоохранительным органам, постоянно поддерживают у людей возбужденное и агрессивное настроение выдвижением новых лозунгов, сообщением сведений, вызывающих возмущение людей.

Информация о работе Преступления против общественного порядка