Правовые основы деятельности органов внутренних дел в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 09:52, отчет по практике

Описание работы

В соответствии со статьей 1 закона «Об органах внутренних дел Республики Беларусь» органы внутренних дел – государственные правоохранительные органы, осуществляющие борьбу с преступностью, охрану общественного порядка и обеспечивающие общественную безопасность в соответствии с задачами, возложенными на них настоящим Законом и иными законодательными актами Республики Беларусь [5].
Органы внутренних дел являются составной частью системы обеспечения национальной безопасности Республики Беларус

Содержание

ВВЕДЕНИЕ..................................................................................................................3
ГЛАВА 1 ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ..............................................5
1.1 Задачи и принципы деятельности, организация органов
внутренних дел в Республике Беларусь..........................................................5
1.2 Система органов внутренних дел в Республике Беларусь……………..7
1.3 Права и обязанности органов внутренних дел ………………………..10
ГЛАВА 2 ОРГАНЫ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИЕ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ РАССЛЕДОВАНИЕ…………..................................................................................15
2.1 Органы дознания……..………………………………….........................15
2.2 Органы предварительного следствия…………………..…..…………..18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ..........................................................................................................33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ................................................35

Работа содержит 1 файл

отчет.docx

— 75.91 Кб (Скачать)

До направления  постановления для исполнения следователь  обязан ознакомить с ним подозреваемого, обвиняемого, их законных представителей, а также подвергаемых экспертизе потерпевшего и свидетеля и разъяснить им права, предусмотренные ст. 229 УПК. Об этом составляется протокол, который подписывается следователем и лицом, ознакомленным с постановлением (Приложение 11-12). После получения заключения эксперта следователь обязан ознакомить с его содержанием лиц, предусмотренных законом, о чем составляется соответствующий протокол (Приложение 13-14).[15].

При расследовании  уголовного дела следователем у участвующих  лиц по конкретному делу могут  быть изъяты  предметы или документы, которые служили орудиями преступления, или сохранили на себе следы преступления, или были объектами преступных действий, а также деньги и иные ценности, добытые преступным путем. Такие  предметы и документы признаются вещественными доказательствами по делу путем вынесения постановления  о признании предметов (документов) вещественными доказательствами (Приложение 15).

Вещественные  доказательства должны быть подробно описаны в протоколах осмотра  и по возможности сфотографированы и приобщены к уголовному делу постановлением органа, ведущего уголовный  процесс.  Вещественные доказательства должны храниться при уголовном деле и передаваться вместе с ним. Если предметы в силу их громоздкости или иных причин не могут храниться при уголовном деле, они должны быть сфотографированы, по возможности опечатаны, и храниться в месте, указанном органом, ведущим уголовный процесс. О месте нахождения вещественного доказательства в деле должна быть соответствующая справка (Приложение 16)[15].

В процессе расследования уголовного дела следователем могут применяться меры процессуального  пресечения и принуждения. Меры пресечения – это принудительные меры, применяемые  к подозреваемому или обвиняемому  для предотвращения совершения ими  общественно опасных деяний, предусмотренных  уголовным законом, или действий, препятствующих производству по уголовному делу, а также для обеспечения  исполнения приговора. Они направлены на то, чтобы помешать подозреваемому, обвиняемому продолжать преступную деятельность, скрываться от следствия, воспрепятствовать установлению истины по делу. Поскольку меры пресечения носят репрессивный характер, они ограничены определенным сроком.

Мерами  пресечения являются: подписка о невыезде и надлежащем поведении, личное поручительство, отдача несовершеннолетнего под  присмотр, залог, домашний арест и  заключение под стражу [15].

При решении  вопроса о необходимости применения меры пресечения необходимо учитывать  характер обвинения, личность обвиняемого  и состояние здоровья, а также  другие обстоятельства.

Мера  пресечения отменяется, когда в ней  отпадает необходимость, или заменяется более строгой или мягкой, когда  этого требуют обстоятельства уголовного дела [14].

Подписка  о невыезде заключается в том, что подозреваемый или обвиняемый дает письменное обязательство не покидать постоянное или временное место  жительства без разрешения органа уголовного преследования, не препятствовать расследованию  уголовного дела и в назначенный  срок являться по вызову органа, ведущего уголовный процесс. В случае нарушения  подписки о невыезде к обвиняемому  может быть применена более строгая  мера пресечения [14].

