Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 22:00, контрольная работа
Глава 34 УК РФ «Преступления против мира и безопасности человечества» впервые включена в уголовное законодательство России. Необходимость в этом вытекает из тяжкого опыта человечества, столкнувшегося с такими международными преступлениями, которые - например, крупномасштабные агрессивные войны, геноцид, экоцид и т.д. - ставили под угрозу само его существование или по крайней мере существование наций (народов). Напоминанием об этом явился Устав Нюрнбергского трибунала, определивший понятие преступлений против человечества и их отдельных видов.
Глава 34 УК РФ «Преступления против мира и безопасности человечества» впервые включена в уголовное законодательство России. Необходимость в этом вытекает из тяжкого опыта человечества, столкнувшегося с такими международными преступлениями, которые - например, крупномасштабные агрессивные войны, геноцид, экоцид и т.д. - ставили под угрозу само его существование или по крайней мере существование наций (народов). Напоминанием об этом явился Устав Нюрнбергского трибунала, определивший понятие преступлений против человечества и их отдельных видов.
Этот Устав, как и Устав Токийского трибунала, документы ООН, принятые в конце второй мировой войны и в первые послевоенные годы с активным участием СССР, дали толчок созданию разветвленной системы международно-правовых договоров, призванных противодействовать новым агрессивным войнам, уничтожению населения и природы, другим международным преступлениям. Включение данной главы в УК вытекает из требований ст. 15 Конституции РФ, предусматривающей, что общепризнанные положения международного права, международно-правовые договоры РФ являются частью внутреннего права. Это, конечно не означает необходимость дословной их ретрансляции, но смысл должен быть воспроизведен во внутреннем законодательстве, с учетом отечественной традиции законодательной техники. Внутреннее законодательство может также расширить объем соответствующих уголовно-правовых запретов, так как международные договоры обычно ориентированы на консенсус на основе минимума. Самостоятельно определяет внутреннее законодательство и санкции за международные преступления.
Таким
образом, характерным признаком
рассматриваемой главы является
то, что преступления, описанные
в ней носят конвенциальный
характер: соответствующие уголовно-правовые
запреты вытекают из
международно-правовых обязательств страны. Упомянем также о том, что наиболее тяжкие из этих преступлений, а именно предусмотренные ст.ст. 353, 356, 357, 358 УК влекут ответственность и наказание, независимо от давности их совершения (ст. 78 УК).
Необходимо отметить большой вклад отечественных ученых в разработку концепции уголовной ответственности за преступления против мира и безопасности человечества (международные преступления) и их классификацию. В том числе в период выработки международных соглашений о законах и обычаях войны и основополагающих международно-правовых документов о наказании главных военных преступников. В частности, академик А.Н. Трайнин сформулировал понятие преступлений против человечества и указал на их основные группы (против мира, военные, против человечности)1. Разработанные им положения почти буквально вошли в Устав Нюрнбергского трибунала.
В настоящее время, когда еще не завершена
кодификация международного уголовного
права относительно преступлений, родовым
объектом которых является мирная жизнь
и безопасность человечества и входящих
в него народов, основы существования
и сотрудничества государств, мирное разрешение
межгосударственных конфликтов, определенные
трудности при усвоении материала может
вызвать рядоположенное использование
в литературе двух сходных терминов: "международные
преступления" и "преступления международного
характера".
1.
ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРОТИВ
МИРА
Непосредственным объектом преступления, предусмотренного ст. 353 УК РФ, является мир между народами сосуществование и сотрудничество государств.
Объективная сторона рассматриваемого преступления имеет альтернативный характер и может выражаться в планировании, подготовке или развязывании агрессивной войны.
Согласно решению Генеральной Ассамблеи ООН применение одним государством своих вооруженных сил против суверенитета, территориальной неприкосновенности или политической независимости другого государства, а равно воздействие на него каким-либо иным способом, несовместимым с Уставом ООН, принято называть агрессией.
Планирование агрессивной войны означает стратегическую и (или) тактическую разработку планов развязывания и (или) ведения этой войны (например, выбор страны – жертвы, определение сроков и масштабов ведения агрессивных военных действий и т.д.).
Подготовкой агрессивной войны признаются действия, которые преследуют цель перспективного и успешного обеспечения соответствующих планов развязывания или ведения такой войны (наращивание производства военной техники, увеличение численности вооруженных подразделений, создание резервов продовольствия и горючего, активизация разведывательной деятельности о противнике, проведение штабных учений в условиях, приближенных к военной обстановке, и т.д.)
Под
развязыванием
агрессивной
войны следует понимать
фактическое начало
самой войны, - осуществление акта
агрессии, который может проявиться
в различных формах. Типичными из
них, по мнению Генеральной
Ассамблеи, являются: вторжение
или нападение вооруженных
сил одного государства (агрессора) на территорию другого государства (жертвы); любая военная оккупация или аннексия; бомбардировка вооруженными силами одного государства (агрессора) территории другого государства (жертвы); применение любого оружия одним государством (агрессором) против территории другого государства (жертвы); нападение вооруженными силами одного государства (агрессора) на сухопутные, морские или воздушные силы или флоты другого государства (жертвы); применение вооруженных сил одного государства (агрессора), находящегося на территории другого государства, в нарушение условий соглашения об их пребывании; предоставление территории одного государства для использования другим государством в целях совершения агрессии и др.
Субъектом рассматриваемого преступления может быть лишь лицо, занимающее высшую государственную должность России или субъекта ее Федерации.
Субъективная сторона данного преступления характеризуется только прямым умыслом, так как его совершение требует преднамеренного подхода со стороны виновных, и потому оно не может быть совершено без желания заинтересованных в планировании, подготовке или развязывании агрессивной войны лиц.
Фактическое
ведение агрессивной
войны, которое предполагает
продолжение агрессии с единственной
целью – доведение ее до победного
финала, значительно повышает общественную
опасность этого преступления и потому
влечет квалификацию по ч.
2 ст. 353 УК
РФ.
Непосредственным
объектом преступления, предусмотренного
ст. 354 УК
РФ, выступает мир между народами
и мирное сосуществование и
сотрудничество государств, от
чего, естественно, в значительной
мере зависит внешняя безопасность
и нашего государства.
С объективной стороны это преступление характеризуется действиями, заключающимися в публичных призывах к развязыванию агрессивной войны.
Призывы по своей содержательной и функциональной пластике неоднозначны. Они могут варьироваться от переполненного пафосом
приглашения сограждан выражать свое идеологическое согласие и единение с кем-либо (например, призывы, посвященные Дню международной солидарности трудящихся) до категорического, бескомпромиссного и потому угрожающего требования неукоснительно следовать достижению конкретной и одобряемой призывающими цели. В анализируемом составе преступления речь идет, скорее всего, о призывах второго порядка, так как призыв к любой агрессии лишен сентиментальных оттенков. Таким образом, призывы, (применительно к рассматриваемому составу преступления), заключаются в обращении к неопределенному числу лиц с целью убеждения их (в том числе и тех, от кого это зависит) в необходимости и целесообразности развязывания агрессивной войны против какого-либо народа или государства.
Для привлечения к уголовной ответственности по ст. 354 УК РФ необходимо, чтобы призывы носили публичный характер.
Публичность призывов к развязыванию агрессивной войны заключается в том, что содержание этих призывов и форма его выражения рассчитаны на обязательное восприятие их третьими лицами. Призывы осуществляются либо при непосредственном присутствии третьих лиц (например, при устном выступлении виновного перед присутствующими людьми), либо они адресуются третьим лицам для ознакомления в будущем (например, рассылка по почте или расклеивание призывов соответствующего содержания).
Если
публичные призывы совершаются
с использованием средств
массовой информации, то
анализируемое преступление приобретает
большую общественную опасность и влечет уголовную ответственность по ч. 2 ст. 354 УК РФ.
В анализируемой статье публичные призывы должны быть подчинены строго определенной цели, а именно направлены на развязывание агрессивной войны.
Если публичные призывы будут преследовать цели насильственного изменения конституционного строя страны, то действия виновного должны быть квалифицированны по ст. 280 УК РФ. Для уголовной ответственности по данной статье необязательно, чтобы была развязана агрессивная война, достаточного самого факта призыва к этому. Иными словами, публичные призывы к развязыванию агрессивной войны относятся к числу формальных составов и признаются оконченными независимо от того, удалось ли виновному спровоцировать развязывание агрессивной войны.
Анализ диспозиции ст. 354 УК РФ позволяет заключить, что уголовная ответственность по этой статье возможна лишь при условии, что имело место два и более публичных призывов, так как законодатель ведет речь о «публичных призывах», а не публичном призыве.
Субъектом этого преступления может быть любое вменяемое лицо, достигшее к этому времени 16 – летнего возраста.
Если же указанные призывы осуществляет лицо, занимающее высшую государственную должность России или ее субъекта, то уголовная ответственность наступает по ч. 2 ст. 345 УК РФ, так как виновный облечен исключительными полномочиями, которые он использует в ущерб, прежде всего мировому сообществу и, естественно, собственному народу.
С субъектной стороны это преступление характеризуется прямым умыслом. Виновный сознает, что публично призывает к развязыванию агрессивной войны, чем создает психологическую и идеологическую
напряженность
в определенной среде населения,
и желает совершать эти призывы.
Непосредственным объектом рассматриваемого преступления (ст. 360 УК РФ) является основа нормальных международных отношений, необходимых для мирного сотрудничества между государствами. В роли дополнительного объекта этого преступления выступают здоровье, свобода, честь, достоинство или собственность лиц, пользующихся международной защитой, а равно собственность государства, представителями которого эти лица являются.
Такой вывод вытекает из того положения, что потерпевшим от преступления закон называет лицо, которое во время, когда против него, его официальных помещений, его жилого помещения или его транспортных средств было совершено преступление, и в месте совершения преступления имеет право в соответствии с международным правом на специальную защиту от любого нападения на его личность, свободу и достоинство, а также проживающие с ним члены его семьи. Согласно международной Конвенции о предотвращении и наказании преступлений против лиц, пользующихся международной защитой 1973 г., в том числе дипломатических агентов, к данной категории отнесены: глава государства; каждый член коллегиального органа, выполняющего функции главы государства согласно конституции соответствующего государства; глава правительства (например, вице - премьер); министр иностранных дел; сопровождающие названных лиц члены семьи; представитель государства или иное должностное лицо, имеющее право на специальную защиту; должностное лицо или любой иной агент межправительственной международной организации, имеющие право на специальную защиту; проживающие с такими лицами члены семьи. Преступление, предусмотренное ст. 360 УК РФ, возможно лишь при условии, если названные лица находятся на территории иностранного государства.
Информация о работе Преступления против мира и безопасности человечества