Личное  поручительство заключается в том, что люди, заслуживающие доверия, дают письменное обязательство о  том, что подозреваемый или обвиняемый, находясь на свободе, не будет скрываться от органа уголовного преследования, а  также заниматься преступной деятельностью.

Залог заключается  в том, что сам подозреваемый, обвиняемый или другое физическое лицо вносят в республиканский бюджет средства для обеспечения явки подозреваемого и обвиняемого в орган уголовного преследования. Залог применяется  при условии полного возмещения имущественного вреда, причиненного преступлением  [14].

Домашний  арест – это изоляция подозреваемого или обвиняемого от общества без  содержания его под стражей, но с  применением правоограничений, определенных прокурором или его заместителем. Под домашним арестом понимают ряд запретов, которые применяются в отношении подозреваемого и обвиняемого: этим лицам запрещено выходить из жилища вообще или в определенное время, общаться с определенными лицами и принимать, кого бы то ни было у себя дома. Кроме того, лицо, находящееся под домашним арестом, обязан отвечать на контрольные телефонные звонки и лично являться в орган, осуществляющий надзор за ним.

Заключение  под стражу – наиболее строгая мера пресечения, применяется лишь в отношении лица, подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления, за которое законом предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок свыше 2 лет, или в отношении лиц, не имеющих постоянного места жительства на территории Республики Беларусь [14]. Данная мера пресечения не может превышать 2 месяца. В постановлении о применении данной меры пресечения должны быть изложены основания и мотивы, в силу которых возникла необходимость в заключение подозреваемого или обвиняемого под стражу. На заключение под стражу должна быть получена санкция прокурора (Приложение 17).

Обвиняемый (подозреваемый) имеет право на обжалование  в суд решения органа ведущего уголовный процесс, о задержании, об избрании в отношении его меры пресечения в виде заключения под  стражу или домашнего ареста, о  чем составляется протокол разъяснения порядка обжалования (Приложение 18).

Также при  проведении предварительного расследования  могут применяться иные меры процессуального  принуждения: обязательство о явке, привод, временное отстранение от должности, наложение ареста на имущество[14].

Задержание  как мера процессуального принуждения  состоит в фактическом задержании лица, доставлении его в орган  уголовного преследования и в  кратковременном содержании под  стражей в местах и условиях, определенных законом.

Задержание  может быть применено только:

   –к лицу, подозреваемому в совершении преступления;

   –к обвиняемому для предъявления обвинения либо в случае нарушения условий примененной к нему меры пресечения;

   –к осужденному, в отношении которого имеется  представление уполномоченного на то органа об отмене приговора, определения, постановления суда об условном применении наказания, отсрочки исполнения наказания или условно – досрочном освобождении об отбывании наказания [15].

После задержания в течение 12 часов с момента  фактического задержания органом уголовного преследования должен быть решен  вопрос о возбуждении уголовного дела. В случае отказа в возбуждении  уголовного дела или непринятия решения  о возбуждении уголовного дела в  указанный срок, задержанный должен быть освобожден. Орган уголовного преследования не вправе удерживать подозреваемого свыше 72 часов с момента  фактического задержания. К моменту  истечения этого срока задержанного освобождают, если прокурор не дает санкции  на его арест.

В случае применения в отношении задержанного меры пресечения обвинение ему должно быть предъявлено не позднее 10 суток  с момента фактического задержания [15].

О задержании лица и месте нахождения задержанного орган, ведущий уголовный процесс  и осуществивший задержание, обязан в течение 12 часов с момента  фактического задержания уведомить  кого–либо из совершеннолетних членов его семьи (Приложение 19).

Предварительное расследование приостанавливается при наличии одного из следующих  оснований, препятствующих его продолжению  и окончанию: не установления лица, подлежащего привлечению в качестве обвиняемого; когда обвиняемый скрылся от органа уголовного преследования; когда местонахождение обвиняемого известно, однако отсутствует реальная возможность его участия в производстве по уголовному делу; временного психического или иного заболевания обвиняемого, препятствующего его участию в производстве процессуальных действий; не обнаружения безвестно исчезнувшего лица.

О приостановлении  предварительного расследования следователь  выносит мотивированное постановление, копию которого направляет прокурору (Приложение 20). До приостановления предварительного преследования следователь обязан выполнить все следственные действия, проведение которых возможно в отсутствие обвиняемого, принять все меры по его розыску, а также по установлению лица, совершившего преступление, либо по обнаружению безвестно исчезнувшего лица [15].

О приостановлении  предварительного расследования следователь  обязан письменно уведомить потерпевшего, гражданского истца, гражданского ответчика  и их представителей.

Приостановленное  предварительное расследование  возобновляется  также мотивированным постановлением следователя после  того, как отпали основания для  приостановления; возникла необходимость  производства следственных действий, которые могут быть осуществлены без участия обвиняемого. О возобновлении предварительного расследования сообщается обвиняемому, его защитнику и законному представителю, а также потерпевшему, гражданскому истцу, гражданскому ответчику и их представителям [12].

О прекращении  предварительного расследования следователь  также выносит мотивированное постановление. В нем указываются время и место его составления, фамилия и должность следователя, излагаются обстоятельства, послужившие поводом и основанием для возбуждения уголовного дела, и результаты его расследования с указанием данных о лицах, подозревавшихся или обвинявшихся в совершении преступления, а также уголовно–правовой квалификации и применявшихся мерах пресечения. О прекращении предварительного следствия и основаниях его прекращения следователь письменно уведомляет подозреваемого, обвиняемого, иных заинтересованных лиц, а также лицо, по заявлению которого дело было возбуждено [14]. 

Признав, что все следственные действия по уголовному делу выполнены, а собранные  доказательства достаточны для передачи уголовного дела прокурору для направления в суд, следователь уведомляет об этом потерпевшего (Приложение 21), гражданского истца, гражданского ответчика или их представителей, обвиняемого (Приложение 22), его законного представителя, защитника и разъясняет им право знакомиться с уголовным делом.  Об ознакомлении с уголовным делом вышеперечисленных лиц, следователь составляет протокол (Приложение 23-24). Дело должно быть подшито, а все его листы пронумерованы. Предъявлять для ознакомления разрозненные материалы недопустимо. Кроме самого уголовного дела защитнику и обвиняемому должны быть предъявлены для ознакомления все приобщенные к нему вещественные доказательства, а также звуко–, кино– и видеозапись следственных действий [11]. Выполнив все перечисленные действия, следователь выносит постановление о передаче уголовного дела прокурору для направления в суд (Приложение 25).

Вместе с уголовным делом  следователь представляет прокурору  справку о результатах проведенного по делу предварительного расследования (Приложение 26), а для представления в суд – список лиц, подлежащих вызову в судебное заседание (Приложение 27). В справке указываются сведения о личности обвиняемого, сущность предъявленного ему обвинения с указанием места и времени совершения преступления, его способов, мотивов, последствий и других существенных обстоятельств, установленных по делу и вмененных в вину всем обвиняемым и каждому в отдельности. Также указываются сведения о потерпевшем, доказательства, подтверждающие виновность обвиняемого, обстоятельства смягчающие и отягчающие его ответственность, указывается уголовный закон, предусматривающий ответственность за совершенное преступление. Справка должна содержать ссылки на тома и листы уголовного дела и не подлежит приобщению к уголовному делу.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Я проходила  практику в ОВД  Пинского горисполкома с 06.07.2011г. по 02.08.2011г. Во время прохождения производственной (ознакомительной) практики, главная цель которой состоит в закреплении теоретических знаний на основе изучения работы органов милиции, получении практических навыков и подготовке к самостоятельной профессиональной деятельности я:

  1. ознакомилась с правовыми основами деятельности организации; изучила задачи, функции и структуру организации;
  2. изучила организацию делопроизводства;
  3. участвовала в приеме граждан, который ведет сотрудник органов внутренних дел;

4. ознакомилась с функциональными обязанностями работников следственного подразделения, порядком ведения текущих и отчётных документов;

5. ознакомилась с законодательной базой, регламентирующей деятельность органов МВД;

6. подробнее изучила стадии уголовного процесса, ознакомилась с методикой выявления правонарушений, причин и условий им способствовавших;

7. уяснила порядок принятия заявлений и сообщений о преступлениях, сроки их рассмотрения, процессуальные средства проверки наличия или отсутствия оснований к возбуждению уголовного дела, решений принимаемых по заявлениям или сообщениям о преступлениях, основания их вынесения, форму и содержание;

8. ознакомилась с нормами и методами соблюдения законодательства в деятельности органов предварительного следствия;

9. ознакомилась с рядом уголовных дел, которые находились в производстве.

Также, за время прохождения производственной (ознакомительной) практики, мною, были подготовлены проекты следующих  процессуальных документов:

Информация о работе Правовые основы деятельности органов внутренних дел в Республике Беларусь